ИНТЕРВЬЮ К.К.ТОКАЕВА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВИДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОГО ЭКСПЕРТА

Вы сейчас просматриваете ИНТЕРВЬЮ К.К.ТОКАЕВА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВИДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОГО ЭКСПЕРТА

Елюбаев Жумагельды Сакенович, д.ю.н.,

профессор, академик РАЕН, Председатель

Палаты юридических консультантов

«Kazakhstan Bar Association»

3 января, в газете «Egemen Qazaqstan», было опубликовано большое интервью Президента Республики Казахстана К.К.Токаева по вопросам внутренней и внешней политики, социально-экономического развития страны, январских событий 2022 года и по другим вопросам, которые затрагивают жизнь казахстанцев. В истории его президентства это первое публичное выступление со страниц газеты по самым важным и острым вопросам, волнующих гражданское общество.

В целом, интервью К.К.Токаева мне понравилось, поскольку он был открытым, он полно отвечал на вопросы, в том числе на тяжелые, например, касательно январских событий и времени «двоевластия»… Прежде чем давать оценку этому интервью, хотел бы сказать, что лично я верю в его помыслы и дела, хотя с учетом некоторых внутренних политических и экономических обстоятельств, он не может пока эффективно управлять страной, об этом чуть ниже. К.К.Токаев имеет достаточно высокое академическое образование, опыт работы за рубежом на дипломатическом поприще, навыки управления страной, полученные в период его пребывания на должностях Премьер-Министра РК, Председателя Сената Парламента РК, Министра иностранных дел. Его высокий интеллектуальный уровень, знание иностранных языков, отсутствие негативного «шлейфа» позволяют поддерживать высокий уровень доверия народа. Между тем, его нынешняя политическая воля не может быть реализована из-за тех проблем, о которых он говорит в своем интервью. Его положение можно образно оценить так: есть воля к кардинальным изменениям в стране, он понимает и знает, как и что надо делать, но реализовать все это сложно, как говорят «голова и руки свободны, но ноги в путах». Чтобы освободиться от этих «пут», ему нужно действовать более решительно и освобождаться от чиновничества назарбаевского периода.

В своем интервью Президент РК отмечает, что «2023 год выдался для нашей страны насыщенным на значимые события», что страна подошла «к завершению основных политических реформ». Результатом проведения этих реформ он отмечает создание Конституционного Суда, проведение выборов депутатов Мажилиса и маслихатов всех уровней по новым правилам, избрание акимов районов и городов областного значение, выборы глав сел и городов районного значения.

Трудно согласиться с тезисом Главы государства о «завершении основных политических реформ», поскольку они не начинались и в ближайшие годы не планируются дальнейшие преобразования в сфере государственного устройства и государственного управления. Проведенные политические реформы – это только лишь «косметические» изменения, которые не создают платформу для управления страной народом, как это закреплено в Конституции страны, что «единственным источником государственной власти является народ» (пункт 1 статьи 3). Между тем, народ лишен реальных правовых инструментов и способов участия в управлении страной.

Свидетельством этому являются: отсутствие реальной оппозиции, в этом виновата не только власть, но и инертность гражданского общества; существующие партии, часть из которых представлены в Парламенте РК, в большей степени «провластные», чем независимые, они не имеют доверия народа; лидерами этих партий являются в основном бывшие чиновники, оторванные от государственной «кормушки»; лидеры же гражданского движения больше занимаются «говорильней» и критикой действующей власти, при этом не предлагая ничего такого, что было бы поддержано гражданским обществом.

Принципы создания партий и их правовое регулирование препятствуют широкому участию граждан страны в партийной жизни. Институт «самовыдвижения» в представительные органы государства, закрепленный в законодательстве о выборах, не создает равных условий в выборном процессе с представителями партий, все еще существуют административные рычаги, которые позволяют устранять неугодных кандидатов, как это получилось в последние выборы в Мажилис Парламента РК и маслихаты областей и городов республиканского значения. Прошли в Мажилис единицы независимых депутатов и их активная деятельность поддерживается народом. В основном, депутатами двухпалатного Парламента РК «сидят» пенсионеры, бывшие назарбаевские чиновники, некомпетентные личности в сфере законотворчества. Все они в основном пришли через «провластную» партию «Аманат» (бывший «Нур Отан»). 

В структурах исполнительной власти сидит много тех, кто помогал Н.А.Назарбаеву в течение 30 лет утверждать «авторитарный режим», сейчас они саботируют действия новой власти. Поэтому и в этой сфере нет реальных реформ, они и не начинались и их начало даже не предвидится. Конечно, есть проблема дефицита кадров, но Президент РК не обратил свой взор в гражданское общество, профессиональные и корпоративные сообщества, где работают много высококвалифицированных специалистов, преданных своему делу, истинных патриотов своей страны. Действительность свидетельствует о том, что кадры берутся из «одной колоды» назарбаевского резерва. Пока с этим не будет покончено, о завершении политических реформ говорить рано.

Здесь уместно сказать о необходимости серьезного сокращения численности чиновников и государственных органов, не нужно стремиться «управлять всем и вся», государство должно контролировать только важные стратегические направления в государственном управлении и экономике, все остальное должно решаться через демократические институты и законы рынка.

На основе вышесказанного трудно сказать, что «мы подошли к завершению основных политических реформ», все еще впереди…

Еще одним тезисом К.К.Токаева, далеким от истинного положения является его высказывание о том, что «мы приступили к построению справедливой и конкурентной экономической системы». К сожалению, и в этом вопросе реальность свидетельствует об обратном. Подъема экономики нет, статистика «нарисована» в кабинетах чиновников, далеких от понимания экономических законов развития. Намерения, закрепленные в разных «Дорожных картах», «Инновационных планах и программах» и других документах, разрабатываемых десятками в коридорах власти, остаются красивыми бумажками, которые не могут быть реальной основой для подъема экономики страны. И это показало практика прошедших десятилетий…

Большая часть экономики, важные его сектора, все еще находятся в руках олигархов назарбаевской эпохи, представителей его семьи и друзей. Эти люди никогда не будут помогать свободному, равноправному и конкурентному развитию экономики. Что делать в этой ситуации? Надо довести начатую нынешней властью ревизию активов государства, олигархов и постараться пустить их в правильное русло развития. Возможно, нужны и национализация, и передача некоторых активов в государственное управление и т.д.

Надо создать условия, предусмотреть льготы и преференции для развития малого и среднего бизнеса, поскольку мировая практика свидетельствует, что в успешно развивающихся государствах экономика держится именно на малом и среднем бизнесе, подразумевающую широкое участие народа в их деятельности, что приводит к снижению уровня безработицы, способствует открытию новых рабочих мест, росту благосостояния граждан.

Особо хочется отметить, что в глубочайшем упадке находится аграрный сектор. И этот упадок начался с одного Указа Президента РК в конце 90-х годов прошлого века, когда были закрыты более 1500 сельскохозяйственных субъектов (совхозы, колхозы, производственные кооперативы). Это было началом уничтожения аграрного сектора и крестьянства как сословия, в хорошем смысле этого слова. Сейчас же для подъема аграрного сектора, развития аулов и сел, возрождения крестьянства необходима мощная государственная программа, иностранные инвестиции, профессиональные управленцы сельским хозяйством. Ниже я приведу свои предложения по политическим реформам, реформам в сфере экономики и государственного управления.

Необходимо «похоронить» квазигосударственный сектор в экономике, отрасли экономики должны регулироваться законами под контролем профильного государственного ведомства. Квазигосударственный сектор как посредник в экономических отношениях – тормоз для конкурентной рыночной системы, поэтому такие структуры как «Самрук-Казына», «KazEnergy», «Атамекен» и другие, превратившиеся в «государства в государстве», должны быть упразднены. В крупном бизнесе есть национальные компании, пусть они и участвуют в управлении в тех секторах экономики, в которых осуществляют свою деятельность, защищая права и законные интересы государства и общества.

Президент РК в своем интервью обратил внимание сограждан на то, что Казахстан продолжит «конструктивную и сбалансированную внешнюю политику с учетом национальных интересов государства». Действительно, в этом плане делается очень много и это хорошо. Достижению успехов в этом направлении способствует дипломатический опыт и заслуженный международный авторитет К.К.Токаева. Между тем, приоритетом деятельности Президента страны, Правительства и всей чиновничьей рати должна быть внутренняя политика по совершенствованию и преобразованию политической системы, государственного управления, системы управления экономикой, в социальной сфере, в образовании, науке и т.д. Когда будут эффективно решаться внутренние проблемы, когда наше государство и общество будут соответствовать нормам Конституции РК, когда будут реальные инструменты у народа по управлению государством, когда мы выйдем из коррупционного кризиса, решим другие важные внутренние задачи, авторитет нашей страны и ее деловая репутация будут признана международным сообществом.

Нельзя не обратить внимание на видение Главы государства по вопросу «чествования выдающихся личностей» и исторических дат. Конечно, правильно чествовать выдающихся личностей нашей страны, таких как Каныш Сатпаев, Сагадат Нурмагамбетов, Рахимжан Кошкарбаев. Этот список можно продолжить. Однако все мероприятия по таким событиям должны проводиться за счет негосударственных средств, путем привлечения общественных фондов, спонсоров, меценатов… Использование государственных средств в условиях полного дефицита бюджета, это неправильная политика. Нам хватило мегапроектов, таких как ЭКСПО-17 и других ненужных трат из бюджета, при этом половина из выделенных государством средств разворовывалось чиновничеством и нечестными представителями бизнеса.

Удивляет план по чествованию 800-летия образования Улуса Джучи, здесь вопрос к историкам…, не нужно искать таким образом корни казахстанской государственности…

Положительно можно оценить ту часть интервью, где дается оценка «кантарских событий 2022 года». Президент страны впервые так подробно описывает трагическую ситуацию в ее хронологии, озвучивает субъектов, которые способствовали превращению мирного протеста в беспорядки, повлекших тяжкие последствия.

Между тем, опять недоговоренность в этой оценке. Наступила пора назвать фамилии тех, кто превратил эти события в трагедию, надо озвучить информацию о причастности Н.Назарбаева, его родственников и ближнего окружения к этим трагическим событиям и их роли. Либо однозначно сказать, что они здесь ни при чем… До тех пор пока нынешняя власть полностью не отвергнет старую власть, процесс скрытого «двоевластия» будет продолжаться.

Приветствуется, что Глава государства видит и знает о проблемах топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства. Из уст Президента РК прозвучала цифра 80% — это показатель системы коммунального хозяйства (теплоснабжение, водоснабжение, канализация). Это критическая ситуация и решение проблем в этой сфере экономики страны должно быть приоритетом для Правительства РК, Акиматов на местах, хозяйствующих субъектов, владеющих этими активами. Здесь должна быть серьезная финансовая поддержка со стороны государства и четкая программа действий по реконструкции старых коммунальных объектов и строительство новых объектов. Это просто квазизадача, стоящая перед властью, иначе из года в год нас ждут катастрофы.

Здесь хотелось бы высказаться и по вопросу АЭС. Лично я за строительство АЭС и может быть не одной, а нескольких. Но Казахстану необходимо идти по пути строительства небольших АЭС, по примеру Японии и других стран. Казахстану не нужны гиганты, такие как Чернобыльская, Запорожская, Белоярская и др. Малыми АЭС легче управлять, они менее безопасны, но эффективны. Необходимо иметь планы для развития других безопасных альтернативных источников энергии, как ветряные электростанции, гидростанции, станции, работающие на энергии солнца и т.д. Будущее именно за этими источниками энергии.

Возвращаясь к внешней политике, надо признать правильность многовекторной внешней политики и сотрудничество на международной арене со всеми, если это приносит благо для страны. Между тем у Казахстана должны быть стратегические партнеры во внешней политике, поскольку это обеспечивает безопасность и стабильность в развитии страны. Лично я вижу в качестве стратегических партнеров Россию, Китай, Турцию и братские страны Средней Азии (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения). Именно в этом направлении деятельность государства должны быть стабильной и выверенной.

В завершении своего обзора интервью Главы государства хотел бы высказать ряд своих предложений по преобразованию нашей страны, не претендуя на истину в последней инстанции.

Что нужно сделать, на мой взгляд, Президенту страны К.К.Токаеву срочно и незамедлительно, чтобы найти понимание и поддержку народа:

1. В устной и письменной форме представить народу Программу действий без детализации, а по основным направлениям своей деятельности: что собирается делать по установлению в стране конституционной законности и правопорядка; какой он представляет страну в будущем и какие шаги он будет предпринимать.

2. Сформировать новое Правительство РК, поскольку сейчас во власти «рулят» представители бывшего главы страны, большинство из которых коррумпированы и некомпетентны.

3. Создать рабочую группу по разработке новой Конституции из числа авторитетных юристов-ученых и практиков, предоставив 6-ти месячный срок для подготовки Основного закона. В новой Конституции обязательно должны быть следующие положения: о признании Казахстана светским, правовым, демократическим, социальным и унитарным государством; об однопалатном Парламенте (двухпалатный Парламент — это атрибут федеративного государства, а Казахстан является унитарным государством, нам не нужен Мажилис и Сенат); о праве граждан на прямые выборы депутатов Парламента РК и маслихата; о праве граждан на самовыдвижение в представительные органы власти; о праве партий и других общественных объединений на выдвижение кандидатов в представительные органы; о Правительстве РК, во главе которого должен быть Президент страны, тогда будет достигнута цель реального разделения власти на три независимые ветви власти — законодательную, судебную и исполнительную, без «бога», надзирающего сверху; об однопалатном Парламенте РК, с составом не более 100 человек, 1/3 которого должны быть юристами, которым близка и понятна законотворческая деятельность; о признании казахского языка государственным языком, с гарантией свободного использования других языков в государственных органах, сфере бизнеса, образования, науки, культуры и других сферах деятельности граждан страны, при этом ущемление прав использования языков должно преследоваться по закону (пример: в маленькой Швейцарии несколько языков, используемых в любой сфере жизни людей, в том числе в государственных органах); о запрете ограничений при реализации конституционных прав и свобод; об одномандатном Парламенте РК, избираемом на 5 лет путем всеобщих и прямых выборов; об исчерпывающем перечне субъектов, имеющих право законодательной инициативы (Правительство РК, Верховный Суд РК, Конституционный Суд РК, депутаты Парламента, совместно 2/3 регионов страны через маслихаты); об адвокатах и юридических консультантах, обеспечивающих право граждан на судебную защиту ими своих прав и свобод.

4. Обеспечить принятие Конституции РК на всенародном референдуме, не позднее 1 января 2025 года.

5. После принятия новой Конституции РК назначить и провести новые выборы однопалатного Парламента РК, после чего распустить действующий Парламент страны.

6. Необходимо значительно сократить число министерств и центральных ведомств, а также число чиновников (надо уходить от практики рулить «всем и вся»). гражданское общество, бизнес (экономика), культура, образование, наука, искусство и другие сферы должны развиваться в свободной и конкурентной среде.

7. Необходимо сократить перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию или прохождению разрешительной системы.

8. Центральные министерства и ведомства должны быть сокращены минимум на 1/3 от действующих в настоящее время с перераспределением компетенции и полномочий между оставшимися государственными органами. Число чиновников должно сократиться не менее чем наполовину, надо дать гражданскому обществу и бизнесу — «свободно дышать».

9. Объявить мораторий на проверку субъектов малого и среднего бизнеса на 5 лет с возможностью продления до 10 лет. Субъекты, злостно нарушающие законодательство и иные требования или если по их вине причинен вред государству и обществу, должны быть сняты с регистрации и прекратить свою деятельность. Такой подход позволит повысить ответственность субъектов бизнеса и снизить коррупционные риски. Для реализации этого предложения в профильных законах должны быть предусмотрены действенные инструменты и механизмы.

10. Пересмотреть имеющиеся Программы по развитию промышленности и экономики, Программы социального и иного характера, отказавшись от «прожектных» вариантов. Разработать новые конкретные и точечные планы/программы по строительству заводов и фабрик, не гигантов, а вполне разумных по масштабам, которые бы начали работать на основе имеющейся сырьевой базы нашей страны. Это позволит открыть новые рабочие места. При этом эти новые объекты промышленности должны быть сосредоточены во всех регионах страны, в зависимости от специфики этих регионов.

11. Разработать Программу по учреждению в каждом регионе не менее 5-ти государственных сельскохозяйственных предприятий по типу советских совхозов, колхозов, потребительских кооперативов. Каждое предприятие должно специализироваться на одном из видов аграрной деятельности: растениеводство, животноводство, овцеводство, коневодство, птицеводство, пчеловодство, рисоводство и др. виды производства.

12. Надо разработать Программу по учреждению в каждом регионе не менее одного государственного предприятия по переработке сельхозпродуктов (злаковые культуры, шерсть, шкуры животных, овощи и фрукты и др.). Выполнение двух последних предложений поможет снизить процесс урбанизации, возродить аулы, сельские поселки, остановить миграцию населения, открыть рабочие места. При этом необходимо поощрять развитие частных сельскохозяйственных компаний путем установления системы государственной дотационной помощи, предоставления долгосрочных (10 — 15 лет) кредитов по низким ставкам (5 — 7%).

13. Необходимо национализировать активы незаконно переданные властью в ходе приватизации в собственность нынешних олигархов, по примеру КНР.

14. Необходимо предпринять более активные меры по возврату незаконно выведенных денежных средств за пределы Казахстана, в частности, путем предоставления возможности легализовать их в Казахстане для финансирования государственных проектов по возрождению экономики страны.

15. Ввести обязательную декларацию доходов и расходов для всех государственных служащих и членов их семей, начиная от Президента страны до чиновника в сельском округе, с обязательной публикацией их в СМИ. Если чиновник не сможет объяснить источники возникновения у него какого-то имущества, он должен быть незамедлительно освобожден от должности с лишением права занимать государственные посты в будущем.

16. Президенту РК необходимо срочно создать консультативно-совещательный орган при Администрации Президента РК для обсуждения важных политических, экономических, социальных и других вопросов. Численность этого органа не должен превышать 50 человек (работа органа с большим числом членов, как показывает практика, неэффективна). При этом, в формировании этого органа не должен принимать участия ни один государственный орган, в том числе Администрация Президента РК. Кандидатов в этот орган будут представлять политические и общественные организации, профессиональные организации, в том числе саморегулируемые, научное и техническое сообщества, религиозные организации и др. субъекты гражданского сообщества. Этот орган будет вырабатывать для Президента страны рекомендации по важным вопросам государственного строительства и управления, экономики, образования, науки, культуры и другим актуальным вопросам, что будет способствовать принятию выверенных и правильных решений главой государства.

17. Обязать Национальный банк РК, как регулятора в сфере финансовой и банковской деятельности, разработать строгие правила деятельности банков второго уровня и других финансовых учреждений, в частности, в сфере кредитования, с целью защиты прав и законных интересов граждан, попадающих в банковскую «кабалу». Необходимо повысить требования к предоставлению кредитов, банки должны тщательно проверять финансовое состояние юридического или физического лица до выдачи кредита. Необходимо запретить банкам самим участвовать в торгах залогового имущества, а также снижать размер реальной стоимости залогового имущества. Такие требования повысят ответственность обеих сторон и минимизируют риски социальных конфликтов, за примерами далеко ходить не нужно, достаточно вспомнить недавние события, когда должник совершил убийство другого человека при исполнении судебного решения, связанного с банковским кредитом.

18. Навести порядок в системе высшего образования, направленного на сокращение числа высших учебных заведений, деятельность которых не отвечает требованиям законодательства. Министерство образования и науки РК обязано заниматься на системной основе исследованием потребностей специалистов в государстве, только после этого выдавать лицензии на открытие учебных заведений. К примеру, в настоящее время около 70 ВУЗов, подавляющее большинство из которых непрофильные (экономические, технические, технологические, педагогические и др.), готовят юристов. За последние 20 лет в стране выпущено более 400 000 юристов, которые не востребованы ни государственными органами, ни юридическим рынком. Во многих непрофильных ВУЗах, имеющих юридические факультеты, нет надлежащего, высокопрофессионального профессорско-преподавательского состава, что сказывается на качестве образования. Для сведения, сейчас на юридическом рынке Казахстана работают порядка 15 000 юристов и это предел. А куда должны идти оставшиеся с юридическим дипломом? Пишу об этом, потому что молодое поколение, получающие образование в ВУЗах, — это будущее нашей страны, и обязанность Президента РК и всего нашего общества видеть и решать эти проблемы с образованием.

19. Необходимо решить вопрос о создании средне-специальных технических учебных заведений, по типу советских ПТУ. В стране не хватает квалифицированных технических работников.

20. Надо вернуть прежнюю систему подготовки научных кадров (докторов и кандидатов наук), не отказываясь от введенных новых правил подготовки по системе PhD, магистратур. Пусть работают обе системы, рынок и потребность общества решит сама, которая из них лучшая. Последние три предложения связаны с тем, что качественное образование помогает молодому поколению правильно выбирать свое место на рынке профессий, преодолевать конкуренцию, ценить свою профессию и место работы, удовлетворять свои потребности, что минимизирует их участие в протестных движениях.

Можно привести еще много предложений по глубокому и системному преобразованию нашей страны, но все приведенное, с моей точки зрения, весьма важны, если власть хочет сделать жизнь граждан Казахстана более стабильным, уверенным и самодостаточным. Президент страны и вся чиновничья рать должны помнить об основополагающих принципах деятельности Республики, закрепленных в пункте 2 статьи 1 Конституции РК, которые направлены на обеспечение общественного согласия и политической стабильности, экономическое развитие во благо всего народа, на решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическим методами. К сожалению, на протяжении 30 лет власть игнорировала эти принципы и подчинялась воле одного человека, приведшего страну и общество к коллапсу.

Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: TelegramInstagramFacebook, YouTube