Налоговые режимы для ведения бизнеса в Республике Казахстан: общее руководство

Вы сейчас просматриваете Налоговые режимы для ведения бизнеса в Республике Казахстан: общее руководство

Автор: Эльмира Девришева, юридический консультант Палаты «Юстус», директор ТОО «Dare»

Выходя на рынок Казахстана, практически каждый инвестор в первую очередь задается вопросом о существующих налоговых режимах. Ключевым моментом следует отметить проведение анализа для целей выбора соответствующей системы налогообложения. При этом рекомендуется проводить предварительный прогноз оптимизации налоговой нагрузки, которая может возникнуть при запуске бизнеса. Выбор вида деятельности также важен. В этой связи хотелось бы отметить следующие важные обстоятельства, которые должны быть выяснены еще до момента регистрации в качестве субъекта предпринимательства в Республике Казахстан.

Очевидно, что многих предпринимателей в первую очередь интересует вопрос о возможностях оптимизации налоговой нагрузки, не нарушая положения законодательства. Важным представляется понимание правовых аспектов ведения бизнеса в Республике Казахстан, выбор вида деятельности, выбор налогового режима и определение вариантов использования налоговых льгот и различных преференций.

Виды налоговых режимов

В соответствии с пп. 54) п.1 ст.1 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее по тексту – Налоговый кодекс РК) под налоговым режимом понимается совокупность норм налогового законодательства Республики Казахстан, применяемых налогоплательщиком при исчислении всех налоговых обязательств по уплате налогов и платежей в бюджет, установленных настоящим Кодексом.

Согласно действующего законодательства в Республике Казахстан действуют два основных режима налогообложения: общеустановленный режим и специальный налоговый режим.

Общеустановленный режим налогообложения (ОУР) согласно пп.18) п.1 ст.1 Налогового кодекса РК представляет собой порядок исчисления, уплаты налогов и платежей в бюджет, представления налоговой отчетности по ним, установленный положениями Налогового кодекса РК, за установленными исключениями. ОУР характеризуется полной системой налогообложения, включая корпоративный подоходный налог и другие налоги и применяется по умолчанию для всех налогоплательщиков. Следует отметить, что такой режим подходит больше для крупных компаний с разнообразной деятельностью и высоким уровнем дохода. При данном режиме при исчислении корпоративного подоходного налога все расходы субъекта предпринимательства, непосредственно связанные с его деятельностью, признаются обоснованными и берутся на вычеты, что уменьшает налоговое бремя.

Специальные налоговые режимы (СНР): отличаются упрощенным порядком исчисления и уплаты налогов, более низкими ставками и другими льготами и предназначены для субъектов малого и среднего бизнеса. Так, согласно пп.2) п.1 ст.1 Налогового кодекса РК специальный налоговый режим – это особый порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также представления налоговой отчетности по ним для отдельных категорий налогоплательщиков.

Положениями ст.678 Налогового кодекса РК предусмотрены виды специального налогового режима для субъектов малого бизнеса. Отметим наиболее часто встречающиеся из них:

СНР на основе патента

Согласно нормам Налогового кодекса РК при данном режиме:

— доход за 1 год не должен превышать 3 528-кратный размер МРП;

— деятельность осуществляется в форме личного предпринимательства;

— не используется труд работников;

— осуществляют деятельность, определенную ст. 685 Налогового кодекса РК (например, переводческое (устное и письменное) дело; сдача в имущественный наем (аренду); сдача в имущественный наем (аренду) транспортных средств и проч.).

В соответствии со ст.686 Налогового кодекса РК ставка ИПН составляет 1% к доходу, полученному за налоговый период. Чаще всего данный режим применяют налогоплательщики, осуществляющие деятельность в сфере услуг, по сдаче в аренду имущества, парикмахерские услуги; услуги по маникюру и педикюру и проч.;

СНР с использованием специального мобильного приложения

Специальное мобильное приложение – мобильное приложение, разработанное уполномоченным органом для целей применения упрощенного порядка исполнения налоговых обязательств и обязательств по социальным платежам при применении специального налогового режима, установленного настоящим параграфом, постановки на регистрационный учет в качестве индивидуального предпринимателя (снятия с такого регистрационного учета) на основании электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи налогоплательщика (ст. 686-1 Налогового кодекса РК).

В соответствии с требованиями Налогового кодекса РК при указанном режиме:

— доход за 1 год не должен превышать 3 528-кратный размер МРП;

— не используется труд наемных работников;

— деятельность осуществляется в форме личного предпринимательства;

— не является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Согласно ст.686-2 Налогового кодекса РК ставка ИПН составляет 1% к доходу, полученному за налоговый период.

СНР на основе упрощенной декларации

В силу положений Налогового кодекса РК в комментируемом режиме:

— доход за полугодие не может превышать превышает 24 038-кратный размер МРП; — среднесписочная численность работников за полугодие не превышает 30 человек.

Ставка ИПН составляет 3% от дохода. При исчислении налога у источника выплат при применении СНР расходы не учитываются, в отличие от общеустановленного режима.

Прочие виды СНР: с использованием фиксированного вычета; розничного налога, для производителей сельскохозяйственной продукции.

Выбор налогового режима:

Определение наиболее подходящего налогового режима зависит от нескольких обстоятельств:

  1. вид деятельности – следует учитывать, что действующий Налоговый кодекс Республики Казахстан предусматривает ограничения и не все виды деятельности могут применяться на СНР. В частности, согласно пп.3) п.2 ст.683 Налоговый кодекс РК устанавливает ограничения в применении СНР при следующих видах деятельности:

— производство подакцизных товаров;

      — хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;

      — реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута;

      — проведение лотерей;

      — недропользование (за исключением деятельности по недропользованию, осуществляемой на основании лицензии на старательство);

      — сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

      — консультационные и (или) маркетинговые услуги;

     —  деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;

      — финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

      — деятельность в области права, юстиции и правосудия;

   — аренда и эксплуатация торгового рынка;

     — деятельность по цифровому майнингу по лицензии на осуществление деятельности по цифровому майнингу I подвида;

      — сдача в субаренду торговых объектов, относящихся к торговым рынкам, стационарным торговым объектам категории 1, 2 и 3 в соответствии с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, а также находящихся на их территории торговых мест, торговых объектов и объектов общественного питания;

      — деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления гостиничных услуг на территории одной гостиницы или отдельно стоящего нежилого здания, в которых оказываются такие услуги;

      — деятельность в рамках финансового лизинга.

2) уровень дохода – при применении СНР установлены ограничения по размеру годового дохода;

3) численность работников – наличие наемных работников может ограничить выбор режима.

Налоговые льготы/преференции

Не все доходы подлежат налогообложению. Существуют различные виды доходов, которые освобождаются от налогообложения или облагаются по льготным ставкам. Например, освобождаются от налогообложения доходы, полученные от благотворительной деятельности, доходы от реализации социального жилья и т.д.

Действующий Налоговый кодекс РК раскрывает все виды налоговых льгот, что обеспечивает субъектам возможность проведения анализа для понимания выбора деятельности, если он претендует на получение льгот/преференций. Например, для корпоративного подоходного налога предусмотрены льготы в виде:

прямое снижение налоговой базы за счет корректировки определенных расходов и доходов (ст.288 Налогового кодекса РК);

освобождение от уплаты налога отдельных категорий налогоплательщиков (ст.289, ст.290, ст.291 Налогового кодекса РК);

освобождение от уплаты налога организаций в специальных экономических зонах (ст.708-710 Налогового кодекса РК);

инвестиционные налоговые преференции (ст.274 Налогового кодекса РК).

В рамках налогового администрирования налоговые органы осуществляют контроль за использованием налоговых льгот. При выявлении нарушений налогового законодательства при применении льгот, налоговые органы вправе скорректировать налоговые обязательства налогоплательщика.

Оптимизация налоговой нагрузки

Субъекты предпринимательства прибегают к различного рода схемам для уменьшения налоговой нагрузки. В этой связи необходимо учитывать возможные риски, связанные с применением агрессивных схем налоговой оптимизации. Минимизация налогооблагаемой базы при применении ОУР возможна посредством проведения обоснованного учета затрат. То есть, для оптимизации налогов следует увеличивать расходы, что повысит размер вычетов и уменьшит совокупный годовой доход, подлежащий налогообложению. В СНР же не имеет значения расходная часть, налог исчисляется и уплачивается со всего оборота.

«Дробление бизнеса»

Одним из важных вопросов, поднимаемых налоговыми органами, является введение в действующее налоговое законодательство положений о «дроблении бизнеса». На сегодняшний день признаки «дробления бизнеса», как и само понятие в казахстанском законодательстве не предусмотрены. Однако на практике, фискальный орган активно применяет этот термин для описания схем, направленных на искусственное разделение единого экономического комплекса на несколько юридических лиц с целью снижения налоговой нагрузки, что приравнивается к уклонению от уплаты налогов/сокрытию истинных результатов хозяйственной деятельности.

Признаки дробления бизнеса, на которые обращают внимание налоговые органы:

  • одна компания делится на несколько, каждая из которых применяет специальные налоговые режимы;
  • при увеличении масштаба бизнеса группы размер налогов не меняется или уменьшается;
  • создание новых компаний при достижении определенной численности сотрудников или оборота;
  • общие учредители, руководители и конечные бенефициары у всех компаний группы;
  • общий бюджет, взаимозачеты, взаимовыручка между компаниями группы;
  • единые контрагенты, общие сотрудники, общая инфраструктура.

Последствия дробления бизнеса (меры, которые могут быть применены налоговым органом):

  •  объединение доходов: все доходы всех компаний группы будут суммированы и облагаться налогом как единое целое;
  • доначисление налогов: будут доначислены налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 12% и корпоративный подоходный налог (КПН) в размере 20% с сумм, которые ранее не были включены в налоговую базу;
  • штрафы: на компанию будут наложены штрафы в размере, установленном законодательством и рассчитываемом от суммы доначисленных налогов;
  • пени: будут начислены пени за несвоевременную уплату налогов.

Таким образом, дробление бизнеса с целью оптимизации налогов является рискованной практикой. Налоговые органы активно борются с такими схемами, и в случае выявления нарушений компании могут столкнуться с серьезными финансовыми и юридическими последствиями.

Общие рекомендации в выборе налогового режима

В случае, если субъект планирует вести торговую либо производственную деятельность в Казахстане, то в целом он может претендовать на применение СНР соответствующего вида при выполнении установленных требований, как то: ограничения по максимальному размеру годовой выручки; ограничение по количеству сотрудников; также некоторые режимы могут быть ограничены по ассортименту реализуемых товаров или услуг; иные критерии.

Руководствуясь вышеизложенным, можно резюмировать о том, что при выборе налогового режима в первую очередь следует решить, каким видом деятельности планирует заниматься субъект, подпадает ли его бизнес под применение СНР и насколько это будет выгодно. Возможно, что при чрезмерно высокой затратной части будет уместным перейти на общеустановленный режим и налоговая нагрузка при таких обстоятельствах будет меньше.

Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: TelegramInstagramFacebook, YouTube