Общий правовой режим, применяемый при признании и приведении в исполнение судебных актов (по хозяйственным спорам) компетентных (государственных) судов Российской Федерации на территории Республики Казахстан

Вы сейчас просматриваете Общий правовой режим, применяемый при признании и приведении в исполнение судебных актов (по хозяйственным спорам) компетентных (государственных) судов Российской Федерации на территории Республики Казахстан

Автор: Аселина Тулегенова, партнер юридической компании «SG Global Advice»

В условиях современной глобализации, когда бизнес и гражданские отношения часто пересекают национальные границы, признание и исполнение решений, вынесенных государственными судами одной страны на территории другой, стало важным правовым инструментом. Этот процесс имеет важное значение для обеспечения правовой определенности и защиты прав сторон в транснациональных делах, что в свою очередь способствует укреплению доверия между двумя государствами.

В настоящей статье рассмотрен общий правовой режим, который подлежит применению при возникновении вопроса о признании и приведении в исполнение на территории Республики Казахстан (РК) судебных актов (по хозяйственным спорам), вынесенных государственными судами Российской Федерации (РФ).

  1. Применение норм международных договоров.

Согласно Конституции РК международные договоры, заключенные РК в соответствии с Конституцией РК в установленном порядке и ратифицированные Парламентом РК, имеют приоритет перед ее законами [п. 3 ст. 4].

На территории РК признание и приведение в исполнение решений иностранных государственных судов, порядок и принципы оказания взаимной правовой помощи и регулирование правовых отношений осуществляются в соответствии с международными договорами и нормами национального права РК. 

РК и РФ являются участницами следующих ратифицированных международных договоров: Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 года) («Кишиневская Конвенция»); Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, от 22 января 1993 г.) («Минская Конвенция») (совместно – «Конвенции»); Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20 марта 1992 года) («Киевское Соглашение»).

В Кишиневской Конвенции указано, что между государствами-участниками Кишиневской Конвенции прекращает свое действие Минская Конвенция и протокол к ней от 28 марта 1997 года. В свою очередь, Минская Конвенция и протокол к ней продолжают применяться к отношениям между государством-участником Кишиневской Конвенции и государством –участником, для которого Кишиневская Конвенция еще не вступила в силу [п. 3 и п. 4 ст. 120].

На официальном сайте Министерства Иностранных Дел РФ в разделе «Внешняя политика» https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1873295/ сообщено для СМИ: «с 28 июня 2023 года в отношениях между Россией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном вместо Минской конвенции будут применяться нормы Конвенции 2002 г.».

Таким образом, с 23 июня 2023 года для РФ Кишиневская конвенция вступила в силу и подлежит применению в отношениях между РК и РФ. Минская Конвенция и протокол к ней от 28 марта 1997 года не применяется.

В связи с возникшим запросом страны-участницы Кишиневской конвенции и Киевского Соглашения принято Решение Экономического Суда СНГ от 21 февраля 2007 года № 01-1/2-06 («Решение Суда СНГ от 2007 года»), в котором даны соответствующие разъяснения по вопросам порядка сношений компетентных судов, учреждений юстиции при оказании правовой помощи по гражданским делам, языка документов, а также признания и исполнения вступивших в законную силу судебных решений, вынесенных по хозяйственным (экономическим) спорам.

Так, Решение Суда СНГ от 2007 года устанавливает, что Киевское Соглашение, в отличие от Конвенций, регулирует более узкий круг отношений, возникающих при оказании правовой помощи, признании и исполнении иностранных судебных решений по хозяйственным делам. В силу этого, по мнению Экономического Суда СНГ, нормы Киевского Соглашения следует рассматривать в качестве специальных. Исходя из общего принципа права «lex speciales derogat lex generali» («специальный закон отменяет общий») специальный характер норм Киевского Соглашения должен учитываться при решении вопроса о том, положения каких международных договоров подлежат применению – Киевского Соглашения или Конвенций. Соответственно, государствам — участникам Киевского Соглашения необходимо руководствоваться его нормами в вопросах оказания правовой помощи, выбора языка документов, признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений по хозяйственным спорам [п.5 мотивировочной части].

Таким образом, суды РК при оказании правовой помощи, признания и приведения в исполнение решений судов РФ в зависимости от категории дел и даты судебного акта РФ, применяют положения: Минской Конвенций – по судебным актам, принятым до июня 2023 года; Кишиневской Конвенции —  с 28 июня 2023 года; и Киевского Соглашения – с 20 апреля 1994 г. (дата вступления в силу для РК) в вопросах разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, обращения за правовой помощью и исполнения судебных решений.

1.1. Киевское соглашение.

Прежде всего следует указать, что согласно Кишиневской Конвенции и Киевскому Соглашению признанию и приведению в исполнение подлежат решения, вынесенные компетентными судами, которыми заканчивается рассмотрение дела по существу. В свою очередь, применительно к РФ и РК, как это указано выше, признание и исполнение иностранных судебных решений по хозяйственным делам должно осуществляться в соответствии с Киевским Соглашением в силу специального характера его норм.

Киевское Соглашение регулирует вопросы разрешения дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, из их отношений с государственными и иными органами, а также исполнения решений по ним. При этом под хозяйствующими субъектами признаются субъекты любых организационно-правовых форм и граждане, обладающие статусом предпринимателя, согласно законодательству, действующему на территории государств — участников СНГ, и их объединения [ст.1 и ст. 2 Киевского Соглашения].

Государства — участники СНГ взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов. Решения, вынесенные компетентными судами одного государства — участника СНГ, подлежат исполнению на территории других государств — участников СНГ [ч.1, ч.2 ст. 7 Киевского Соглашения].  

Исключением являются судебные акты иностранных судов, принятые в рамках приказного производства. В соответствии с Решением Экономического Суда СНГ от 17 июня 2016 года № 01-1/1-16 о толковании ст. 8 Киевского Соглашения в части признания и приведения в исполнение судебных актов иностранных государств, принятых по делам приказного производства, установлено, что судебные акты государств – участников СНГ, принятые по результатам рассмотрения дел в порядке приказного производства (производства по делам о вынесении приказа о взыскании), не подлежат признанию и приведению в исполнение в рамках ст. 8 Киевского Соглашения.

В части признания и приведения в исполнение судебных актов Киевским Соглашением определено, что подлежат признанию и приведению в исполнение решения, вынесенные компетентными судами, то есть, такие решения, которыми заканчивается рассмотрение дела по существу. 

Решением Суда СНГ от 2007 года указано, что решение по хозяйственному спору, вынесенное судом государства — участника Киевского Соглашения, исполняется на территории другого государства-участника без проведения процедуры его признания в судебном порядке на основании ходатайства, направляемого заинтересованной стороной органу, уполномоченному осуществлять исполнение по законодательству государства, на территории которого исполнение испрашивается [п.4 резолютивной части Решения Экономического Суда].

Распоряжением Руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном

Суде Республики Казахстан (аппарата Верховного Суда Республики Казахстан) («Департамент») от 16 января 2020 года № 6001-20-7-6/28 утверждены Методические рекомендации об оказании судами РК правовой помощи и обращении за правовой помощью к судам иностранных государств («Методические рекомендации»), а также Приказом Руководителя Департамента от 11 мая 2016 года № 6001-16-7-6/196 утверждена Инструкция об оказании судами Республики Казахстан правовой помощи и обращении за правовой помощью к судам иностранных государств («Инструкция»).

Так, Методическими рекомендациями и Инструкцией предусмотрено, что при оказании правовой помощи по поручениям и ходатайствам об исполнении судебных решений и иных официальных документов судов компетентные суды государств-участников СНГ взаимодействуют друг с другом непосредственно, т.е. минуя Департамент. Однако при непосредственном обращении в соответствии с Киевским Соглашением суды в обязательном порядке должны информировать Департамент.

Киевским Соглашением предусмотрена процедура приведения в исполнение решений [ст.8], а именно: «Приведение в исполнение решения производится по ходатайству заинтересованной Стороны. К ходатайству прилагаются:

  • должным образом заверенная копия решения, о принудительном исполнении которого возбуждено ходатайство;
  • официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не видно из текста самого решения;
  • доказательства извещения другой Стороны о процессе;
  • исполнительный документ».

Методическими рекомендациями указано, что ходатайство о признании и разрешении исполнения решения по Киевскому соглашению производится по ходатайству заинтересованной Стороны в компетентный суд, где решение подлежит исполнению с приложением документов, как это предусмотрено ст.8 Киевского Соглашения.

Таким образом, при обращении в суды РК ходатайство о признании и приведении в исполнение решений может быть подано в суд РК как заинтересованной стороной, так и иностранным судом, вынесшим данное решение. Методическими рекомендациями также указано, что в признании и выдаче разрешения на принудительное исполнение решений может быть отказано в случаях, предусмотренных нормами международных договоров [п.38].

В свою очередь, Киевским Соглашением предусмотрено, что в приведении в исполнение решения может быть отказано по просьбе стороны, против которой оно направлено, только если эта сторона представит компетентному суду по месту, где испрашивается приведение в исполнение, доказательства того, что [ст. 9]:

а) судом запрашиваемого государства — участника СНГ ранее вынесено вступившее в законную силу решение по делу между теми же Сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;

б) имеется признанное решение компетентного суда третьего государства — участника СНГ либо государства, не являющегося членом СНГ, по спору между теми же Сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;

в) спор в соответствии с Киевским Соглашением разрешен некомпетентным судом;

г) другая Сторона не была извещена о процессе;

д) истек трехгодичный срок давности предъявления решения к принудительному исполнению.

Консультативным заключением Экономического Суда СНГ от 20 июня 2011 года № 01-1/3-10 «О толковании ст. 9 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 года установлено, что «перечень оснований отказа в приведении в исполнение судебного решения, установленный ст. 9 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 года, является исчерпывающим. В приведении в исполнение судебного решения государства-участника Соглашения от 20 марта 1992 года не может быть отказано по иным основаниям, в том числе по мотиву противоречия публичному порядку государства, в котором испрашивается приведение в исполнение».

2. Применение норм национального права РК.

Решения, постановления и определения об утверждении мировых соглашений, судебные приказы иностранных судов, а также арбитражные решения иностранных арбитражей признаются и приводятся в исполнение судами РК, если признание и приведение в исполнение таких актов предусмотрены законодательством и (или) международным договором, ратифицированным РК, либо на основании взаимности [п.1 ст. 501 Гражданского процессуального кодекса РК («ГПК»)].

Условия и порядок признания и исполнения таких судебных актов, определяются национальным законодательством РК, если международным договором, ратифицированным РК, не установлено иное. Судебные акты могут быть предъявлены к принудительному исполнению в течение трех лет с момента их вступления в законную силу. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом РК в порядке, предусмотренном ГПК [п.2, п.3 ст.501 ГПК].

Таким образом, национальным законодательством РК предусмотрено, что признаются и приводятся в исполнение судами РК судебные акты судов РФ, вынесенные в форме решений, постановлений, определений об утверждении мировых соглашений, то есть те, которыми заканчивается рассмотрение дела по существу.

Вместе с тем, при применении судами норм международного права и в случае возникновения коллизии между положениями Конституции РК и ратифицированными (или нератифицированными) международными договорами с участием РК, приоритет в применении принадлежит конституционным нормам РК [п.3 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 10 июля 2008 года № 1 «О применении норм международных договоров Республики Казахстан» (с изменениями по состоянию на 30.12.2011 г.) («Нормативное постановление ВС РК № 1»)].

Общими положениями национального законодательства РК предусмотрено, что положения международных договоров, не требующие издания законов для применения, действуют в РК непосредственно. В иных случаях, наряду с международным договором, следует применять и соответствующий закон, принятый для реализации положений ратифицированного международного договора [п.3 ст. 2 ГПК].

Соответственно, ратифицированные международные договоры, имеющие непосредственное действие и не требующие издания законов для их применения, используются в качестве норм материального (за исключением сфер уголовно-правовых и административно-правовых отношений) или процессуального права при разрешении дел, в частности, помимо прочего, при рассмотрении гражданских, если международными договорами РК регулируются отношения, в том числе с участием иностранных лиц (например, о судебных поручениях иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий, об исполнении решений иностранных судов и арбитражей) [п. 6 Нормативного Постановления ВС РК № 1].

Таким образом, национальное законодательство РК о международном гражданском процессе основывается на Конституции, общепризнанных принципах и нормах международного права, и нормах ГПК в той части, если международным договором РК не устанавливается иное и, если это не нарушает конституционные нормы РК.

В случае возникновения вопросов, требующих разъяснения технико-юридического характера при применении и толковании норм международного договора Республики Казахстан, следует использовать акты и решения международных организаций, членом которых является Республика Казахстан, а также обращаться в Министерство иностранных дел РК, Министерство юстиции РК, Генеральную прокуратуру РК (например, для уяснения вопросов, связанных с продолжительностью действия международного договора, перечнем государств, участвующих в договоре, наличием либо отсутствием в международном договоре оговорки стран-участниц, судебной практикой применения международного договора в зарубежных странах и других) [п.16 Нормативного Постановления ВС РК №1].

3. Процедура и порядок.

В соответствии с национальным законодательством РК оказание правовой помощи судами РК включает вручение и пересылку извещений, других документов, а также выполнение иных процессуальных действий, в частности, заслушивание сторон, свидетелей, проведение экспертизы, осмотра на месте, другие процессуальные действия, выполнение которых в рамках оказания правовой помощи предусмотрено законодательством или международным договором, ратифицированным РК, либо на основе взаимности [п.1 ст. 476 ГПК].

Правовая помощь оказывается судами РК на основании поручений и иных обращений, направляемых иностранными судами через судебную администрацию РК — Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде РК («Департамент») [Постановление Правительства РК от 31 декабря 2004 года № 1453 «О мерах по реализации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.05.2024 г.)].

Методическими рекомендациями и Инструкцией предусмотрено, что при оказании правовой помощи по поручениям и ходатайствам об исполнении судебных решений и иных официальных документов судов компетентные суды государств-участников СНГ взаимодействуют друг с другом непосредственно, т.е. минуя Департамент, но с обязательным информированием Департамента.

Либо сторона, в чью пользу вынесено решение, или ее представитель по доверенности вправе самостоятельно обратиться в суд РК с таким ходатайством в порядке, как это указано ниже.

Нормами ГПК [ст. 503] предусмотрено, что сторона судебного разбирательства, в пользу которой вынесено решение (компетентного суда РФ), вправе обратиться с заявлением (ходатайством) о принудительном исполнении такого решения в суд по месту рассмотрения спора либо по месту жительства должника или по месту нахождения органа юридического лица, если место жительства или место нахождения неизвестно, то по месту нахождения имущества должника.

В свою очередь, Методическими рекомендациями [п. 46] предусмотрено, что ходатайство о признании и принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается районным и приравненным к нему судом по месту жительства или по месту нахождения должника в РК, а в случае, если должник не имеет места жительства или места нахождения в РК либо место его нахождения неизвестно, по месту нахождения его имущества.

Методическими рекомендациями [п.43] предусмотрено, что признание и разрешение исполнения решения по Киевскому соглашению производится по ходатайству заинтересованной Стороны в компетентный суд, где решение подлежит исполнению. При этом к ходатайству прилагаются:

1) решение суда или его заверенная копия;

2) официальный документ, из которого следует, что решение вступило в законную силу, если это не следует из самого решения;

3) документ, из которого следует, что сторона, против которой было вынесено решение, не принявшая участие в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд;

4) исполнительный лист. Также, Методическими рекомендациями [п. 47, п. 49] предусмотрено, что суд при рассмотрении ходатайства о признании и исполнении решения суда не вправе рассматривать решение по существу [ч. 8 ст. 503 ГПК РК], а должен лишь ограничиваться установлением того, что условия, предусмотренные международным договором, соблюдены. По результатам рассмотрения ходатайства суд выносит определение о возврате, определение о признании и разрешении исполнения решения суда, либо об отказе. Если отсутствуют предусмотренные международным договором основания к отказу в признании, компетентный суд выносит определение об удовлетворении ходатайства и разрешении исполнения иностранного судебного решения.

Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: TelegramInstagramFacebook, YouTube