Экспертное заключение Комитета по налогам и налогообложению Палаты юридических консультантов «Kazakhstan Bar Association» («KazBar») по предложению Правительства РК о снижении порога постановки на учет по НДС

Вы сейчас просматриваете Экспертное заключение Комитета по налогам и налогообложению Палаты юридических консультантов «Kazakhstan Bar Association» («KazBar») по предложению Правительства РК о снижении порога постановки на учет по НДС

Дата: 14 апреля 2025 г.

Предмет рассмотрения: Предложение Правительства Республики Казахстан о внесении изменений в подпункт 2 пункта 4 статьи 93 проекта нового Налогового кодекса РК, предусматривающее снижение предельного порога оборота для обязательной постановки на учет по НДС с 20 000-кратного до 10 000-кратного размера месячного расчетного показателя (МРП).

Цель заключения: Оценить влияние предлагаемого изменения на рынок юридических услуг и выявить потенциальные негативные последствия для экономики Казахстана и уровня праводоступности в Казахстане.

Установленные обстоятельства:

  1. Структура рынка юридических услуг и действующий/предлагаемый пороги НДС: Значительная доля рынка юридических услуг в Казахстане представлена юридическими консультантами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) или через товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) – субъекты малого предпринимательства (как правило, с численностью сотрудников не более 3-7 юристов). В настоящее время (2025 г.) такие предприниматели, чей годовой оборот по реализации товаров (работ, услуг) не превышает 78,6 млн тенге (20 000-кратный размер МРП), вправе не становиться плательщиками НДС. Правительство РК предлагает снизить этот порог до 39,3 млн тенге (10 000-кратный размер МРП).
  2. Специфика налогообложения юридических консультантов: Услуги юридического консалтинга не предполагают значительных затрат, связанных с приобретением товаров (работ, услуг) у других предпринимателей, облагаемых НДС. Это означает, что входящий НДС, доступный для зачета, у юридических консультантов минимален.
  3. Неравные условия с адвокатами: Адвокаты, являясь в налоговых целях лицами, занимающимися частной практикой, согласно пункту 3 статьи 93 проекта Налогового кодекса, освобождены от уплаты НДС. Кроме того существует вероятность установления для адвокатов пониженной ставки ИПН. Такое положение создает неравные условия конкуренции, поскольку юридические консультанты, оказывающие аналогичные услуги, будут обязаны уплачивать НДС, что приведет к увеличению стоимости их услуг.
  4. Расчет потенциальной налоговой нагрузки: При снижении порога постановки на учет по НДС до 10000 МРП и действующих ставках НДС 16% и ИПН 10%, совокупная налоговая нагрузка на частнопрактикующего юридического консультанта, не имеющего существенных входящих затрат, облагаемых НДС, может возрасти с текущих ~10% (ИПН) до ~22,4% (НДС + ИПН).

Анализ аргументов Правительства РК и контраргументы:

Аргумент Правительства РККонтраргументы Комитета
Низкий процент плательщиков НДС в Казахстане (4% фактически оплачивают НДС) по сравнению с количеством зарегистрированных налогоплательщиков.Низкий процент плательщиков НДС не является показателем неэффективности действующего порога. Он может отражать структуру экономики, где преобладает малый бизнес, не достигающий установленного порога. Принудительное включение малого бизнеса в число плательщиков НДС не решит проблему недостаточных поступлений в бюджет, а лишь увеличит административную нагрузку и расходы мелких налогоплательщиков
Снижение порога по НДС до 10000 МРП (39,3 млн тенге) не окажет серьезного влияния на большинство МСБ.Данное утверждение не учитывает специфику рынка юридических услуг, где структура доходов и расходов существенно отличается от большинства других видов деятельности, относящихся к МСБ. Для юридических консультантов, чей доход формируется преимущественно за счет продажи их личных услуг, снижение порога станет критичным. Многие квалифицированные частнопрактикующие юристы и малые юридические компании имеют доход в 40 млн тенге в год (и выше). Принятие рассматриваемого предложения приведет к значительному увеличению налоговой нагрузки именно на них.
Увеличение количества плательщиков НДС позволит удлинить цепочку НДС.«Удлинение цепочки НДС» само по себе не является целью. Целью должно быть создание справедливой и эффективной налоговой системы. В случае с юридическими консультантами, «удлинение цепочки» не произойдет, так как у них минимальные входящие затраты, облагаемые НДС. Это приведет лишь к введению фактического дополнительного налога на оборот, а не к «удлинению цепочки».

Негативные последствия снижения порога постановки на учет по НДС:

  1. Увеличение административной нагрузки: Обязательная постановка на учет по НДС потребует от юридических консультантов ведения соответствующих дополнительных бухгалтерского и налогового учетов, сдачи отчетности, что увеличит их административные расходы и отвлечет от основной деятельности (потребуется нанимать бухгалтеров или оплачивать услуги аутсорсинга).
  2. Стимулирование неформальной занятости (уход в «тень»): Резкое повышение налоговой нагрузки при снижении порога НДС может подтолкнуть часть юридических консультантов к уходу в «тень», то есть к осуществлению деятельности без официальной регистрации или с сокрытием доходов от налогообложения. Это приведет к потере налоговых поступлений в бюджет, а также к созданию неравных условий конкуренции, когда добросовестные налогоплательщики будут вынуждены конкурировать с теми, кто уклоняется от уплаты налогов.
  3. Рост цен на юридические услуги: Увеличение административной нагрузки, резкое увеличение налоговой нагрузки на юридических консультантов при условии отсутствия зачетного НДС, с высокой вероятностью, будет переложено на потребителей юридических услуг путем повышения цен на услуги. Дополнительный рост цен будет обусловлен снижением конкуренции на рынке юридических услуг вследствие переквалификации части юридических консультантов в адвокаты и ухода части консультантов в тень.
  4. Снижение уровня праводоступности и качества юридической помощи: Рост цен на юридические услуги, с высокой вероятностью, сделает юридическую помощь менее доступной для населения и бизнеса, особенно для социально уязвимых групп и представителей малого бизнеса. Одновременно, уход части квалифицированных специалистов в «тень» приведет к снижению общего качества доступной юридической помощи. Такое ограничение доступа к квалифицированной юридической помощи и снижение её качества противоречит статье 13 Конституции Казахстана, гарантирующей каждому право на получение квалифицированной юридической помощи.
  5. Сокращение рабочих мест: Увеличение издержек из-за снижения порога постановки на учет по НДС может вынудить некоторых юристов прекратить свою деятельность или сократить штат сотрудников.

Выводы:

Предлагаемое Правительством РК снижение порога постановки на учет по НДС с 20 000 до 10 000 МРП окажет существенное негативное влияние на рынок юридических услуг в Казахстане, а именно:

  • Создаст неравные конкурентные условия для юридических консультантов по сравнению с адвокатами и спровоцирует переквалификацию юридических консультантов в адвокатов.
  • Приведет к значительному увеличению налоговой нагрузки на частнопрактикующих юридических консультантов и субъекты малого предпринимательства в сфере юридических услуг.
  • Увеличит административную нагрузку на юридических консультантов.
  • Вызовет рост цен на юридические услуги.
  • Снизит уровень доступности и качества юридической помощи, нарушит конституционное право граждан на получение квалифицированной юридической помощи.
  • Стимулирует неформальную занятость в сфере юридических услуг.
  • Приведет к сокращению числа рабочих мест.

Рекомендации:

Комитет по налогам и налогообложению Палаты «KazBar» настоятельно рекомендует Правительству и Парламенту Республики Казахстан:

  1. Отказаться от предложения о снижении порога постановки на учет по НДС до 10 000 МРП.
  2. Сохранить действующий порог постановки на учет по НДС на уровне 20 000 МРП.
  3. Обеспечить равные условия налогообложения для юридических консультантов и адвокатов, не допуская установления в налоговом законодательстве дискриминационных норм.
  4. Рассмотреть возможность введения специальных налоговых режимов для малого бизнеса в сфере юридических услуг, учитывающих специфику их деятельности и минимизирующих административную нагрузку. Например, предусмотреть уплату единого налога с оборота по ставке, не превышающей Х%, и освобождение от уплаты НДС.

Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: TelegramInstagramFacebook, YouTube