Закон Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании

Вы сейчас просматриваете Закон Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании

Основные положения и применение

Авторы: Unicase Law Firm

Website: https://unicaselaw.com/blog/zakon-respubliki-kazakhstan-o-transfertnom-tsenoobrazovani?utm_source=Unicase+Law+Firm&utm_campaign=04b99c5c07-EMAIL_CAMPAIGN_2020_11_10_05_08_COPY_01&utm_medium=email&utm_term=0_d5621966b9-04b99c5c07-478666725  

Главой государства 25 марта 2024 года был подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам трансфертного ценообразования». Поправки вступили в силу 27 мая 2024 года.

Цель и Необходимость Закона

Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам трансфертного ценообразования направлен на усовершенствование механизма регулирования трансфертного ценообразования в Казахстане. Основные цели закона:

  1. Усиление контроля над трансфертным ценообразованием: Обеспечение более прозрачного и справедливого определения цен в международных деловых операциях.
  2. Соответствие международным стандартам: Приведение законодательства Казахстана в соответствие с международными стандартами и рекомендациями ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития).
  3. Предотвращение уклонения от уплаты налогов: Закрытие лазеек, которые могут быть использованы для минимизации налоговых обязательств через манипуляции с трансфертными ценами.
  4. Улучшение делового климата: Создание более предсказуемой и стабильной правовой среды для бизнеса.

Основные Изменения и Дополнения

  1. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан:
  • Исключение подпункта 5) пункта 3 статьи 116.
  • Ранее Государство регулировало цены и тарифы на розничную реализацию нефтепродуктов через стационарные автозаправочные станции, на которые установлено государственное регулирование цен, и оптовую реализацию для стационарных автозаправочных станций нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен.
  • Теперь данный подпункт исключен.
  • Введение пункта 3-1, согласно которому государство регулирует цены в международных деловых операциях, связанных с трансфертным ценообразованием.
  • Новая редакция статьи 121, регламентирующая регулирование цен в международных деловых операциях согласно закону «О трансфертном ценообразовании».
  • Закон Республики Казахстан «О трансфертном ценообразовании»:
  • Изменение определений ключевых понятий, таких как диапазон цен, диапазон маржи, рыночная рентабельность и т.д.
  • Введение новых понятий, таких как медианное значение, рыночная рентабельность, и уточнение методов их расчета.
  • Дополнение обязанностей участников сделок, включая ведение местной отчетности.
  • Усиление мониторинга международных деловых операций.
  • Уточнение методов определения рыночных цен, включая метод цены последующей реализации и метод чистой прибыли.
  • Определение порядка расчета диапазонов цен и рентабельности, а также механизмов их применения.

Важные Изменения и Дополнения

1. Диапазон цен и маржи

Определение и расчет диапазона цен и маржи теперь регулируются более строго, с учетом медианных значений и процентовильных интервалов. Установлен порядок определения диапазона цен и рентабельности на основе рыночных цен и финансовых данных за три предшествующих календарных года для целей определения рыночной цены. Ранее диапазон определялся исходя из предельных минимальных и максимальных значений. Также введен новый порядок определения валовой и операционной рентабельности затрат, продаж и активов, основанный на соотношении валовой прибыли от продаж товаров (работ, услуг) к себестоимости проданных товаров (работ, услуг) или к выручке от продаж товаров (работ, услуг).

2. Методы трансфертного ценообразования

Закон вводит более детализированные методы определения рыночных цен и рентабельности, включая метод цены последующей реализации и метод чистой прибыли. Иерархия методов по ТЦ исключена. Однако приоритет остается за методом сопоставимой неконтролируемой цены. Если его применение невозможно, выбирается один из четырех методов, наиболее целесообразный с учетом характера сделки.

3. Отчетность

Расширены требования к отчетности участников международных сделок, включая обязательство предоставления скорректированной отчетности при обнаружении ошибок. Расширен круг компаний, обязанных предоставлять трехуровневую отчетность. Налогоплательщики, ранее не представлявшие местную отчетность, теперь могут быть обязаны это делать, если они участвуют в международной группе. Отчетность по контролируемым сделкам с взаимосвязанными сторонами включает только материальные сделки с оборотами более 250 000 МРП.

4. Мониторинг и контроль

Ужесточены требования к мониторингу сделок, включая международные деловые операции и сделки с взаимосвязанными сторонами. Внедрены новые критерии взаимосвязанности сторон для усиления контроля вывода капитала. Новые условия включают:

  • Выплату более 50% первоначальной стоимости продуктов за использование нематериального актива и/или прав интеллектуальной собственности;
  • Поставку более 50% общей стоимости сырья, материалов или исходной продукции для производства готовой продукции;
  • Формирование более 50% выручки другого лица за отчетный календарный год по международным деловым операциям;
  • Превышение задолженности более 50% собственного капитала или гарантия не менее 10% общей суммы долга другим лицом на дату заключения сделки или пересмотра ее условий;
  • Предоставление права в качестве агента, дистрибьютора или дилера компании при покупке или продаже товаров (работ, услуг) согласно письменному соглашению.

5. Корректировка налогооблагаемых объектов

Введены правила корректировки налогооблагаемых объектов при отклонении цены сделки от рыночной цены. Корректировка стоимости по итогам налоговой проверки будет производиться налоговыми органами с использованием медианного значения рыночных данных. Если установлено отклонение цены сделки от рыночных значений по сделкам с взаимосвязанными сторонами, корректировка будет определяться исходя из медианного значения. Самостоятельная корректировка налогоплательщиком будет производиться с применением диапазона цен и/или диапазона рентабельности (маржи).

Заключение

Принятые изменения направлены на улучшение системы регулирования трансфертного ценообразования в Казахстане, что способствует повышению прозрачности и справедливости налоговой системы. Эти меры также помогут предотвратить уклонение от уплаты налогов и создадут более благоприятные условия для ведения бизнеса в стране, соответствующие международным стандартам. Эти изменения отражают стремление Казахстана адаптировать свое законодательство к современным вызовам глобальной экономики и международной торговли, что является важным шагом на пути к устойчивому экономическому развитию и интеграции в мировое сообщество. 

***

Unicase — одна из ведущих юридических фирм Центральной Азии, активно работающая на локальном и международном уровнях, с сильными командами профессионалов в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане.Команда Unicase имеет одну из самых сильных экспертных групп в центральной Азии, широко известную в профессиональных кругах своими возможностями в области разработки нормативных и законодательных актов и регуляторной среды. Наряду с сильным опытом и знаниями в области межправительственных и корпоративных сделок, опыт команды юристов позволяет нашей фирме выигрывать крупные инвестиционные проекты и оставаться консультантами первого выбора для международных операторов.

Если Вы хотите связаться с нами, напишите Ваш запрос на почту marketing@unicaselaw.com или info@unicaselaw.com.

Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: TelegramInstagramFacebook, YouTube