В настоящее время юридическое сообщество активно обсуждает инициативу Министерства юстиции по обязательному членству в Республиканской коллегии юридических консультантов. Kazakhstan Law Review публикует по этому поводу мнение Жумагельды Сакеновича Елюбаева, д.ю.н., профессора, академика РАЕН,председателя Палаты юридических консультантовKazakhstan Bar Association:
Палата юридических консультантов «KazakhstanBar Association» (далее – Палата KazBar) объединяет 433 юридических консультанта, работающих в различных отраслях экономики Казахстана. Членами Палаты являются практически все юристы из крупных зарубежных и национальных юридических фирм, крупных компаний, работающих в нефтегазовой отрасли, консалтинговых компаний, осуществляющих свою деятельность в 9 регионах Республики Казахстан.
Палата KazBar является единственной среди Палат юридических консультантов членом Международной Ассоциации юристов (IBA) и планирует в конце текущего месяца вступление в Азиатскую Ассоциацию юристов (LAWASIA).
РОО KazBar в 2018 году принимала активное участие в разработке нового Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», где мы предлагали уполномоченному органу поддержать идею создания единой саморегулируемой профессиональной организации юристов на базе РОО KazBar, в целях единообразного допуска юристов к профессии через членство в саморегулируемой профессиональной организации, путем установления единых правил, стандартов и этических норм для всех юристов, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Казахстан. Подавляющее большинство юридического сообщества того времени, в принципе, могли принять такой подход, поскольку в саморегулировании профессиональной деятельности юристов тогда и сейчас виделось дальнейшее развитие юридической профессии и юридического рынка.
К большому сожалению, волюнтаризм и субъективизм прежнего Министра юстиции РК породила институт множественности Палат юридических консультантов путем установления минимального порога для учреждения Палаты (50 человек). В результате, в течение короткого времени, в стране было создано 83 Палаты, большинство из которых не соответствовали требованиям профильного закона и Закона РК «О саморегулировании». Каждая Палата приняла свои внутренние акты по вопросам проведения аттестации и тестирования, повышения квалификации и другим важным вопросам деятельности своих Палат. Каждая Палата приняла свой Кодекс профессиональной этики. Таким образом, позиция Министра юстиции, отраженная в профильном законе, породила вакханалию в регулировании юридической профессии, «разбудила» самосознание членов юридического сообщества, когда небольшая группа юристов численностью не менее 50 человек, может создать свою саморегулируемую организацию и работать в соответствии со своими правилами и стандартами. Такой подход противоречил здравому смыслу, что в унитарном государстве существуют правовой институт, позволяющий работать на юридическом рынке не по единым правилам юридического профессионального поведения, а по своим правилам. Следует сказать, что в некоторых Палатах требования были настолько снижены, что туда мог вступить юрист, не соответствующий требованиям законодательства РК.
Поняв кризис в саморегулировании деятельности юридических консультантов, тот же Министр юстиции пошел на «реформу», инициировав через покладистых депутатов Мажилиса Парламента РК законопроект, которым было предложено создать Республиканскую коллегию юридических консультантов (далее – РКЮК) с обязательным членством всех Палат в этой организации, с установлением ежемесячной уплаты членских взносов каждым юридическим консультантом в размере 1МРП и другими не вполне понятными требованиями. Только активная позиция юридического сообщества Казахстана, которая выступила против этих законодательных положений, вынудила депутатов Сената и Мажилиса пойти на компромисс и ввести норму об РКЮК с добровольным членством, что создало еще большую неразбериху в развитии Палат юридических консультантов и привела к новому кризису.
Главным из этого является то, что РКЮК учреждена с грубым нарушением действующего законодательства путем применения административных рычагов уполномоченного органа (Министерства юстиции и Департаментов юстиции в регионах), чтобы любым путем добиться показателя по вступлению Палат в эту сомнительную организацию из 2/3 регионов страны. При этом с грубым нарушением требований, установленных к претендентам, а также к правилам аттестации в Палаты стали принимать всех лиц, имеющих юридическое образование, в частности помощников нотариусов, частных судебных исполнителей и т.д. РКЮК пытался через суд принудить некоторые Палаты оставить в составе свое организации, но все судебные процессы РКЮК проиграла.
В настоящее время отсутствует концепция развития РКЮК, ее управляющие органы неоправданно громоздки, например, есть Председатель, 4 заместителя и так далее, зачем для этой организации такая затратная и неэффективная организационная структура. РКЮК не является авторитетной организацией юридического сообщества. Сейчас, РКЮК не соответствует требованиям законодательства, поскольку в ее составе нет Палат из 2/3 регионов страны, поэтому эта организация должны быть снята с государственной регистрации. Между тем РКЮК незаконно и необоснованно представляет в центральных государственных органах, Парламенте, Верховном и Конституционном Судах, на международном уровне все юридическое сообщество, хотя она не имеет такого права, тем более что ее существование незаконно. Остается удивляться,почему Министерство юстиции и Департаменты юстиции на местах всецело поддерживают незаконно созданную и незаконно осуществляющую свою деятельность РКЮК.
В тоже время уполномоченный орган, Департаменты юстиции в регионах не обращают внимание и не желают как-то сотрудничать с другой организацией Палат юридических консультантов, также созданной на основе добровольности, а не принуждения как в РКЮК. Имеется в виду Республиканская ассоциация палат юридических консультантов «Қазақстан заң-кенес», которая объединяет на сегодняшний день 12 Палатюридических консультантов из различных регионов страны, объединяющих более 3500 членов. В Ассоциации «Қазақстан заң-кенес» демократические принципы в управлении, нет ежемесячных членских взносов для юридических консультантов. Только сами Палаты, являющиеся членами этой Ассоциации, уплачивают ежегодные разовые членские взносы в сумме 240,000 тенге. Ассоциация имеет управляющие органы: в лице Председателя (без 4 заместителей, как в РКЮК); и Управляющего совета (коллегиальный орган управления) в составе 7 человек, Ревизионную комиссию, профильные Комитеты. Никто из членов органов Ассоциации не получает заработную плату, кроме исполнительного секретаря и бухгалтера. Хорошо это или плохо покажет время, но начало правильное, раз Палаты создали Ассоциацию для продвижения своих общих идей по развитию юридической профессии, палат юридических консультантов, юридического рынка, то эта деятельность не должна быть обременительная для юридических консультантов, являющихся членами этой организации. Палата KazBar является одним из учредителей и членом Ассоциации «Қазақстан заң-кенес» и активно участвует в управлении этой организации.
Таким образом, позиция Палаты KazBar по вопросу закрепления на законодательном уровне требования об обязательном членстве Палат юридических консультантов в централизованной организации в лице Республиканской палаты юридических консультантов следующая:
Палата KazBar считает преждевременным и ошибочным повторное решение вопроса о законодательном закреплении требования об обязательном членстве Палат юридических консультантов в централизованной организации в лице РКЮК посредством инициирования законопроекта о внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».
Такая инициатива Министерства юстиции РК не будет поддержана юридическим сообществом и большинством Палат юридических консультантов, не входящих в нынешний РКЮК, а только вызовет социальную напряженность и конфликт с уполномоченным органом.
После ухода Министра юстиции РК М.Б.Бекетаева и с приходом на эту должность К.С.Мусина в развитии Палат юридических консультантов установилось некоторое спокойствие, направленное на конструктивное сотрудничество во благо развития юридической профессии и юридического рынка. Это позволило Палатам и Ассоциации «Қазақстан заң-кенес» активизировать свою деятельность, направленную на конструктивное сотрудничество с уполномоченным органом, органами юстиции в регионах, с другими саморегулируемыми организациями юристов, в частности, с РКА.
Примером этому может служить, что Ассоциация «Қазақстан заң-кенес» и Палата KazBar, после проведения встречи с вновь назначенным Министром юстиции К.С.Мусиным, еще в феврале 2022 года, разработали проект Меморандума и направили в РКЮК, чтобы подписать его и выработать общие и взаимовыгодные направления сотрудничества. Однако наше обращение РКЮК оставила без всякого внимания и обсуждения. Мы понимаем, что им легче «рулить» с использованием административных рычагов уполномоченного органа и других организаций, например, «Союза юристов Казахстана», в условиях ошибочного признания их центральными органами власти как единственной организацией, представляющих интересы юридических консультантов.
Между тем, конструктивное сотрудничество РКЮК с Ассоциацией «Қазақстан заң-кенес» и крупными Палатами юридических консультантов могло создать предпосылки и условия для объединения наших организаций, что в свою очередь, привела бы к добровольному объединению Палат под «зонтик» одной профессиональной организации. Но РКЮК выбрал другой путь, и мы думаем, что и это обращение Министерства юстиции РК и Департаментов юстиции в регионах основывается на политической воле нового Министра юстиции и инициативе РКЮК ее авторитетного лидера.
Таким образом, Палата KazBar против позиции в части закрепления на законодательном уровне требования об обязательном членстве Палат юридических консультантов в централизованной организации в лице Республиканской палаты юридических консультантов.
Необходимо время для того, чтобы такие организации как РКЮК, Ассоциация «Қазақстан заң-кенес», саморегулируемые Палаты юридических консультантов сами на добровольной основе объединились по один «зонтик» на демократических началах без применения законодательных требований и административных рычагов воздействия. Министерство юстиции РК и Департаменты юстиции в регионах должны и обязаны проводить планомерную работу по объединению субъектов нового правового института на добровольных началах с использованием демократических принципов решения подобных вопросов. К сожалению, Министерство юстиции РК упустила возможность учреждения единой саморегулируемой организации юридических консультантов в 2018 году, когда разрабатывался профильный закон. Тогда были все предпосылки для решения этого вопроса и юридическое сообщество, возможно нехотя, но приняли бы законодательные требования к регулирования деятельности юридических консультантов.
Мировая практика свидетельствует о независимой от государства деятельности саморегулируемых профессиональных организаций юристов в виде Ассоциаций (Bar). Поэтому и Казахстану в этом вопросе не нужно изобретать собственный велосипед и создавать условия для социальной напряженности и социальных конфликтов, тем более в нынешних условиях проводимых преобразований в стране. Верховной власти не нужен искусственный конфликт, необходимо созидание. У Министерства юстиции РК хватает работы по другим важным направлениям, вот на это и надо обращать внимание.
В действующем законодательстве достаточно положений, которые могут быть применимы к юридическим консультантам и адвокатам за некачественное и недобросовестное предоставление юридических услуг и юридической помощи. Это нормы процессуального законодательства, нормы Кодексов профессиональной этики.
Если Министерство юстиции РК и Департаменты юстиции в регионах заинтересованы в развитии юридической профессии, юридического рынка, то пожалуйста, окажите реальную методическую, организационную помощь Ассоциациям Палат, юридическим консультантам по вопросам повышения квалификации, выработки единых правил профессионального поведения, норм профессиональной этики, разработки типовых актов Палаты и т.д. Это будет воспринято юридическим сообществом и такой подход будет способствовать конструктивному сотрудничеству между регулятором и юридическим сообществом.
Палата KazBar надеется, что позиция одной из крупной, высокоорганизованной Палаты юридических консультантов будет принято во внимание регулятором и его подразделениями в регионах.
С уважением,
Елюбаев Ж.С., д.ю.н., профессор, академик РАЕН,
Председатель Палаты юридических консультантов
«Kazakhstan Bar Association»
Читайте также:
Kazakhstan Law Review развивает правовую культуру в стран
KazBar развивает сотрудничество с китайскими коллегами
Анонс о выходе комментариев к Кодексу РК «О недрах и недропользовании»
Всегда ваш, KLR