На KAZAKHSTAN LEGAL FORUM – 2023 (28 – 29 сентября 2023 года, Алматы) была поднята тема развития юридической профессии. Одним из спикеров этой сессии был Елюбаев Жумагельды Сакенович, д.ю.н., профессор, академик РАЕН, председатель Палаты юридических консультантов «Kazakhstan Bar Association». Предлагаем вашему вниманию тезисы его выступления.
Тема: Регулирование деятельности иностранных юристов
- В Палате юридических консультантов «Kazakhstan Bar Association», в целях защиты профессиональных интересов национальных юристов, изучен вопрос о правовом регулировании деятельности иностранных юристов в Республике Казахстан, а также деятельности юристов, являющихся гражданами Республики Казахстан, но получивших высшее юридическое образование в учебных заведениях зарубежных стран.
- Действующим законодательством Республики Казахстан и международными правовыми актами, подписанными Республикой Казахстан, в целом, регулируется профессиональная деятельность иностранных юристов. Между тем, выявленные нами противоречия в действующем законодательстве по вопросам регулирования деятельности иностранных юристов в Казахстане не позволяют выработать единую практику организации работы иностранных юристов.
- Результаты анализа действующего законодательства и дискуссия, проведенная в Палате по вопросу правового регулирования профессиональной деятельности иностранных юристов Республике Казахстан показали, что часть участников полагают, что профессиональная деятельность иностранных юристов должна быть четко урегулировано законодательством.
Другие считают, что не должно быть дискриминации в отношении иностранных юристов, они свободно должны осуществлять в Казахстане свою профессиональную деятельность.
Некоторые отмечают, что в отсутствии какой-нибудь статистики и аналитики невозможно что-либо предложить по совершенствованию практики привлечения иностранных юристов в Казахстане.
Есть участники дискуссии, которые считают, что допуск иностранных юристов в профессию в Казахстане должно осуществлять на «принципе взаимности».
- В Республике Казахстан действует нормы законодательства, которые в некоторой степени регулируют профессиональную деятельность иностранных юристов, в частности:
- иностранный юрист прежде чем начать профессиональную деятельность в Казахстане, обязан пройти процесс «признания и нострификации» диплома, полученного в учебном заведении за пределами Казахстана.
Такое требование предусмотрено в: пункте 17-2 статьи 1 и пункте 7 статьи 39 Закона РК «Об образовании»; подпункте 1 пункта 2 главы 1, пункте 8 главы 2 «Правил признания документов об образовании», утвержденных Приказом и.о. Министра образования и науки РК №352 от 19 июля 2021 года (далее – Правила).
- Иностранный гражданин из стран ЕАЭС, претендующий на занятие юридической деятельностью в Казахстане, проходит установленную законодательством процедуру «признания документов» об образовании, после выполнения этой обязанности, иностранный юрист может быть допущен к практике.
Такое требование предусмотрено: пунктом 3 статьи 97 Договора ЕАЭС. Поскольку Договор ЕАЭС ратифицирован Республикой Казахстан, то он имеет приоритет перед её законами.
- Касательно иностранных юристов из других стран (кроме стран ЕАЭС) обязаны проходить процедуру «признания и нострификации» диплома, полученного в учебном заведении за пределами Казахстана.
Действующие международные правовые акты и национальное законодательство Казахстана не освобождают эту категорию иностранных юристов от процесса «признания и нострификации» диплома, выданного иностранным ВУЗом (Лиссабонская Конвенция от 11 апреля 1997 года).
- Допуск иностранного юриста к профессии может быть основан и на «принципе взаимности» в соответствии с Соглашением Содружества Независимых государств (государства СНГ) от 15 мая 1992 года, то есть этот международный правовой акт однозначно не освобождает иностранного юриста от процедуры «признания и нострификации» диплома зарубежного ВУЗа. Такое освобождение может быть только на основе «принципа взаимности», действующих в государствах СНГ.
- Иностранный юрист, являющиеся адвокатом, не может осуществлять в Казахстане адвокатскую деятельность (статья 32 Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»), поскольку адвокатом может быть только гражданин Республики Казахстан.
- Иностранный юрист может быть «юридическим консультантом» по смыслу положения, закрепленного в статье 75 Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» (далее – профильный закон), если он соответствует другим требованиям, установленном в этой норме профильного закона. Существующая практика свидетельствует о том, что некоторые иностранные юристы, осуществляющие профессиональную деятельность в Казахстане, являются членами палат юридических консультантов. Такие члены есть и в Палате «Kazakhstan Bar Association».
ОБЩИЙ ВЫВОД
Таким образом, деятельность иностранных юристов в Казахстане урегулирована нормами законодательства Республики Казахстан и международными правовыми актами, в том числе, ратифицированными Республикой Казахстан.
ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
- Законодательство Республики Казахстан по вопросу допуска иностранных юристов в профессию содержит противоречия и разночтения, что свидетельствует о необходимости приведения их в соответствие друг с другом, а также в соответствие с международными договорами (актами), ратифицированными Республикой Казахстан).
- По нашему мнению, для решения существующих проблем в этой сфере, компетентному органу (регулятору), каковым является Министерство науки и высшего образования РК, необходимо пересмотреть действующие «Правила признания документов об образовании», утвержденные Приказом исполняющего обязанности Министра образования и науки РК №352 от 19 июля 2021 года, в целях приведение норм этих Правил в соответствие с международными правовыми актами, подписанными Республикой Казахстан и Законом РК «Об образовании».
- Пункт 7 статьи 39 профильного закона гласит, что «документы об образовании, выданные зарубежными организациями образования, в том числе их филиалами, а также научными центрами и лабораториями, признаются на территории Республики Казахстан с выдачей лицам, завершившим обучение в них, соответствующего удостоверения».
Из смысла и содержания данной нормы усматривается, что «признание» документов об образовании, выданные зарубежными организациями образования, осуществляется выдачей «соответствующего удостоверения» уполномоченным органом.
Профильный закон не предусматривает никаких привилегий, освобождающих от необходимости получения «удостоверения», то есть «признания» документа об образовании, выданных зарубежными организациями образования.
Имеется только одно исключение, касающееся «документов об образовании, выданных зарубежными организациями высшего и (или) послевузовского образования, научными центрами и лабораториями гражданам Республики Казахстан – обладателям международной стипендии «Болашак» (пункт 8 статьи 39 профильного закона). Такие дипломы об образовании признаются в Республике Казахстан без прохождения процедуры «признания документов об образовании».
- Между тем, в пункте 14 Главы 2 Правил, являющихся ведомственным актом, содержатся положения, которые указывают на то, что еще целый ряд лиц не проходят процесс «признания» документов об образовании, выданных зарубежными учебными организациями. Следует отметить, что в этой части нормы Правил прямо противоречат норме профильного закона (пункт 7 статьи 39) о необходимости подтверждающего «удостоверения».
- Здесь уместно отметить, что в Приложении №5 Правил указаны три международных договора, два из которых ратифицированы Республикой Казахстан, поэтому положения двух последних актов имеют приоритет перед национальным законодательством.
Если обратиться к положениям Соглашения Содружества Независимых Государств «О сотрудничестве в области образования» от 15 мая 1992 года (далее – Соглашение СНГ), то в нем содержится положение, которое устанавливает, что вопросы признания документов об образовании «в последующем государства-участники будут решать по взаимной договоренности» (статья 5). Наличие в приведенной норме Соглашения СНГ принципа «взаимной договоренности» не свидетельствуют о том, что документы об образовании, полученных в государствах СНГ, будут признаваться без прохождения официального процесса «признания» документа об образовании.
Таким образом, пункт 14 Главы 2 Правил в этой части противоречит нормам Соглашения СНГ (статья 5).
- Вторым правовым актом, проведенном в Приложении №5 Правил, является «Договор о Евразийском экономическом союзе» от 29 мая 2014 года, ратифицированный Республикой Казахстан (далее – Договор ЕАЭС). В этом акте, входящем в систему действующего права в Республике Казахстан и имеющем приоритет перед ее законами (статья 4 Конституции РК), действительно, содержится норма, освобождающее от процесса «признания» документа об образовании, выданных зарубежными учебными организациями (пункт 3 статьи 97 Договора ЕАЭС).
Однако в этом международном правовом акте имеется важное положение и о том, что лица, «претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве-члена, проходят установленную законодательством государства трудоустройства процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены соответственно к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства» (пункт 3 статьи 97 Договора ЕАЭС).
Между тем пункт 14 Главы 2 Правил (ведомственного акта) не предусматривает исключения, содержащегося в пункте 3 статьи 97 Договора ЕАЭС, то есть противоречит положению международного акта, ратифицированного Республикой Казахстан.
- Третьим правовым актом, на который делается ссылка в Правилах (Приложение №5 Правил), является «Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о функционировании казахстанского филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова» от 9 ноября 2017 года (далее – Соглашение о филиале МГУ). Это Соглашение о филиале МГУ ратифицировано Законом РК №254-VI ЗРК от 7 мая 2019 года и прибрело статус действующего права в Республике Казахстан.
Согласно статье 7 Соглашения о филиале МГУ «обучающимся в филиале, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, которые признаются на территории Республики Казахстан без прохождения процедуры признания и нострификации. Образцы указанных документов об образовании и (или) о квалификации устанавливаются Московским университетом».
К сожалению, Соглашение о филиале МГУ предусматривает обучение только по направлениям «математика», «прикладная математика и информатика», «филология», «экология и природопользование», «экономика» с обязательным изучением истории Казахстана и казахского языка.
Таким образом, в филиале МГУ в Казахстане не предусмотрено обучение по направлению «юриспруденция» или «правоведение», по результатам которого выпускнику выдавался бы документ о высшем юридическом образовании. Поэтому это международное Соглашение не актуально для субъектов юридического рынка. Поэтому в Правила необходимо внести уточняющие положения.
- На наш взгляд, следует обратить внимание и на положение, закрепленное в пункте 13 Правил. Так, согласно этой норме документы об образовании, выданные организациями высшего и (или) послевузовского образования, входящими в три международных академических рейтинга и в число первых 250 (двухсот пятидесяти) позиций двух и более из них (мировой рейтинг лучших университетов мира Квакарелли Саймондс (QS World University Rankings, КьюЭс Ворлд Юниверсити Ранкинг), академический рейтинг университетов мира (Academic Ranking of World Universities, Академик Ранкинг оф Ворлд Юниверситиес), рейтинг лучших университетов мира по версии издания Таймс (Times Higher Education World University Rankings, Таймс Хайер Едукейшн Ворлд Юниверсити Ранкинг), «признаются только путем установления подлинности документа об образовании».
Если акцентировать внимание на слова «признаются только путем установления подлинности документа об образовании», то напрашивается вопрос, каким путем (способ, механизм, процесс) устанавливается «подлинность документа об образовании». При этом всякое «установление», как правило, должно подтверждаться каким-то документом (удостоверение, свидетельство, сертификат, официальное письмо) уполномоченного органа.
В Правилах же не содержится норм, регулирующих «признание путем установления подлинности документа об образовании», в развитие положения, содержащегося пункте 13 Правил.
Также в Правилах нет норм, отражающих международные обязательства Республики Казахстан, вытекающих, например, из: «Соглашения о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях в Евразийском экономическом сообществе», одобренное Постановлением Правительства РК №114 от 11 февраля 2013 года; «Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе», подписанной в г.Лиссабоне 11 апреля 1997 года и ратифицированной Республикой Казахстан Законом РК №202-I от 13 декабря 1997 года; и других.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Палата юридических консультантов «Kazakhstan Bar Association» считает, что Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан, как регулятор, обязан привести в положения Правил в соответствие с профильным законом и международными актами, ратифицированными и подписанными Республикой Казахстан. Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан должно рассмотреть наши предложения по совершенствованию действующего законодательства Республики Казахстан по вопросам проверки образования во всех случаях и «признания» документов об образовании, выданных зарубежными учебными заведениями, с учетом опыта других стран для защиты отечественного консультационного рынка и национальных интересов нашей экономики в условиях глобализации. Представляется особенно важным ясное регулирование этого вопроса в части представления лиц в казахстанских судах и при осуществлении других видов профессиональной деятельности.
Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: Telegram, Instagram, Facebook, YouTube