© KazLawReview
Статьи

Страновой обзор экологических судов. Модели, типы, особенности (часть 4)

Ознакомительная статья «Страновой обзор экологических судов. Модели, типы, особенности».  (Часть 4)
Создание экологических судов должно стать осознанной необходимостью.

Очевидно, что создание экологических судов требует внесения изменений и поправок в законодательство, определенных финансовых затрат. Претерпит изменения и дело-производство в уполномоченных органах и судах: необходимо будет создание новой номенклатуры, государственной статистической отчетности, архивного призводства и т.д.

В настоящее же время у нас фактически придерживаются смешанной модели судов типов Д и Е: судьи общих и административных судов обучаются экологическому праву. Однако обучение судей судов общей юрисдикции экологическому праву проводится не регулярно. Отчасти этому мешает и, казалось бы прогрессивная, специализация судов по отраслям судопроизводства: уголовного, гражданского, административного и законодательства об административных правонарушениях. Дело в том, что узкая специализация не позволяет судьям в достаточной степени знать и понимать требования и положения других отраслей правосудия. Еще одно немаловажное и неприятное обстоятельство: начиная с 2019 года в постковидный период обучение экологическому праву все больше сходит на нет.

Кроме того, само экологическое законодательство не в полной мере спряжено с другими отраслями права. Так, например, уголовным законодательством охвачены не все уголовные правонарушения, посягающие на экологическую безопасность населения и окружающую среду. Это видно хотя бы из того, в целом общие нормы законов о здоровье человека и населения, эпидемиологическом окружении и связанные с охраной окружающей среды находятся в разных главах Уголовного кодекса. Такая же картина и в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях. Отчасти вопросы экологического законодательства регулируются нормами недавно принятого Административного процедурно-процессуального кодекса.

На мой взгляд, объединение же судей в один тип экологических судов позволило бы лучше рассматривать все дела, связанные с экологией, проблемами санитарно-эпидемиологической безопасности населения и здоровья граждан, правонарушениями (деликтами) в области уголовного, гражданского, административного законодательств и законодательства об административных правонарушениях.

Относительно эффективности воздействия судебных актов на экологические проблемы следует отметить, что в них присутствует элемент формализма в данном вопросе. Так, в большинстве своем обычные судьи (не технические) не совсем четко понимаю,т что такое ремидиация, как ее следует назначать, ее положительные стороны. Вместо этого привычнее не заморачиваться и «шлепать», не побоюсь этого слова, денежные штрафы на нарушителей экологического законодательства, чем заставить их восстановить окружающую среду до уровня, предшествовавшего эпричинению экологического вреда. Да и самим нарушителям легче «отделаться» штрафом, нежели заниматься ремидиацией. Ведь, это не просто взять, например, высадить новые деревья вместо уничтоженных: за новыми саженцами требуется постоянный уход, полив, санитарная обработка, обрезка и т.д., включая и оплату за труд - на что будут тратиться определенные суммы.

В этой связи, полагаю, Министерства экологии и природных ресурсов РК в первую очередь, да и многие другие министерства и ведомства, чья деятельность в той или иной степени связана с охраной окружающей среды и благополучием населения, сохранностью природных ресурсов должны быть заинтересованы в функционировании экологических судов в Казахстане. Для примера сошлюсь на опыт Королевства Швеция, в котором в свое время экологические суды были созданы благодаря активной роли и настойчивости Министерства окружающей среды (ранее - Министерство окружающей среды и энергетики, Miljö-och energidepartementet - примеч.автора). Если помните, выше указывалось, что экологические суды Швеции признаны одними из самых успешных и эффективных.

Для физических и юридических лиц, организаций и объединений, чья деятельность так или иначе связана с охраной окружающей среды, экологические суды в соответствии с требованиями Орхусской конвенции способствовали бы большему доступу граждан и общественности к экологической информации и участию в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды и правосудию.

«Боковой вход» дает им отличную возможность делегировать в состав судей экологического суда своих представителей. Причем, среди них многие имеют первым либо дополнительным высшее юридическое образование. К техническим судьям было бы правильным применять следующие привлекательные условия: избрание впервые сроком на 5 лет, для последующих пяти лет - подача соответствующего заявления о продлении полномочий судьи и рекомендация Высшего Судебного Совета. Если технический судья решит продолжить карьеру как профессиональный судья - то на общих основаниях, в соответствии с Конституционным Законом от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», с сохранением за ним права на отставку.

Жизнь многранна, все течет, изменяется, ничего не стоит на месте. Возникают новые формы отношений, это также касается и судебной системы. Понимаю, что у многих в умах возникнет сумятица, поскольку мы привыкли к классической модели деления на три основных типа судопроизводства: уголовный, гражданский и по делам об административных правонарушениях. Но вот с июля 2021 года полноправно функционирует административное судопроизводство. Не так уж давно были созданы экономические суды, суды по административным делам, по делам несовершеннолетних, коих в советский период не было - все прижилось, работает нормально.

По логике, экологические суды объединят все эти четыре вида судопроизводства. То есть в них будут рассматривать уголовные, гражданские, административные дела и дела об административных правонарушениях, связанные с вредным воздействием на окружающую среду, благополучием населения и сохранностью природных (сырьевых) ресурсов.

На мой взгляд, специализация судей внутри экологического суда (рассмотрение одними судьями только уголовных дел, другими - только гражданских и т.д.), вряд ли будет на пользу отправлению правосудия. Все дело в том, что углубленная специализация спустя некоторое время ведет к тому, что судья начинает потихоньку «забывать» отрасли права, не применяемые в повседневной работе. Например, да не обидятся на меня мои коллеги, судьям, специализирующимся на гражданском процессе, уже не так просто ориентироваться в уголовном, административном законодательствах, по делам об административных правонарушениях. Тоже самое относится к судьям, рассматривающим только уголовные или административные дела.

Это объективная реальность, таковы особенности человеческой памяти: если нет необходимости заниматься чем-либо еще помимо основной деятельности. Поэтому судьи, обладающие великолепной памятью и прекрасно разбирающиеся во всех отраслях права - первые кандидаты в экологический суд.

Относительно структуры экологических судов:

1. На первоначальном этапе, «в пилотном режиме», возможно ограничиться одним судом районного (приравненного к нему) уровня или двумя в двух разных областях. Вот тут как раз т.н. «боковой вход» технических судей в состав экологических судов,надеюсь, проявит себя в полной мере.

Полагал бы необходимым одновременно создать в том же «пилотном режиме» (специализированную) судебную коллегию по экологическим делам в отобранном для этого областном (приравненном к нему) суде (или отобранных областных судах).

Либо на первоначальном этапе (в том же «пилотном режиме») в апелляционном порядке судебные акты, вынесенные «пилотным» экологическим судом, могут рассматриваться соответствующими судебными коллегиями областного (приравненного к нему) суда. Например, по уголовным делам и делам об административным правонарушениям - в судебной колллегии по уголовным делам, по административным делам - в специализированной судебной колллегии, по гражданским делам - в судебной коллегии по гражданским делам.

В течение первых шести лет желательно бы введение в качестве помощника судьи такой единицы, как «технический советник» из числа адвокатов, технических специалистов, обладающих специальными познаниями в области охраны окружающей среды и которых в дальнейшем можно будет избирать на должность судьи судебной коллегии по экологическим делам областного (приравненнного к нему) и далее - Верховного Суда.

2. По аналогичному принципу следует создать специализированную коллегию по экологическим делам и в Верховном Суде.

Либо на первоначальном этапе для проверки функционирования «пилотного» экологического суда и специализированной коллегии областного суда можно из числа судей Верховного Суда сформировать специализированную группу («зеленую скамейку»). В ней судьи, оставаясь каждый в своей судебной колллегии, вместе рассматривали бы дела в кассационном порядке. Думается, что в таком случае учитывались бы и правильно применялись нормы всех отраслей права.

Но все же создание же самостоятельной специализированной судебной коллегии по экологическим делам только приветствуется.

P.S. в силу некоторых особенностей уголовного права и уголовного процесса, при создании экологических судов и судебных коллегий возможно ограничиться тремя другими видами судопроизводства: гражданского, административного и по делам об административных правонарушениях.
Суд и правосудие