Идеологическая ориентация в условиях идеологического многообразия Казахстана

Вы сейчас просматриваете Идеологическая ориентация в условиях идеологического многообразия Казахстана

«Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация» 

Достоевский Ф.М.

На фоне происходящих в мире процессов глобализации, умаления роли права, особенно международного, попытки игнорирования роли ООН, распространение национализма, экстремизма и терроризма, а еще хуже разжигание войны, все более актуализируют необходимость разработки эффективной государственной идеологии и определение ее места в развитии общества и государства.

Так как любое государство, будучи важнейшим институтом общества для осуществления своих функций, всегда стремится монополизировать идеологию как необходимый инструмент воздействия на общественное сознание и социальное поведение людей. С помощью этого ресурса осуществляется и информационное, а в большей степени и ориентационное воздействие на волю и сознание населения, направленное на выработку необходимых социальных установок.

Как правило, это удается в государствах с тоталитарным режимом. В демократических государствах, в отличие от тоталитарных, всегда официально допускалось и существует идеологическое многообразие, плюрализм мнений.

Что касается Казахстана, то у нас на самом высоком законодательном уровне признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Так, статья 5 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, закрепило идеологическое и политическое многообразие. И в большинстве конституций мира также признают идеологический и политический плюрализм через закрепление соответствующих прав и свобод человека и гражданина.

Данная норма Конституции РК снимает с Казахстана обязанности объяснять народу и мировой общественности стратегические цели, ценности и приоритеты развития государства, и создаёт атмосферу многообразия идей, чуждых и не чуждых или же вовсе антигуманных. Указанные утверждения означают отказ от насильственного насаждения идеологии, но наш взгляд – это вовсе не означает призыв к полной деидеологизации общества. Кроме того, идеологическое многообразие не означает отсутствия ценностей, оно означает терпимость к тем, кто разделяет другие взгляды

Тем не менее, деидеологизация общественных отношений привела к массовой дезориентации населения Казахстана, что отрицательно отразилось и в духовно-нравственной сфере. И многие нынешние беды, которые обрушились на нашу страну в последние годы в виде небывалой коррупции, хищений, экстремизма, терроризма, роста преступности, проституции, суицида, социальных конфликтов и т.д., в немалой степени появились именно на волне нравственной, духовной, личностной деградации.

И как мы убедились за тридцать с лишним лет независимости, в этом кроется самая главная угроза для национальной безопасности Казахстана. Деидеологизация открыла широкий простор для внедрения «культурного империализма» в Казахстане. Это слово взято из французских исследований, и, в частности, было определено таким образом в 1982 году Жаком Лонгом. Культурный империализм – это империализм, который захватывает большие территории тем, что подчиняет себе сознание, образ мышления, образ жизни[1].

Так, завоевания Российской империи, имперские действия Советского Союза (поскольку Россия считается его главным государством-преемником), а также действия современной Российс- кой Федерации, наглядно свидетельствуют о культурном империа- лизме. Например, русская культура (язык, литература, музыка, поведенческие нормы и т.д.) даже в советский период доминировала и подчеркивала превосходства всего русского. И это доминирование поддерживалось средствами идеологии, науки, системы образования, кинематографа. Так осуществлялась насильственная культурная ассимиляция колониальных народов, которая продвигала и помогала сохранять колониализм, как в Российской империи, так и в Советском Союзе.

С другой стороны, отсутствие своей национальной идеологии, идей, ценностей, чёткого представления о политике Казахстана чревато опасными последствиями. Так, после утраты социалистической идеологии, в Казахстане образовался вакуум в сознании людей, который стал заполняться чуждыми идеями национализма, шовинизма, сепаратизма и разными религиозными доктринами, а самое худшее — это сегодня угрожает утратой национальной и культурной идентичности.  

Вопросы идентичности, тесно связанные с вопросами национального строительства и формирования национальных государств, были одними из самых дискутируемых в ХХ веке, и остаются таковыми в XXI веке. «Старые» и «новые» страны, нации и этносы, эксперты и политики искали и продолжают искать ответы на эти вопросы.

В настоящее время в Казахстане  периодическии обостряются проблемы «пути развития» и каждый раз интенсивным становится поиск национальной идеи. И сегодня,  после январских событий 2022 года, особенно актуальным опять же является наша национально-государственная идеология. Не говоря о нападках в СМИ российских журналистов, чиновников, депутатов на Казахстан, которые направлены на создание атмосферы недоверия, разжигание розни между людьми и подрыв национальной безопасности Казахстана.

На сегодня, состояние идеологической работы в нашей стране часто подвергается критике, причем, как правило, небезосновательно. Из-за инерционности, как самой идеологической системы, так и инерционности государственного аппарата она пока не может эффективно отвечать на новые вызовы и запросы. В целом, каждый регион Казахстана живет сам по себе: южанам глубоко безразлично, что происходит на севере, а западным регионам не до восточных соотечественников. И всем им вместе безразлично, чем живет сельский район или казахский аул. Мы живем в фрагментированной стране и управляемость территориями центром – это миф. Все это следствие отсутствия национальной идеологии Казахстана.

Хотя у нас очень много идеологов, есть пост госсекретаря, который по долгу службы многие эти вопросы курирует. Есть заместитель руководителя администрации президента, который тоже курирует вопросы идеологии. В правительстве есть профильные министры, отвечающие за социальный и внутриполитический блок.  Однако, как показывает практика все министерства и ведомства в сфере культуры, образования и науки  действуют вразнобой. Каждое из них двигается само по себе, нет единого плана, нет единой цели.

Возможно поэтому, буквально на днях появилась должность «заместителя акима области по идеологии», которые на местах будут курировать идеологию в регионах. С одним из них, у представителей НПО области Жетысу была недавно встреча, по итогам его выступления стало понятно, что он будет работать с представителями третьего сектора, а вот как будет строить идеологическую работу в регионе, он не сказал. При этом, новоиспеченный товарищ от местной власти позиционировал себя идеологом, цитировал Президента К-Ж. К. Токаева, просил запомнить и идеологически ориентировал на три идеологемы: 1. Справедливый Казахстан; 2. Межэтническое согласие и 3. Верховенства закона.  Запомнить то запомним, но как на них ориентироваться на практике? Проще говоря, какой механизм, чтобы эти декларативные лозунги в реальной действительности стали полезными для государственной идеологии Казахстана?

На наш взгляд, сегодня перед Казахстаном  стоит труднейшая задача – это как  преодолеть последствия длительного без идеологического существования социальных субъектов и создать новую полноценную идеологию Казахстана.

Какие уроки и какой опыт нам оставила «Доктрина национального единства Казахстана»[2], принятая в 2010 году, «Мәңгілік Ел»[3] («Вечная страна») и «Рухани Жанғыру»[4]?

На сегодня мы все знаем, что все они имели низкую эффективность, а у «Рухани Жангыру» не было даже программного содержания и плана реализации на государственном уровне. Хотя и деньги выделялись миллиардами, и структуры создавались, и даже отчеты какие-никакие строчились.

Другой случай, когда эксперты говорят о том, что Казахстан находится в информационном пространстве России. Но простите, так оно и будет продолжаться, и суть проблемы заключается не в русскоязычных СМИ и не в привлекательности российского инфор- мационного контента, а в том, что мы не смогли выработать свою качественную идеологическую модель, в результате у нас на сегодня отсутствует государственная идеология.

Если исходить из того, что в основе большинства идеологий в мире, лежит идея сильного государства и сильной нации. То идеология в Казахстане, должна опираться на историческую базу казахского  народа, который дал имя страны, является государствообразующим и преобладающим в политическом управлении. Это, так сказать, идеология историей, культурой и традицией, которая призвана поднять национальную гордость казахского народа за прошлое своей родины.

Для этого, прежде всего нам необходимо выдвинуть четкий, не допускающий двояких толкований общий посыл: «Қазақ болайық, қазақ болып қалайық» (Станем казахом и останемся казахом). Обращение всем тем, кто является гражданином Казахстана или временно проживают в Казахстане, которые независимо от национальностей должны знать казахский язык, культуру и традицию казахского народа. В этих условиях действительно необходима даже не сама государственная идеология, а общий подход. И роль государственной власти в этом смысле большая – обеспечить условия для того, чтобы на основе общего консенсуса, выработать общие нормы и ценностей.

Нужна не столько государственная идеология, сколько консенсус по общим ценностям и новым правилам экономической и политической игры, чтобы не выпали интересы отдельных социальных групп. Интерес государства заключается не в том, чтобы транслировать какую-то идеологию, а в том, чтобы все эти разнородные участники политического процесса двигались в рамках одной системы, по одним и тем же правилам и разделяли общие ценности. Но это вовсе не означает чего-то вроде консолидации вокруг одной партии как «Аманат».

На наш взгляд, государство должно обратиться к обществу и заинтересованным субъектам политики, для выработки общенационального консенсуса, чтобы была ясность с прошлым, понимание того, как действовать в настоящем и чего ожидать в будущем.

На практике (особенно это заметно в бизнесе и социальной сфере) всем необходимы ясные правила игры, перманентный процесс пересмотра этих самих правил вносит некую сумятицу. С этой точки зрения было бы более рациональным строить идеологическую работу по методике адресного посыла конкретным социальным группам, с учетом их запросов. Дальше необходимо анализировать обратный отклик и в соответствии с этим выбирать дальнейшие варианты действий власти в этой сфере.

То есть необходим консенсус, выработка общих правил, чтобы система работала по ним в каждой точке. А в случае возникновения проблем их необходимо решать, используя экономические, финансовые и культурологические ресурсы, а когда потребуется, и просто рычаги власти.

Именно поэтому Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, в последние время постоянно высказывается об идеологии современного Казахстана. Так, 22 октября 2022 года, во время награждения лиц, внесших вклад в развитие Казахстана, президент РК Касым-Жомарт Токаев в своей речи отметил, что «Сейчас нашей стране нужна идеология, понятная всем людям и реально отвечающая запросам граждан. Проще говоря, необходимы не искусственные принципы, а правильные ориентиры, нужные в повседневной жизни, понятные и близкие сердцу каждого человека»[5].

Сегодня в Казахстане идет интенсивный поиск каких-то новых ценностей и новых направлений в сфере идеологии. Но, на наш взгляд, идеологическая работа должна основываться на традиционных ценностях казахского народа. Ведь номадическая культура казахского народа, внесла большой вклад в сокровищницу человеческой цивилизации, другой вопрос, что связанные с этим моменты замалчиваются.

Поэтому необходима цельная, глубоко проработанная система деятельности в сфере идеологии, основанная на традиционных ценностях казахского народа. И идеологическую работу следует начинать с детского сада, так как в дошкольных и школьных учреждениях отсутствует продуманная и системная идеологическая работа.

Таким образом, ни одно государство в том числе и Казахстан, не может существовать без наличия национальной идеологии, которая является одним из важнейших элементов государственного строительства. По мнению Шаукеновой З.К., Габитова Т.Х. «национальная идея – это, прежде всего, историческая память»[6].

Но, при этом история для казаха – это не всеобщий поток событий, а прошлое казахов, которое больше всего ассоциируются с основными институтами. Например, такими понятиями как Ошак (Очаг), Отан (Отечество), Орда (Ставка, Дворец Хана) и др., которые могут стать составными частями национальной идеи Казахстана.

Поскольку, именно эти священные понятия как Ошак, Отан и Орда будучи духовными наследиями и духовными ценностями для народов Евразии, являются фактором взаимопонимания и единства народов многонационального Казахстана. Так как характерной чертой казахского народа является его сплоченность, взаимовыручка и взаимопомощь. Жители одного аула всегда были как одна большая семья. Если у кого-то случалась беда, то соседи и родственники обязательно стремились помочь. Выручали «всем миром». Правило для любого казаха – никогда не оставлять близких и родственников в беде, хранить честь и достоинство своей семьи и рода.

Казахская национальная идея, состоящая из трёх составных частей как Ошак, Отан и Орда (отражает единение не только казахского народа, но и народов Евразий в пространстве и во времени). Она представлена в трёх сферах. В сфере прошлого, в сфере настоящего и в сфере будущего. Казахская национальная идея — это ответы на вопросы: «Откуда мы, кто мы, с кем и куда идём».

В рамках данной статьи, мы можем взять только одну из них как Ошақ (Очаг) — основной элемент структуры жилища, связанный с культом огня. Очаг — сакральный центр дома, место совершения обрядовых и магических действий, направленных на обеспечение благополучия дома, здоровья домочадцев и успеха в хозяйстве. По народным представлениям, в очаге обитали домашние духи и предки.

Огонь в очаге никогда не затухал. Пустой очаг без огня терял свою созидающую силу. Не зря казахи говорят: «Ошағының отының өшiрме» — «Не дай погаснуть огню в очаге». Это выражение означает: «Сохрани семейное благополучие».

У очага осуществлялись многие семейные обряды, именно там проходило приобщение человека к новой семье. Так, у казахского народа издревле существует обряд «отка май кую — налить масло в огонь». Этот обряд совершается с приходом молодой невестки в дом мужа и символизирует начала новой жизни для женщины, которая станет хранительницей этого очага, будет разжигать свой огонь в очаге и готовить пищу.

Исходя из этого существуют понятие «отағасы» в значении глава семьи и «отана» — мать, т.е. хранительница очага. Часто женщина — казашка, почтительно обращаясь к мужу, называет его отағасы. Первенца в семье или первую невестку в семье называют «отымның алды, суымның тұнығы».

Очаг — источник богатства и изобилия. У казахов принято говорить: «Ошағының оты маздап турсын. — В его очаге горит сильное пламя», «Казаны оттаң түспейдi — Казан не снимается с огня». Эти выражения подчёркивают гостеприимство, которое является отличительной чертой казахского народа.

С очагом как священным местом был связан ряд табу. В казахском народе есть запрет: «Тузды, күлдi баспа — не наступай на соль, на золу»; «Отты, күлдi шашпа — не рассыпай огонь и золу»; «Отпен ойнама, оттан аттама, ошакка тукурме — не играй с огнем, не перешагивай через огонь, не плюйся на очаг»; «От басын сабама — не секи камчой место у огня»; «Тунде куль шығарма — не выноси ночью золу».

Там, где огонь и очаг, есть и дым. Казахи о дружной сплочённой семье говорят так: «Тутіні түзу шыққан үй» в переводе буквально означает: «В этом доме даже дым из печи валит ровно».

Таким образом, казахи издревле почитали от и ошак (огонь и очаг). «Отан – отбасынан, отбасы – ошақ қасынан басталады» означает «Родина начинается с семьи, а семья с очага». Само слово «семья» по — казахский «отбасы», что понимается как «у очага, начало семьи».

Любовь и уважение к собственному очагу перерастает в любовь к Родине. Эту мысль подчеркивает народная мудрость «Отан отбасы-нан басталады. – Отечество начинается с семьи (с очага)»[7]. Понятие отечество, отчизна обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое чувство, которое сочетает любовь и чувство долга — патриотизм.

В заключение следует отметить, что национальная идея построена на ценностях, позволивших казахскому народу добиться исторических успехов. Следование ей позволит Казахстану стать участником решений всех значимых как региональных, так и мировых вопросов. Национальное единство, мир и согласие народов Казахстана, история и культура казахов, целостность казахского языка являются гарантией единства и стабильности в государстве, так как на основе названных ценностей закладывается основа Справедливого Казахстана.

Руководитель ОО «Центр устойчивого развития Oшақ», доктор юридических наук, профессор Сарқытбек Сәрсембайұлы Молдабай


[1]Рубанов В.А Средство защиты мира и безопасности? (Материалы «круглого стола.») // Безопасность Евразии № 1-2001, январь — март. – С. 230.

[2] Одобрена Администрацией Президента и направлена в Правительство 29 апреля 2010 года, одобрена на состоявшемся 19 апреля 2010 года заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана

[3] Послание Президента Республики Казахстан-Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства — декабрь, 2012 г.

[4] Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Казахстанская правда от 12 апреля 2017 года.

[5] https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1993917-kakaya-ideologiya-nuzhna-kazahstanu-obyasnil-tokaev/

[6] Шаукеновой З.К., Габитова Т.Х. Национальная идея Казахстана в контексте диалога культур Востока и Запада. //Содержание и мобилизующий потенциал…: материалы научно-теоретической конференции. С.123-130.

[7] Пословицы и поговорки. Серия-народная мудрость. Алматы : «Кочевники», 2007. List of literature

Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: TelegramInstagramFacebook, YouTube