Новый Закон Республики Казахстан «О теплоэнергетике»: анализ и перспективы

Вы сейчас просматриваете Новый Закон Республики Казахстан «О теплоэнергетике»: анализ и перспективы

Авторы: Раушана Чалтабаева, Алуа Амирбекова

8 июля 2024 года президент Республики Казахстан подписал Закон «О теплоэнергетике», который является важным шагом в регулировании и развитии отрасли теплоэнергетики. Этот закон вводит комплексные изменения, направленные на устранение множества проблем, накопившихся в сфере теплоснабжения.

До принятия нового закона, теплоэнергетика в Казахстане не имела единого отраслевого закона. Вопросы, касающиеся теплоэнергетики, частично регулировались Законом «Об электроэнергетике» и подзаконными актами и не охватывало всех аспектов и не решало многих ключевых проблем сектора, в частности, такие как:

  • Низкая надежность и качество теплоснабжения. Центральные и автономные системы часто страдают от недостатков в качестве и надежности предоставляемых услуг.
  • Низкая эффективность систем. Большие потери тепла и воды, а также низкий тепловой коэффициент полезного действия являются характерными для многих систем.
  • Отсутствие инвестиций и стратегического развития. Низкий коэффициент возврата инвестиций и нехватка стратегического планирования замедляют развитие отрасли.
  • Негативное воздействие на окружающую среду. Сжигание ископаемого топлива оказывает негативное влияние на экологию.

Ниже предоставлено краткое перечисление и описание некоторых аспектов нового закона, на которых мы хотим заострить Ваше внимание:

  1. Развитие теплоэнергетики в городах республиканского значения, столице, районах и областных городах осуществляется на основе долгосрочных и среднесрочных схем развития теплоснабжения, описывающих и обосновывающих комплекс действий по развитию теплоэнергетики соответствующей административно-территориальной единицы в целях обеспечения перспективной потребности в предоставлении услуги по обеспечению тепловой энергией с учетом особенностей соответствующей территории. При разработке этих схем местные исполнительные органы определяют сроки, размеры, приоритетность и источники финансирования мероприятий, чтобы достичь целевых показателей теплоэнергетики с учётом местных условий. Эти схемы должны учитывать фактические, целевые и плановые показатели, оптимальное сочетание систем с учётом региональных особенностей, удовлетворение текущего и будущего спроса, генеральные планы и схемы развития населённых пунктов, равные условия доступа и оплаты услуг, а также требования по качеству, надёжности, минимальному воздействию на окружающую среду, внедрению энергосберегающих технологий и использованию возобновляемых источников энергии в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
  2. Закон вводит четкие категории систем теплоснабжения (централизованные, местные и индивидуальные), что упрощает их регулирование и контроль. Централизованная система теплоснабжения – система теплоснабжения от одного или нескольких источников тепловой энергии с транспортировкой теплоносителя потребителям по тепловым сетям с суммарной подключенной нагрузкой потребителей, превышающей двадцать мегаватт. Местная система теплоснабжения – система теплоснабжения, принадлежащая одному физическому или юридическому лицу либо входящая в состав общего имущества объекта кондоминиума и функционирующая для одного или нескольких потребителей тепловой энергии от одного или нескольких источников тепловой энергии по тепловым сетям, не являющимся сетями централизованной системы теплоснабжения. В случае, если суммарная подключенная нагрузка потребителей согласно выданным техническим условиям, включая выданных на период строительства, превышает двадцать мегаватт, собственник местной системы теплоснабжения обязан в течение трех месяцев с момента такого превышения подать заявление в местные исполнительные органы для изменения статуса местной системы теплоснабжения на статус централизованной системы теплоснабжения в реестре субъектов теплоснабжения. Индивидуальная система теплоснабжения – система теплоснабжения, обеспечивающая единственного потребителя тепловой энергией от автономного источника тепловой энергии без подключения к тепловым сетям централизованных и местных систем теплоснабжения для нужд отопления индивидуального жилого дома.
  3. Тарифы регулируются государством в соответствии с законом «О естественных монополиях» от 27 декабря 2018 года № 204-VІ ЗРК. Государственное регулирование тарифов на производство, транспортировку и реализацию тепловой энергии осуществляется в централизованных системах теплоснабжения. В местных системах регулирование применяется, если объекты теплоснабжения находятся в собственности третьих лиц или если объекты относятся к общему имуществу многоквартирных домов, при условии обращения более 30% собственников.
  4. Введен обязательный мониторинг состояния теплоэнергетики, который включает:сбор и публикацию данных о состоянии объектов и тепловых сетей. Субъекты теплоснабжения, работающие в централизованной и местной системах, предоставляют данные о качестве и объёмах теплоснабжения, режимах потребления, состоянии оборудования и сетей, а также о модернизации, ремонте, реконструкции, замене имущества, мерах по повышению энергоэффективности, снижению потерь тепла и внедрению возобновляемых источников энергии, а также другую информацию в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
  5. Законом установлены требования при разработке и реализации проектов в области теплоэнергетики (работы по строительству, реконструкции, модернизации объектов теплоэнергетики, установке оборудования, внедрению технологий в существующие или создаваемые централизованные и местные системы теплоснабжения). Так, проекты в области теплоэнергетики должны соответствовать схемам развития теплоснабжения и предусматривать, в  том числе, использование топлива в соответствии с системой теплоснабжения и местом реализации проекта, а также мероприятия и (или) технологии по энергосбережению и повышению эффективности, снижению потерь тепловой энергии при производстве, транспортировке и потреблении тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе на основе источников тепловой энергии с применением энергоэффективных технологий и оборудования, возобновляемых источников энергии и иных источников энергии.
  6. Определены параметры и критерии выбора поставщика для реализации проекта в области теплоэнергетики и включают такие критерии как: надежность и безопасность теплоснабжения, продолжительность эксплуатации без ремонта или замены объекта теплоэнергетики, здания, сооружения, оборудования, уровень вредных выбросов в атмосферу, показатели энергоэффективности и энергосбережения, уровень потерь тепловой энергии.
  7. При модернизации, замене или дополнительном строительстве базовой мощности, введение источников тепловой энергии, использующих возобновляемые источники энергии, необходимо рассматривать как приоритетную альтернативу при экономической и технической целесообразности. В случае их введения данные источники будут использоваться для покрытия базовой нагрузки тепловой сети.
  8. Закон устанавливает базовые требования к качеству топлива в отношении источников тепловой энергии, работающих в централизованных системах теплоснабжения и местных системах теплоснабжения, а также базовые обязанности сторон, связанные с поставками и использованием топлива для теплоснабжения.
  9. Законом вводятся новые инструменты мониторинга и контроля участников сектора. В частности, государственный контроль в области теплоэнергетики в части эксплуатации и технического состояния объектов теплоэнергетики, теплопроизводящих и теплотранспортирующих субъектов осуществляется государственным органом по государственному энергетическому надзору и контролю и местными исполнительными органами в форме дистанционного контроля.   

Следует отметить, что Закон вводится в действие 8 сентября 2024, однако некоторые статьи вводятся в действие позже этой даты. К примеру, статья 30 о видах договоров между субъектами теплоснабжения и потребителями вводится в действие 1 июля 2025 года.

Надеемся, что принятие Закона «О теплоэнергетике» и соответствующих подзаконных актов станет основой для устойчивого и эффективного развития сектора теплоэнергетики в Казахстане.

***

Unicase — одна из ведущих юридических фирм Центральной Азии, активно работающая на локальном и международном уровнях, с сильными командами профессионалов в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане.

Команда Unicase имеет одну из самых сильных экспертных групп в центральной Азии, широко известную в профессиональных кругах своими возможностями в области разработки нормативных и законодательных актов и регуляторной среды. Наряду с сильным опытом и знаниями в области межправительственных и корпоративных сделок, опыт команды юристов позволяет нашей фирме выигрывать крупные инвестиционные проекты и оставаться консультантами первого выбора для международных операторов.

Если Вы хотите связаться с нами, напишите Ваш запрос на почту marketing@unicaselaw.com или info@unicaselaw.com.

Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: TelegramInstagramFacebook, YouTube