Автор: Елюбаев Жумагельды Сакенович, председатель Палаты юридических консультантов «Kazakhstan Bar Association»
Общая информация
В Республике Казахстан специальными нормативными правовыми актами, регулирующим вопросы признания и нострификации документов об образовании, являются: Закон РК «Об образовании» №319-III ЗРК от 27 июля 2007 года (далее – Закон об образовании); и «Правила признания документов об образовании» (далее – Правила), утвержденные Приказом исполняющего обязанности Министра образования и науки РК №352 от 19 июля 2021 года (далее – Приказ МОиН РК). Приведенными Правилами были признаны утратившими силу ряд раннее действовавших ведомственных актов (см. приложение №1 к настоящему Анализу).
Так, в соответствии с пунктом 17-2 статьи 1 Закона об образовании признание документов об образовании – это «официальное подтверждение документов об образовании, выданных зарубежными организациями образования, в том числе их филиалами, а также научными центрами и лабораториями».
В подпункте 1 пункта 2 Главы 1 Правил содержится аналогичное толкование термина «признание документов об образовании», под которым понимается «официальное подтверждение документов об образовании, выданных зарубежными организациями образования, в том числе их филиалами, а также научными центрами и лабораториями». При этом, признание документов об образовании осуществляется по отношению к физическому лицу (пункт 3 Главы 1 Правил).
Пункт 7 статьи 39 Закона об образовании гласит, что «документы об образовании, выданные зарубежными организациями образования, в том числе их филиалами, а также научными центрами и лабораториями, признаются на территории Республики Казахстан с выдачей лицам, завершившим обучение в них, соответствующего удостоверения».
Пункт 8 Главы 2 Правил определяет, что «признанию подлежат документы об основном среднем, общем среднем, техническом и профессиональном, послесреднем, высшем и послевузовском образовании физических лиц, получивших образование в других государствах и в международных или иностранных учебных заведениях (их филиалах)».
Эта же норма закрепляет положение о том, что «признание документов об образовании производится в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан и осуществляется путем установления подлинности документа об образовании, установления наличия у организации образования (научного центра, лаборатории), выдавшей документ об образовании, права на осуществление соответствующей образовательной деятельности на момент его выдачи, проведения экспертной оценки при необходимости».
Здесь следует отметить, что по Конституции РК действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета (сейчас, и Конституционного Суда) и Верховного Суда Республики (пункт 1 статьи 4 Конституции РК).
Лица, которые не проходят процедуру признания дипломов об образовании согласно Правилам
В названных Правилах имеются исключения, когда признание документов об образовании полученных за рубежом не требуется. Так, процедуру признания документов об образовании не проходят следующие лица (пункт 14 Главы 2 Правил):
1) Обладатели международной стипендии «Болашак» (казахстанская образовательная программа). Однако, это обстоятельство налагает обязанность лица представить надлежащие и юридически значимые документы, подтверждающие его обучение по Программе «Болашак».
2) Обладатели документов об образовании организаций образования стран, подписавших международные договоры (соглашения) освобождающие от признания, согласно приложению 5 к Правилам.[1]
В Приложении №5 к Правилам указаны три международных договора (соглашения), освобождающие от признания документов об образовании.
Первым правовым актом является Соглашение Содружества Независимых Государств (далее – Соглашение СНГ) «О сотрудничестве в области образования», заключенное 15 мая 1992 года.[2]
В статье 5 Соглашения СНГ указывается, что «государства-участники гарантируют бессрочное признание на своих территориях документов государственного образца о среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем образовании, переподготовке кадров, о присуждении ученых степеней и ученых званий, выданных в государствах-участниках к моменту заключения настоящего Соглашения. Вопросы признания документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в последующем государства-участники будут решать по взаимной договоренности».
Хотя последнее предложение пункта 5 Соглашения СНГ содержит неоднозначное положение о том, что«вопросы признания документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в последующем государства-участники будут решать по взаимной договоренности». Наличие в приведенной норме Соглашения СНГ принципа «взаимной договоренности» не свидетельствует о том, что документы об образовании, полученных в государствах, подписавших Соглашение СНГ будут признаваться всегда и во все времена. Здесь все зависит от «взаимной договоренности».
Таким образом, сопоставление вышеприведенных норм Правил и Соглашения СНГ вызывает сомнение в правильности положения, содержащегося в пункте 14 Главы 2 Правил. Здесь требуется официальное разъяснение от профильного министерства Республики Казахстан.
Вторым правовым актом является «Договор о Евразийском экономическом союзе» от 29 мая 2014 года, подписанный Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией (далее – Договор ЕАЭС). Договор ЕАЭС ратифицирован Республикой Казахстан (см. Закон РК №240-V ЗРК от 14 октября 2014 года), в силу этого он входит в систему действующего права в Республике Казахстан и имеет приоритет перед ее законами (см. статью 4 Конституции РК).
В пункте 3 статьи 97 Договора ЕАЭС содержится важное положение о том, что «в целях осуществления трудящимися государств-членов трудовой деятельности в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании».
Таким образом Договор ЕАЭС устанавливает общее правило, по которому документы об образовании признаются странами-подписантами без проведения установленных законодательством государства процедур их признания.
Между тем, из этого общего правила есть важное исключение, содержащееся во втором предложении пункта 3 статьи 97 Договора ЕАЭС, где констатируется, что «трудящиеся одного государства-члена, претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве-члене, проходят установленную законодательством государства трудоустройства процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены соответственно к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства».
Это исключение из общего правила устанавливает, что лицо, в частности, претендующие на занятие «юридической деятельностью» в другом государстве-члене Договора ЕАЭС должен пройти установленную государством процедуру признания документов об образовании, в том числе его нострификацию.
В силу этого исключения, лица, получившие документы о юридическом образовании в одной из стран-подписантов Договора ЕАЭС и претендующие на занятие юридической деятельностью в Республике Казахстан, обязаны пройти процедуру признания документа об образовании в установленном законодательством порядке.
В этой связи следует отметить, что пункт 14 Главы 2 Правил противоречит международному договору, ратифицированному Республикой Казахстан, имеющему прямое действие на территории Казахстана в части признания документов о педагогическом, юридическом, медицинском и фармацевтическом образовании.
Третьим правовым актом, на который делается ссылка в Правилах, является «Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о функционировании казахстанского филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова» от 9 ноября 2017 года (далее – Соглашение о филиале МГУ). Это Соглашение о филиале МГУ ратифицировано Законом РК №254-VI ЗРК от 7 мая 2019 года и прибрело статус действующего права в Республике Казахстан.
Согласно статье 7 Соглашения о филиале МГУ «обучающимся в филиале, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, которые признаются на территории Республики Казахстан без прохождения процедуры признания и нострификации. Образцы указанных документов об образовании и (или) о квалификации устанавливаются Московским университетом».
К сожалению, Соглашение о филиале МГУ предусматривает обучение только по направлениям «математика», «прикладная математика и информатика», «филология», «экология и природопользование», «экономика» с обязательным изучением истории Казахстана и казахского языка. Таким образом, в филиале МГУ в Казахстане не предусмотрено обучение по направлению «юриспруденция» или «правоведение», по результатам которого выпускнику выдавался бы документ о высшем юридическом образовании. Поэтому этот международное Соглашение не актуально для субъектов юридического рынка.
Особые правила признания документов об образовании согласно Правилам
Подпунктом 2 пункта 1 Приказом МОиН РК утвержден также перечень зарубежных организаций высшего и (или) послевузовского образования, документы об образовании которых признаются на территории Республики Казахстан (см. приложение №5 к настоящему Анализу).
Так, в Приложение №2 Приказа включены конкретные учебные заведения ряда стран, дипломы выдаваемые ими признаются в Республике Казахстан. Однако, ни в Приказе, ни в Правилах не указана процедура их признания.
Это дает основание полагать, что физическое лицо, обучившийся и получивший диплом в учебных заведениях, приведенных в Приложении №2 к Приказу без обращения в уполномоченный органы Республики Казахстан для целей признания и нострификации, может продолжать обучение в Республике Казахстан, а также осуществлять трудовую деятельность в соответствии с полученной специальностью. Если этот вывод правильный, то палаты юридических консультантов вправе принимать в члены палаты физических лиц, получивших документы о высшем юридическом образовании в учебных заведениях, включенных в Приложение №2 Приказа. Между тем, этот вывод требует подтверждения от Министерства науки и высшего образования РК.
Правовые акты не указанные в Правилах по вопросам признания документов о высшем образовании
1. Одним из международных правовых актов, не указанных в Правилах, является «Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях в Евразийском экономическом сообществе» (далее – Соглашение от 2013 года), одобренное Постановлением Правительства РК №114 от 11 февраля 2013 года. Соглашение 2013 года подписано Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан.
Этот международный правовой акт (не ратифицированный) имеет положения по признанию документов об образовании в странах-подписантах Соглашения 2013 года (см. статьи 2 – 11). Однако, в статье 12 Соглашения 2013 года закреплено важное положение по вопросу признания документов об образовании. Так, в этой норме указано, что предусмотренные в Соглашении «признание и эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях не освобождают их обладателей от обязанности выполнять требования, которые предъявляются при приеме на обучение в образовательные учреждения/организации образования или для занятия профессиональной деятельностью в соответствии с законодательством государства, в котором запрашивается признание и установление эквивалентности (соответствия)».
Таким образом, Соглашение 2013 года предусматривает обязательно признание документа об образовании в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. В «Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе», подписанной в г.Лиссабоне 11 апреля 1997 года и ратифицированной Республикой Казахстан Законом РК №202-I от 13 декабря 1997 года (далее – Лиссабонская Конвенция), имеется положение о том, что «признание - официальное подтверждение полномочным органом значимости иностранной образовательной квалификации в целях доступа ее обладателя к образовательной и/или профессиональной деятельности» (статья I Лиссабонской Конвенции).
В Статья III.2 указывается, что «каждая Сторона обеспечивает открытость, согласованность и надежность процедур и критериев, используемых при оценке и признании квалификаций».
Статья III.3 1. Гласит, что «решения о признании принимаются на основе соответствующей информации о квалификациях, в отношении которых испрашивается признание. Обязанность представления надлежащей информации лежит прежде всего на заявителе, который обеспечивает добросовестность такой информации. Независимо от обязанности заявителя учебные заведения, выдавшие указанные квалификации, обязаны представлять по запросу заявителя и в разумных пределах всю относящуюся к делу информацию обладателю квалификации, учебному заведению или полномочным органам той страны, где испрашивается признание».
В соответствии со Статьей III.5 «решения о признании принимаются в разумные сроки, заранее оговариваемые полномочными органами, осуществляющими признание, и исчисляемые со времени представления всей необходимой информации по данному запросу. Если в признании отказано, объясняются причины этого отказа и сообщаются сведения, касающиеся возможных мер, которые может принять заявитель в целях получения признания на более поздней стадии. Если в признании отказано или если не принято никакого решения, заявитель может обжаловать решение в разумные сроки».
С целью содействия признания квалификаций высшего образования, «Стороны Лиссабонской конвенции обязались создать отличающиеся открытостью системы, дающие полное описание получаемых квалификаций» (Статья IХ.1).
Анализ приведенных положений Лиссабонской Конвенции свидетельствует, что этот ратифицированный международный правовой акт не освобождает лиц от признания документов об образовании, полученных вне пределов Республики Казахстан. При этом такое признание должно осуществляться по правилам, установленным в Казахстане.
Позиция Министерства юстиции Республики Казахстан по данному вопросу
В связи с различием мнений по вопросам признания и нострификации документов о высшем юридическом образовании в юридическом сообществе и в целях упорядочения деятельности Палаты юридических консультантов «Kazakhstan Bar Association» (далее – Палата KazBar) по приему в члены Палаты иностранных юристов или граждан Республики Казахстан, получивших высшее юридическое образование за пределами Казахстана, Исполнительный орган Палаты KazBar дважды обращался в Министерство юстиции РК (далее – регулятор) с письменными запросами. К сожалению, полученные ответы от регулятора еще более усложняют понимание этого вопроса, поскольку они не основаны на анализе действующего законодательства. Утвержденные же регулятором Правила имеют противоречия с нормами действующего законодательства и положениями международных правовых актов.
Так, 8 декабря 2020 года Исполнительный орган Палаты KazBar через сайт регулятора обратился с вопросом: «Может ли юридический консультанта, гражданин РФ, имеющий не нострифицированный диплом о высшем юридическом образовании (степень бакалавра) вступить в Палату юридических консультантов в РК и осуществлять юридическую деятельность на территории РК?» (см. приложение №2 к настоящему Анализу).
Ответ регулятора был с юридической точки зрения был неточным и ошибочным. В нем были ссылки на статью 12 Гражданского кодекса РК и приведены доводы о том, что иностранные физические лица, а также лица без гражданства вправе приобретать такие же права и нести такие же обязанности, как граждане Казахстана, если законодательством не предусмотрено иное. Причем же указанная норма ГК РК, поскольку она не регулирует те отношения, которые были указаны в запросе Палаты KazBar?
Далее, в ответе регулятора указывается, что «для вступления в силу иностранного документа об образовании на территории Республики Казахстан для дальнейшего трудоустройства или продолжения обучения необходимо провести процедуру его признания и нострификации». При этом, регулятор (автор ответа) не сделал ссылку на нужный нормативный правовой акт, которые регулирует эти правоотношения.
Однако, свой вывод регулятор обосновывает тем, что «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам»[3], якобы «не отменяет процедуру признания и нострификации документов об образовании, выданных организациями образования стран-участниц Конвенции, а лишь упрощает процедуру их легализации».
На наш взгляд, ссылка регулятора на этот международный правовой акт, является ошибочным, поскольку он не регулирует правоотношения, связанные с признанием и нострификацией документов об образовании.
Таким образом, разъяснение Министерства юстиции РК от 13 января 2021 года, данное регулятором по письменному запросу Палаты KazBar, можно признать ненадлежащим и юридически необоснованным, а также не дающим ответа на поставленный вопрос субъекта юридического рынка.
Второй раз, Палата KazBar обратилась к регулятору 17 ноября 2022 года с просьбой дать разъяснение по нескольким вопросам, касающимися деятельности палат юридических консультантов (см. приложение №3 к настоящему Анализу). В частности, в письме мы отметили, что «препятствий для вступления иностранного юриста в палату юридических консультантов не имеется, если он: предоставит иностранный диплом о высшем юридическом образовании (обязательный степень бакалавра или диплом, выданный юридическим ВУЗом СССР), нострифицированный по существующим правилам в Республике Казахстан». В связи с этой высказанной позицией Палаты KazBar, мы просили регулятора подтвердить правильность такого вывода.
Министерство юстиции РК 12 декабря 2022 года предоставило письменный ответ (№ЗТ-2022-02732714), где со ссылкой на положение, закрепленное в пункте 1 статьи 75 Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», регулятор указал, что «требование относительно обязательности гражданства Республики Казахстан на юридического консультанта не распространяется, в связи с чем, при соответствии требованиям, установленным действующим законодательством препятствий для вступления в палату юридических консультантов иностранного гражданина не усматривается» (см. приложение №4 к настоящему Анализу).
Таким образом, регулятор в очередной раз уклонился от прямого ответа по вопросу признания и нострификации диплома о высшем юридическом образовании, выданного зарубежными учебными заведениями.
В связи со сложившейся ситуации и был проведен данный Анализ действующего права в Казахстане по вопросам признания и нострификации дипломов о высшем юридическом образовании, выданных высшими учебными заведениями других стран. Данный Анализ будет направлен в Министерство юстиции РК и Министерство науки и высшего образования РК с сопроводительным письмом, в котором будут поставлены конкретные вопросы касательно процедуры признания и нострификации дипломов иностранных ВУЗов.
Общие выводы
1. По общему правилу, согласно пункту 7 статьи 39 Закона об образовании и пункту 8 Главы 2 Правил, признанию и нострификации подлежат документы об образовании физических лиц, выданные в других государствах или в международных или иностранных учебных заведениях (их филиалах).
2. Правила предусматривают «освобождение» от процедуры признания и нострификации дипломов об образовании, выданных зарубежными учебными заведениями, следующих обладателей:
1) обучавшихся по казахстанской Программе «Болашак»;
2) обладателей дипломов об образовании, полученных в странах, подписавших международные договоры (соглашения), освобождающие от признания (таких международных актов три: «Соглашение Содружества Независимых государств» от 15 мая 1992 года; «Договор о Евразийском экономическом союзе» от 29 мая 2014 года; «Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о функционировании казахстанского филиала Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова» от 9 ноября 2017 года).
3. Действующие в Республике Казахстан Правила, как ведомственный акт, предусматривая полное освобождение от процедуры признания и нострификации дипломов об образовании, выданных зарубежными учебными заведениями, не учитывает исключение, закрепленное в пункте 3 статьи 97 Договора ЕАЭС, где констатируется, что «трудящиеся одного государства-члена, претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве-члене, проходят установленную законодательством государства трудоустройства процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены соответственно к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства».
Это исключение из общего правила устанавливает, что лицо, в частности, претендующие на занятие «юридической деятельностью» в другом государстве-члене Договора ЕАЭС должен пройти установленную государством процедуру признания документов об образовании, в том числе его нострификацию.
Поскольку Договор ЕАЭС ратифицирован, то он имеет приоритет перед законами Республики Казахстан, поэтому палатам юридических консультантов необходимо требовать от претендентов из стран, входящих в Договор ЕАЭС и имеющих иностранные дипломы о высшем юридическом образовании, прохождения процедуру признания и нострификации, в соответствии с Договором ЕАЭС и законодательством Казахстана.
4. Следует иметь в виду, что Приказом МОиН РК утвержден также перечень зарубежных организаций высшего и (или) послевузовского образования, документы об образовании которых признаются на территории Республики Казахстан (см. приложение №5 к настоящему Анализу). Процедуры их признания не имеется. Здесь необходимо разъяснение Министерства науки и высшего образования РК.
5. «Соглашение Содружества Независимых государств» от 15 мая 1992 года также не содержит однозначного «освобождения» от признания и нострификации иностранных дипломов об образовании, поскольку положения этого международного акта предусматривают принцип «взаимной договоренности» стран-участниц. К примеру, если Республика Беларусь требует признания и нострификации дипломов, выданных ВУЗами Республики Казахстан, то и Казахстан должен требовать прохождения аналогичной процедуры физическим лицам, получивших дипломы в ВУЗах Белоруссии. В этом суть принципа «взаимной договоренности». В связи с этим Правила трудно признать надлежащим и в этой части, поскольку она не учитывает принцип «взаимной договоренности».
6. «Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о функционировании казахстанского филиала Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова» от 9 ноября 2017 года не регулирует правоотношения по вопросам признания и нострификации документов о высшем юридическом образовании, поскольку этот международный акт предусматривает регулирование отношений, связанных с подготовкой специалистов только по направлениям «математика», «прикладная математика и информатика», «филология», «экология и природопользование», «экономика» с обязательным изучением истории Казахстана и казахского языка. Казахстанский филиал МГУ им. М.В.Ломоносова не готовит юристов, поэтому положения этого Соглашения не актуальны для субъектов юридического рынка.
7. Другие международные правовые акты («Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях в Евразийском экономическом сообществе», Лиссабонская Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе»), исследованные для целей данного Анализа, не освобождают от процедуры признания и нострификации иностранных дипломов, полученных физическими лицами.
8. Министерство юстиции РК и Министерство науки и высшего образования РК должны привести свои ведомственные акты по вопросам признания и нострификации иностранных дипломов физических лиц в полное соответствие с законами и международными актами, а также дать надлежащее письменное разъяснение палатам юридических консультантов по вопросам признания и нострификации иностранных дипломов о высшем юридическом образовании.
[1] Нострификация документов об образовании - процедура, проводимая с целью определения эквивалентности документов, выданных лицам, получившим образование в других государствах, в международных или иностранных учебных заведениях (их филиалах). Толкование понятия «нострификация документов об образовании» приводилось в ранее действовавших «Правилах».
[2] Ссылки на нормы правовых актов сделаны по состоянию на 15 марта 2023 года.
[3]Приложение 5 к «Правилам признания документов об образовании».
Перечень международных договоров (соглашений) освобождающих от признания документов об образовании: Соглашение СНГ «О сотрудничестве в области образования» от 15 мая 1992 года; «Договор о Евразийском экономическом союзе» от 29 мая 2014 года; «Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о функционировании Казахстанского филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова» от 9 ноября 2017 года.
[4] Соглашение подписали: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина
[5] «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» была заключена 22 января 1993 года, в городе Минске, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан и Украиной. Конвенция ратифицирована Постановлением Верховного Совета РК от 31 марта 1993 года.
Читайте продолжение:
ПРИЛОЖЕНИЯ К НАСТОЯЩЕМУ АНАЛИЗУ
В Республике Казахстан специальными нормативными правовыми актами, регулирующим вопросы признания и нострификации документов об образовании, являются: Закон РК «Об образовании» №319-III ЗРК от 27 июля 2007 года (далее – Закон об образовании); и «Правила признания документов об образовании» (далее – Правила), утвержденные Приказом исполняющего обязанности Министра образования и науки РК №352 от 19 июля 2021 года (далее – Приказ МОиН РК). Приведенными Правилами были признаны утратившими силу ряд раннее действовавших ведомственных актов (см. приложение №1 к настоящему Анализу).
Так, в соответствии с пунктом 17-2 статьи 1 Закона об образовании признание документов об образовании – это «официальное подтверждение документов об образовании, выданных зарубежными организациями образования, в том числе их филиалами, а также научными центрами и лабораториями».
В подпункте 1 пункта 2 Главы 1 Правил содержится аналогичное толкование термина «признание документов об образовании», под которым понимается «официальное подтверждение документов об образовании, выданных зарубежными организациями образования, в том числе их филиалами, а также научными центрами и лабораториями». При этом, признание документов об образовании осуществляется по отношению к физическому лицу (пункт 3 Главы 1 Правил).
Пункт 7 статьи 39 Закона об образовании гласит, что «документы об образовании, выданные зарубежными организациями образования, в том числе их филиалами, а также научными центрами и лабораториями, признаются на территории Республики Казахстан с выдачей лицам, завершившим обучение в них, соответствующего удостоверения».
Пункт 8 Главы 2 Правил определяет, что «признанию подлежат документы об основном среднем, общем среднем, техническом и профессиональном, послесреднем, высшем и послевузовском образовании физических лиц, получивших образование в других государствах и в международных или иностранных учебных заведениях (их филиалах)».
Эта же норма закрепляет положение о том, что «признание документов об образовании производится в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан и осуществляется путем установления подлинности документа об образовании, установления наличия у организации образования (научного центра, лаборатории), выдавшей документ об образовании, права на осуществление соответствующей образовательной деятельности на момент его выдачи, проведения экспертной оценки при необходимости».
Здесь следует отметить, что по Конституции РК действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета (сейчас, и Конституционного Суда) и Верховного Суда Республики (пункт 1 статьи 4 Конституции РК).
Лица, которые не проходят процедуру признания дипломов об образовании согласно Правилам
В названных Правилах имеются исключения, когда признание документов об образовании полученных за рубежом не требуется. Так, процедуру признания документов об образовании не проходят следующие лица (пункт 14 Главы 2 Правил):
1) Обладатели международной стипендии «Болашак» (казахстанская образовательная программа). Однако, это обстоятельство налагает обязанность лица представить надлежащие и юридически значимые документы, подтверждающие его обучение по Программе «Болашак».
2) Обладатели документов об образовании организаций образования стран, подписавших международные договоры (соглашения) освобождающие от признания, согласно приложению 5 к Правилам.[1]
В Приложении №5 к Правилам указаны три международных договора (соглашения), освобождающие от признания документов об образовании.
Первым правовым актом является Соглашение Содружества Независимых Государств (далее – Соглашение СНГ) «О сотрудничестве в области образования», заключенное 15 мая 1992 года.[2]
В статье 5 Соглашения СНГ указывается, что «государства-участники гарантируют бессрочное признание на своих территориях документов государственного образца о среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем образовании, переподготовке кадров, о присуждении ученых степеней и ученых званий, выданных в государствах-участниках к моменту заключения настоящего Соглашения. Вопросы признания документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в последующем государства-участники будут решать по взаимной договоренности».
Хотя последнее предложение пункта 5 Соглашения СНГ содержит неоднозначное положение о том, что«вопросы признания документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в последующем государства-участники будут решать по взаимной договоренности». Наличие в приведенной норме Соглашения СНГ принципа «взаимной договоренности» не свидетельствует о том, что документы об образовании, полученных в государствах, подписавших Соглашение СНГ будут признаваться всегда и во все времена. Здесь все зависит от «взаимной договоренности».
Таким образом, сопоставление вышеприведенных норм Правил и Соглашения СНГ вызывает сомнение в правильности положения, содержащегося в пункте 14 Главы 2 Правил. Здесь требуется официальное разъяснение от профильного министерства Республики Казахстан.
Вторым правовым актом является «Договор о Евразийском экономическом союзе» от 29 мая 2014 года, подписанный Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией (далее – Договор ЕАЭС). Договор ЕАЭС ратифицирован Республикой Казахстан (см. Закон РК №240-V ЗРК от 14 октября 2014 года), в силу этого он входит в систему действующего права в Республике Казахстан и имеет приоритет перед ее законами (см. статью 4 Конституции РК).
В пункте 3 статьи 97 Договора ЕАЭС содержится важное положение о том, что «в целях осуществления трудящимися государств-членов трудовой деятельности в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании».
Таким образом Договор ЕАЭС устанавливает общее правило, по которому документы об образовании признаются странами-подписантами без проведения установленных законодательством государства процедур их признания.
Между тем, из этого общего правила есть важное исключение, содержащееся во втором предложении пункта 3 статьи 97 Договора ЕАЭС, где констатируется, что «трудящиеся одного государства-члена, претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве-члене, проходят установленную законодательством государства трудоустройства процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены соответственно к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства».
Это исключение из общего правила устанавливает, что лицо, в частности, претендующие на занятие «юридической деятельностью» в другом государстве-члене Договора ЕАЭС должен пройти установленную государством процедуру признания документов об образовании, в том числе его нострификацию.
В силу этого исключения, лица, получившие документы о юридическом образовании в одной из стран-подписантов Договора ЕАЭС и претендующие на занятие юридической деятельностью в Республике Казахстан, обязаны пройти процедуру признания документа об образовании в установленном законодательством порядке.
В этой связи следует отметить, что пункт 14 Главы 2 Правил противоречит международному договору, ратифицированному Республикой Казахстан, имеющему прямое действие на территории Казахстана в части признания документов о педагогическом, юридическом, медицинском и фармацевтическом образовании.
Третьим правовым актом, на который делается ссылка в Правилах, является «Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о функционировании казахстанского филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова» от 9 ноября 2017 года (далее – Соглашение о филиале МГУ). Это Соглашение о филиале МГУ ратифицировано Законом РК №254-VI ЗРК от 7 мая 2019 года и прибрело статус действующего права в Республике Казахстан.
Согласно статье 7 Соглашения о филиале МГУ «обучающимся в филиале, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, которые признаются на территории Республики Казахстан без прохождения процедуры признания и нострификации. Образцы указанных документов об образовании и (или) о квалификации устанавливаются Московским университетом».
К сожалению, Соглашение о филиале МГУ предусматривает обучение только по направлениям «математика», «прикладная математика и информатика», «филология», «экология и природопользование», «экономика» с обязательным изучением истории Казахстана и казахского языка. Таким образом, в филиале МГУ в Казахстане не предусмотрено обучение по направлению «юриспруденция» или «правоведение», по результатам которого выпускнику выдавался бы документ о высшем юридическом образовании. Поэтому этот международное Соглашение не актуально для субъектов юридического рынка.
Особые правила признания документов об образовании согласно Правилам
Подпунктом 2 пункта 1 Приказом МОиН РК утвержден также перечень зарубежных организаций высшего и (или) послевузовского образования, документы об образовании которых признаются на территории Республики Казахстан (см. приложение №5 к настоящему Анализу).
Так, в Приложение №2 Приказа включены конкретные учебные заведения ряда стран, дипломы выдаваемые ими признаются в Республике Казахстан. Однако, ни в Приказе, ни в Правилах не указана процедура их признания.
Это дает основание полагать, что физическое лицо, обучившийся и получивший диплом в учебных заведениях, приведенных в Приложении №2 к Приказу без обращения в уполномоченный органы Республики Казахстан для целей признания и нострификации, может продолжать обучение в Республике Казахстан, а также осуществлять трудовую деятельность в соответствии с полученной специальностью. Если этот вывод правильный, то палаты юридических консультантов вправе принимать в члены палаты физических лиц, получивших документы о высшем юридическом образовании в учебных заведениях, включенных в Приложение №2 Приказа. Между тем, этот вывод требует подтверждения от Министерства науки и высшего образования РК.
Правовые акты не указанные в Правилах по вопросам признания документов о высшем образовании
1. Одним из международных правовых актов, не указанных в Правилах, является «Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях в Евразийском экономическом сообществе» (далее – Соглашение от 2013 года), одобренное Постановлением Правительства РК №114 от 11 февраля 2013 года. Соглашение 2013 года подписано Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан.
Этот международный правовой акт (не ратифицированный) имеет положения по признанию документов об образовании в странах-подписантах Соглашения 2013 года (см. статьи 2 – 11). Однако, в статье 12 Соглашения 2013 года закреплено важное положение по вопросу признания документов об образовании. Так, в этой норме указано, что предусмотренные в Соглашении «признание и эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях не освобождают их обладателей от обязанности выполнять требования, которые предъявляются при приеме на обучение в образовательные учреждения/организации образования или для занятия профессиональной деятельностью в соответствии с законодательством государства, в котором запрашивается признание и установление эквивалентности (соответствия)».
Таким образом, Соглашение 2013 года предусматривает обязательно признание документа об образовании в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. В «Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе», подписанной в г.Лиссабоне 11 апреля 1997 года и ратифицированной Республикой Казахстан Законом РК №202-I от 13 декабря 1997 года (далее – Лиссабонская Конвенция), имеется положение о том, что «признание - официальное подтверждение полномочным органом значимости иностранной образовательной квалификации в целях доступа ее обладателя к образовательной и/или профессиональной деятельности» (статья I Лиссабонской Конвенции).
В Статья III.2 указывается, что «каждая Сторона обеспечивает открытость, согласованность и надежность процедур и критериев, используемых при оценке и признании квалификаций».
Статья III.3 1. Гласит, что «решения о признании принимаются на основе соответствующей информации о квалификациях, в отношении которых испрашивается признание. Обязанность представления надлежащей информации лежит прежде всего на заявителе, который обеспечивает добросовестность такой информации. Независимо от обязанности заявителя учебные заведения, выдавшие указанные квалификации, обязаны представлять по запросу заявителя и в разумных пределах всю относящуюся к делу информацию обладателю квалификации, учебному заведению или полномочным органам той страны, где испрашивается признание».
В соответствии со Статьей III.5 «решения о признании принимаются в разумные сроки, заранее оговариваемые полномочными органами, осуществляющими признание, и исчисляемые со времени представления всей необходимой информации по данному запросу. Если в признании отказано, объясняются причины этого отказа и сообщаются сведения, касающиеся возможных мер, которые может принять заявитель в целях получения признания на более поздней стадии. Если в признании отказано или если не принято никакого решения, заявитель может обжаловать решение в разумные сроки».
С целью содействия признания квалификаций высшего образования, «Стороны Лиссабонской конвенции обязались создать отличающиеся открытостью системы, дающие полное описание получаемых квалификаций» (Статья IХ.1).
Анализ приведенных положений Лиссабонской Конвенции свидетельствует, что этот ратифицированный международный правовой акт не освобождает лиц от признания документов об образовании, полученных вне пределов Республики Казахстан. При этом такое признание должно осуществляться по правилам, установленным в Казахстане.
Позиция Министерства юстиции Республики Казахстан по данному вопросу
В связи с различием мнений по вопросам признания и нострификации документов о высшем юридическом образовании в юридическом сообществе и в целях упорядочения деятельности Палаты юридических консультантов «Kazakhstan Bar Association» (далее – Палата KazBar) по приему в члены Палаты иностранных юристов или граждан Республики Казахстан, получивших высшее юридическое образование за пределами Казахстана, Исполнительный орган Палаты KazBar дважды обращался в Министерство юстиции РК (далее – регулятор) с письменными запросами. К сожалению, полученные ответы от регулятора еще более усложняют понимание этого вопроса, поскольку они не основаны на анализе действующего законодательства. Утвержденные же регулятором Правила имеют противоречия с нормами действующего законодательства и положениями международных правовых актов.
Так, 8 декабря 2020 года Исполнительный орган Палаты KazBar через сайт регулятора обратился с вопросом: «Может ли юридический консультанта, гражданин РФ, имеющий не нострифицированный диплом о высшем юридическом образовании (степень бакалавра) вступить в Палату юридических консультантов в РК и осуществлять юридическую деятельность на территории РК?» (см. приложение №2 к настоящему Анализу).
Ответ регулятора был с юридической точки зрения был неточным и ошибочным. В нем были ссылки на статью 12 Гражданского кодекса РК и приведены доводы о том, что иностранные физические лица, а также лица без гражданства вправе приобретать такие же права и нести такие же обязанности, как граждане Казахстана, если законодательством не предусмотрено иное. Причем же указанная норма ГК РК, поскольку она не регулирует те отношения, которые были указаны в запросе Палаты KazBar?
Далее, в ответе регулятора указывается, что «для вступления в силу иностранного документа об образовании на территории Республики Казахстан для дальнейшего трудоустройства или продолжения обучения необходимо провести процедуру его признания и нострификации». При этом, регулятор (автор ответа) не сделал ссылку на нужный нормативный правовой акт, которые регулирует эти правоотношения.
Однако, свой вывод регулятор обосновывает тем, что «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам»[3], якобы «не отменяет процедуру признания и нострификации документов об образовании, выданных организациями образования стран-участниц Конвенции, а лишь упрощает процедуру их легализации».
На наш взгляд, ссылка регулятора на этот международный правовой акт, является ошибочным, поскольку он не регулирует правоотношения, связанные с признанием и нострификацией документов об образовании.
Таким образом, разъяснение Министерства юстиции РК от 13 января 2021 года, данное регулятором по письменному запросу Палаты KazBar, можно признать ненадлежащим и юридически необоснованным, а также не дающим ответа на поставленный вопрос субъекта юридического рынка.
Второй раз, Палата KazBar обратилась к регулятору 17 ноября 2022 года с просьбой дать разъяснение по нескольким вопросам, касающимися деятельности палат юридических консультантов (см. приложение №3 к настоящему Анализу). В частности, в письме мы отметили, что «препятствий для вступления иностранного юриста в палату юридических консультантов не имеется, если он: предоставит иностранный диплом о высшем юридическом образовании (обязательный степень бакалавра или диплом, выданный юридическим ВУЗом СССР), нострифицированный по существующим правилам в Республике Казахстан». В связи с этой высказанной позицией Палаты KazBar, мы просили регулятора подтвердить правильность такого вывода.
Министерство юстиции РК 12 декабря 2022 года предоставило письменный ответ (№ЗТ-2022-02732714), где со ссылкой на положение, закрепленное в пункте 1 статьи 75 Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», регулятор указал, что «требование относительно обязательности гражданства Республики Казахстан на юридического консультанта не распространяется, в связи с чем, при соответствии требованиям, установленным действующим законодательством препятствий для вступления в палату юридических консультантов иностранного гражданина не усматривается» (см. приложение №4 к настоящему Анализу).
Таким образом, регулятор в очередной раз уклонился от прямого ответа по вопросу признания и нострификации диплома о высшем юридическом образовании, выданного зарубежными учебными заведениями.
В связи со сложившейся ситуации и был проведен данный Анализ действующего права в Казахстане по вопросам признания и нострификации дипломов о высшем юридическом образовании, выданных высшими учебными заведениями других стран. Данный Анализ будет направлен в Министерство юстиции РК и Министерство науки и высшего образования РК с сопроводительным письмом, в котором будут поставлены конкретные вопросы касательно процедуры признания и нострификации дипломов иностранных ВУЗов.
Общие выводы
1. По общему правилу, согласно пункту 7 статьи 39 Закона об образовании и пункту 8 Главы 2 Правил, признанию и нострификации подлежат документы об образовании физических лиц, выданные в других государствах или в международных или иностранных учебных заведениях (их филиалах).
2. Правила предусматривают «освобождение» от процедуры признания и нострификации дипломов об образовании, выданных зарубежными учебными заведениями, следующих обладателей:
1) обучавшихся по казахстанской Программе «Болашак»;
2) обладателей дипломов об образовании, полученных в странах, подписавших международные договоры (соглашения), освобождающие от признания (таких международных актов три: «Соглашение Содружества Независимых государств» от 15 мая 1992 года; «Договор о Евразийском экономическом союзе» от 29 мая 2014 года; «Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о функционировании казахстанского филиала Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова» от 9 ноября 2017 года).
3. Действующие в Республике Казахстан Правила, как ведомственный акт, предусматривая полное освобождение от процедуры признания и нострификации дипломов об образовании, выданных зарубежными учебными заведениями, не учитывает исключение, закрепленное в пункте 3 статьи 97 Договора ЕАЭС, где констатируется, что «трудящиеся одного государства-члена, претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве-члене, проходят установленную законодательством государства трудоустройства процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены соответственно к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства».
Это исключение из общего правила устанавливает, что лицо, в частности, претендующие на занятие «юридической деятельностью» в другом государстве-члене Договора ЕАЭС должен пройти установленную государством процедуру признания документов об образовании, в том числе его нострификацию.
Поскольку Договор ЕАЭС ратифицирован, то он имеет приоритет перед законами Республики Казахстан, поэтому палатам юридических консультантов необходимо требовать от претендентов из стран, входящих в Договор ЕАЭС и имеющих иностранные дипломы о высшем юридическом образовании, прохождения процедуру признания и нострификации, в соответствии с Договором ЕАЭС и законодательством Казахстана.
4. Следует иметь в виду, что Приказом МОиН РК утвержден также перечень зарубежных организаций высшего и (или) послевузовского образования, документы об образовании которых признаются на территории Республики Казахстан (см. приложение №5 к настоящему Анализу). Процедуры их признания не имеется. Здесь необходимо разъяснение Министерства науки и высшего образования РК.
5. «Соглашение Содружества Независимых государств» от 15 мая 1992 года также не содержит однозначного «освобождения» от признания и нострификации иностранных дипломов об образовании, поскольку положения этого международного акта предусматривают принцип «взаимной договоренности» стран-участниц. К примеру, если Республика Беларусь требует признания и нострификации дипломов, выданных ВУЗами Республики Казахстан, то и Казахстан должен требовать прохождения аналогичной процедуры физическим лицам, получивших дипломы в ВУЗах Белоруссии. В этом суть принципа «взаимной договоренности». В связи с этим Правила трудно признать надлежащим и в этой части, поскольку она не учитывает принцип «взаимной договоренности».
6. «Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о функционировании казахстанского филиала Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова» от 9 ноября 2017 года не регулирует правоотношения по вопросам признания и нострификации документов о высшем юридическом образовании, поскольку этот международный акт предусматривает регулирование отношений, связанных с подготовкой специалистов только по направлениям «математика», «прикладная математика и информатика», «филология», «экология и природопользование», «экономика» с обязательным изучением истории Казахстана и казахского языка. Казахстанский филиал МГУ им. М.В.Ломоносова не готовит юристов, поэтому положения этого Соглашения не актуальны для субъектов юридического рынка.
7. Другие международные правовые акты («Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях в Евразийском экономическом сообществе», Лиссабонская Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе»), исследованные для целей данного Анализа, не освобождают от процедуры признания и нострификации иностранных дипломов, полученных физическими лицами.
8. Министерство юстиции РК и Министерство науки и высшего образования РК должны привести свои ведомственные акты по вопросам признания и нострификации иностранных дипломов физических лиц в полное соответствие с законами и международными актами, а также дать надлежащее письменное разъяснение палатам юридических консультантов по вопросам признания и нострификации иностранных дипломов о высшем юридическом образовании.
[1] Нострификация документов об образовании - процедура, проводимая с целью определения эквивалентности документов, выданных лицам, получившим образование в других государствах, в международных или иностранных учебных заведениях (их филиалах). Толкование понятия «нострификация документов об образовании» приводилось в ранее действовавших «Правилах».
[2] Ссылки на нормы правовых актов сделаны по состоянию на 15 марта 2023 года.
[3]Приложение 5 к «Правилам признания документов об образовании».
Перечень международных договоров (соглашений) освобождающих от признания документов об образовании: Соглашение СНГ «О сотрудничестве в области образования» от 15 мая 1992 года; «Договор о Евразийском экономическом союзе» от 29 мая 2014 года; «Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о функционировании Казахстанского филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова» от 9 ноября 2017 года.
[4] Соглашение подписали: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина
[5] «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» была заключена 22 января 1993 года, в городе Минске, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан и Украиной. Конвенция ратифицирована Постановлением Верховного Совета РК от 31 марта 1993 года.
Читайте продолжение:
ПРИЛОЖЕНИЯ К НАСТОЯЩЕМУ АНАЛИЗУ