Выбираем юрисдикцию: обзор «удобных» флагов

Вы сейчас просматриваете Выбираем юрисдикцию: обзор «удобных» флагов

Дана Жанадил, Партнер Международной юридической компании ALC Attorneys

Артур Ницевич, Управляющий партнер Международной юридической службы Interlegal

Фарид Алиев, Управляющий партнер Международной юридической компании ALC Attorneys

Покупка яхты и постановка ее под флаг — это не просто формальность, а стратегическое решение, которое влияет на налогообложение, юридическую защиту, правила эксплуатации и даже стоимость содержания судна. В Казахстане все больше предпринимателей и бизнесменов приобретают яхты для личного отдыха и коммерческого использования, но сталкиваются с вопросами регистрации. Владельцам яхт сложно выбрать оптимальную юрисдикцию, учитывая все нюансы законодательства и индивидуальные запросы, также определить какие флаги обеспечат максимальную выгоду, безопасность и удобство эксплуатации.

Одним из обязательных действий при покупке яхты является выбор юрисдикции и удобного флага для последующей её регистрации.

При выборе флага яхты необходимо учесть: 

  1. вид эксплуатации яхты (коммерческая или прогулочная)
  2. характеристики яхты (возраст, длина, валовая вместимость, пр.)
  3. планируемый регион плавания

В данной статье мы условно поделим некоторые наиболее популярные в яхтинге неевропейские флаги на группы по совокупности определённых признаков.   

Британские флаги

В первую группу отнесём британские флаги, справедливо завоевавшие первенство среди прогулочных яхт (Джерси, Гернси, Каймановы острова, пр.).

Британские флаги имеют высокую репутацию в международной сфере и входят в «белый список» Парижского меморандума (Paris MoU).

Яхты под британскими флагами имеют право на консульскую поддержку и военно-морскую защиту британской короны, что говорит о высоком уровне флага.

При регистрации яхты под британским флагом, в зависимости от того, к какой категории Red Ensign Group относится тот или иной британский флаг, могут действовать ограничения в отношении допустимого круга ее собственников, максимальной валовой вместимости яхты, пр. 

Например, собственником яхты под флагом Джерси и Гернси, может быть физическое или юридическое лицо, зарегистрированное в одной из стран Содружества наций (Великобритания, Британские заморские территории, Коронные земли, пр.) или ЕС. 

На Каймановых островах более строгие правила в отношении круга допустимых собственников: это могут быть физические или юридические лица непосредственно с островов, стран ЕС, стран ЕЕА (European Economic Area (EEA) или стран, включенных в Приложение 3 Money Laundering Regulations, утверждённое на Каймановых островах (БВО, Гибралтар, пр.).

При этом, максимальный gross tonnage прогулочной яхты для регистрации в Джерси составляет 400 GRT, в Гернси – 150 GRT.

На Каймановых островах ограничения gross tonnage отсутствуют, ввиду чего этот флаг довольно популярен среди владельцев мега-яхт. 

Для наших клиентов мы регулярно регистрируем яхты под британским флагом острова Джерси, который считаем наиболее удобным для прогулочных яхт валовой вместимостью до 400 GRT. 

Отметим, что постоянный сертификат регистрации яхты в Джерси действует 10 лет без необходимости оплаты ежегодных платежей, что существенно отличает его от многих других «удобных» флагов, цель которых –  взимание ежегодных платежей за продление регистрации с судовладельцев. 

Временная регистрация яхты в Джерси не является обязательным этапом регистрации и может быть опционально оформлена владельцем в случае практической необходимости. 

При первичной регистрации яхты обязательным является предоставление тоннажного сертификата, выданного признанной реестром организацией (сюрвейером или классификационным обществом). 

Джерси не является членом ЕС, и при заходе яхты в ЕС не требуется оплата импортного НДС, а яхта может быть оформлена в таможенный режим временного ввоза.

Британская регистрация яхты, среди прочего, свидетельствует об ответственном подходе владельца к оформлению документов и благосклонно воспринимается европейскими страховыми компаниями при оформлении страхового полиса. 

Панама, Либерия и Маршалловы острова

Вторая группа флагов включает старожилов и т.н. классиков судового жанра при регистрации торгового флота:  Панама, Либерия и Маршалловы острова. 

Судовые реестры этих юрисдикций насчитывают наибольшее количество зарегистрированных судов в мире. Также как и британские флаги, они входят в «белый список» Paris MOU. 

Эти флаги приобрели успех и среди владельцев яхт, например, благодаря тому, что отсутствуют ограничения по тоннажу регистрируемых яхт и их можно использовать для регистрации мега-яхт вместо тех же крайне дорогих Каймановых островов.

Преимуществами регистрации яхты под Панамским флагом являются:

  • отсутствие ограничений по возрасту и тоннажу;
  • открытый реестр (собственником может быть, как юридическое, так и физическое лицо независимо от страны регистрации/национальности);
  • нет требований к классификации и сертификации прогулочных яхт, т.е. не нужно предоставлять свидетельства классификационного общества или проводить сюрвейерские осмотры;
  • фиксированные платежи вне зависимости от размера яхты. 

Либерия отличается следующими особенностями:

  • обязательный сюрвейерский осмотр яхт до 24 м; 
  • возможность владения яхтой нерезидентом, но только при условии регистрации владельца в реестре со специальным статусом «Foreign Maritime Entity» и оплаты дополнительной пошлины;
  • ежегодное продление регистрации и оплата сборов (в отличие от других флагов, Джерси – 10 лет, Панама – 2 года и т.д.)
  • разветвлённая сеть регистраторов по всему миру – порядка 400 регистраторов, что является одновременно преимуществом и недостатком ввиду риска воздействия человеческого фактора со стороны регистратора, который не всегда контролируется главным офисом;
  • пошлина за регистрацию зависит от тоннажа яхты, в то время как, например, в Джерси и Панаме является фиксированной. 

Говоря о флаге Маршалловых островов, можно выделить их особую программу «Yacht Engaged in Trade», которая допускает совместное использование яхты в личных и коммерческих целях.

Среди особенностей реестра отметим:

  • длина яхты должна составлять не менее 12 метров для прогулочного типа и 24 метра для коммерческой эксплуатации; 
  • можно выбрать порт приписки – Бикини или Джалуит. Две яхты могут иметь одинаковое название, если они зарегистрированы в разных портах приписки;
  • реестр работает посредством 27 офисов, которые расположены в морских и финансовых центрах по всему миру, и оказывают круглосуточную поддержку зарегистрированным судам; 
  • яхты, у которых нет класса, независимо от тоннажа и размера, до регистрации в реестре должны пройти предварительный осмотр (pre-inspection); 

«Серые» и «черные» списки

В третью группу мы отнесём наименее престижные и наиболее бюджетные варианты – флаги из «серых» и «черных» списков (Доминика, Делавэр, Ямайка, Сьерра-Леоне, пр.). 

Основные преимущества регистрации яхт под этими флагами – низкие тарифы и довольно быстрая работа регистраторов.

Однако эти преимущества с лихвой перекрываются следующими недостатками:  

  • юрисдикции состоят в официальных и неофициальных «серых» и «черных» списках, что может отразиться на повышенном внимании к яхте от береговых служб;
  • в зависимости от флага, при регистрации могут не требоваться оригиналы документов, что свидетельствует о ненадёжности реестра и большом риске того, что яхта одновременно регистрируется в разных реестрах по поддельным документам, могла быть украдена, пр.; 
  • местные регистраторы зачастую продвигают только тот флаг, который представляют, и не дают владельцам полную картину по рынку, не подбирают вариант, оптимальный именно этому владельцу.

Естественно, при регистрации яхты в каждом конкретном случае мы рекомендуем обращаться к профессионалам, которые знают тонкости использования той или иной юрисдикции так как покупка яхты — это важный шаг, требующий профессионального сопровождения. От правильного выбора юрисдикции зависит удобство эксплуатации, защита ваших интересов и экономическая эффективность владения судном.

Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: TelegramInstagramFacebook, YouTube