Автор: Дана Жанадил, Партнер ALC Attorneys
(Выступление на 14-ом Казахстанском юридическом форуме 2024, который прошел 26-27 сентября в г. Алматы)
Свобода вне права теряет свою ценность. Только приверженность праву способна вывести общество на качественно новый уровень развития.
С момента обретения Казахстаном независимости институты юридической помощи прошли сложный, а порой противоречивый путь развития, что обуславливалось нестабильным законодательством, довольно частыми институциональными реформами, попытками внедрения зарубежного опыта, без учета специфики казахстанской правовой системы, политико-правовой культуры страны, ее традиций и уровня развития гражданского общества.
Мы живем в эпоху масштабных изменений как в правовой, так и в экономической сферах. Этот процесс затрагивает все аспекты, от управления государством до регулирования бизнеса и функционирования институтов гражданского общества.
Традиционная модель: «жесткая вертикаль» и «квазирынок»
Начнем с исторического контекста. С чего всё начиналось? Как и во многих постсоветских государствах, в Казахстане долгое время доминировала модель управления с жесткой вертикалью власти. Это означало централизованное принятие решений и значительное участие государства в экономике, что, в свою очередь, создавало квазирынки. Такие рынки внешне функционировали как свободные, но в действительности были под сильным контролем государства.
В этой модели малый и средний бизнес часто сталкивался с серьезными барьерами. Государственные компании и крупные холдинги получали привилегии, что ограничивало доступ к рынкам новых участников и снижало конкуренцию.
Аналогичный подход доминировал во всех сферах и государство крайне неохотно отпускало в «свободное плавание» те или иные субъекты. Не исключение и регулирование юридической профессии.
Саморегулирование и переход к плюрализму и конкуренции
Текущая ситуация характеризуется серьезными вызовами и общественном запросе на реформы с целью перехода к более сбалансированной модели, где плюрализм и конкуренция становятся основными факторами экономического и правового развития. Важнейший аспект этих изменений — создание независимых регулирующих структур и регуляторных механизмов, основанных на добровольном волеизъявлении субъектов регулирования, работающих не по директивному принципу «сверху-вниз», а наоборот по демократическому принципу «снизу-вверх», что могло бы содействовать появлению реального саморегулирования и конкуренции вместо «вмененного» обязательного членства в централизованных организациях.
«Вмененное» и «недобровольное» объединение: опыт нотариусов, ЧСИ и адвокатов
Важным элементом правовой системы Казахстана является существование объединений профессионалов, таких как нотариусы, частные судебные исполнители и адвокаты, которые действуют в рамках централизованных структур с обязательным членством согласно закону. Их деятельность жестко регламентирована, они объединяются в территориальные структуры, которые в свою очередь без права выбора должны состоять в республиканских структурах (например, РКА, РНП, РПЧСИ). Эти объединения призваны выполнять функции контроля и регулирования, обеспечивая соблюдение профессиональных стандартов. Отличительной особенностью является факт наличия республиканской «надстройки», устанавливающей «правила игры» нижестоящим объединениям непосредственно самих нотариусов, ЧСИ и адвокатов.
Юридические консультанты как альтернативная модель
С другой стороны, регулирование юридических консультантов значительно отличается от вышеперечисленного. Здесь мы видим децентрализацию: юридические консультанты не обязаны вступать в республиканские объединения, у них больше гибкости в способах оказания юридической помощи. Закон предоставляет консультантам свободу для деятельности и создает конкуренцию, что дает больше возможностей для реального саморегулирования.
Саморегулирование: новые возможности
Законодательство Казахстана создало условия для развития саморегулирования в профессиональных сообществах. Важным шагом стало предоставление объединениям юридических консультантов автономии в разработке внутренних правил и стандартов. Это позволяет им самостоятельно определять ключевые направления своей деятельности и повышать уровень профессионализма и самое главное, решать вопрос допуска к профессии.
Сообщество адвокатов, нотариусов и ЧСИ, не имеющих статуса предпринимателя, осуществляет свою деятельность на основе государственного лицензирования. Насколько это является преимуществом с точки зрения контроля качества или наоборот недостатком с точки зрения уязвимости от вмешательства со стороны государства? Есть разные мнения.
Саморегулирование становится важным фактором, способствующим повышению качества предоставляемых юридических услуг. В отличие от жесткой вертикали у нотариусов, ЧСИ и адвокатов, юридические консультанты в Казахстане обладают большими возможностями для разработки и развития собственных стандартов и правил работы, что способствует созданию конкурентной среды.
Вызовы и перспективы
Однако этот переход сопряжен с вызовами. Чтобы укрепить плюрализм и конкуренцию, Казахстану необходимо продолжать реформы. Важными направлениями должны стать:
— Укрепление судебной системы и ее независимости.
— Усиление роли юридических консультантов и расширение их полномочий
Целесообразно было бы разделить Закон «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» на два самостоятельных закона. Мы, как я полагаю, в самом начале пути. Даже в самом названии кроется подвох, ведь «адвокатская деятельность» и есть «юридическая помощь», а точнее ее часть, т.е. само название уже является нелогичным.
Заключение
Переход от модели «жесткой вертикали» и «квазирынка» к плюрализму и конкуренции — это стратегическое направление развития Казахстана, которое требует активной работы всех участников правовой системы. Юристы, юридические консультанты и бизнес-сообщество играют ключевую роль в этом процессе. Только совместными усилиями мы сможем создать современную и эффективную правовую систему, отвечающую вызовам времени.
Следует отметить, что сама идея обязательного членства палат в РКЮК нарушает основной принцип саморегулирования юридических консультантов. Существует риск отсутствия четкого разграничения компетенций государственных органов и саморегулируемых организаций, а также риск двойного контроля в отношении членов (участников) саморегулируемых организаций. То есть, помимо Министерства юстиции, за деятельностью палат контроль будет осуществлять еще и РКЮК. Такого рода бюрократическая надстройка не только не нужна в современном Казахстане, но и не позволит юридическим консультантам осуществлять свою деятельность на основе принципов саморегулирования.
Как утверждал академик Сулейменов М. К., «появление отряда юридических консультантов, проходящих аттестацию и обладающим четко очерченным набором прав и обязанностей, будет способствовать значительному улучшению правового обслуживания сторон в гражданском процессе», однако он отмечал опасную тенденцию, когда государство могло бы оказывать опосредованное давление, например, посредством РКЮК. В частности, по мнению академика «единственно, чего при этом нельзя было допускать и что, к сожалению, происходит, — это попыток государства подчинить себе эту группу лиц (юридических консультантов), ограничить их независимость и самостоятельность, и — что самое недопустимое — выкачивать из них деньги под предлогом улучшения их деятельности».[1]
В целом, хочется заключить, что в случае, если РКЮК имела бы исключительно положительные стороны, не ограничивающие юридических консультантов в их законных правах и интересах, то не возникало бы такой волны протеста в юридическом сообществе.
В будущем как, я полагаю, более эффективной будет модель добровольного членства объединений по образу и подобию палат юридических консультантов, которые могли бы при необходимости вступать в добровольные республиканские объединения, с четким и ограниченным функционалом, небольшим и прозрачным бюджетом.
РКА, РНП и РПЧСИ могли бы заимствовать опыт палат юридических консультантов и функционировать как добровольные объединения, тем самым, продолжив путь от «жесткой вертикали» и «квазирынка» к плюрализму и конкуренции.
[1] Сулейменов М. Кто Может Быть Представителем в Гражданском Процессе? https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37756099&pos=122;-48#pos=122;-48
Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: Telegram, Instagram, Facebook, YouTube