НАЛОГИ И РЕЛОКАНТЫ
Управляющий партнер юридической фирмы GK & Partners
C 2021 года Казахстан применяет Многостороннюю конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (MLI). Казахстанские налоговые органы постепенно приступают к ее применению. Поэтому сейчас очень важно понимать риски, вытекающие из документа.
Напомню, что основная цель MLI – это исключение недобросовестного применения льгот, установленных двусторонними конвенциями об устранении двойного налогообложения. Это достигается за счет: обязательного теста на основную цель (principal purposes test, PPT), опционального упрощенного положения об ограничении льгот (simplified limitation on benefits provision, SLOB), а также других мер.
PPT обязателен для всех стран, присоединившихся к MLI, и означает, что льготы двусторонних конвенций не будут применяться, если есть основания полагать, что получение таких льгот было одной из основных целей какого-либо соглашения или сделки. К примеру, если гражданин Казахстана осенью 2022 года зарегистрировал компанию в Нидерландах для управления казахстанским ТОО, то будут основания полагать, что это сделано с тем, чтобы снизить ставку подоходного налога с 10% до 5%. Налоговики могут легко заметить, что компанию зарегистрировали после принятия поправок по вопросам налогообложения дивидендов.
Куда больше рисков в себе несут положения SLOB, которые в отличие от вышеуказанного теста не применяются ко всем странам, а лишь к тем, которые при присоединении к MLI изъявили взаимное желание применять их друг к другу. В отношении Казахстана таковых немного: Пакистан, Индия, Словакия, Армения и Россия. На мой взгляд, наибольший интерес сейчас представляет применение SLOB c Россией. По всей видимости, в ближайшие годы мы будем много взаимодействовать с ней.
Согласно положениям SLOB, на применение льгот двусторонних конвенций имеют право только так называемые квалифицированные лица. К ним среди прочего относятся государственные органы, публичные организации, а также физические лица, которые признаются резидентами в той или иной стране. Хочу сделать акцент на последнем. Для применения льгот необходимо убедиться, что конечными собственниками российских предприятий являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами России. Большая сложность этой истории заключается в том, что ни один российский госорган не выдает своим гражданам справку о налоговом резидентстве. Поэтому для определения резидентства гражданина России необходимо исходить из общих правил о том, что человек должен находиться в стране в течение 183 дней в последние 12 месяцев. А такую информацию можно подтвердить только паспортом. Соответственно, для применения льготы, как минимум, нужно запрашивать нотариально заверенные копии паспортов.
Следует отметить, это очень кропотливая работа и вполне возможно, что легче просто отказаться от применения налоговой конвенции. К тому же в силу последних миграционных процессов многие россияне формально возможно не смогут признаваться налоговыми резидентами в своей стране.
Приведу примеры. Так, если российская компания оказала казахстанской компании консультационные услуги, а участник этой компании не признается резидентом России, то казахстанская компания не может выплачивать доходы российской компании без удержания КПН по ставке 20%. Или же если российская компания предоставляла казахстанской компании программное обеспечение, то при невыполнении SLOB доходы российской компании должны облагаться по ставке 15% вместо 10%. То же самое с дивидендами и процентами.
Читайте также:
Президент Казахстана втянут в конфликт юристов
Уголовное преследование в Казахстане: мифы о допросе
Всегда ваш, KLR