Авторы: Алмаз Абилдаев, PHD (доктор философии) в области политологии; Динара Таженова, магистр права (LLM)
В Казахстане впервые в его новейшей истории отмечен дефицит электроэнергии, наступление которого прогнозировалось лишь в 2025-м. Что это: отсутствие системного подхода, горизонта предвидения или анализа? Разберемся…
Энергетический потенциал возобновляемых и невозобновляемых ресурсов Казахстана весьма внушителен. Так же, как и установленная мощность элект рогенерации. Однако в последнее время в связи со сбоями на ряде теплоэнергоцентралей наблюдаются случаи нестабильной подачи тепла и электроэнергии.
Все понимают – роль энергетической инфраструктуры в системе жизнеобеспечения городов и поселков республики трудно переоценить, она очень велика. В соответствии с Конституцией Казахстан является социальным государством. Действующий Закон РК «Об электроэнергетике», а именно п. п. 2 п. 1 статьи 3 указы вает, что целями государственного регулирования энергетики является бесперебойное, безопас ное, стабильное обеспечение электро энергетического комп лекса страны.
Учитывая изношенность основной инфраструктуры, увеличение численности населения, новую значимость получает вопрос дальнейшего обеспечения граж дан теплом и светом. В связи с этим дополнительной законодательной гарантией и серьезным отраслевым документом, подтверждающим право на дос тойное проживание, могла бы послужить разработка проекта закона об энергетической безо пасности, в котором бы было определено, что это направление (энергетическая безопасность) являет собой высший приоритет в иерархии энергетического права и не противоречит другим документам и стратегиям.
Курс на построение Нового Казахстана, происходящие преобразования дают основание предполагать, что и права человека в их расширенном понимании также включают в себя право на энергетическую обеспеченность и безопасность.
Такое видение является демократическим, в его основе лежат свободы человека, позволяющие не допускать оправдания ущерба, наносимого ради достижения очередных показателей госорганов.
В планах дальнейшего развития республики предусмотрено наращивание электроэнергетических ресурсов, включая мощнос ти существующих, строительство новых электростанций, ввод объек тов гидроэнергетики и атомной энергетики, оптимизацию элект росети для решения энергетических потребностей регионов.
К основным направлениям повышения энергетической безо пасности Казахстана отнесены структурные преобразования электроэнергетики, ее государст венное и рыночное регулирование, рациональное использование энергоресурсов.
Казахстан объявил собственную стратегию декарбонизации-2060. Надеемся, при ее принятии присутствовало осознание того, что декарбонизация, «зеленая» повестка шире и глобальнее, чем просто модное сейчас регулирование. Заявленные цели красиво продекларированы, но возникает резонный вопрос: кто все это будет делать и как? Особенно на фоне разного рода фактов, свидетельствующих об экологической деградации среды обитания.
Работа по снижению «углеродного следа» в экономике должна быть направлена на поиск собственной энергетической идентичности, копирование стратегий других государств неприемлемо и не должно мешать проведению национальной энергетической политики.
Текущие политические пре образования, связанные с глас ностью, свободой выражения мнений, вектор на прозрачность, создание «слышащего государства» дают основания полагать, что расширяющееся понятие энергетической безо пасности, наравне с правами человека и гражданина, постепенно становится в один ряд с основными конституционными правами.
Кроме того, правовые аспекты надежного энергоснабжения сегодня не без основания должны быть отнесены к сфере национальной безопасности. Невозможно соблюдать фундаментальные права человека, закрепленные в Конституции, не заботясь о национальной, а конкретно – энергетической безопасности. Следовательно, если отсутствуют базовые усло вия для нормальной жизнедея тельности, то все остальные ценности – в таких областях, как образование, здравоохранение, юриспруденция, теряют смысл. Даже с моральной точки зрения потребность в соблюдении прав в контексте энергетической безо пасности чрезвычайно важна.
В последнее время в Казахстане отмечается растущий спрос на покупку электромобилей, что, конечно же, вполне в тренде современной экологической политики, но как быть с энергией для элект ромобилей, если в республике наблюдается ее нехватка?
Этот дефицит в новейшем Казахстане возникает едва ли не впервые, хотя по прогнозам должен был наступить в 2025 году… А значит, в последующем под сомнение может быть поставлено право на достойное проживание, если сегодня не принять превентивных мер по недопущению энергодефицита.
Стабильное снабжение элект роэнергией – новый вызов для Казахстана и, как следствие, расширение понятия энергетической безопасности. Это словосочетание, кстати, публично и часто стало употребляться в СМИ начиная с 2021 года.
Таким образом, энергетическая безопасность и права человека становятся очень близкими по содержанию, следовательно, доступ к электроэнергии, рациональное ее использование, энергоэффективность также могут быть отнесены к родственным понятиям.
Казахстан – активный участник интеграционных процессов в ЕАЭС. Но чтобы в ходе намечающейся дискуссии выработать единые, устраивающие всех участников понятия, касающиеся энергетической интеграции, необходимо, что называется, на берегу решить один важный политический аспект, если, конечно, Казахстан реально нацелен на интеграцию и создание в 2025 году единого энергетического пространства.
Заявления разных ведомств по одному и тому же вопросу иногда не совпадают. Например, продвигая повестку декарбонизации, Министерство национальной экономики РК при формировании стратегии по важным аспектам ее практической реализации не сверяется в своих намерениях и планах с Министерством энергетики. Хотя по уровню компетент ности и степени фактического контроля энергетической отрас ли Минэнерго, на взгляд экспертов, имеет больше накопленного опыта и понимания глубины межотраслевых взаимосвязей.
Примерно то же самое происходит и с Министерством экологии, где больше заявлений о намерениях, нежели проработанных индикаторов реальных достижений, и реального обоснования невозможности одномоментного отказа от угля при производстве электроэнергии, тем более если процент его использования при электрогенерации по республике равен 75%.
Чтобы проводить эффективную внешнюю энергетическую политику, Казахстану следует наладить межведомственную кооперацию для выработки единого мнения по всей повестке переговорного процесса. Все это очень важно понимать, разрабатывая закон об энергетической безопасности.
В заключение хотелось бы особо отметить, что у общественности страны имеется интерес к пониманию основ энергетической безопасности, происходит эволюция ее содержания и соблюдения прав человека, и эти права сегодня оцениваются важнее всех остальных принципов социального государства.
Читайте также:
В каких улучшениях нуждаются права граждан в Казахстане?
Уголовное преследование в Казахстане: мифы о допросе
К юристу общество предъявляет высокие требования
Всегда ваш, KLR