Предисловие
Принимая во внимание быстрое эволюционирование криптовалютного рынка, разнообразие токенов и непрерывное появление инновационных технологий, команда Integrites Kazakhstan рада представить новое направление деятельности, посвященное разностороннему исследованию этой динамичной сферы. В рамках нашей новой рубрики, мы с удовольствием будем регулярно раскрывать различные аспекты данной области, предоставляя нашим читателям углубленное понимание ее нюансов и возможностей.
6 февраля 2023 года, был принят новый Закон Республики Казахстан «о цифровых активах» (далее – «Закон»), что ознаменовало новый этап в законотворчестве Республики Казахстан в вопросах регулирования так называемых токенов (цифровых активов). Само понятие токен имеет довольно широкое значение и включает в себя: утилитарные токены, инвестиционные токены, токены криптовалюты, невзаимозаменяемые токены (NFT) и т.д. В первую очередь, Закон предназначен для регулирования утилитарных токенов и токенов криптовалюты.
В рамках настоящей статьи, в частности, будет рассказываться про утилитарные токены или как это определено в Законе, обеспеченные цифровые активы (далее — «утилитарный токен» или «обеспеченный цифровой актив»), а именно про их регулирование и порядок их выпуска в рамках существующего законодательства Республики Казахстан.
Понятия и актуальность темы
Для начала, следует разъяснить некоторые понятия, а также определить, насколько данная тема должна быть актуальна для Казахстана.
Utility token (утилитарный токен) — это цифровой токен или монета, которую можно использовать для получения доступа к определенным услугам или продуктам (товарам) на блокчейн-платформе или в определенном приложении. Обычно, пользователи покупают утилитарные токены, чтобы получить доступ к определенным функциям, контенту или другим ресурсам на какой-то платформе, а также для участия в экосистеме какого-либо проекта.
Если рассматривать утилитарный токен с правовой точки зрения, то такой токен представляет из себя некий ваучер, который можно обменять на определенные услуги/товары компании, выпустившей данный токен или утилитарный токен. Ваучер может выступать в качестве электронного документа, удостоверяющего право его обладателя на определенную услугу/товар. При этом, обладатели утилитарных токенов не имеют прав на долю в компании или прибыль от ее деятельности, в связи с чем, утилитарные токены не выступают в качестве инвестиционных инструментов или ценных бумаг.
Следует отметить, что тема утилитарных токенов является актуальной в мире и Казахстане, поскольку они используются в различных проектах и блокчейн-платформах. Зачастую утилитарные (как и другие виды токенов) используются и выпускаются IT-компаниями, хотя де-факто могут быть интегрированы во многие сферы бизнеса. Так, например, в 2020 году фонд Global Palladium Fund, учрежденный «Норникелем», выпустил первые токены на основе платформы Atomyze[1].
В мире утилитарные токены получили широкое распространение в качестве инструмента для финансирования проектов с помощью краудфандинга. В таких проектах инвесторы приобретают утилитарные токены, которые позже можно использовать на платформе для покупки услуг или товаров. Также некоторые криптовалютные биржи и биржи токенов начали торговать утилитарными токенами.
В Казахстане тема утилитарных токенов также начинает становиться актуальной, поскольку наше правительство активно поддерживает развитие блокчейн-технологий и криптовалютного рынка. На сегодняшний день уже существуют проекты, использующие утилитарные токены в качестве инструмента для обмена на услуги и товары на платформе. Также некоторые компании из Казахстана начинают выпускать свои собственные токены, которые можно будет использовать для получения доступа к их услугам и продуктам. Самый яркий пример тому – сервис доставки товаров и продуктов Wolt, в приложении которого можно получить (выиграть в мини-игре, компенсация за опоздание курьера) токен на бесплатную доставку. Как и было сказано выше, данный токен действует лишь в рамках экосистемы приложения Wolt, а пользователь/потребитель, получивший данный токен, может обменять его на одну бесплатную доставку.
В целом, можно сказать, что тема утилитарных и других видов токенов является актуальной и будет продолжать развиваться в мире и Казахстане.
Примеры использования утилитарных токенов в мире
Дополнительно можно привести реальные примеры использования утилитарных токенов компаниями и способы их применения на практике:
Ethreum — Ethereum является блокчейн-платформой, на которой можно создавать децентрализованные приложения и смарт-контракты. Участники сети используют токен ETH для оплаты запуска смарт-контрактов.
Binance Coin — Binance Coin является токеном, используемым на платформе Binance для оплаты транзакционных сборов, покупки других криптовалют и участия в лотереях и других мероприятиях на платформе.
Basic Attention Token — Basic Attention Token используется в браузере Brave для вознаграждения пользователей за просмотр рекламы. Пользователи могут получать токены BAT за просмотр рекламы, а затем использовать их для подписки на контент-создателей и сайты.
Filecoin — Filecoin является платформой для хранения и обмена файлами. Участники сети могут использовать токен FIL для оплаты хранения файлов и получения доступа к хранилищу.
Augur — Augur является децентрализованной платформой для прогнозирования результатов событий. Участники сети могут использовать токен REP для создания прогнозов.
Это лишь несколько примеров компаний, использующих утилитарные токены. В целом, такие токены используются в различных проектах, включая игры, социальные сети, финансовые приложения и другие проекты, где можно использовать токены для получения доступа к функциям и услугам.
Таким образом, утилитарный токен нельзя назвать чем-то новым, что ранее не существовало, скорее, утилитарный токен — это отличный пример оцифровки давно существующих механизмов и инструментов, которые можно использовать для развития своего бизнеса.
Правовой статус утилитарного токена (обеспеченного цифрового актива)
В соответствии с подпунктом 1) статьи 1 Закона, под утилитарным токеном (обеспеченным цифровым активом) понимается цифровой актив, зарегистрированный посредством цифровой платформы по хранению и обмену обеспеченными цифровыми активами, который удостоверяет права на материальные, интеллектуальные услуги и активы, за исключением денег и ценных бумаг.
Под цифровым активом при этом понимается имущество, созданное в электронно-цифровой форме с присвоением цифрового кода, в том числе с применением средств криптографии и компьютерных вычислений, зарегистрированное и обеспеченное неизменностью информации на основе технологии распределенной платформы данных.[2]
Как мы видим из вышеуказанного, между этими двумя понятиями возникает некая коллизия или же идет неправильное толкование со стороны законодателя, а именно, речь идет о том, что более широкое понятие «цифрового актива» устанавливает, что цифровой актив — это имущество, которое должно быть создано в электронно-цифровой форме, тогда как «обеспеченный цифровой актив» — это цифровой актив (т.е. имущество), удостоверяющий права на услуги и активы.
В целом, обеспеченный цифровой актив выступает больше в качестве документа, подтверждающего/удостоверяющего права его обладателя на определенные услуги или товары, нежели в качестве отдельного объекта имущества. С другой стороны, в мировой практике с обеспеченными цифровыми активами можно совершать различные сделки (продавать, обменивать, покупать), что, в свою очередь, придает обеспеченному цифровому объекту признаки ценных бумаг. При этом согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 5 Закона, одним из требований к обеспеченному цифровому активу является то, что он не признается финансовым инструментом или финансовым активом.
Дополнительно стоит отметить, что в соответствии с положениями пункта 2 статьи 115 Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года, цифровые активы отнесены к объектам имущественных благ и прав (имуществу).
Следует также рассмотреть установленные Законом требования к обеспеченному цифровому активу, чтобы более точно определить его правовую природу.
Так, согласно положениям статьи 5 Закона, обеспеченный цифровой актив, должен соответствовать определенным требованиям, а именно обеспеченный цифровой актив:
1) удостоверяет право на материальные, интеллектуальные услуги и активы, за исключением денег и ценных бумаг;
2) имеет решение о выпуске обеспеченного цифрового актива;
3) не является расчетной денежной единицей, законным платежным средством;
4) не признается финансовым инструментом или финансовым активом;
5) содержит данные о лице, выпустившем обеспеченный цифровой актив;
6) имеет подтверждение имущественных и (или) интеллектуальных прав на актив до его образования в качестве обеспеченного цифрового актива;
7) имеет запись в сети блокчейн о перемещении актива и (или) права на имущество.
Пункт 2 статьи 5 Закона устанавливает, что несоблюдение какого-либо из вышеуказанных требований влечет признание такого цифрового актива не относящимся к обеспеченным цифровым активам. При этом на данный момент сложно сказать, как именно будет регулироваться такой цифровой актив, т.к. в действующей редакции Закона помимо обеспеченных цифровых активов существуют только необеспеченные цифровые активы, под которыми, в свою очередь, подразумеваются токены криптовалюты. Учитывая тот факт, что на практике виды токенов не ограничиваются обеспеченными и необеспеченными, на данный момент этот вопрос остается открытым.
Проанализировав требования к обеспеченному цифровому активу, можно заметить, что, как и было ранее сказано, утилитарный токен имеет больше признаков документа, который содержит определенные сведения о каком-либо активе и его правообладателе, нежели выступает в качестве самостоятельного объекта имущества.
На данный момент Закон не регулирует вопрос о возможности или запрете на использование обеспеченного цифрового актива в различных сделках. В этой связи нельзя с точностью утверждать, возможно ли будет приобретенный у какой-либо компании утилитарный токен перепродать, обменять и в целом использовать как объект гражданского оборота.
Таким образом, на данный момент сложно дать точную оценку правого статуса обеспеченного цифрового актива, так как, с одной стороны, мы имеем сложившийся в мировой практике механизм обращения обеспеченных цифровых активов, а с другой стороны – ограничения, установленные законодательством, которые также в части или полностью базируются на существующей практике законодательств других стран.
Объекты гражданского оборота, удостоверяемые обеспеченными цифровыми активами.
Отдельно следует отметить, какие именно виды имущества могут быть «оцифрованы» и использоваться в качестве обеспеченных цифровых активов. Так согласно Приказу и.о. Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан[3], на момент написания настоящей статьи в Республике Казахстан признаются следующие обеспеченные цифровые активы:
1. Обеспеченный цифровой актив, выпускаемый на цифровой платформе по хранению и обмену обеспеченными цифровыми активами, имеет удостоверенное право на материальные, интеллектуальные услуги и активы, основанные на праве частной собственности (частное предпринимательство).
2. Обеспеченный цифровой актив, выпускаемый на цифровой платформе по хранению и обмену обеспеченными цифровыми активами, имеет подтверждение имущественных прав на собственность и (или) право интеллектуальной собственности на изобретения, произведения науки, литературы и искусства, иные результаты интеллектуальной деятельности.
В случае если с объектами интеллектуальной собственности и услугами все более-менее понятно, то с активами возникают некоторые вопросы. На практике, под активами понимаются товары, которыми торгует компания, выпустившая обеспеченный цифровой актив, однако, действующие дефиниции имеют довольно широкие границы, в связи с чем, возникает резонный вопрос, можно ли оцифровать материальный активы, не являющиеся производимым компанией товаром. Если исходить из такой логики, то лицо, имеющее на праве собственности, допустим, объект недвижимости, может его оцифровать и соответствующим образом реализовать в качестве обеспеченного цифрового актива.
Порядок выпуска обеспеченных цифровых активов
Для осуществления выпуска обеспеченных цифровых активов, лицо, желающее это сделать, должно соответствовать некоторым критериями, а именно, в соответствии с положениями статьи 6 Закона, такое лицо должно:
- Быть индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом;
- Осуществлять эксплуатацию цифровой платформы по хранению и обмену обеспеченными цифровыми активами;
- Получить разрешение уполномоченного органа на выпуск и обращение обеспеченных цифровых активов;
- Обязано уведомлять физических и юридических лиц о рисках, связанных с покупкой, владением и совершением операций с обеспеченными цифровыми активами;
- Являться собственником имущества или лицом, которому принадлежат права, удостоверяемые обеспеченным цифровым активом.
Также следует отметить, что лица, осуществляющие выпуск обеспеченных цифровых активов, автоматически становятся субъектами финансового мониторинга в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 28 августа 2009 года № 191-IV (далее – «Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов»).
Дополнительно стоит обратить внимание на решение о выпуске обеспеченных цифровых активов. Данное решение, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона, является обязательным требованием для обеспеченных цифровых активов. При этом важно отметить, что содержание такого решения должно соответствовать установленным Приказом и.о. Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан правилам (далее – «Правила»)[4].
Так, в соответствии с пунктом 3 данных Правил, решение о выпуске обеспеченных цифровых активов должно содержать в себе:
1) Информацию о лице, осуществляющем выпуск обеспеченных цифровых активов;
2) Информацию о разрешении на выпуск и обращение обеспеченных цифровых активов, выданном уполномоченным органом в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;
3) Информацию о наименованиях используемых технологий, обеспечивающих функционирование цифровой платформы по хранению и обмену обеспеченными цифровыми активами;
4) Информацию о наличии правил внутреннего контроля и программы его осуществления, утвержденных органом управления или исполнительным органом юридических лиц в соответствии с Законом о противодействии легализации (отмыванию) доходов;
5) Информацию об уведомлении физических и юридических лиц о рисках, связанных с покупкой, владением и совершением операций с обеспеченными цифровыми активами;
6) Информацию об имущественных правах на собственность лица, инициирующего выпуск и обращение обеспеченных цифровых активов или лица, которому принадлежат права, удостоверяемые обеспеченным цифровым активом;
7) Информацию об уведомлении физических и юридических лиц о правах, удостоверенных обеспеченными цифровыми активами, возникающих с момента размещения записи о передаче цифровых активов указанному лицу на цифровой платформе по хранению и обмену обеспеченными цифровыми активами;
8) Информацию о виде и объеме прав, которые удостоверяют выпускаемые обеспеченные цифровые активы;
9) Описание технологического процесса, при наступлении которого выпуск обеспеченных цифровых активов признается состоявшимся (завершенным);
10) Информацию о дате начала размещения выпускаемых обеспеченных цифровых активов;
11) Информацию о регистрации на портале уполномоченного органа по финансовому мониторингу.
Из вышеуказанных требований к содержанию решения, мы можем видеть, что перечень требований для выпуска обеспеченных цифровых активов также немного увеличился, а именно, дополнительно необходимо: 1) разработать и внедрить правила внутреннего контроля и программу осуществления этих правил в соответствии с положениями Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов; 2) зарегистрироваться на портале уполномоченного органа по финансовому мониторингу.
Дополнительно стоит отметить, что согласно пункту 4 Правил решение о выпуске обеспеченных цифровых активов должно быть составлено в электронной форме и подписано электронной-цифровой подписью. В соответствии с пунктом 5 Правил, такое решение должно быть опубликовано на интернет-ресурсе лица, осуществляющего выпуск и обращение обеспеченных цифровых активов, и должно находиться в открытом доступе до полного исполнения обязательств по такому обеспеченному цифровому активу.
Таким образом мы можем наблюдать, что решение о выпуске обеспеченных цифровых активов является комплексным и должно содержать большое количество информации, а также соответствовать ряду требований Правил. При этом, само решение является обязательным документом, без которого выпуск обеспеченных цифровых активов не может быть осуществлен.
Заключение
В целом, на данный момент можно констатировать, что действующее законодательство Республики Казахстан по регулированию обеспеченных цифровых активов и порядка их выпуска является еще довольно сырым и требует множество изменений и дополнений. Однако, сам факт того, что Республика Казахстан наряду с развитыми странами старается адаптироваться к быстроменяющимся трендам в сфере криптографии и блокчейн технологий говорит о том, что нынешняя законотворческая деятельность движется в правильном направлении.
Правда, отдельно стоит отметить, что, несмотря на сырость законодательства, лицо, желающее осуществить выпуск обеспеченных цифровых активов, должно проделать много работы, чтобы соответствовать всем требованиям и критериями установленным законодательством, что, в свою очередь, может оттолкнуть казахстанских предпринимателей от идеи использования данного механизма.
Сам по себе обеспеченный цифровой актив/утилитарный токен является удобным механизмом/инструментом для ведения бизнеса в век цифровизации и глобализации, без которого хоть и можно существовать, но его использование может дать бизнесу ряд преимуществ над конкурентами.
Авторы:
Курмангазы Талжанов – Управляющий Партнер международной юридической фирмы Integrites
Адиль Мухамедалиулы – Юрист в международной юридической фирме Integrites
[1] https://www.nornickel.ru/innovation/tools/
[2] подпункт 4) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 6 февраля 2023 года № 193-VII «О цифровых активах в Республике Казахстан»
[3] 4. Приказ и.о. Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 31 марта 2023 года № 124/НҚ «Об утверждении Перечня видов обеспеченных цифровых активов, признаваемых на территории Республики Казахстан»
[4] Приказ и.о. Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 26 апреля 2023 года № 78/НҚ «Об утверждении Правил оформления решения о выпуске обеспеченных цифровых активов»
Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: Telegram, Instagram, Facebook