Вопросы преподавания дисциплины «Комплаенс» для взрослой аудитории

Вы сейчас просматриваете Вопросы преподавания дисциплины «Комплаенс» для взрослой аудитории

Автор: Сафонова Ольга, к.ю.н.

Комплаенс является сравнительно новой дисциплиной для преподавания магистрантам в вузах и специалистам юристам, финансистам, бухгалтерам, риск-менеджерам, которые хотели бы в дальнейшем строить свою карьеру в департаментах комплаенс. КазГЮУ является одним из первых высших учебных заведений нашей страны, который ввел эту дисциплину в учебную программу магистратуры по специальности «Юриспруденция». Мне посчастливилось создать  авторскую учебную программу для этого курса и быть первым его преподавателем в феврале этого года в г. Астана. В связи с этим хотелось бы поделиться своим опытом и соображениями с широким кругом читателей вашего журнала.

С введением нового законодательства РК (Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции» от 6 октября 2020 года № 365-VI) комплаенс службы стали обязательными на предприятиях квазигосударственного сектора и туда требуется большой поток специалистов. На занятиях по комплаенс мы говорим о вопросах соблюдения законодательства РК и политик, стандартов компании, организации.

Преподавание и программа обучения строится на принципах и требованиях к преподаванию для взрослой аудитории. Это, прежде всего, отсылка к опыту и знаниям обучающихся. Использование нетрадиционных форм обучения, вызывающих неподдельный интерес у слушателя. Процент вовлечения в процесс обучения у такой аудитории намного выше и может превышать 50% от общего количества часов.

Начинаем обучение со знакомства с каждым студентом, магистрантом, выясняем какой опыт и практику он принес к нам в аудиторию, по каким вопросам мы можем использовать его экспертизу, далее — разбор целей, задач и принципов комплаенс. Обучение будет удачным только тогда, когда станет ясна польза от этой работы несмотря на то, что это новое в нашей культуре явление и не строится на наших исторических обычаях и традициях. Мы должны заразить свою аудиторию жаждой новых знаний, зажечь ее нетерпимостью к проявлениям коррупции в нашем обществе, желанием построить «Новый Казахстан», в котором царит демократическое общество и правовое государство, на высоком уровне применима бизнес этика, сохранны все наши природные и иные ресурсы для народа.

Учебная программа формируется исходя из основных отраслей комплаенс. Корпоративный комплаенс, антимонопольный, банковский, антикоррупционный  и прочее. Подбор тем для занятий осуществляется в соответствии с потребностями и сферы работы организации. Для вуза мы берем все основные отрасли комплаенса для изучения. При формировании программы мы четко понимаем не только какие знания мы донесем до аудитории, но и какие умения и навыки будут сформированы.

Магистранты или слушатели обязаны соблюдать правила Академической честности. Плагиат при подготовке эссе, других письменных работ запрещается и является основанием для неудовлетворительной оценки.

Рекомендации: при изучении курса магистрантам рекомендуется обратить внимание на практические аспекты, в частности на то, каким образом требования комплаенс распространяются на субъектов бизнеса и физических лиц. Также рекомендуется активно участвовать в занятиях, задавать вопросы с просьбой разъяснить непонятные аспекты (уточняющие вопросы приветствуется с учетом сложности дисциплины).

Курс дает основы комплаенс (программа, направленная на соблюдение законодательства и основные его виды).

Цель дисциплины: получение прикладных знаний в части новой дисциплины комплаенс, комплекса мер, направленных на соблюдение законодательства и стандартов  компаний и организаций.

Задачи дисциплины:

  • Рассмотрение основных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы корпоративного, антикоррупционного, антимонопольного комплаенса в Республике Казахстан и других странах, изучение комплекса мер по установлению программы комплаенс на предприятиях и в организациях различных форм собственности;
  • Сравнительный анализ различных Кодексов этики корпоративного поведения;
  • Анализ основных положений и требований, установленных антикоррупционным, антимонопольным законодательством Республики Казахстан с акцентом на наиболее практически значимые аспекты;
  • Анализ различных комплаенс кейсов, приведших к огромным штрафам и остановке деятельности крупных корпораций;
  • Систематизация основных проблем в связи с принятием и вступлением в силу нового антикоррупционного законодательства и законов РК с применением термина комплаенс;
  • Изучение этики и основ профессии комплаенс офицера.

Компетенции:

По окончании курса магистранты должны знать:

— понятие и историю возникновения программы комплаенс

— различные виды комплаенс и методы их внедрения и регулирования;

— меры ответственности и последствия нарушения требований  комплаенс субъектами публичного и частного права;

— основные проблемы применения комплаенс в РК.

Уметь:

— вести комплаенс на предприятии;

— составлять политики комплаенс на предприятии, работать с санкционными списками;

— организовывать горячую линию для сотрудников;

— применять законодательство РК, вести превентивную работу, не допускать правонарушений;

— анализировать договоры;

— владеть инструментами комплаенс;

— внедрять декларацию о конфликте интересов и проч.

Владеть:

— навыками интервью с работниками по вопросам комплаенс нарушений;

— навыками составления документов по комплаенс;

-навыками проведения тренингов по комплаенс;

-навыками проведения расследования по комплаенс.

Кроме того, лучше всего отдельно сделать презентацию по теме «Профессия комплаенс офицера» или «Комплаенс офицер будущего», чтобы дать представление об этой новой профессии. Из чего состоит обычный рабочий день комплаенс работника, какие требования к нему будет предъявлять организация. Отдельно рассматриваем тему бизнес протокола и деловой этики поведения в различных ситуациях, для повышения внутренней культуры слушателей, а также технологии проведения переговоров и ведения деловой беседы.

Теперь поговорим о проведении тренингов комплаенс на предприятиях, среди сотрудников.

С развитием бизнеса и его мультиплицированием  возникает огромное количество бизнес рисков, которые необходимо изучать для эффективного управления. Этому процессу существенно помогает внедрение в компаниях обучения комплаенс, которое ведет к наличию эффективной системы управления рисками и сводит к минимуму вероятность их возникновения.

Как организовать эффективные комплаенс тренинги в бизнесе? На таких тренингах, предварительно оценив структуру рисков в данной организации,  мы будем информировать сотрудников о НПА, требованиях и процедурах, предусмотренных законодательством в сфере деятельности данной компании, а также о ее главных политиках, циркулярах и бизнес стандартах, соблюдение которых является обязательным для работников. Во время обучения комплаенс сотрудники не только изучают политику компании, но и  ближе узнают ее историю, культуру и ценности.

Самыми популярными темами обучения комплаенс являются:

  1. Основы бизнес этики в компании на основе действующего Кодекса делового поведения.
  2. Горячая линия.
  3. Обучение информационной и кибербезопасности.
  4. Защита конфиденциальной информации и персональных данных.
  5. Обязательные оговорки комплаенс в организации.
  6. Комплаенс правонарушения: причины возникновения, порядок выявления, как с ними бороться и многие другие.
  7. Антимонопольный комплаенс.
  8. Антикоррупционный комплаенс. Политика по подаркам и многие другие.

Как создать успешную программу бизнес тренингов комплаенс?

Желательно, чтобы компаленс офицер создал долгосрочную программу обучения для своих работников. Перед созданием учебной программы нужно изучить следующие вопросы:

  1. Какова цель обучения комплаенс?
  2. Какие законы, подзаконные акты, политики и стандарты должна соблюдать ваша компания?
  3. Для сотрудников каких отделов планируется обучение?
  4. Какие hard and soft skills нужно сформировать у работников, какой результат вы хотите видеть в итоге?
  5. Данные каких отделов и специалистов нужно указать в презентации для обращения работников с вопросами по комплаенс?

Далее нужно создать контент, который будет актуальным и интересным для ваших слушателей. Увлекательный и легкий в подаче материал поможет повысить заинтересованность и мотивировать сотрудников пройти обучение. Один из лучших способов гарантировать, что сотрудники запомнят информацию, которую они изучили во время комплаенс тренингов – это проведение регулярного обучения. Не подавайте информацию один раз и в большом объеме. Лучше разделите материал на модули и подавайте их постепенно только после успешного усвоения предыдущего.

При использовании электронного обучения вы можете указать минимальное количество баллов или кредитов, которое необходимо набрать за прохождение занятий и настроить доступ к следующему заданию только после успешного прохождения предыдущего. Это обеспечивает уверенность в том, что сотрудник успешно усвоил материал и может переходить  далее.

После того как работники прошли обучение, необходимо закрепить материал. Используйте  анкетирование, викторины или тесты. Это поможет не только закрепить изученное, но и определить, нуждаются ли сотрудники в дополнительном тренинге. Для лучшего усвоения используйте ролевые упражнения или игры, в которых сотрудники могут показать свои знания на практике в реальных ситуациях.

Главным ключом к успеху таких обучающих программ будет вовлечение в них руководства. «Tone from the top» является главным лозунгом комплаенс. Руководители лучше всех понимают важность соблюдения требований, поэтому важно вовлечь их в процесс обучения. Они должны быть в курсе прогресса выполнения программы. Это также станет отличным стимулом для работников учиться лучше и полностью сосредоточиться на получении хороших результатов.

Советы как сделать обучение комплаенс привлекательным для ваших сотрудников:

1. Тик токи

Короткие видео – один из самых популярных видов обучающего контента. Сотрудники будут заинтересованы учиться больше, просматривая короткие видео с юмором, чем проходить длинные модули. Это значительно экономит время и не перегружает. Вы можете также попросить их снять тик ток на тему обучения.

2. Микрообучение

Микрообучение – это отличный способ рассказать о сложном простыми словами. Короткие материалы гораздо проще запомнить, их можно изучать в удобное время без отрыва от производства. Для лучшего усвоения каждую тему можно разбить на небольшие блоки по номерам. Например, бизнес этика на рабочем месте, инструкция по охране труда, кибербезопасность и прочее.

3. Геймификация

Игры – самый популярный тренд в корпоративном обучении. Сотрудники будут максимально вовлечены в процесс игры и получат максимальную пользу  и удовольствие от него. А награды и рейтинги будут стимулировать учиться еще более усердно, чтобы стать лучшим. Электронные игры еще лучше. На нашем рынке уже есть IT-компании, которые могут сделать игру конкретно под ваше предприятие, внести туда список ваших сотрудников, назначенных вами к обучению.

4. Обучение на основе сценариев и историй

Использование ролевых игр в программе обучения комплаенс поможет вовлечь сотрудников. Включайте в тренинги реальные кейсы из практики ваших сотрудников – это им близко и понятно. Они будут проектировать свои знания в реальных ситуациях и оттачивать навыки на практике, тем самым лучше усваивать полученную информацию. Используйте продуманную сюжетную линию, чтобы укрепить эмоциональную связь с ними. Это наполнит обучение дополнительными эмоциями, которые будут мотивировать и сильнее вовлекать в процесс.

Слушателями всегда хорошо воспринимаются различные формы академического и научного обучения. Например, хорошо зарекомендовали себя семинары, круглые столы, презентации слушателей, проведение интеллектуальных бесед, конференций и форумов по вопросам комплаенс. 31 марта 2023 г. в г. Астана на высоком практическом и научно-теоретическом уровне прошел Форум «Развитие Антикоррупционного комплаенса в РК», который, безусловно, носит помимо всего прочего также образовательный характер.

Чем активнее мы будем включаться в обсуждение вопросов комплаенс и вовлекать все наше общество, тем быстрее изменим многие подходы и устраним возникающие проблемы на пути вступления нас в лучшее будущее, в «Новый Казахстан»!