© KazLawReview
Статьи

Ошақ - как орган местного самоуправления

фото юристов

Молдабаев Саркытбек Сарсембаевич,

доктор юридических наук, профессор,

руководитель Общественного

объединения

«Центр устойчивого развития Ochaq», 


Опыт зарубежных стран демонстрирует, что государство не может самостоятельно строить структуру самоуправления. Эта структура должна быть построена снизу и по инициативе местных сообществ и самих жителей. Именно поэтому, нами в качестве пилотного проекта было создано Общественное объединение «Центр устойчивого развития Ochaq». Под указанное объединение специально было построено здание в ауле Муканшы, Жарлыозекского сельского округа Коксуского района Жетысуской области.
По результатам формирования и деятельности Общественного объединения «Центр устойчивого развития Ochaq» в Жарлыозекском сельском округе Коксуского района Алматинской области, мы пришли к выводу, что акимы и акиматы без указания сверху никогда не будут содействовать формированию самоуправления среди населения. Они под разными предлогами, к сожалению, больше всего препятствуют к организации самоуправления населения.

В этой связи, мы полагаем, что основной задачей по проблемам самоуправления у государства является создание правовой базы и организационных условий, благоприятной социально-политической атмосферы, установление в обществе первой ступени самоуправления для развития широкого и повседневного местного самоуправления.
И вот 18 августа 2021 года Президент Республики Казахстан Токаев К-Ж.К. издал Указ за № 639 «Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года» (далее – Концепция).
Вместе с тем, вся Концепция ориентирована на западные страны, но где западные страны, а где - Казахстан. Ведь в вопросах местного самоуправления все зависит от менталитета народа, и здесь по сравнению с западными странами у Казахстана совершенно другая культура, быт, обычаи, традиции и т.д. Ни в одном из них мы не схожи, наша разница – как небо и земля. Тогда как самоуправление населения любого государства полностью зависит и основывается от ее национальной культуры, быта, обычаев и традиций.
Но, несмотря на это, в Концепции широко представлен опыт только западных стран: Польши, Франции, Германии, Финляндии, Канады и Австралий и исходя из этого, предлагается применить ряд инструментов западных стран для развития местного самоуправления Казахстана. Но насколько они приемлемы в нашей стране? Такие заимствования, как правило, являются имитацией, в мире она давно известна и называют ее «культ карго».
Политолог Екатерина Шульман вводит понятие «обратный карго-культ» – оно употребляется в отношении общественных институтов, структура которых скопирована у других стран, но которые устроены как поверхностная имитация и работают значительно хуже оригинала. При этом ответственными за их работу чиновниками часто совершается логическая подмена понятий – принципы работы передовых общественных институтов объявляются ложными, потому что плохо работает их имитация[1]..
Действительно, Казахстан, все эти постсоветские годы догоняя Запад, тем и занимается, что копирует какие-то структуры общественных институтов зарубежных стран, а на этот раз пытается внедрить формирование и деятельность местного самоуправления Запада. Хотя модель «догоняющей» модернизации уже давно обнаружила свою ограниченность. И сегодня попытка имитировать, тем более имитировать предшествующие фазы развития Запада, не способна вывести страну на путь адекватного развития.
Кроме того, крайне непродуктивно и опасно проводить реформу местного самоуправления путем простой пересадки чужих нововведений в свою культуру. От этого мы потеряем свою традиционную культуру без обретения новой, а потерять свою историю местного самоуправления, которой насчитывается много столетий, мы никак не можем.
Как до колонизации Россией, так и после казахские органы местного самоуправления были настолько влиятельными, что с их руководителями – аға-султанами – были вынуждены считаться даже царские чиновники. Выборы в самоуправление были чрезвычайно важными, победа в них считалась настолько принципиальным делом, что предвыборные баталии переходили порой в конфликты и порождали нездоровые страсти, столь красочно описанные, к примеру, в романе М. Ауэзова «Путь Абая».
Однако, несмотря на вполне понятный недостаток цивилизованных методов политической борьбы среди кочевников-скотоводов, степное самоуправление сформировало именно демократический тип политической культуры, нашедший позднее свое яркое отражение в программных документах «Алаш-Орды»[2].
Его основы зародились в эпоху возникновения родовых и племенных общин, когда складывался кочевой уклад жизни. Родовые старшины и племенные вожди выбирались на курултаях и сходах кочевников. Они наделялись полномочиями разбирать споры, формировать и командовать подразделениями воинов. При этом родовые общины обладали широкой автономией и значительным весом[3]. Поэтому нельзя говорить, что казахский менталитет исторически не готов к местному самоуправлению – исторические предпосылки к нему как раз есть.
У других народов Средней Азий, исторически сложились совсем иные общины, основанные по религиозному, ремесленному и территориальному принципу, но все они имеют одно название и называется – махалля. История формирования махалли как уникального социального организма, и как части городского конгломерата уходит в древность и глубину веков.
Еще Аль Фараби (870-950 гг.) в своем произведении «Раздумья о населении идеального города»[4], писал: «...каждый человек от природы устроен так, что на пути к стремлению жить и совершенствоваться он нуждается во многих вещах, однако он один не в силах ими овладеть, чтобы этого достичь появляется потребность в людской общине <...> Единая совместная деятельность членов данной общины предоставляет им возможность достижения и овладения теми вещами, которые им необходимы для их жизни и совершенства».
«В связи с этим человек, прежде всего, сближается с соседом. А еще он с этим же соседом живет на одной улице, в одной махалле, в одном городе и, наконец, в одной стране, которая создала этот город»[5].
Махаллями в период СССР было принято называть части города, застроенные частными или так называемыми плановыми домами. Множество многоэтажек, появившихся в период индустриализации, в махалли не входили. Махаллинские комитеты стояли на страже советского строя.
Новая история махалли и возрождение махалли началось после обретения независимости Республикой Узбекистан. Возрождение национальных традиций и обычаев, истории, рост национального самосознания затронул и процесс возрождения махалли. Махалля получила официальный юридический статус, закрепленный в Конституции. Махалля стала органом местного самоуправления граждан и была наделена властными полномочиями, получила возможность решать социальные проблемы на местах. Был принят «Закон о местном самоуправлении» и «О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников». Указ Президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему совершенствованию института махалли» от 3 февраля 2017 года ознаменовал начало нового этапа в развитии деятельности данной системы, институт махалли успешно совершенствуется в соответствии с требованиями времени.
Таким образом, результаты нашего исследования показывают, что опыт махалли в качестве уникального института для построения демократического государства и формирования сильного гражданского общества намного ближе нам и может быть эффективно использован Казахстаном, чем опыт самоуправления западных стран. Поскольку историко-культурное взаимодействие казахского и узбекского народов уходит своими корнями вглубь веков, и оно подкреплено общим прошлым и богатым духовным наследием. Нас объединяет общность языков, религии, культуры и традиций. Это живая нить, соединяющая прошлое, настоящее и будущее, залог вечной дружбы.
Подводя итог, следует сказать, что, как и вся политическая система Казахстана, институт местного самоуправления на протяжении всего времени существования вбирает положительный опыт функционирования самостоятельного института публичной политики, и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования.
В этой связи нами предлагается во исполнение Указа от 18 августа 2021 года № 639 «Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года», (далее-Концепция) запустить пилотный проект «Ошақ», как органа местного самоуправления.
Данный пилотный проект разработан ОО «Центр устойчивого развития Ochaq» (далее – Ошақ) совместно с ОО «Международная академия информатизации» (далее – МАИН), а также неоднократно был обсужден (совещания, конференции и круглые столы) на площадке «Ошақ» с точки зрения внедрения пилотного проекта на отдельно взятой территории Казахстана.
В мае 2021 года на территории Жарлыозекского сельского округа Коксуского района Алматинской области запустили пилотный проект «Ошақ». За год своей деятельности «Ошақ» провел различные мероприятия: консультации, обучение, встречи с населением сельского округа и совместные мероприятия (субботник, празднование «Наурыза», «День учителя» и т.д.). И на сегодня жизнеспособность и перспективность данного проекта подтверждены результатами наших исследований (анкетирование, опросы и интервьюирование).
Основная задача реализации Концепции – это, прежде всего, объединение сельских жителей и для этого необходимо запустить пилотный проект «Ошақ» и в других регионах страны, как будущего органа местного самоуправления Казахстана. По оценкам зарубежных и отечественных экспертов, внедрение пилотного проекта окажет совокупный мультипликативный эффект не только на развитие государственных органов, но и местного самоуправления Казахстана.

Вся предыдущая история местного самоуправления, ранее строилась по модели развития этих отношений сверху. Сейчас наступил период, когда нужно развивать новое качество отношений – это отношения снизу, как инициативы населения, так и поддержка неправительственных организации Казахстана.


[1] Екатерина Шульман: Практический Нострадамус, или 12 умственных привычек, которые мешают нам предвидеть будущее // Ведомости, 24.12.2014
2 Жизнь и смерть лидера Алаш Орды / [Электронный ресурс]: http://www.elimai.kz/zhizn-i-smert-lidera-alash-ordy.html
3 Жумадилова А. «Сущность и природа местного самоуправления в Республике Казахстан» // Правовая реформа в Казахстане. № 3, 2003.
4 Маънавият юлдузлари (Звезды духовности). Тошкент, 1999. Б. 67-68.
5 Абу Наср Форобий. Фозил одамлар шахри (Раздумья о населении идеального города). Тошкент: Узбекистон миллий энциклопедия-си, 2004. Б. 56.


Вас может заинтересовать:

http://kazlawreview.kz/news/tpost/ah5ajifpt1-xvii-mezhdunarodnaya-atirauskaya-konfere

http://kazlawreview.kz/news/tpost/0nb8s6dkf1-anons-o-vihode-kommentariev-k-kodeksu-rk

http://kazlawreview.kz/news/tpost/aei7dyyyc1-mestnoe-samoupravlenie-dolzhno-razvivats
Государство и право