Авторы:
Артур Ницевич, Управляющий партнер «Международной юридической службы Interlegal»
Фарид Алиев, Управляющий партнер «Международной юридической компании ALC Attorneys»
Дана Жанадил, Партнер «Международной юридической компании ALC Attorneys»
Каспийское море является важным звеном в международной торговле, а сделки купли-продажи морских и речных судов часто связаны с поддержанием и развитием транспортных коридоров. Казахстан имеет доступ к Каспийскому морю, что играет важную роль в вопросах судоходства и торговли. Каспийское море, являясь крупнейшим замкнутым водоемом в мире, имеет стратегическое значение для Казахстана, особенно в контексте транспортировки нефти, газа и других товаров.
С учетом международной конъюнктуры и геополитических трансформаций в регионе, роль Казахстана в международных экономических отношениях будет возрастать. В связи с всплеском активности на рынке купли-продажи судов, в целом, мы полагаем, что частота сделок в сегменте морских и речных пароходов, судов типа «река-море» в регионе Каспийского моря будет также расти.
Каспийское море окружено пятью прибрежными государствами, включая Казахстан, и его правовой статус частично регулируется специальными соглашениями между этими странами. Это может вносить определенные нюансы в сделки купли-продажи судов, особенно если судно пересекает границы юрисдикций других прибрежных государств.
В настоящей статье мы рассмотрим ключевые моменты практики ALC-Interlegal и обозначим несколько аспектов, которые, по нашему мнению, позволят сторонам сделки успешно подготовиться к ней, минимизировав риски и финансовые потери.
В Казахстане, как и в большинстве других стран, судно должно быть зарегистрировано в государственном судовом реестре, что подтверждается соответствующими документами. Это важно для подтверждения права собственности и юридической чистоты сделки.
ALC-Interlegal часто сталкиваются с вопросами налогообложения при продаже судов. В Казахстане применяются свои правила налогообложения сделок с движимым имуществом, включая суда. Особое внимание стоит уделить возможным льготам или исключениям, которые могут быть предусмотрены для судоходных компаний. Также, с точки зрения банковского кредитования и налогообложения, предприниматели могут выбирать наиболее выгодную юрисдикцию для регистрации судна.
Казахстанское законодательство, регулирующее вопросы купли-продажи судов, включает положения Гражданского кодекса и Закона Республики Казахстан «О торговом мореплавании». Для осуществления сделки купли-продажи судов важно заключить договор в соответствии с местными законами и международными стандартами. Особое внимание следует уделить тому, чтобы права и обязанности сторон сделки были четко закреплены в договоре. Это включает в себя не только указание стоимости и способа оплаты, но и вопросы страхования судна, ответственность за возможные недостатки и дефекты, а также условия, связанные с передачей судна покупателю.
В случае принудительной продажи судов по решению суда, вопросы регулируются национальным законодательством. Принудительная продажа судов может быть осложнена наличием морских залогов и ипотек, что требует участия специалистов в области морского права.
Таким образом, при продаже судов в Казахстане необходимо учитывать не только общие международные нормы, но и специфику национального законодательства, включая регистрационные требования, налогообложение, а также правовые нюансы, связанные с исполнением договоров и защитой прав участников сделки.
Кто продает?
Первый вопрос, на который необходимо ответить: кто имеет право продать судно. Собственнику, разумеется, необязательно самому заключать договор купли-продажи. Он может совершить сделку через своего представителя, комиссионера, то есть через агента. Цель, которая характеризует договор купли-продажи судна все равно будет реализована, как и при самостоятельном заключении собственником договора купли-продажи судна, однако в этом случае договор будет иметь некоторые особенности.
Что продается?
Главный способ индивидуализации судна — это его название, а также номер ИМО. Конечно, в начале процесса продажи судна до полной конкретизации предмета договора купли-продажи еще далеко. Разумеется, своему агенту-брокеру необходимо сообщить данные о судне, чтобы он мог начать этот процесс. Эти данные содержатся в наиболее популярных проформах договоров купли-продажи судов: Saleform 2012, принятой взамен Saleform 1993, Singapore Ship Sale Form 2011, а также Nipponsale 1999 и Barecon 2001 (проформа бербоут-чартера, в котором могут быть предусмотрены условия о выкупе судна).
Также, право собственности на судно может переходить и очень часто переходит к новому собственнику не в форме купли-продажи, а в других формах, например, в форме лизинга.
Год постройки судна, место его постройки, флаг, тип судна, дедвейт, скорость, количество человек экипажа, емкость трюмов и топливных танков, другие технические данные, а также цена — сведения, которые передаются брокеру для начала процесса реализации судна. А уж брокеру, который тесно сотрудничает с другими профессионалами, виднее, какую информацию о продаже судна и в какой форме распространять. Разумеется, он согласует этот вопрос со своим принципалом. Главный секрет — это цена. Брокер заинтересован в продаже судна по возможно более высокой цене, поскольку от этого зависит, как правило, его вознаграждение.
Цена вопроса?
Пожалуй, нет более важного вопроса, чем цена договора. Суда покупаются, как правило, за средства, полученные в виде банковского кредита, притом, под залог судна. Только так можно понять ценообразование в этой специфической сфере. Так называемое asset-based financing — финансирование на основе активов, или под обеспечение активами — большое искусство, связанное с областью финансового левериджа. Главный водораздел в этом отношении лежит между second hand ships (подержанными судами) и newbuildings (новостроем, т.е. новыми или строящимися судами). Зачастую, на вторичном рынке приобретаются суда по причине загруженности судостроительных верфей, когда фрахтовый рынок находится на подъеме. Как и при любом кредитовании инвестиций, проценты обыкновенно невысоки, так что покупка судна — довольно выгодное предприятие. Однако, банки очень строго относятся к оценке рисков такого кредитования. Причем, меньше всего банки склонны финансировать налоги и сборы, которых можно избежать, поэтому они высоко ценят креативность заемщика, то есть его способность найти юрисдикцию, наиболее удобную как для целей налогообложения, так и для целей дальнейшей эксплуатации судна.
С учетом практики ALC-Interlegal Панама, Либерия, Багамские Острова, Греция, Маршалловы Острова, Гонконг, Сингапур, Мальта, Кипр — наиболее удобные юрисдикции для купли-продажи судов. Можно заметить, что в последнее время растет популярность Китайской Народной Республики в этом отношении. Огромное значение имеет репутация заемщика. При финансировании подержанных судов банк учтет и репутацию продавца, и историю эксплуатации судна, в частности, и особенности, его возраст, а также срок его жизни, т.е. сколько предположительно лет судно будет служить после продажи. Состояние судна и его эксплуатационные характеристики, в частности, двигателей, страна продавца, флаг и многие другие факторы представляются интересными для банка в отношении оценки рисков.
Солидные морские банки строго следят за обеспеченностью этих многочисленных рисков страхованием.
Как продается судно?
Кроме упомянутых условий предстоящей сделки, на практике необходимо обсудить и согласовать следующие условия:
— способ оплаты и валюту платежа;
— проформу, на базе которой будет заключаться договор купли-продажи (наиболее популярная проформа — Saleform 1993, хотя есть и более новая Saleform 2012);
— срок передачи судна покупателю;
— место передачи.
Меморандум о соглашении на куплю-продажу судов (Memorandum of Agreement), разработанный Норвежской ассоциацией судовых брокеров и одобренный Балтийским и международным морским советом, — Saleform имеет довольно длительную и славную историю в качестве проформы договора купли-продажи судов. В настоящее время эта проформа является наиболее популярной.
Желательно сперва подписать договор и получить гарантии, а потом предоставлять документы на судно и само судно для инспекции. Дело в том, что инспекция судна связана с неудобствами, например, с разглашением информации о предстоящей продаже судна. Не стоит забывать и о том, что судно в идеале должно постоянно находиться в эксплуатации, чему сюрвей мало способствует.
Тем не менее, инспекция — ключевой момент исполнения договора купли-продажи судна. Следовательно, с точки зрения продавца, оптимальной будет следующая последовательность: анализ судовых документов, затем подписание договора и предоставление гарантий продавцу, а потом — инспекция судна. Во всяком случае, такая последовательность договорного процесса наиболее реалистична.
В первую очередь, ясно, что необходимо предоставить регистрационные документы судна, подтвердить статус судна, зарегистрированного собственника. Нужно также предоставить все документы, издаваемые классификационным обществом, осуществляющим надзор за судном, если оно подлежит надзору, а также сертификаты об изъятиях (Exemption Certificate), если таковые имеются (иногда они издаются классификационным обществом, но чаще — морской администрацией государства флага судна). Можно ознакомить покупателя с документацией по последнему ремонту судна. Инспекцию судна обычно выполняют профессиональные сюрвейеры. Обыкновенно используют депозит в размере минимум 10 % цены договора.
Ключевым документом сделки, кроме договора купли-продажи, является купчая (Bill of Sale) — односторонний документ, подписываемый продавцом или его полномочным представителем, которым удостоверяется исполнение договора купли-продажи судна.
Принудительная продажа: существо и цель Пекинской конвенции
В течение нескольких лет Международный морской комитет (франц. CMI — Comité Maritime International), ответственный за разработку многих международных морских конвенций с момента создания в 1897 году, исследовал проблемы, связанные с международным признанием принудительной продажи судов в юрисдикции, иной по отношению к юрисдикции, в которой зарегистрировано судно. Продажа судна вообще непростое предприятие, а принудительная продажа, тем более, международная, — весьма сложное дело, можно сказать, задача со многими неизвестными.
Принудительные продажи, как правило, происходят в случае неуплаты денежных средств судовладельцами своим кредиторам. Кредиторами судна (судовладельца) могут быть:
— судостроители и финансисты (оба они часто выступают залогодержателями судна);
— судоремонтники;
— поставщики провианта и бункерного топлива;
— экипаж.
Все эти и многие другие самые разнообразные проблемы в отношении судна заставляют кредитора действовать против судна и судовладельца с тем, чтобы продать судно принудительно по решению суда. При этом важным фактором является то, что судно должно быть продано покупателю с наименьшими возможными издержками и без каких-либо обременений. Это имеет первостепенное значение, поскольку потенциальный новый судовладелец не будет мало-мальски заинтересован в приобретении судна, обремененного множеством финансовых проблем.
Участники морского бизнеса знают, что кредиторы должны быть удовлетворены из платы от продажи-покупки судна, внесенной на счет суда после совершения принудительной продажи. При этом очевидно, что при уплате оптимальной суммы, обеспечивающей возможно больше денег для удовлетворения кредиторов, покупатель должен быть уверен в том, что принудительная продажа по решению суда будет признана во всем мире, тем самым гарантируя, что судно не будет повторно арестовано другим кредитором. Покупатель также должен быть уверен в том, что страна флага судна признает передачу права собственности и беспрепятственно исключит судно из реестра, если это потребуется.
Принудительные продажи судов по решениям судебных властей государств-членов Европейского Союза признаются в других государствах-членах ЕС. Проблемы могут возникать за пределами Европы, поскольку в настоящее время не существует международной конвенции о международном признании принудительных продаж судов по решению суда.
На данный момент CMI разработал проект такой конвенции и обратился в Комиссию ООН по праву международной торговли (UNCITRAL) с призывом о дальнейшем сотрудничестве по международным вопросам, связанным с принудительными продажами судов.
Таким образом, одним из ключевых моментов при оформлении сделки является четкое закрепление прав и обязанностей сторон. Это включает указание цены, условий оплаты, сроков передачи судна, а также вопросы страхования и гарантий. С учетом опыта и практики ALC-Interlegal ответственность сторон за возможные недостатки судна и условия инспекции должны быть точно определены в договоре.
Все суда, работающие под флагом Казахстана, должны быть зарегистрированы в национальном реестре. При подготовке сделки необходимо обеспечить соблюдение всех требований к документам и безопасности судоходства.
Продажа судов в Казахстане, особенно в акватории Каспийского моря, требует учета как национальных, так и международных правовых норм. Участники сделок должны внимательно подойти к вопросам регистрации, налогообложения и правовой базы, чтобы избежать возможных финансовых и юридических рисков. В связи с чем, актуальными становятся вопросы юридического сопровождения и экспертизы со стороны компаний, имеющих компетенции, не только в национальном праве, но и опыт в региональном и глобальном контексте.
Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: Telegram, Instagram, Facebook, YouTube