Инвестиционный климат Казахстана: реалии и тенденции

Вы сейчас просматриваете Инвестиционный климат Казахстана: реалии и тенденции

(Данный материал был любезно предоставлен организаторами XVIII Международной Атырауской правовой конференции «Инвестиционный климат в Казахстане: Факторы влияния. Ограничения, барьеры, неопределенности, риски. Потенциал»)

Автор: Шоланов Жандәулет Нұрланұлы, юрист, ТОО «Юридическая фирма «AEQUITAS»

I. Введение

Определение инвестиционного климата

Инвестиционный климат является важнейшим фактором, определяющим уровень привлекательности страны для отечественных и зарубежных инвесторов. Он включает в себя весь комплекс условий и факторов, которые влияют на возможность и готовность инвесторов вкладывать средства в экономику государства. Эти факторы могут быть как макроэкономическими (например, уровень инфляции, обменный курс, процентные ставки), так и политическими (стабильность правительства, эффективность правовой системы, уровень коррупции).[1] Кроме того, важную роль играют инфраструктурные аспекты (качество транспортной и коммуникационной инфраструктуры, доступность энергоресурсов) и социальные (уровень образования и квалификации рабочей силы, социальная стабильность).[2]

Значение инвестиционного климата для экономики страны трудно переоценить. Во-первых, привлекательный инвестиционный климат способствует привлечению иностранных инвестиций, которые могут обеспечить приток капитала, необходимого для модернизации и развития различных секторов экономики.[3] Во-вторых, он стимулирует внутренние инвестиции, создавая благоприятные условия для роста малого и среднего бизнеса, что, в свою очередь, содействует созданию рабочих мест и повышению уровня жизни населения.[4] В-третьих, стабильный и предсказуемый инвестиционный климат укрепляет доверие со стороны международного бизнеса, что ведет к долгосрочным инвестиционным проектам, способствующим устойчивому экономическому росту.[5]

Краткий обзор Казахстана как страны с уникальным географическим положением и богатством природных ресурсов

Казахстан занимает стратегически важное положение в Центральной Азии, на перекрестке Европы и Азии, что придает ему уникальную геополитическую значимость. Являясь девятой по площади страной в мире, Казахстан располагается на территории, охватывающей более 2,7 миллиона квадратных километров, что делает его крупнейшим государством. Казахстан граничит с Россией на севере, Китаем на востоке, а также с Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном на юге, что обеспечивает доступ к рынкам как Евразийского экономического союза (ЕАЭС), так и стран Восточной и Центральной Азии.

Благодаря своему географическому положению Казахстан играет важную роль в развитии транзитных коридоров и международной торговли. Страна является ключевым участником китайской инициативы «Один пояс, один путь», которая направлена на создание транспортных и торговых маршрутов, связывающих Китай с Европой.[6] Казахстан активно развивает свою инфраструктуру, что позволяет ему выступать в роли транзитного моста между Востоком и Западом. Строительство новых железных дорог, автотрасс и логистических центров укрепляет его позиции как регионального хаба.

Кроме того, Казахстан поддерживает стабильные политические и экономические отношения с различными международными партнерами, включая Россию, Китай, США и страны Европейского Союза.[7] Участие в различных региональных и международных организациях, таких как Организация Объединенных Наций (ООН), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) способствует укреплению его влияния на мировой арене.

Казахстан обладает одними из самых богатых природных ресурсов в мире, что делает его важным игроком на глобальном энергетическом и сырьевом рынках. Страна входит в число мировых лидеров по запасам нефти, газа, урана, а также различных минералов и металлов.[8]

  • Нефть и газ: Казахстан занимает 12-е место в мире по подтвержденным запасам нефти и является одним из крупнейших производителей нефти и газа в Центральной Азии.[9] Основные нефтегазовые месторождения, такие как Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, привлекают значительные инвестиции со стороны международных нефтяных компаний и играют ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности региона.
  • Уран: Казахстан является крупнейшим в мире производителем урана, обеспечивая более 40% мирового производства.[10] Запасы урана делают страну важным партнером в области ядерной энергетики для многих государств, включая Китай, Индию и страны Европейского Союза.
  • Металлы и минералы: Казахстан обладает значительными запасами цветных и редкоземельных металлов, таких как медь, цинк, свинец, железная руда, а также золото и серебро.[11] Эти ресурсы являются основой для развития горнодобывающей промышленности, которая также привлекает значительные инвестиции.

Богатство природных ресурсов Казахстана стимулирует развитие экономики и привлечение инвестиций, однако оно также создает вызовы, связанные с необходимостью диверсификации. Экономика страны в значительной степени зависит от экспорта нефти и газа, что делает её уязвимой к колебаниям мировых цен на энергоресурсы. В связи с этим, правительство Казахстана разрабатывает среднесрочные инвестиционные политики для развития других секторов экономики, таких как обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство и IT-сектор, чтобы снизить зависимость от сырьевого экспорта и создать условия для устойчивого экономического роста.

Таким образом, уникальное геополитическое положение и богатые природные ресурсы Казахстана предоставляют стране значительные возможности для привлечения инвестиций и укрепления своих позиций на международной арене. Однако для обеспечения долгосрочного экономического роста Казахстану необходимо продолжать усилия по диверсификации экономики и созданию условий для устойчивого развития.

II. Исторический контекст

После распада Советского Союза в 1991 году Казахстан, как и другие бывшие советские республики, столкнулся с масштабными экономическими и социальными вызовами. Переход от плановой экономики к рыночным механизмам требовал проведения глубоких реформ, направленных на создание условий для экономического роста и привлечения инвестиций.

В начале 1990-х годов Казахстан столкнулся с резким спадом промышленного производства, гиперинфляцией и разрушением традиционных торговых связей. В ответ на эти вызовы правительство страны начало реализацию комплекса рыночных реформ. Важными шагами стали либерализация цен, приватизация государственных предприятий и создание правовой базы для рыночных отношений. В 1993 году Казахстан ввел собственную валюту — тенге, что позволило начать реализацию самостоятельной денежно-кредитной политики.[12]

В середине 1990-х годов Казахстан начал привлекать иностранные инвестиции в стратегически важные отрасли, прежде всего в нефтегазовый сектор и добывающую промышленность. Приватизация этих секторов привела к созданию крупных международных консорциумов, таких как Тенгизшевройл, что способствовало развитию нефтяной индустрии и обеспечило приток значительных объемов иностранного капитала.

Важным этапом реформ стал 1997 год, когда была принята стратегия «Казахстан-2030», определившая долгосрочные приоритеты страны, включая устойчивое экономическое развитие, усиление правопорядка и улучшение инвестиционного климата. Эта стратегия стала основой для дальнейших реформ, направленных на модернизацию экономики и улучшение условий для бизнеса.[13]

Экономические реформы, проведенные Казахстаном в первые годы независимости, сыграли ключевую роль в создании благоприятного инвестиционного климата. Либерализация экономики, приватизация и открытость к иностранным инвестициям позволили стране привлечь значительный объем капитала в различные сектора экономики, особенно в нефтегазовый сектор.

Одним из наиболее заметных результатов этих реформ стало заключение крупных инвестиционных соглашений с международными нефтяными компаниями, которые привлекли миллиарды долларов инвестиций в разработку и эксплуатацию месторождений нефти и газа. Эти проекты не только обеспечили рост ВВП, но и способствовали модернизации инфраструктуры и созданию новых рабочих мест.

Кроме того, приватизация и развитие частного сектора способствовали появлению новых предприятий и повышению конкурентоспособности экономики. Это стало возможным благодаря созданию правовой базы, обеспечивающей защиту прав собственности и стимулирующей предпринимательскую деятельность.

История развития законодательства об инвестициях

Регулирование иностранных инвестиций в Казахстане началось с принятия Закона «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР» 7 декабря 1990 года.[14] Этот закон ввел ключевые термины «иностранный инвестор» и «иностранные инвестиции», а также предоставлял льготы, включая освобождение от таможенных пошлин и гарантии против национализации. Важным элементом закона стали гарантии по свободному переводу доходов за рубеж, как от операционной деятельности, так и в случае ликвидации компаний с иностранным участием или продажи долей в них. Однако, недостаточная детализация положений закона ограничила его практическую эффективность.[15]

Следующим этапом развития инвестиционного законодательства стал Закон «Об иностранных инвестициях», принятый в независимом Казахстане 27 декабря 1994 года, который действовал до 2003 года (далее – Закон 1994 года). Этот закон расширил и уточнил нормативную базу, предоставив более четкие определения и правовые нормы, регулирующие деятельность с иностранным участием. Одной из ключевых гарантий этого закона стала «дедушкина оговорка», защищающая инвесторов от неблагоприятных изменений законодательства на срок до 10 лет. Закон 1994 года также предоставлял льготы для инвесторов в виде освобождения от таможенных пошлин в отношении имущества, ввозимого в качестве вклада в уставный фонд предприятия с иностранным участием, а также в отношении имущества, ввозимого для собственных нужд такого предприятия, в том числе в отношении личного имущества персонала такого предприятия. Стоит отметить, что Закон 1994 года содержал положение о рассмотрении споров в международном арбитраже, что также имело огромное значение для привлечения инвестиций. Однако с 1997 года началась программа сокращения льгот и гарантий для иностранных инвесторов. Было ограничено применение «дедушкиной оговорки», освобождение от таможенных пошлин стало применяться только в отношении оборудования и комплектующих запасных частей к нему, ввозимого в качестве вклада в уставный капитал предприятия с иностранным участием, а также в отношении имущества иностранного персонала.[16]

В 2003 году был принят «третий закон» – Закон «Об инвестициях», который распространил свои положения как на иностранных, так и на национальных инвесторов. Практически все льготы для иностранных инвесторов были отменены, однако определенные правовые гарантии для всех инвесторов были сохранены, включая защиту от национализации и право на международный арбитраж.[17] Новый закон установил равные условия для иностранных и отечественных инвесторов, а также сузил возможности арбитражного разбирательства споров, требуя согласия государства. Также третий закон изменил принципы государственной поддержки, сохранив инвестиционные преференции только для проектов в приоритетных отраслях. Эти изменения подтвердили курс на постепенное сокращение льгот и привилегий для инвесторов, став ключевым этапом в развитии инвестиционного законодательства Казахстана.[18]

В октябре 2015 года был принят новый Предпринимательский кодекс (ПК), который консолидировал в себе шесть ранее существовавших правовых актов в сфере предпринимательства и инвестиций, в том числе вышеупомянутый Закон об инвестициях 2003 года.

III. Текущая нормативная база для инвестиций

Основные нормативные правовые акты (НПА), регулирующие инвестиционную деятельность в Казахстане

Существующий режим инвестиций определен Предпринимательским кодексом[19], а также рядом других НПА. При этом основным актом является Предпринимательский кодекс, который определяет правовые и экономические основы стимулирования инвестиций, гарантирует защиту прав инвесторов при осуществлении инвестиций в Казахстане, определяет меры государственной поддержки инвестиций, порядок разрешения споров с участием инвесторов.

Отдельные вопросы, касающиеся привлечения инвестиций, регулируются отдельными законами, такими как «О Международном финансовом центре «Астана», «О специальных экономических и индустриальных зонах», «О концессиях», «О государственно-частном партнерстве» и другими. Например, Закон о государственно-частном партнерстве[20] регулирует отношения в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) и направлен на развитие инфраструктурных проектов с привлечением частного капитала. Основные положения данного закона включают, среди прочего:

  • Формирование условий для эффективного сотрудничества: закон определяет механизмы распределения рисков между государством и частными партнерами, а также регулирует вопросы финансирования и управления проектами.
  • Поддержка со стороны государства: государство может предоставлять гарантии и субсидии, а также участвовать в финансировании проектов ГЧП.

АЗакон о специальных экономических и индустриальных зонах[21]регулирует создание и функционирование специальных экономических зон (СЭЗ). СЭЗ — часть территории РК, на которой действует специальный правовой режим и обеспечены объекты инфраструктуры, для осуществления приоритетных видов деятельности[22].

В целях обеспечения международно-правовой защиты инвестиций РК ратифицированы следующие международные конвенции (соглашения):

  • Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 года);
  • Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (ICSID) (Вашингтон, 18 марта 1965 года);
  • Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 года);
  • Договор к Энергетической Хартии (Лиссабон, 17 декабря 1994 года);
  • Конвенция о защите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 года).

Кроме того, РК участвует в ряде многосторонних соглашений о поддержке и защите инвестиций, заключенных с более чем 40 государствами.

Необходимо отметить, что Предпринимательским кодексом установлена государственная поддержка инвестиционной деятельности, а также государственные гарантии прав инвесторов (стабильность контрактов, свободное использование доходов, гласность государственной инвестиционной политики, возмещение убытков в случае национализации и реквизиции имущества инвестора и некоторые другие), а также возможность разрешения инвестиционных споров путем переговоров или обращения в международный арбитраж.

Определение «инвестиций»

Под инвестициями в РК, согласно ст. 274 Предпринимательского кодекса, понимаются все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы финансового лизинга и права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица, или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также для реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта.

Двусторонние международные договоры также содержат понятие «инвестиции». Тем не менее стоит отметить, что определение «инвестиций» в международных договорах имеет более широкое значение, чем в Предпринимательском кодексе, поэтому в каждом конкретном случае определения правового режима инвестиций следует принимать во внимание не только положения Предпринимательского кодекса, но и соответствующих международных договоров.

Необходимо подчеркнуть, что определение «инвестиций» в национальном законодательстве подвергается некоторой критике со стороны представителей юридического сообщества, поскольку вместо общего определения инвестиций как всех видов ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности в целях получения дохода, «инвестиции» в национальном законодательстве представляют из себя «вклад в уставный капитал или в увеличение фиксированных активов», то есть действующее национальное законодательство определяет инвестиции достаточно узко, когда в большинстве международных договорах под «инвестициями» понимаются все виды имущества.[23]

Правовой режим инвестиций

В отношении национальных и иностранных инвесторов применяется в целом одинаковый правовой режим, за некоторыми исключениями.

Гарантия правовой защиты деятельности инвесторов

Инвесторам предоставляется защита прав и интересов, обеспеченная Конституцией РК, Гражданским кодексом[24], Предпринимательским кодексом и иными НПА, а также ратифицированными международными договорами. Кроме того, действуют двусторонние договоры по защите капиталовложений, заключенные РК практически со всеми экономически развитыми государствами и некоторыми странами СНГ.

Гарантия правовой защиты деятельности инвесторов устанавливает право инвесторов на возмещение вреда, причиненного изданием подзаконных актов, не соответствующих законодательству РК, или незаконными действиями, в том числе бездействиями должностных лиц государственных органов.

Гарантии стабильности

Законодательство также гарантирует стабильность условий договоров, заключенных между инвесторами и РК (в лице государственных органов), за некоторыми исключениями, прямо предусмотренными законодательством. В частности, к таким случаям относятся:

  • внесение изменений в законодательство РК или вступление в силу или изменение международных договоров, которыми изменяются порядок и условия импорта, производства, реализации подакцизных товаров;
  • внесение изменений и дополнений в законодательные акты в целях обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения.

Гарантии стабильности также закреплены в других правовых актах. Поэтому инвесторы могут использовать те или иные правовые акты, в которых закреплены гарантии стабильности, когда они применимы.

Гарантии использования доходов

Законодательством установлено право инвесторов по своему усмотрению использовать доходы, полученные от своей деятельности, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет; открывать в банках на территории РК банковские счета в национальной валюте или иностранной валюте.

Гарантии прав инвесторов при национализации и реквизиции

Принудительное изъятие имущества инвестора для государственных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных законодательными актами. При этом инвестору должны возмещаться убытки в полном объеме.

Разрешение споров

Инвестиционные споры могут быть решены сторонами путем переговоров либо в соответствии с ранее согласованной сторонами процедурой разрешения споров. Инвесторы, как правило, выбирают коммерческий арбитраж в качестве способа разрешения споров. Инвестиционные споры могут быть также разрешены в соответствии с международными договорами и законодательными актами РК в казахстанских судах или инвестиционном арбитраже.

Государственная поддержка и политика в области привлечения инвестиций

Целью государственной поддержки инвестиций являются создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирование инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, повышение квалификации казахстанских кадров, а также охрана окружающей среды. Государственная поддержка инвестиций заключается в предоставлении государственных преференций в виде предоставления инвестиционных преференций или предоставления гарантии стабильности при изменении налогового законодательства РК в соответствии с Налоговым кодексом[25].

Государственная политика Казахстана в области привлечения инвестиций организована таким образом, чтобы эффективно координировать действия различных ведомств и предоставлять инвесторам необходимые условия для успешной реализации их проектов. В 2018 году была проведена реорганизация[26] структуры государственного управления, что привело к передаче функции формирования инвестиционной политики Министерству национальной экономики РК, а функции ее реализации — Министерству иностранных дел РК. В составе Министерства иностранных дел работает Комитет по инвестициям и АО «Национальная компания «Kazakh Invest», которое играет роль «Одного окна» для инвесторов по вопросам оказания государственных услуг, в том числе предоставления мер государственной поддержки инвесторов в виде инвестиционных преференций, содействия в получении различных разрешительных документов, необходимых для реализации и дальнейшей эксплуатации инвестиционных проектов. Функции Kazakh Invest также охватывают задачи по сопровождению инвесторов в различных регионах Казахстана через местные представительства.

Также в целях оказания содействия иностранным инвесторам в Казахстане действует ряд деловых действуют консультативно-совещательных органов и ассоциаций, таких как Совет иностранных инвесторов при Президенте РК, Совет по улучшению инвестиционного климата при Премьер-Министре, Координационной совет по вопросам привлечения инвестиций при Правительстве, Казахстанско-Европейская диалоговая площадка, а также Инвестиционный омбудсмен в лице Премьер-Министра, Европейская Бизнес-Ассоциация Казахстана (ЕВРОБАК), Американская торговая палата (AmCham), и т.д.

Вместе с принятием Предпринимательского кодекса был внедрен институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей, т.н. бизнес-омбудсмена, в целях представления, обеспечения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства в государственных органах, а равно в защиту интересов предпринимательского сообщества.

Инвестиционные преференции

Преференции для инвесторов возможны в приоритетных отраслях экономики, к которым, среди прочего, относятся: производство пищевых продуктов, одежды, бумажной продукции, электронного оборудования, транспортных средств; обрабатывающая промышленность; химическая промышленность; металлургическая промышленность; строительство; транспортная и телекоммуникационная инфраструктуры и т.д.

Преференции предоставляются только казахстанским юридическим лицам, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта, инвестиционного приоритетного проекта или специального инвестиционного проекта, а также лизинговым компаниям (в том числе и нерезидентам РК, импортирующим в рамках реализации инвестиционного проекта технологическое оборудование на основании договора финансового лизинга для казахстанского юридического лица, реализующего инвестиционный проект).

Инвестиционный проект представляет собой комплекс мероприятий, предусматривающих инвестиции в создание новых, расширение или обновление действующих производств товаров, работ и услуг, включая производство товаров, работ и услуг, созданных, расширенных или обновленных в ходе реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта.

Под инвестиционным приоритетным проектом понимается инвестиционный проект:

  • по созданию новых производств товаров, работ и услуг, предусматривающий осуществление юридическим лицом инвестиций в строительство новых производственных объектов, в размере не менее двухмиллионнократного размера месячного расчетного показателя (МРП)[27];
  • по расширению или обновлению действующих производств товаров, работ и услуг, предусматривающий осуществление юридическим лицом инвестиций в размере не менее пятимиллионнократного размера МРП, в том числе обновление (реновация, реконструкция, модернизация) действующих производственных мощностей, выпускающих продукцию.

Под специальным инвестиционным проектом понимается инвестиционный проект, реализуемый юридическим лицом РК, зарегистрированным в качестве участника СЭЗ.

По инвестиционному проекту (в том числе инвестиционному приоритетному проекту) предоставляются следующие виды инвестиционных преференций:

  • освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость на импорт;
  • государственные натурные гранты.

По инвестиционному приоритетному проекту предоставляются преференции по налогам (освобождение от уплаты КПН на срок до 10 лет; освобождение от уплаты земельного налога на срок до 10 лет; освобождение от уплаты налога на имущество на срок до 8 лет).

По специальному инвестиционному проекту предоставляются преференции в виде освобождения от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогами в соответствии с казахстанским налоговым законодательством.

Для получения преференций инвесторы должны заключить контракт с уполномоченным государственным органом.

Дополнительные меры государственной поддержки

В рамках заключаемых контрактов на реализацию инвестиционных приоритетных проектов законом предусматривается внедрение преференций по налогам, заключающихся в уменьшении налогооблагаемой базы на стоимость объектов преференций, а также на расходы по реконструкции и модернизации этих объектов.

Кроме того, инвесторам предоставляется право на привлечение иностранной рабочей силы вне квоты на весь период строительства инвестиционного проекта и один год после ввода объекта в эксплуатацию.

СЭЗ

Под СЭЗ понимается часть территории РК с точно обозначенными границами, на которой действует специальный правовой режим, предусматривающий льготы для осуществления различных видов деятельности. Соответствующие льготы предусмотрены налоговым, таможенным, земельным законодательством, законодательством о занятости населения и Законом о специальных экономических и индустриальных зонах.

Решение о создании СЭЗ принимается Правительством РК. Каждая СЭЗ создана с целью развития конкретного сектора экономики. К примеру, одна из целей создания СЭЗ «Оңтүстiк» в Шымкенте – развитие текстильной промышленности; СЭЗ «Астана – новый город» – создание высокоэффективных, в том числе высокотехнологичных и конкурентоспособных производств, освоение выпусков новых видов продукции; СЭЗ «Парк информационных технологий» в Алматы – развитие отрасли информационных технологий; СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» – создание эффективного транспортно-логистического и индустриального центра, а также реализация транзитного потенциала РК, способствующего развитию экономического и культурного обмена с сопредельными государствами.

CЭЗ создаются на срок до 25 лет, который может быть продлен по решению Правительства РК.

Срок действия налоговых преференции для участников СЭЗ зависит от присвоенных им категорий:

  • категория А (стоимость проекта до 3 000 МРП) – в течение 7 лет;
  • категория B (стоимость проекта от 3 000 000 до 14 500 000 МРП) – в течение 15 лет;
  • категория С (стоимость проекта от 14 500 000 МРП) – в течение 25 лет.

Налоговые преференции носят срочный характер только для тех лиц, которые стали участниками СЭЗ после 1 января 2024 года.

В соответствии с Налоговым кодексом для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (ИП), осуществляющих приоритетные виды деятельности на территории СЭЗ при определении суммы земельного налога, налога на имущество и платы за пользование земельными участками, подлежащих уплате в бюджет, по объектам налогообложения, расположенным на территории СЭЗ, уменьшаются на 100%. Указанное уменьшение является преференцией по налогам и плате.

Для организаций, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ, предусмотрено уменьшение КПН на 100% по доходам, полученным от реализации товаров, работ и услуг, являющихся результатом осуществления приоритетных видов деятельности.

Территория СЭЗ является частью таможенной территории ЕАЭС, где действует таможенная процедура свободной таможенной зоны, согласно законодательству ЕАЭС и/или РК. Таким образом, к иностранным и казахстанским товарам, размещенным и используемым на территории СЭЗ, применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны – не взимаются таможенные пошлины и налоги (за исключением акциза) на импортируемые товары, не применяются запреты и ограничения в отношении товаров ЕАЭС, а также не применяются меры нетарифного регулирования, кроме требований по безопасности товаров. Таможенное оформление товаров, перемещаемых в пределах таможенных территорий стран ЕАЭС, не требуется.

Казахстан имеет достаточно либеральную нормативно-правовую базу для иностранных и местных инвестиций. В соответствии с отчетами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в Казахстане снято значительное количество ограничений, связанных с инвестициями, и большая часть экономики формально открыта для прямых иностранных инвестиций (ПИИ). По Индексу регуляторных ограничений ПИИ, разработанному ОЭСР, Казахстан демонстрирует несколько лучшие показатели, чем в среднем по странам, не входящим в ОЭСР.

Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА)

В качестве дополнительной платформы для привлечения иностранных и продвижения инвестиционного имиджа Казахстана выступает МФЦА. Целями и задачами МФЦА являются содействие в привлечении инвестиций в экономику Казахстана, развитие рынка ценных бумаг РК и его интеграции с международными рынками капитала, развитие рынка финансовых услуг и технологий, развитие электронной коммерции и инновационных проектов. Для достижения этих целей МФЦА законодательно снабжен рядом преференциальных правовых режимов и особенностей, в частности:

Налоговые льготы: органы и участники МФЦА, а также их работники освобождаются от налоговых выплат сроком до 1 января 2066 года по ряду налогов на доходы и имущество. Налоговые льготы применимы к участникам МФЦА, оказывающим финансовые услуги, а также к участникам, оказывающим вспомогательные услуги, оказываемые органам МФЦА и/или участникам МЦФА, оказывающим финансовые услуги (список финансовых и вспомогательных услуг, подпадающих под льготный налоговый режим, определен Конституционным законом о МФЦА и актами МФЦА).

Упрощенный визовый и трудовой режим: помимо общего безвизового въезда сроком до 30 календарных дней, установленных для граждан 45 иностранных государств, прибывающих в Казахстан, для сотрудников органов и участников МФЦА и членов их семей действует специальный визовый режим сроком до 5 лет. Кроме того, такие лица освобождены от требования получать разрешения на работу для иностранных граждан.

Упрощенная регистрация иностранных граждан: введение упрощенного режима регистрации по принципу «одного окна» по выпуску виз, разрешений на работу и других процедур на территории МФЦА. Для этих целей создан специальный Expat Centre, который оказывает около 500 услуг для иностранных граждан.

Упрощенный валютный режим: на участников МФЦА не распространяются требования валютного законодательства РК по регистрации валютных операций и уведомлению о совершении таких операций, уведомлению об открытии счетов в иностранных банках и т.д.; обязательства участников МФЦА выражаются и исполняются в любой валюте, предусмотренной договором.

Принципы права МФЦА: право МФЦА ориентируется на принципы, нормы и прецеденты права Англии и Уэльса, и стандарты ведущих мировых финансовых центров.

Все делопроизводство на английском языке: сделки, в которых одной из сторон является участник МФЦА, совершаемые в письменной форме, излагаются на английском языке. Разработка и принятие актов МФЦА, документация и судопроизводство также ведутся на английском языке.

Независимые институты для разрешения споров: на территории МФЦА действуют два органа по разрешению споров: Суд МФЦА и Международный арбитражный центр (МАЦ). Решения Суда МФЦА исполняются на территории РК без прохождения процедуры их признания, в том же порядке, как и решения казахстанских судов. Арбитражные решения МАЦ подлежат исполнению в Казахстане в том же порядке, что и казахстанские арбитражные решения. Обеспечительные меры в рамках арбитража в МФЦА могут быть исполнены в Казахстане без необходимости обращения в казахстанские суды (для этого достаточно иметь приказ Суда МФЦА об обеспечении иска).

IV. Анализ инвестиционного климата

Макроэкономические показатели

Инвестиционный климат Казахстана в 2024 году продолжает привлекать значительное внимание со стороны международных инвесторов, несмотря на сложную геополитическую обстановку и вызовы, с которыми сталкивается страна. В этом году наблюдается рост ПИИ, при этом ключевыми секторами остаются добыча полезных ископаемых, нефть и газ.

Согласно данным, опубликованным агентством Moody’s в 2024 году, Казахстан получил улучшение прогноза суверенного кредитного рейтинга со «стабильного» на «позитивный». Правительство РК активно продвигает концепцию инвестиционной политики до 2026 года, целью которой является увеличение объема инвестиций в основной капитал до 25,1% ВВП и приток ПИИ до $25,5 млрд к 2026 году​.

Примечательно, что Казахстану удалось войти в топ-50 стран по объему ПИИ в мире, став лидером среди стран с транзитной экономикой. Сектор обрабатывающей промышленности демонстрирует значительный рост – наблюдается увеличение доли в общем объеме инвестиций с 10% до 20% за последние годы​.

Согласно отчету Бюро Национальной Статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК (БНС) от 4 июля 2024 года, общий объем инвестиций вырос на 11,2% в годовом исчислении. Однако доля инвестиций в основной капитал (ИОК) в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны в 2023 году составила лишь 15%, что ниже целевого показателя правительства, установленного на уровне 21% в соответствии с Концепцией инвестиционной политики РК до 2026 года. На протяжении последних десяти лет этот показатель стабильно держится на уровне около 15%, что вызывает сомнения в достижимости цели по увеличению доли инвестиций до 30% от ВВП.

Анализ инвестиционных потоков за 2019–2023 годы показывает, что большинство инвестиций по-прежнему направляется в горнодобывающую промышленность, что свидетельствует о сырьевой зависимости страны. Согласно данным БНС, инвестиции в обрабатывающие отрасли преимущественно поступают в сектора, связанные с переработкой сырья, что не стимулирует развитие инновационных и высокотехнологичных отраслей. Согласно исследованию Международного Валютного Фонда (МВФ), одним из основных показателей уровня индустриализации и диверсификации экономики в странах-экспортерах нефти должна быть доля средне- и высокотехнологичного несырьевого экспорта в общем экспорте страны. В Казахстане, согласно статистическим данным за 2019-2023 годы, доля инвестиций в высокотехнологичные продукты, а также в пищевую промышленность в 2023 году, остается на невысоком уровне: 7% и 14% от общего объема обрабатывающего производства соответственно. Анализ статистических данных показывает, что значительная часть инвестиций направляется в горнодобывающий сектор, а инвестиции в секторе обрабатывающей промышленности поступают в отрасли, связанные с переработкой сырья, что свидетельствует о сырьевой зависимости экономики Казахстана.

Основные проблемы и тенденции

Согласно отчету ОЭСР, Казахстан последовательно реализует реформы, направленные на устранение административных и законодательных барьеров, препятствующих развитию инвестиционных процессов и ухудшающих инвестиционный климат. Это подтверждается результатами проведенных ОЭСР опросов и изложенных в отчете «Анализ делового климата в Казахстане«: инвесторы отмечают прогресс за последние годы, однако продолжают указывать на ряд системных факторов, оказывающих негативное влияние на уровень инвестиций в стране. ОЭСР в своем исследовании выделяет следующие ключевые препятствия:

  • недостаточная прозрачность и предсказуемость инвестиционного режима, что затрудняет принятие рациональных инвестиционных решений;
  • чрезмерная бюрократия и административные барьеры, создающие дополнительные препятствия и издержки для инвесторов;
  • высокий уровень государственного вмешательства в экономику, что может порождать неопределенность и снижать привлекательность инвестиций;
  • дефицит квалифицированной рабочей силы, что ограничивает возможности для расширения инвестиций и внедрения новых технологий;
  • слабая отраслевая диверсификация инвестиций, сосредоточенных преимущественно в горнодобывающей промышленности, что создает дисбаланс в экономике;
  • недостаток доступных финансовых ресурсов для развития инвестиционного потенциала экономики;
  • низкая критическая масса индустриальных предпринимателей, что ограничивает разнообразие и динамику инвестиций.

Исходя из Концепции инвестиционной политики до 2026 года, основные проблемы и тенденции, сдерживающие привлечение инвестиций в экономику Казахстана, можно разделить на несколько ключевых категорий:

  1. Государственное регулирование и управление:
    1. вмешательство государства в экономику (ценообразование, монополизация, высокая доля присутствия квазигосударственного сектора, требования о казахстанском содержании;
    1. низкое доверие инвесторов к судебной системе и правоохранительным органам, в том числе слабая защита ими частного капитала (высокий риск конфискации);
    1. недостаточно развитая конкуренция, включая административные барьеры для бизнеса, ограничивающие доступ на конкурентные рынки для широкого круга предпринимателей;
    1. недостаточная эффективность государственных инвестиций (нарушения в объеме 224,2 млрд тенге по итогам 5 государственных программ (2020 г.), из них финансовые нарушения – 9,9 млрд тенге, неэффективное планирование и использование бюджетных средств – 214,3 млрд тенге);
    1. недостаточно эффективное межведомственное взаимодействие между различными госорганами и институтами развития;
    1. чрезмерная бюрократия (затягивание сроков выделения средств, получения документов в различных инстанциях на местном уровне);
    1. отсутствие политики по защите и продвижению внешних инвестиций, в том числе направленных на достижение целей ESG повестки;
    1. недостаточно развитая система информационной и коммуникационной поддержки инвесторов.
  2. Проблемы факторов производства:
    1. недостаточно развитая инженерная инфраструктура и отсутствие готовых промышленных помещений;
    1. недостаток доступных земельных ресурсов (зачастую лучшие земельные участки уже выкуплены);
    1. нехватка доступных финансовых ресурсов для развития инвестиционного потенциала и их слабое разнообразие;
    1. устаревание основных фондов (увеличение изношенности основных фондов – с 34,2 % до 42,8 % (2016-2020 гг.);
    1. нехватка квалифицированной рабочей силы;
    1. низкая критическая масса индустриальных предпринимателей в обрабатывающей промышленности;
    1. отсутствие цифровой платформы, способствующей объединению промышленности и связанных с ней структур (обучение, логистика, сбыт, стандарты и т.д.).
  3. Правовое регулирование:
    1. несовершенство инвестиционного законодательства (неоднозначные трактовки норм[28], частое внесение изменений и дополнений);
    1. низкое вовлечение инвесторов в процесс разработки и обсуждения законопроектов и иных документов регулирования.
  4. Структурные проблемы:
    1. недиверсифицированная структура инвестиций в основной капитал и ПИИ в разрезе отраслей и регионов;
    1. небольшая емкость внутреннего потребительского рынка;
    1. барьеры тарифного и нетарифного регулирования стран-партнеров;
    1. валютные риски для инвесторов;
    1. отсутствие страновых стандартов ESG, включая систему углеродного регулирования.

Коррупция

Согласно Transparency International, по итогам 2023 года Казахстан оказался среди стран с высоким уровнем коррупции, набрав 39 баллов из 100 возможных (93-е место среди 180 стран). Исследователи полагают, что улучшение на 3 балла по сравнению с по сравнению с результатами 2022 года связано, прежде всего, с активизацией гражданского общества после событий января 2022 года, что вынудило государственные органы провести определенные реформы в антикоррупционном законодательстве, а также провести работу по возврату незаконно выведенных активов, в том числе санкционировать задержание высокопоставленных чиновников и их родственников. Так, например, Указом Президента от 2 февраля 2022 года была утверждена Концепция антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022–2026 годы. В рамках реализации Концепции по итогам 2022 года приняты значимые законодательные поправки, направленные на дальнейшее совершенствование антикоррупционного законодательства, в том числе через введение новых инструментов превенции коррупции, как например, введение ответственности чиновников за необоснованное обогащение.

Transparency International отмечает, что страны, получившие менее 50 баллов, считаются высоко коррумпированными, что серьёзно препятствует экономическому развитию и негативно сказывается на социальном благополучии граждан. В своих отчетах ОЭСР часто отмечает, что бюрократия и коррупция тесно взаимосвязаны и не могут рассматриваться изолированно: они выступают как причинами, так и следствиями проблем, с которыми сталкиваются компании в различных аспектах экономической политики, таких как торговля и исполнение договорных обязательств.

Согласно World Justice Project, в мире наблюдается спад эффективности систем правосудия. Страны с самым низким рейтингом в Индексе верховенства права также демонстрируют очень низкие результаты в индексе восприятия коррупции, составленному Transparency International, что свидетельствует о прямой корреляции между качеством и доступностью правосудия и коррупцией. Согласно проведенным опросам инвесторов ОЭСР, обеспокоенность по поводу коррупции и профессиональной честности судей все еще оказывает отрицательное воздействие на уровень доверия бизнеса.

V. Заключение

Казахстан продолжает активно обновлять законодательство, ориентируясь на привлечение инвестиций и улучшение деловой среды. В последние годы произошли значительные изменения, направленные на упрощение административных процедур, улучшение условий для ведения бизнеса и укрепление правовой защиты инвесторов. В частности, многие административные процедуры были переведены в цифровой формат, порядок получения большинства разрешительных документов были автоматизированы полностью или частично,

Одним из важнейших шагов в модернизации правовой системы Казахстана стало принятие в 2020 году Административного процедурно-процессуального кодекса (АППК), вступившего в силу в июле 2021 года. Этот кодекс был разработан с целью упорядочить взаимодействие граждан и юридических лиц с государственными органами, а также усилить прозрачность и справедливость административных процедур. Важной задачей АППК является урегулирование публично-правовых споров, что напрямую связано с правовой защитой как физических, так и юридических лиц, включая иностранных инвесторов.

Ключевой особенностью АППК является возложение на государственные органы бремени доказывания в случае возникновения споров с частными лицами. Это нововведение усиливает защиту бизнеса и инвесторов, уменьшая возможность произвола со стороны государственных органов и обеспечивая равенство сторон в спорных ситуациях. Такая мера повышает доверие частного сектора и инвесторов к правовой системе страны, создавая более благоприятную деловую среду.

АППК представляет собой важный шаг в совершенствовании правовой системы Казахстана и создании более благоприятных условий для бизнеса. Тем не менее, для полной реализации его потенциала необходимо продолжать работу по повышению осведомленности предпринимателей и инвесторов о новых механизмах защиты их прав, а также обеспечивать последовательное применение кодекса на практике. 

В 2024 году правительство Казахстана планирует разработать и внедрить 16 новых законопроектов, включая обновление законодательства в таких областях, как цифровые технологии, интеллектуальная собственность, недропользование и борьба с отмыванием денег.

Инвестиционный климат Казахстана, несмотря на значительные достижения последних лет, остается сложным и требует дальнейших усилий для создания более привлекательных условий для инвесторов. Казахстан демонстрирует высокие темпы роста в области привлечения иностранных инвестиций, особенно в секторах добычи полезных ископаемых, что подчеркивает его ключевую роль на глобальном энергетическом рынке. Однако эти успехи сопровождаются рядом структурных и системных проблем, которые сдерживают развитие инвестиционного потенциала страны.

Основные выводы:

  1. Макроэкономическая стабильность и геополитическое положение Казахстана являются важными факторами, способствующими притоку инвестиций. Тем не менее, значительная зависимость от сырьевого сектора создает риски для устойчивости экономики в долгосрочной перспективе.
  2. Законодательная и нормативная база Казахстана для иностранных инвесторов значительно либерализована. Однако, несмотря на многочисленные реформы, инвесторы продолжают сталкиваться с такими вызовами, как бюрократия, непрозрачность инвестиционного режима и недостаток судебной защиты.
  3. Диверсификация экономики остается одной из ключевых задач для правительства Казахстана. Существующая сырьевая зависимость ограничивает возможности для роста в других секторах.

Рекомендации:

  1. Укрепление правовой защиты инвесторов: Усиление защиты прав собственности и обеспечение справедливого правосудия для инвесторов должно стать приоритетом. Одним из направлений должно быть совершенствование судебной системы и правоприменительных практик, в частности, необходимо продолжить практику обучения судей с целью повышения их квалификации, особенно в области инвестиционных споров и защиты прав на интеллектуальную собственность. Вторым – дальнейшее развитие институциональной основы для защиты инвесторов путем укрепления роли бизнес-омбудсмена, т.е. роль бизнес-омбудсмена должна быть расширена и обеспечена независимость этого института.
  2. Развитие инфраструктуры: Инвестиции в транспортную и коммунальную инфраструктуру, являются критически важными для диверсификации экономики и привлечения инвесторов в новые сектора, учитывая географическое положение Казахстана.
  3. Диверсификация экономики: Правительство должно продолжить работу над созданием благоприятных условий для развития обрабатывающей промышленности и высокотехнологичных отраслей, что позволит снизить зависимость от экспорта сырья и укрепить устойчивость экономики.
  4. Повышение прозрачности и предсказуемости инвестиционного климата: необходимо продолжить работу по улучшению регуляторной среды и снижению уровня бюрократии, что позволит создать более предсказуемую и благоприятную среду для ведения бизнеса.

В целом, Казахстан имеет все необходимые ресурсы и потенциал для привлечения значительных объемов иностранных инвестиций. Реализация предложенных рекомендаций поможет создать более стабильный и привлекательный инвестиционный климат, что будет способствовать устойчивому экономическому росту и развитию страны.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), от 27 декабря 1994 года
  2. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I
  3. Кодекс РК от 29 октября 2015 года № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан»
  4. Закон Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 379-V «О государственно-частном партнерстве»
  5. Закон Республики Казахстан от 3 апреля 2019 года № 242-VІ ЗРК «О специальных экономических и индустриальных зонах»
  6. Постановление Правительства РК от 15 июля 2022 года № 482 «Об утверждении Концепции инвестиционной политики Республики Казахстан до 2026 года»
  7. Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 19 марта 2021 года № 64-р. «О создании Совета по привлечению инвестиций (инвестиционный штаб)»
  8. Указ Президента Республики Казахстан от 8 мая 2024 года № 542 «О мерах по либерализации экономики»
  9. Конституционный закон Республики Казахстан от 7 декабря 2015 года № 438-V «О Международном финансовом центре «Астана»
  10. Cherif, R., Hasanov, F., & Sarsenbayev, M. (2024, March 29). Call of Duty: Industrial Policy for the Post-Oil Era. International Monetary Fund Working Paper. Доступно по ссылке:  https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2024/03/29/Call-of-Duty-Industrial-Policy-for-the-Post-Oil-Era-546941 // Дата обращения: 30 августа 2024 года
  11. Haidar, A. (2024, September). President Tokayev Calls for Improved Investment Climate and Business Conditions in Address. The Astana Times. Доступно по ссылке: https://astanatimes.com/2024/09/president-tokayev-calls-for-improved-investment-climate-and-business-conditions-in-address/ // Дата обращения: 3 сентября 2024 года
  12. Hayes, A. (2022) Investment climate: What it is, how it works, Investopedia. Доступно по ссылке: https://www.investopedia.com/terms/i/investmentclimate.asp // Дата обращения: 1 сентября 2024 года
  13. Inform.kz. (2024). Closer Look at Key Trends Shaping Kazakhstan’s Investment Climate. Доступно по ссылке https://en.inform.kz/news/closer-look-at-key-trends-shaping-kazakhstan-s-investment-climate_a4076285/ // Дата обращения: 3 сентября 2024 года
  14. Inform.kz. (2024). Kazakhstan’s Total FDI Reaches $402 Billion; New Investment Measures Come into Effect. Доступно по ссылке: https://en.inform.kz/news/kazakhstans-total-fdi-reaches-402-billion-new-investment-measures-come-effect-eefaa2/ // Дата обращения: 2 сентября 2024 года
  15. International Finance Corporation & World Bank Group. (2016). The Investment Climate. United Nations. Доступно по ссылке https://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2016/01/The-Investment-Climate_IFC-World-Bank-Group_IATF-Issue-Brief.pdf // Дата обращения: 31 августа 2024 года
  16. Oil reserves by country. (n.d.). Retrieved from https://www.worldometers.info/oil/oil-reserves-by-country/
  17. PrimeMinister.kz. (2024). New Investment Policy Concept of Kazakhstan Until 2026 Approved by Government. Доступно по ссылке https://primeminister.kz/en/news/novuyu-koncepciyu-investpolitiki-kazahstana-do-2026-goda-utverdili-v-pravitelstve-2355843 // Дата обращения: 3 сентября 2024 года
  18. S&P Global Ratings (2024). Corporate Methodology: Sector-Specific Adjustments. S&P Global. Доступно по ссылке https://disclosure.spglobal.com/ratings/en/regulatory/article/-/view/type/HTML/id/3133510 // Дата обращения: 31 августа 2024 года
  19. Seilkhanov, A. (2024). Kassym-Jomart Tokayev Outlines Key Tasks in Foreign Policy of the Country. Inform.kz. Доступно по ссылке: https://en.inform.kz/news/kassym-jomart-tokayev-outlines-key-tasks-in-foreign-policy-of-the-country-92bcb7 // Дата обращения: 3 сентября 2024 года
  20. The Astana Times. (2024). Moody’s Assesses Kazakhstan’s Investment Climate. Доступно по ссылке: https://astanatimes.com/2024/08/moodys-assesses-kazakhstans-investment-climate/ // Дата обращения: 2 сентября 2024 года
  21. World Bank. (n.d.). Investment Climate. Доступно по ссылке: https://www.worldbank.org/en/topic/investment-climate  // Дата обращения: 29 августа 2024 года
  22. World Nuclear Association. (2024). World uranium mining production. World Nuclear Association. Доступно по ссылке: https://world-nuclear.org/information-library/nuclear-fuel-cycle/mining-of-uranium/world-uranium-mining-production // Дата обращения: 29 августа 2024 года
  23. Аминов Т.М. (2021) Инвестиционная политика Казахстана. Доступно по ссылке: https://ehistory.kz/ru/history-ofkazakhstan/show/32557/ // Дата обращения: 18 августа 2024 года
  24. Отраслевая статистика Бюро Национальной Статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. Доступно по ссылке: https://stat.gov.kz/ru/ // Дата обращения: 30 августа 2024 года
  25. ОЭСР (2023), Анализ делового климата в Казахстане, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/ccc8cf0c-ru
  26. ОЭСР (2023), Совершенствование правовой среды предпринимательства и инвестиционной деятельности в странах Центральной Азии: отчет о прогрессе, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/6151f6c2-ru
  27. ОЭСР (2024), Диверсификация экспорта Республики Казахстан: институты, политика, инфраструктура, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/b7fd0b55-ru
  28. Статистический бюллетень Национального Банка Республики Казахстан. Доступно по ссылке https://www.nationalbank.kz/ru/news/statisticheskiy-byulleten/rubrics // Дата обращения: 29 августа 2024 года
  29. Сулейменов, М. (2022). Определения «инвестиции», «инвестор», «инвестиционные споры» в законодательстве Казахстана: de lege lata и de lege ferenda.
  30. Ченцова, О., Брайнина Н. (2011). Законодательство РК об инвестициях – история развития и существующий правовой режим. Petroleum, (6), 56–68.

[1] International Finance Corporation & World Bank Group. (2016). The Investment Climate.

[2] Hayes, A. (2022) Investment climate: What it is, how it works

[3] Inform.kz. (2024). Closer Look at Key Trends Shaping Kazakhstan’s Investment Climate

[4] World Bank. Investment Climate

[5] ОЭСР (2023), Анализ делового климата в Казахстане

[6] ОЭСР (2024), Диверсификация экспорта Республики Казахстан: институты, политика, инфраструктура

[7] ОЭСР (2024), Диверсификация экспорта Республики Казахстан: институты, политика, инфраструктура

[8] Inform.kz. (2024). Closer Look at Key Trends Shaping Kazakhstan’s Investment Climate

[9] Oil reserves by country. (n.d.). Доступно по ссылке: https://www.worldometers.info/oil/oil-reserves-by-country/

[10] World Nuclear Association. (2024). World uranium mining production

[11] Inform.kz. (2024). Closer Look at Key Trends Shaping Kazakhstan’s Investment Climate

[12] Аминов Т.М. (2021) Инвестиционная политика Казахстана

[13] См. сноску 12.

[14] Ченцова, О., Брайнина Н. (2011). Законодательство РК об инвестициях – история развития и существующий правовой режим.

[15] См. сноску 14.

[16] См. сноску 14.

[17] См. сноску 14.

[18] См. сноску 14.

[19] Кодекс РК от 29 октября 2015 года № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан»

[20] Закон Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 379-V «О государственно-частном партнерстве»

[21] Закон Республики Казахстан от 3 апреля 2019 года № 242-VІ ЗРК «О специальных экономических и индустриальных зонах»

[22] Перечень приоритетных видов деятельности утвержден Приказом Министра промышленности и строительства Республики Казахстан от 22 февраля 2024 года № 72 для каждой СЭЗ (в Казахстане действуют 13 СЭЗ). Виды деятельности варьируются от производства машин и оборудования до строительства объектов инфраструктуры и медицинских учреждений. Каждая СЭЗ создана с целью развития конкретного сектора экономики

[23] Ченцова, О., Брайнина Н. (2011). Законодательство РК об инвестициях – история развития и существующий правовой режим.

[24] Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года, а также Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I

[25] Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»

[26] Согласно Указу Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2018 года № 806 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления РК», было реорганизовано Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан было преобразовано в Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан с дальнейшей передачей̆ указанных функций и полномочий.

[27] МРП — коэффициент для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан, устанавливаемый законом о бюджете на соответствующий год.

[28] Авторы Ченцова О, Брайнина Н. и Сулейменов М. подчеркивают в своих работах, что определения в национальном законодательстве имеют ряд недостатков, в связи с чем предполагается, что необходимо реформировать текущее инвестиционное регулирование, гармонизировать трактовки и определения, содержащиеся в национальном законодательстве с трактовками и определениями в международных договорах; в частности, «инвестор», «инвестиции», «инвестиционный спор», исключить определение «инвестиционной деятельности», поскольку их описание идет в разрез с международной практикой и опытом.

Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: TelegramInstagramFacebook, YouTube