В работе 13-го Казахстанского Юридического Форума 2023 (KLF2023), который прошел 28-29 сентября в г. Алматы, принял участие Омаров Марат Талгатович, председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан. Сессию с высокопоставленным чиновником модерировал Арман Бердалин, старший партнер Саят Жолши и Партнеры. Он также продемонстрировал презентацию (см. ниже), в которой поднял проблему концентрации капитала в руках государства и узкой группы лиц в Казахстане. Арман Бердалин согласился ответить на вопросы KLR:
— Арман, как вы оцениваете результаты встречи с председателем АЗРК?
— С большой благодарностью отмечаю открытость АЗРК. Председатель в отличие от большинства чиновников проявил большой интерес, в короткий срок принял решение участвовать в форуме. Состоялся откровенный разговор, мы задавали любые вопросы, интересующие профессиональное сообщество, и получали откровенные ответы. Уверен, что нам удастся и в дальнейшем оперативно получать полную информацию о планах и результатах работы Агентства. Мы всячески поддерживаем планы АЗРК по уменьшению участия регулятора в «обычных» сделках. АЗРК планирует поднять пороги для получения согласия госоргана при совершении сделок. Сейчас это около 70 млн долларов США.
— На форуме вы поднимали вопрос того, что большая доля экономики контролируется квазигосударственным сектором. Как планируете его дальше решать?
— Да, мое выступление было адресовано Министерству экономики. 60% ВВП страны контролируется предприятиями «Самрук-Казыны». При этом есть еще результаты исследования «большой четверки», в котором говорится, что 162 человека держат в своих руках половину благосостояния Казахстана. Если эти две цифры привести к единому знаменателю, то получается, что около 100% ВВП нашей страны находятся в руках государства и узкой группы лиц. И тогда возникает вопрос: а где же место остальным? И это при том, что в 2019 году в рейтинге Всемирного банка «Doing Business» Казахстан по индексу защиты прав миноритарных акционеров занял 1 место. Якобы наша страна опередила все развитые страны мира. Мне кажется, что это ничто иное как показуха, поскольку у нас миноритарных акционеров фактически нет.
— Какие дальнейшие шаги могут быть, чтобы в Казахстане сократилась доля участия государства в экономике? Есть ли обратная реакция от властей?
— Обратной реакции на наши выступления на форуме, конечно же, никакой нет. Властям, если говорить откровенно, «по барабану». Но я постараюсь изменить ситуацию. Уже определил, что буду закидывать правительство письмами. В ближайшее время у меня состоится разговор со страновым консультантом ОЭСР, совместно с которым мы будем 8 ноября проводить вебинар по теме обновленных в 2023 году стандартов корпоративного управления, разработанных ОЭСР и странами G20. Надеюсь, что совместно с ОЭСР мы сможем изменить ситуацию.
— То есть, вы планируете совместно с международными институтами выработать решения, к которым власти Казахстана, возможно, прислушаются, правильно?
— Я собираюсь не просто надеяться, а «пинать». Приведу вот такой пример. Понятие «корпоративное управление» во всем мире имеет разное наполнение и не существует единого определения. Кроме Казахстана. У нас корпоративное управление – это легальный термин, который закреплен на уровне закона. Это удивительно. Еще более удивительно – на уровне какого закона. Это закон «О государственном имуществе». И трижды удивительно то, что там написано. А написано, что в рамках корпоративного управления компания должна управляться в интересах акционера. И в этой фразе есть огромная мина, потому в стандартах ОЭСР и G20 говорится, что должностные лица компании должны обеспечивать эффективное управление в интересах компании и акционеров. Казалось бы небольшая разница, но между этими определениями пролегает пропасть. Очень часто интересы компании и акционеров между собой конфликтуют. Акционеру нужно вытащить деньги, а компании необходимо эти деньги сохранить для своего развития. К сожалению, мы видели много раз, когда государство, будучи акционером компаний, контролирующих львиную долю национальной экономики Казахстана, принимает решение о том, что нужно вытаскивать деньги для решения разных задач: будь то перенос столицы из Алматы в Астану или смягчение последствий девальвации. В развитых юрисдикциях членов советов директоров, которые не восприпятствовали подобной кампанейщине, привлекли бы к фидуциарной ответственности. Они бы сами расплачивались за все убытки, причиненные компании за вот такие хищнические действия акционера. А у нас это в порядке вещей. Потому что корпоративное управление осуществляется в интересах государства. Это огромная проблема.
— Спасибо, Арман, за беседу! Удачи вам!
Презентация Армана Бердалина
Редакция Kazakhstan Law Review
Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: Telegram, Instagram, Facebook, YouTube