© KazLawReview
Статьи

Приложения к анализу действующих правовых актов по вопросу признания и нострификации в Республике Казахстан дипломов о высшем юридическом образовании, выданных зарубежными вузами

ПРИЛОЖЕНИЯ К НАСТОЯЩЕМУ АНАЛИЗУ
Приложения к анализу действующих правовых актов по вопросу признания и нострификации в Республике Казахстан дипломов о высшем юридическом образовании, выданных зарубежными вузами

Приложение №1


Приложение 3 к приказу
И.о Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 19 июля 2021 года № 352

Перечень утративших силу некоторых приказов Министерства образования и науки Республики Казахстан:

1. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2008 года № 8 "Об утверждении Правил признания и нострификации документов об образовании" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5135, опубликован в газете "Юридическая газета" от 21 марта 2008 года № 43 (1443);

2. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 9 октября 2013 года № 416 "О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2008 года № 8 "Об утверждении Правил признания и нострификации документов об образовании" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8901, опубликован в газете "Юридическая газета" от 29 марта 2014 года № 61 (27682);

3. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 ноября 2015 года № 639 "О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2008 года № 8 "Об утверждении Правил признания и нострификации документов об образовании" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12424, опубликован в информационно-правовой системе "Әділет" 1 февраля 2016 года);

4. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 июня 2016 года № 405 "О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2008 года № 8 "Об утверждении Правил признания и нострификации документов об образовании" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14075, опубликован в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов в электронном виде 24 августа 2016 года);

5. 5. Приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 16 марта 2017 года № 125 "О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2008 года № 8 "Об утверждении Правил признания и нострификации документов об образовании" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 15026, опубликован в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов в электронном виде 28 апреля 2017 года);

6. 6. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 апреля 2018 года № 161 "О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2008 года № 8 "Об утверждении Правил признания и нострификации документов об образовании" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16868, опубликован в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов в электронном виде 18 мая 2018 года);

7. 7. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 января 2019 года № 24 "О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2008 года № 8 "Об утверждении Правил признания и нострификации документов об образовании" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 18227, опубликован в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов в электронном виде 31 января 2019 года);

8. 8. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 мая 2020 года № 206 "О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2008 года № 8 "Об утверждении Правил признания и нострификации документов об образовании" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20637, опубликован в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов в электронном виде 20 мая 2020 года).

9. 9. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 октября 2020 года № 465 "О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2008 года № 8 "Об утверждении Правил признания и нострификации документов об образовании" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21566, опубликован в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов в электронном виде 5 ноября 2020 года).

Приложение №2

ОБРАЩЕНИЕ НА САЙТЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

№ 11361 Елюбаев Жумагельды Законодательство 08 декабря 2020

Может ли юридический консультант - гражданин РФ, имеющий не нострифицированный диплом о высшем юридическом образовании (степень бакалавра) вступить в Палату юридических консультантов в РК и осуществлять юридическую деятельность на территории РК?

Ответ от 13 января 2021

Уважаемый Жумагельды!


В соответствии с п.1 ст.75 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» юридическим консультантом является физическое лицо, имеющее высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, прошедшее аттестацию, являющееся членом палаты юридических консультантов и оказывающее юридическую помощь.

Согласно ст.12 Гражданского кодекса Республики Казахстан под физическими лицами понимаются граждане Республики Казахстан, граждане других государств, а также лица без гражданства.

Тем самым, иностранные физические лица, а также лица без гражданства вправе приобретать такие же права и обязаны выполнять такие же обязанности, какие предусмотрены гражданским законодательством для граждан Республики Казахстан, если законодательными актами не предусмотрено иное.

Вместе с тем, для вступления в силу иностранного документа об образовании на территории Республики Казахстан для дальнейшего трудоустройства или продолжения обучения необходимо провести процедуру его признания и нострификации.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее-Конвенция), заключенная в городе Минск 22 января 1993 года, не отменяет процедуру признания и нострификации документов об образовании, выданных организациями образования стран-участниц Конвенции, а лишь упрощает процедуру их легализации.

К странам-участницам Конвенции относятся: Республика Азербайджан, Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Молдавия, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина.

Таким образом, документы об образовании, выданные в Российской Федерации, подлежат прохождению процедуры признания и нострификации документов об образовании.

Настоящий ответ в соответствии с Законом «О правовых актах» не является актом официального разъяснения нормативного правового акта, не имеет обязательной юридической силы и носит рекомендательный характер.

Ссылка на обращение на сайте министерства юстиции Республики Казахстан- https://www.gov.kz/memleket/entities/adilet/virtual-reception/details/11361?lang=ru
Приложение №3

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

17 ноября 2022 года
Исх.№: 20221117/1

Касательно: Вступления иностранных юристов в Палаты юридических консультантов

В последние месяцы текущего года увеличился миграционный поток в Республику Казахстан из стран бывшего СССР и дальнего зарубежья. В числе мигрантов много иностранных юристов, имеющих большой стаж работы по юридической специальности. Сейчас, они пытаются трудоустроиться по профессии и часто обращаются в Палату юридических консультантов «Kazakhstan Bar Association» (далее – Палата KazBar), как организацию, имеющую положительную деловую репутацию и высокий имидж в юридическом сообществе. При этом ими принимается во внимание то, что Палата KazBar является единственной среди палат, которая является действительным членом Международной организации юристов (IBA).

Для рассмотрения заявлений иностранных юристов из стран бывшего Советского Союза и дальнего зарубежья о вступлении их в Палату KazBar, мы бы хотели получить официальное разъяснение от регулятора, каковым является Министерство юстиции РК. Для такого обращения есть законодательное обоснование и сложившаяся практика палат юридических консультантов.

Так, согласно пункту 1 статьи 75 Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» юридическим консультантом может быть «физическое лицо, имеющее высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, прошедшее аттестацию, являющееся членом палаты юридических консультантов и оказывающее юридическую помощь».

Приведенная норма профильного закона не ограничивает право иностранного юриста быть членом палаты юридических консультантов, если он соответствует всем требованиям, указанным в приведенной норме закона.

Таким образом, по нашему мнению, препятствий для вступления иностранного юриста в палату юридических консультантов не имеется, если он: представит иностранный диплом о высшем юридическом образовании (обязательный степень бакалавра или диплом, выданный юридическим ВУЗом СССР), нострифицированный по существующим правилам в Республике Казахстан; имеет двухгодичный стаж работы по юридической профессии, подтвержденный юридически значимыми документами; пройдет тестирование на знание казахстанского законодательства и аттестацию.

Этот вывод нуждается в официальном подтверждении Министерством юстиции Республики Казахстан, в связи с чем направляем это письмо.

Второй вопрос. Некоторые иностранные юристы, особенно из стран бывшего СССР, являются адвокатами в своих странах и официально являются членами адвокатского сообщества.

Согласно письменному разъяснению Министерства юстиции РК адвокаты Республики Казахстан не могут быть членами палаты юридических консультантов (письмо от 20 февраля 2019 года №9-3-22/ЗТ-К-84).

Распространяется ли это разъяснение регулятора на иностранных юристов, которые являются адвокатами в своих странах (например, Россия, Украина, Азербайджан, Узбекистан, Киргизия, Армения и др. постсоветские страны) или являются членами профессиональных организаций юристов, каковыми могут быть Ассоциации (BAR) в странах дальнего зарубежья (например, Китай, США, Великобритания, Германия и др. государства).

На это вопрос также необходимо официальное разъяснение Министерства юстиции РК.

В целях упорядочения деятельности палат юридических консультантов и правильного применения требований действующего законодательства, Палата KazBar просит Министерство юстиции РК дать официальное письменное разъяснение по этим двум важным вопросам, в целях исключения нарушения прав и законных интересов иностранных юристов, пребывающих в Республике Казахстан и осуществляющих юридическую деятельность.

С уважением,

Елюбаев Ж.С.,

Председатель Палаты «Kazakhstan Bar Association»

Приложение №4 (см. ниже)
QAZAQSTAN RESPÝBLIKASY
ÁDILET MINISTRLIGI

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
______________________________________________________________________________________

010000, Астана қаласы,

«Министрліктер үйі», Мәңгілік Ел даңғылы, 8

тел. 8 (7172) 74-07-97, факс: 8 (7172) 74-09-54

e-mail:kanc@adilet.gov.kz



010000, город Астана,

«Дом министерств», проспект Мәңгілік Ел, 8

тел.8 (7172) 74-07-97, факс: 8 (7172) 74-09-54

e-mail: kanc@adilet.gov.kz

Председателю ПЮК

«Kazakhstan Bar

Association»

Елюбаеву Ж.С.



Е-өтініш

Департамент регистрационной службы и организации юридических услуг Министерства юстиции Республики Казахстан (далее - Департамент) рассмотрев Ваше обращение, сообщает следующее.

Касательно 1- вопроса

Согласно п. 1 ст. 75 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» юридическим консультантом является физическое лицо, имеющее высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, прошедшее аттестацию, являющееся членом палаты юридических консультантов и оказывающее юридическую помощь.

Исходя из вышеизложенной нормы, следует, что требование относительно обязательности гражданства Республики Казахстан на юридического консультанта не распространяется, в связи с чем, при соответствии требованиям, установленным действующим законодательством препятствий для вступления в палату юридических консультантов иностранного гражданина не усматривается.

Касательно 2- вопроса

Согласно п.1 ст. 32 Закона, адвокатом является гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образование, получивший лицензию на занятие адвокатской деятельностью, являющийся членом коллегии адвокатов и оказывающий юридическую помощь на профессиональной основе в рамках адвокатской деятельности.

Поскольку, в соответствии с п.1 ст.32 Закона, адвокатом является гражданин Республики Казахстан, в этой связи, полагаем, что ограничений для вступления в палату юридических консультантов иностранных юристов/адвокатов не имеется.

Согласно п.4 ст.60 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» данное разъяснение не является официальным документом и носит рекомендательный характер.
В случае несогласия с настоящим ответом Вы вправе обжаловать его в предусмотренном действующим законодательством порядке.

Директор Департамента
регистрационной службы и
организации юридических услуг А. Тленчиев

исп.: Э.Жумажанова
Тел.: 74-07-86

Читайте продолжение:

Приложение №5
Государство и право