Автор: Арман Бердалин, Старший партнер юридической фирмы «Саят, Жолши и Партнеры»
(Тезисы выступления на международном круглом столе «Совершенствование законотворческого процесса», 12 декабря 2023г., Астана)
Начну с одного очень старого, технического, но тем не менее важного вопроса. Закон о правовых актах является рядовым законом, но при этом устанавливает иерархию правовых актов. В том числе и в отношении правовых актов, которые стоят выше него по иерархии.
Закон о правовых актах устанавливает, каким образом должна разрешаться коллизия других законов. Более того, в условиях отсутствия правового урегулирования рядовой закон определяет порядок применения аналогия права.
Очевидно, что такой подход оставляет широкое место для дискуссии.
Также закон устанавливает требования к содержанию других законов. Например, устанавливаются требования о необходимости введения принципов соответствующего закона, а также устанавливается правовое значение таких принципов.
Очевидно, что любой закон вправе изменить данное регулирование, поскольку по логике самого же Закона «О правовых актах» он является более поздним по времени законом и, соответственно, имеет преимущественную силу. При этом принцип приоритета специальной нормы над общей ни одним законодательным актом не устанавливается.
Разрешение такой ситуации возможно лишь посредством поднятия уровня профильного закона до статуса конституционного. В свою очередь это потребует принятия соответствующего закона, вносящего изменения в Конституцию.
Принятия таких законов позволит правомерно внедрить регулирование применимо к таким вопросам как:
- иерархия нормативных правовых актов;
- коллизия нескольких законов;
- аналогия закона и аналогия права;
- единые требования к структуре закона;
- единые подходы к формированию принципов и их правовое значение.
Хотелось бы остановиться более подробно на вопросе о принципах законодательства.
Текущий Закона «О правовых актах» не устанавливает достаточного регулирования данного вопроса. Существующие три нормы лишь декларируют, что в каждом законе должны быть указаны принципы и закрепляет правила, что в случае несоответствия текста закону принципам их применения недопустимо.
Вместе с тем отсутствует какое-либо единообразия в понимании этих принципов. Далеко не в каждом из 20 существующих кодексов используется принцип законности. Более того его содержание отличается от кодекса к кодексу. Также обстоят и дела применимо к принципу равенства.
При этом общеупотребимый принцип «разрешено всё, что не запрещено законом» в чистом виде не закреплен нигде. Также, как уже отмечалось ранее, отсутствует законодательное закрепление принципа «приоритета специальных норм над общими».
Разительно от кодекса к кодексу отличается и формулировки в наименованиях принципов. Это не может объясняться лишь спецификой отдельной отрасли, но, в первую очередь, зависит от юридической техники конкретных разработчиков законопроектов. Унификация юридической техники написания кодексов положительно скажется на качестве нормативных правовых актов.
Отдельно необходимо усилить практическое значение принципа. В настоящее время в правоприменительной практике сложилось недоверие по отношению к принципам. Их применение допускается только как дополнительный аргумент к основной норме закона. Вместе с тем ситуация должна быть кардинально противоположной. Ни одна норма закона не должна применяться если она противоречит соответствующему принципу.
В идеальном правопорядке в правоприменительной практике должны использоваться отсылки непосредственно на принципы. При этом конкретизирующие их нормы права должны использоваться факультативно. Изменение сложившейся ситуации требует комплексного подхода, одна из значимых частей которого должна быть реформа профильного закона.
Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: Telegram, Instagram, Facebook, YouTube