10 ВОПРОСОВ ЮРИСТУ ПО НАЛОГОВЫМ ПРОВЕРКАМ

Вы сейчас просматриваете 10 ВОПРОСОВ ЮРИСТУ ПО НАЛОГОВЫМ ПРОВЕРКАМ

Автор: Кристина Мычка, юрист юридической фирмы «AEQUITAS»

Вопросы, связанные с проведением налоговых проверок, не теряют своей актуальности для субъектов предпринимательства во все времена.

Поэтому мы подготовили ответы на 10 самых часто задаваемых вопросов касательно видов налоговых проверок, сроков и порядка проведения. Данные ответы помогут подготовиться и успешно пройти налоговую проверку и избежать возможной ответственности и штрафов.

1. Какие виды налоговых проверок могут быть проведены?

2. Сколько длится налоговая проверка?

3. С чего начинается налоговая проверка?

4. Какие основные этапы проходит налоговая проверка?

5. Какие основные шаги следует предпринять налогоплательщику для подготовки к налоговой проверке с целью минимизации рисков?

6. Какие документы необходимо хранить и подготовить в случае проведения налоговой проверки?

7. Что делать, если налоговые инспекторы запросили дополнительную информацию или документацию во время налоговой проверки?

8. Какие права существуют у налогоплательщика во время налоговой проверки, и какие обязанности он должен соблюдать согласно законодательству?

9. Как правильно взаимодействовать с налоговыми органами во время налоговой проверки, чтобы защитить интересы налогоплательщика и соблюсти требования законодательства?

10. Какие механизмы обжалования решений налоговых органов существуют в случае несогласия с результатами налоговой проверки?

1. Какие виды налоговых проверок могут быть проведены?

Согласно Налоговому кодексу [1] существуют следующие виды налоговых проверок:

— плановые проверки (периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска) — проверки, проводимые по особому порядку по степени риска и назначаемые по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также другой информации о деятельности налогоплательщиков; и

— внеплановые проверки.

Список налогоплательщиков, подлежащих проверке по особому порядку, публикуется на сайте Генеральной прокуратуры РК[2] до 25 декабря на первое полугодие и до 25 мая на второе полугодие.

Налоговые проверки могут быть проведены в одной из следующих форм:

— комплексные — проверки, проводимые по вопросам исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и платежей в бюджет;

— тематические — проверки, проводимые по определенным вопросам, указанным в законодательстве, в частности по вопросам исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) платежей в бюджет; неисполнения налогоплательщиком уведомления налоговых органов об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля и другие вопросы;

— встречные — проверки в отношении лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком, в отношении которого проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций, по вопросам, возникающим в ходе проверки указанного налогоплательщика.

Данная форма проверки является вспомогательной по отношению к комплексной или тематической проверке.

— хронометражное обследование — проверки, проводимые с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода, за период, в течение которого проводится обследование.

Наиболее распространенными формами налоговых проверок являются комплексные и тематические.

 2. Сколько длится налоговая проверка?

Срок проведения налоговой проверки, указываемый в предписании, не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания, за исключением случаев приостановления и/или продления налоговой проверки.

Налоговая проверка может приостанавливаться и/или продлеваться по основаниям, установленным Налоговым кодексом, однако срок проведения комплексной или тематической проверки, с учетом сроков продления или приостановления, не должен превышать:

1) 60 рабочих дней для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений; для ИП и для нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в РК; и

2) 180 рабочих дней для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и для нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в РК, а также для налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу.

 3. С чего начинается налоговая проверка?

Началом проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику (налоговому агенту) предписания, которое должно содержать следующие сведения:

1) дата и номер регистрации предписания в налоговом органе;

2) наименование налогового органа, вынесшего предписание;

3) фамилия, имя и отчество либо полное наименование налогоплательщика (или налогового агента);

4) идентификационный номер;

5) форма и вид проверки;

6) фамилии, имена, отчества проверяющих лиц, а также специалистов, привлекаемых для участия в проведении налоговой проверки;

7) срок проведения налоговой проверки;

8) проверяемый период, за исключением хронометражного обследования.

Форма предписания утверждается Приказом Министра финансов РК. Предписание должно быть подписано первым руководителем налогового органа или лицом, его замещающим и зарегистрировано в управлении Комитета по правовой статистике и специальным учётам.

Наличие регистрации предписания в управлении Комитета по правовой статистике и специальным учётам можно проверить на сайте qamqor.gov.kz[3] или обратившись по номеру 115.

Проведение проверки соответствующим департаментом налогового органа без регистрации предписания относится к грубым нарушениям требований Предпринимательского кодекса РК[4] и является основанием для признания результатов такой проверки недействительной.

 4. Какие основные этапы проходит налоговая проверка?

Налоговую проверку можно разделить на следующие этапы:

— подготовка и уведомление о предстоящей налоговой проверке

Не менее чем за 30 календарных дней налоговые органы отправляют извещение о предстоящей налоговой проверке. В уведомлении указываются дата начала проверки, форма проверки, перечень документов и информации, которую необходимо предоставить, а также другие сведения, связанные с назначаемой налоговой проверкой.

— открытие налоговой проверки

Налоговая проверка начинается с даты вручения предписания, в котором должны содержаться сведения, указанные в Налоговом кодексе.

— проведение проверки

Налоговая проверка осуществляется путем посещения налогоплательщика, сбора и анализа документов, обзора деятельности налогоплательщика, аудита финансовой документации, анализа трансфертного ценообразования.

— завершение проверки

По окончании налоговой проверки налоговые органы выносят уведомление и акт налоговой проверки, которые содержат результаты проверки, а также подробное описание выявленных нарушений с указанием соответствующих положений законодательства, требования которых были нарушены.

 5. Какие основные шаги следует предпринять налогоплательщику для подготовки к налоговой проверке с целью минимизации рисков?

Для подготовки к налоговой проверке и минимизации рисков налогоплательщику рекомендуется выполнить следующие основные шаги:

— провести внутренний аудит для проверки на соответствие требованиям законодательства;

— подготовить копии первичной бухгалтерской документации по сделкам с контрагентами за последние 3 года и другую необходимую документацию;

— назначить сотрудников, ответственных за проведение налоговой проверки;

— изучить права и обязанности налогоплательщика и налогового органа при налоговой проверке.

6. Какие документы необходимо хранить и подготовить в случае проведения налоговой проверки?

Законодательством не предусмотрен исчерпывающий перечень документов, проверяемых в ходе налоговой проверки. Однако с учетом сложившейся практики, рекомендуется хранить и подготовить следующие документы и бухгалтерские записи:

— документы, подтверждающие сделки с контрагентами: копии всех договоров и соглашений с контрагентами, акты выполненных работ, акты сверки, платежные документы, таможенные документы, подтверждающие отгрузку товаров и др.;

— документы о зарплате и налогах с заработной платы: зарплатные ведомости, договоры с сотрудниками, документы, подтверждающие выплату заработной платы и уплату налогов с заработной платы;

— документы по налоговым вычетам и льготам: подтверждающие документы и аналитические справки, подтверждающие право на налоговые вычеты и льготы, в частности сертификаты резидентства, выписки из Торгового реестра компаний контрагентов, уставы компаний контрагентов и другие документы;

— документы по операциям с недвижимостью и активами: копии документов о покупке, продаже или аренде недвижимости и других активов налогоплательщика;

— документы по трансфертному ценообразованию;

— учетная (бухгалтерская) политика и налоговая учетная политика налогоплательщика;

— список аффилированных лиц налогоплательщика;

— аудиторские отчеты налогоплательщика;

— протоколы Общих собраний участников (акционеров) о распределении дивидендов и о назначении первого руководителя (если налогоплательщик является юридическим лицом);

— налоговые декларации;

— налоговые регистры налогоплательщика и другие документы.

7. Что делать, если налоговые инспекторы запросили дополнительную информацию или документацию во время налоговой проверки?

При проведении налоговой проверки налоговый орган вправе запросить дополнительные документы или информацию.

Вручение налогоплательщику требования о представлении сведений и (или) документов является основанием для приостановления налоговой проверки.

При этом налоговый орган, осуществляющий налоговую проверку, обязан вручить налогоплательщику под роспись или направить ему по почте заказным письмом с уведомлением либо электронным способом извещение о приостановлении или возобновлении налоговой проверки не позднее 3 рабочих дней с даты приостановления или возобновления с уведомлением органа правовой статистики.

При вручении налоговыми органами требования о предоставлении дополнительных документов, рекомендуем следовать этим шагам:

— при получении требования о предоставлении дополнительных документов и извещения о приостановлении налоговой проверки необходимо зафиксировать дату получения требования и извещения;

— внимательно ознакомиться с требованием;

— уточнить сроки предоставления;

— предоставлять только копии необходимых документов;

— зафиксировать предоставление: при предоставлении дополнительных документов убедиться о наличии документального подтверждения их предоставления. В частности, рекомендуем осуществлять передачу документов налоговому органу в письменном виде путем составления акта приема-передачи.

В случае если требование о предоставлении документов и извещение о приостановлении налоговой проверки не содержит сроков предоставления, то необходимо следовать общим срокам, указанным Налоговым кодексом, согласно которым требование налогового органа подлежит исполнению в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения требования налогоплательщику (или налоговому агенту).

Следует отметить, что законодательством предусмотрена административная ответственность по статье 288 КоАП РК[5] за неисполнение требования налогового органа. Административная ответственность наступает за невыполнение налогоплательщиком законных требований органов государственных доходов и их должностных лиц. Такие действия влекут ответственность в виде предупреждения. В случае повторного совершения указанных действий в течение года после наложения административного взыскания, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 15 МРП [6].

8. Какие права существуют у налогоплательщика во время налоговой проверки, и какие обязанности он должен соблюдать согласно законодательству?

Права и обязанности налогоплательщика при проведении налоговой проверки закреплены в Налоговом кодексе.

При проведении налоговой проверки налогоплательщик вправе, в том числе:

1) запрашивать у налогового органа и получать информацию о положениях законодательства, касающихся порядка проведения проверки;

2) требовать от должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, предъявления предписания о проведении налоговой проверки, а также служебных удостоверений либо идентификационных карт;

3) присутствовать при проведении налоговой проверки и давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету налоговой проверки;

4) представлять письменное возражение к предварительному акту налоговой проверки.

При проведении налоговых проверок налогоплательщик обязан, в том числе:

1) представлять по требованию должностных лиц налогового органа в установленные сроки документы и сведения на бумажном носителе, а при необходимости также на электронном носителе;

2) представлять учетную документацию;

3) обеспечить беспрепятственный доступ должностным лицам налогового органа, проводящим налоговую проверку, и должностным лицам, привлекаемым для участия в проведении такой проверки, на территорию и (или) в помещение проверяемого лица и предоставить им рабочее место;

4) обеспечить проведение инвентаризации в ходе налоговых проверок;

5) давать по требованию должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, письменные и устные пояснения по вопросам деятельности налогоплательщика (налогового агента);

6) предоставлять доступ к просмотру данных программного обеспечения и (или) информационной системы.

9. Как правильно взаимодействовать с налоговыми органами во время налоговой проверки, чтобы защитить интересы налогоплательщика и соблюсти требования законодательства?

Мы выделили следующие практические рекомендации по взаимодействию с налоговыми органами во время налоговых проверок:

— проверять предписание о проведении налоговой проверки на законность и предмет содержания обязательной информации, указанной в Налоговом кодексе, в частности, факт регистрации предписания в управлении Комитета по правовой статистике и специальным учётам на сайте qamqor.gov.kz или по телефону 115. В случае отсутствия информации о регистрации предписания налогоплательщик вправе обратиться в вышестоящий налоговый орган или суд с требованием о признании результатов такой проверки недействительной;

— проверять извещения о приостановлении налоговой проверки, так как проверка может быть приостановлена только по основаниям, предусмотренным налоговым законодательством;

— при предоставлении дополнительных документов рекомендуем осуществлять передачу документов налоговому органу в письменном виде путем составления акта приема-передачи;

— предоставлять налоговому органу копии документов и фиксировать дату их предоставления. Важно фиксировать все совещания, обсуждения и запросы, которые происходят во время проверки. Это позволит иметь документальные основания в случае споров.

10. Какие механизмы обжалования решений налоговых органов существуют в случае несогласия с результатами налоговой проверки?

По результатам налоговой проверки выносится акт налоговой проверки и уведомление, которые могут быть обжалованы по выбору налогоплательщика в досудебном порядке в вышестоящем органе либо сразу в судебном порядке в соответствии с нормами АППК РК[7].

Подача жалобы влечет приостановление исполнение уведомления о результатах проверки.

В случае обжалования уведомления в досудебном порядке жалоба на уведомление должна быть подана в канцелярию Министерства финансов РК в течение 30 рабочих дней со дня следующего за днем получения уведомления.

Поступившая жалоба рассматривается в рабочем органе Апелляционной комиссии при Министерстве финансов РК. По результатам рассмотрения жалобы выносится предварительное решение.

Налогоплательщик вправе обжаловать данное предварительное решение и пройти процедуру заслушивания в Апелляционной комиссии при Министерстве финансов РК и выразить свою позицию на предварительное решение.

По результатам рассмотрения обжалуемых вопросов принимаются следующие виды решений:

1) оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения;

2) отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки полностью или в части.

Помимо досудебного порядка урегулирования спора, существует также судебный порядок. Срок подачи иска об оспаривании уведомления в суд составляет 1 месяц со дня получения уведомления или решения Министерства финансов РК по жалобе налогоплательщиков.

Госпошлина для подачи иска в суд для физических лиц составляет 1% от оспариваемой суммы налогов (включая пеню), но не более 10 000 МРП (36 920 000 тенге) и для юридических лиц составляет 3% от оспариваемой суммы налогов (включая пеню), но не более 20 000 МРП, (73 840 000 тенге).

Иск рассматривается в срок от 3 до 6 месяцев (по делам особой сложности).

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в суде апелляционной инстанции в течение 2 месяцев со дня вынесения судом решения в окончательной форме. По истечении этого срока, если оно не было обжаловано, решение суда первой инстанции вступает в силу.

Апелляционная жалоба рассматривается судом в срок от 3 до 6 месяцев (по делам особой сложности). Государственная пошлина за рассмотрение жалобы не взимается.

Постановление суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в течение 1 месяца со дня вынесения судом постановления в окончательной форме. По истечении этого срока, если оно не было обжаловано, постановление апелляционной инстанции вступает в силу.

Согласно законодательству, кассационная жалоба рассматривается в срок не более 6 месяцев, однако на практике данный срок может увеличиваться. За рассмотрение кассационной жалобы взимается государственная пошлина в размере 50% от размера госпошлины, подлежащего уплате в суде 1 инстанции. Постановление вступает в силу со дня его оглашения.

Решение суда первой инстанции в случае его последовательного обжалования вступает в силу только после вынесения решения суда кассационной инстанции.

  


[1] Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)».

[2] https://www.gov.kz/memleket/entities/prokuror?lang=ru

[3] Информация о регистрации проверки (qamqor.gov.kz)

[4] Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан».

[5] Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V.

[6] Месячный расчетный показатель, который равен 3 692 тенге в 2024 году

[7] Кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан»

Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: TelegramInstagramFacebook, YouTube