Предложения по совершенствованию судебной системы Республики Казахстан (некоторые тезисы и предложения)

Вы сейчас просматриваете Предложения по совершенствованию судебной системы Республики Казахстан (некоторые тезисы и предложения)

Предложения по совершенствованию судебной системы Республики Казахстан (некоторые тезисы и предложения)
Предложения являются официальной позицией Палаты «Юстус»
Предоставил Алиев Фарид Бахтияр оглы, Управляющий партнер Международной юридической компании «ALC Attorneys»
Профессиональный опыт и личные качества судей играют важную роль в отправлении правосудия. Общество ожидает от судьи справедливости. Насколько суд в обозримом будущем сможет соответствовать этому ожиданию, зависит от качеств кандидатов, получающих рекомендацию для назначения судьей.
Высокий статус и социальная роль судьи делают особенно значительным фактор отбора кандидатур на должности судей и подходить к выбору кандидатов стоит с особым вниманием.
На должности судей приходят юристы с обязательным стажем юридической работы в другой должности, поэтому их профессиональный опыт и социальные характеристики, наработанные на предыдущих местах работы, играют важную роль в том, как ими будет осуществляться правосудие.
Немаловажным фактором качества и успешности деятельности судейского сообщества является независимость судьи. Независимость — это социальный факт, состояние развития социального института. Только время, исторический опыт и элитарное образование сделают наше общество свободным, а суды – независимыми.
Таким образом, перед нами стоит задача по повышению привлекательности судейской работы для высококвалифицированных юристов.

№ п/п Структурный элемент Редакция законодательного акта Предлагаемые изменения Обоснование изменения или дополнения
Конституционный закон Республики Казахстан от 16 октября 1995 года N 2529
«О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов»

  1. Пункт 1 статьи 22 Конституционного Закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» 1. Президент Республики для получения согласия Мажилиса Парламента на назначение на должность Премьер-Министра, а также согласия Сената на назначение на должность Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики, для избрания Сенатом на должности и освобождения от должностей Председателя, судей Верховного Суда Республики и Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан вносит в Палаты Парламента соответствующие письменные представления, на основании которых принимается решение о включении соответствующего вопроса в повестку дня ближайшего заседания соответствующей Палаты Парламента. 1. Президент Республики для получения согласия Мажилиса Парламента на назначение на должность Премьер-Министра, а также согласия Сената на назначение на должность Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики, для избрания на альтернативной основе Сенатом на должности и освобождения от должностей Председателя, судей Верховного Суда Республики и Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан вносит в Палаты Парламента соответствующие письменные представления, на основании которых принимается решение о включении соответствующего вопроса в повестку дня ближайшего заседания соответствующей Палаты Парламента.
    Обеспечить альтернативную основу как для проведения процедуры выдвижения кандидатов на должность Председателя Верховного Суда Высшему Судебному Совету, так и процедуры его избрания Сенатом. Этой процедуре должно предшествовать широкое обсуждение в гражданском обществе кандидатур юристов (в том числе, судей) с безупречной репутацией и высокой квалификацией. Правом выдвижения кандидатур должен быть наделен широкий круг организаций – саморегулируемых профессиональных организаций и самого судейского сообщества. Глава Верховного Суда должен пользоваться высоким уровнем доверия профессионального сообщества юристов. Он не должен быть чересчур лояльным и «обязанным» Президенту за выдвижение его кандидатуры для избрания Сенатом. Именно при условии его поддержки большинством юридического сообщества, включая судейское сообщество, у него будут моральные обязательства перед обществом в целом, а не персонально к Главе государства.
    Конституционный закон Республики Казахстан
    от 25 декабря 2000 года N 132 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»
  2. Пункт 1 статьи 29 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» 1. Судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан:
    1) достигший возраста тридцати лет;
    2) имеющий высшее юридическое образование, высокие морально-нравственные качества, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет;

Требования, предусмотренные подпунктами 5) и 6) части первой настоящего пункта, не распространяются на кандидатов, являющихся действующими судьями.

  1. Судьей областного суда может быть гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 настоящей статьи, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет или стаж работы судьей не менее пяти лет, а также получивший заключение пленарного заседания соответствующего областного суда.
  2. Судьей Верховного Суда может быть гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 настоящей статьи, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет, из них не менее десяти лет стажа работы судьей, в том числе пяти лет стажа работы судьей областного суда, а также получивший заключение пленарного заседания Верховного Суда. 1. Судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан:
    1) достигший возраста сорока лет;

2) имеющий высшее юридическое образование, высокие морально-нравственные качества, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, включая стаж работы адвокатом и/или юридическим консультантом не менее трех лет;

Требования, предусмотренные подпунктами 5) и 6) части первой настоящего пункта, не распространяются на кандидатов, являющихся действующими судьями, а также адвокатами и/или юридическими консультантами, имеющими стаж работы не менее десяти лет.

  1. Судьей областного суда может быть гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 настоящей статьи, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, включая стаж работы адвокатом и/или юридическим консультантом не менее пяти лет, а также получивший заключение пленарного заседания соответствующего областного суда.
  2. Судьей Верховного Суда может быть гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 настоящей статьи, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет, из них не менее десяти лет стажа работы судьей, в том числе пяти лет стажа работы судьей областного суда, а также получивший заключение пленарного заседания Верховного Суда, либо имеющий стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет, из них не менее десяти лет стажа работы адвокатом и/или юридическим консультантом, а также получивший заключение пленарного заседания Верховного Суда, либо имеющий стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет, из них не менее десяти лет педагогического стажа, а также получивший заключение пленарного заседания Верховного Суда. Деятельность адвокатов и юридических консультантов непосредственно связана с судами, судопроизводством, составлением процессуальных документов, участием в судебных заседаниях. Помимо имеющихся у них знаний в области своей специализации, они также обладают глубокими знаниями в сфере гражданского процессуального и уголовно-процессуального права, имеют опыт их применения непосредственно на практике, в отличие от других юристов, проработавших, например, нотариусами или частными судебными исполнителями, деятельность которых, не всегда связана с процессом.
    В основном, большинство кандидатов, впервые претендующих на должность судьи, ранее уже работали в аппарате суда; количество кандидатов из других же профессиональных групп устойчиво сокращается. Около половины кандидатов начали свою карьеру в аппарате суда, не имея другого профессионального опыта после вуза. Наиболее типичная карьера кандидата в судьи — работа в должности секретаря суда или секретаря судебного заседания, затем переход на должность помощника судьи и далее в судьи.

В целях повышения авторитета судьи необходимо привлекать кандидатов в судьи с широким профессиональным опытом. Адвокаты и юридические консультанты с большим опытом имеющий высшее юридическое образование, высокие морально-нравственные качества, безупречную репутацию, вполне могли бы улучшить качество отправления правосудия и повысили бы авторитет судебной власти.

В обоснование утверждения данного предложения может послужить опыт Великобритании. Так, там используется
меритократический или по-другому профессиональный подход к выбору кандидатов на должность судей. В результате этого подхода судьями в Великобритании практически не становятся в молодом возрасте. В 2017 году всего 2% получили судейскую должность в возрасте до 40 лет, 46% новых судей старше 60 лет. Соотношение мужчин и женщин в последние годы выравнивается, но женщины по-прежнему составляют меньшинство в судах — 46%.

Кроме того, в суде преобладают профессиональные адвокаты: 33% впервые назначенных британских судей были адвокатами, представляющими дела в суде (барристерами), и 62% — адвокатами, осуществляющими подготовку дел к слушаниям, но не работающими непосредственно в зале судебных заседаний (солиситорами); доля остальных профессиональных групп составляла всего 5%.

Из комментариев квалифицированных юристов следует, что для занятия ими должности судьи препятствует условие об обязательном прохождении стажировки, которое влечет за собой отрыв от постоянного места работы и низкая оплата этой стажировки.

В этой связи мы предлагаем отменить обязательное условие о прохождении стажировки для юридических консультантов и адвокатов на должностях консультанта-помощника судьи, ввиду того что они уже достаточны хорошо знакомы с деятельностью судов и документооборота, и их квалификации будет достаточно для занятия должности судьи.

  1. Пункт 4 статьи 30 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» 4. Кандидатуры на вакантную должность председателя районного суда рекомендуются из числа действующих судей или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.
    Судьи, проработавшие не менее пяти лет в судах, расположенных в отдаленной местности, или в судах, штатная численность которых составляет не более трех единиц, при прочих равных условиях имеют приоритет при отборе кандидатов на равнозначные должности в районных судах.
    Кандидатуры на вакантные должности председателя и председателей судебных коллегий областного суда рекомендуются, как правило, из числа судей областного суда или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее десяти лет.
    При этом приоритет при отборе кандидатов на должности председателя районного суда, председателя, председателей судебных коллегий и судей областного суда, судьи и председателей судебных коллегий Верховного Суда отдается лицам, состоящим в кадровом резерве.
    При отборе кандидатов на должности председателя районного суда, председателя и председателей судебных коллегий областного суда, председателей судебных коллегий Верховного Суда в дополнение к критерию, указанному в части второй пункта 4 настоящей статьи, также учитываются и организаторские способности.
    Кандидат на должность председателя судебной коллегии Верховного Суда рекомендуется из числа судей Верховного Суда.
    Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должности.
    Кандидатура на должность Председателя Верховного Суда рассматривается Высшим Судебным Советом.
    Президент Республики Казахстан вправе внести представление об избрании кандидата на должность судьи Верховного Суда во внеконкурсном порядке.
    Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности Председателя, судьи Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента Республики Казахстан. 4. Кандидатуры на вакантную должность председателя районного суда рекомендуются из числа действующих судей или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.
    Судьи, проработавшие не менее пяти лет в судах, расположенных в отдаленной местности, или в судах, штатная численность которых составляет не более трех единиц, при прочих равных условиях имеют приоритет при отборе кандидатов на равнозначные должности в районных судах.

Кандидатуры на вакантные должности председателя и председателей судебных коллегий областного суда рекомендуются, как правило, из числа судей областного суда или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее десяти лет.
При этом приоритет при отборе кандидатов на должности председателя районного суда, председателя, председателей судебных коллегий и судей областного суда, судьи и председателей судебных коллегий Верховного Суда отдается лицам, состоящим в кадровом резерве.
При отборе кандидатов на должности председателя районного суда, председателя и председателей судебных коллегий областного суда, председателей судебных коллегий Верховного Суда в дополнение к критерию, указанному в части второй пункта 4 настоящей статьи, также учитываются и организаторские способности.
Кандидат на должность председателя судебной коллегии Верховного Суда рекомендуется из числа судей Верховного Суда.
Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должности.

Кандидатура на должность Председателя Верховного Суда рассматривается Высшим Судебным Советом на альтернативной основе после выдвижения соответствующих кандидатур в установленном порядке.
Право выдвижения кандидатов на должность Председателя Верховного Суда принадлежит общественным объединениям судейского сообщества (судейским объединениям), Республиканской коллегии адвокатов, объединениям палат юридических консультантов, зарегистрированным в установленном порядке.
Выдвижение кандидатов на должность Председателя Верховного Суда начинается со дня, следующего за днем объявления Высшим Судебным Советом, и осуществляется в срок не менее одного месяца с даты объявления. Кандидаты на должность Председателя Верховного Суда выдвигаются организациями, указанными в части девятой пункта 4 настоящей статьи в лице их высших органов. Указанные организации вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся их членами. Общественное объединение вправе выдвигать лишь одного кандидата на должность Председателя Верховного Суда. Решение о выдвижении кандидатов на должность Председателя Верховного Суда принимается большинством голосов от общего числа членов высшего органа указанной организации и оформляется выпиской из протокола.
Президент Республики Казахстан вправе внести представление об избрании кандидата на должность судьи Верховного Суда во внеконкурсном порядке.
Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности Председателя, судьи Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента Республики Казахстан. Сенат Парламента Республики Казахстан рассматривает кандидатуры на вакантные должности Председателя, судьи Верховного Суда на альтернативной основе не менее чем из числа трех кандидатов на одну вакантную должность. Обеспечить альтернативную основу как для проведения процедуры выдвижения кандидатов на должность Председателя Верховного Суда Высшему Судебному Совету, так и процедуры его избрания Сенатом. Этой процедуре должно предшествовать широкое обсуждение в гражданском обществе кандидатур юристов (в том числе, судей) с безупречной репутацией и высокой квалификацией. Правом выдвижения кандидатур должен быть наделен широкий круг организаций – саморегулируемых профессиональных организаций и самого судейского сообщества. Глава Верховного Суда должен пользоваться высоким уровнем доверия профессионального сообщества юристов. Он не должен быть чересчур лояльным и «обязанным» Президенту за выдвижение его кандидатуры для избрания Сенатом. Именно при условии его поддержки большинством юридического сообщества, включая судейское сообщество, у него будут моральные обязательства перед обществом в целом, а не персонально к Главе государства.

  1. Пункты 1, 4 статьи 31 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» 1. Судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики Казахстан, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета.
  2. Председатель Верховного Суда избирается Сенатом по представлению Президента Республики Казахстан, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета, сроком на пять лет. 1. Судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом на альтернативной основе из числа кандидатур, внесенных Президентом Республики Казахстан, на основе рекомендации Высшего Судебного Совета.
  3. Председатель Верховного Суда избирается Сенатом на альтернативной основе из числа кандидатур, внесенных Президентом Республики Казахстан, на основе рекомендации Высшего Судебного Совета по результатам выдвижения кандидатур в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 настоящего Закона, сроком на пять лет. Обеспечить альтернативную основу как для проведения процедуры выдвижения кандидатов на должность Председателя Верховного Суда Высшему Судебному Совету, так и процедуры его избрания Сенатом. Этой процедуре должно предшествовать широкое обсуждение в гражданском обществе кандидатур юристов (в том числе, судей) с безупречной репутацией и высокой квалификацией. Правом выдвижения кандидатур должен быть наделен широкий круг организаций – саморегулируемых профессиональных организаций и самого судейского сообщества. Глава Верховного Суда должен пользоваться высоким уровнем доверия профессионального сообщества юристов. Он не должен быть чересчур лояльным и «обязанным» Президенту за выдвижение его кандидатуры для избрания Сенатом. Именно при условии его поддержки большинством юридического сообщества, включая судейское сообщество, у него будут моральные обязательства перед обществом в целом, а не персонально к Главе государства.
  4. Пункт 5 статьи 31 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» 5. Председатели местных и других судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета сроком на пять лет.
    Председатели районных судов, председатели и председатели судебных коллегий областных судов, председатели коллегий Верховного Суда не могут быть назначены на занимаемую ими должность или аналогичную должность в равнозначных судах более двух раз. 5. Председатели местных и других судов избираются на должность на альтернативной основе пленарным заседанием соответствующего суда из числа кандидатур, рекомендованных Высшим Судебным Советом сроком на два года.
    Председатели районных судов, председатели и председатели судебных коллегий областных судов, председатели коллегий Верховного Суда не могут быть избраны и назначены на занимаемую ими должность или аналогичную должность в равнозначных судах более двух раз подряд. Снижение зависимости судей от председателей судов путем избрания их на пленарном заседании соответствующего суда на альтернативной основе (вместо назначения Президентом), введения сокращенных сроков пребывания на должности в порядке ротации. В настоящее время председатели судов избираются на срок 5 лет. Однако позиция председателя суда за этот период превращается в единоличное руководство судом и возможность оказывать давление на судей, в том числе, через механизмы дисциплинарной ответственности. В этой связи предлагается наделить пленарное заседание суда правом избирать председателя суда, установить ротацию председателей судов каждые 2 года из числа лиц, допущенных к рассмотрению кандидатур на конкурсной основе по рекомендации Высшего Судебного Совета
    Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 436-V ЗРК
    «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан»
  5. Подпункт 2 пункта 1 статьи 3 Закона Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете РК» 1. Совет:
    2) на конкурсной основе осуществляет отбор кандидатов на вакантную должность председателя, судьи районного и приравненного к нему суда (далее – районный суд), председателя судебной коллегии, судьи областного и приравненного к нему суда (далее – областной суд), судьи Верховного Суда:
    по итогам конкурса рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидатов для назначения на вакантную должность председателя и судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда;
    по итогам конкурса рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидата на вакантную должность судьи Верховного Суда для представления в Сенат Парламента;

3) рассматривает по представлению Председателя Верховного Суда кандидатуры на вакантные должности председателей областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда:
рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидатов на вакантные должности председателей областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда для назначения на должность;

4) рассматривает кандидатуру на вакантную должность Председателя Верховного Суда:
рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидата на вакантную должность Председателя Верховного Суда для представления в Сенат Парламента;

5) рассматривает вопросы прекращения полномочий Председателя, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов в форме отставки, прекращения отставки:

рекомендует Президенту Республики Казахстан освободить от должностей председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда;
1. Совет:
2) на конкурсной основе осуществляет отбор кандидатов на вакантную должность председателя, судьи районного и приравненного к нему суда (далее – районный суд), председателя судебной коллегии, судьи областного и приравненного к нему суда (далее – областной суд), судьи Верховного Суда:
по итогам конкурса рекомендует пленарному заседанию соответствующего суда кандидатов для назначения на вакантную должность председателя районного суда и председателя областного суда;
по итогам конкурса рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидатов для назначения на вакантную должность судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда;
по итогам конкурса рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидатуры на вакантную должность судьи Верховного Суда для представления в Сенат Парламента;

3) рассматривает по представлению Председателя Верховного Суда кандидатуры на вакантные должности председателей областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда:
рекомендует пленарному заседанию соответствующего суда кандидатов на вакантные должности председателей областных судов, для избрания на должность;
рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидатов на вакантные должности председателей судебных коллегий Верховного Суда для назначения на должность;
4) рассматривает на альтернативной основе кандидатуру на вакантную должность Председателя Верховного Суда после проведения процедуры выдвижения кандидатур в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»:
рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидатуры на вакантную должность Председателя Верховного Суда для представления в Сенат Парламента;
5) рассматривает вопросы прекращения полномочий Председателя, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов в форме отставки, прекращения отставки:

рекомендует пленарному заседанию соответствующего суда освободить от должностей председателей местных и других судов;
рекомендует Президенту Республики Казахстан освободить от должностей председателей судебных коллегий и судей местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда Снижение зависимости судей от председателей судов путем избрания их на пленарном заседании соответствующего суда на альтернативной основе (вместо назначения Президентом), введения сокращенных сроков пребывания на должности в порядке ротации. В настоящее время председатели судов избираются на срок 5 лет. Однако позиция председателя суда за этот период превращается в единоличное руководство судом и возможность оказывать давление на судей, в том числе, через механизмы дисциплинарной ответственности. В этой связи предлагается наделить пленарное заседание суда правом избирать председателя суда, установить ротацию председателей судов каждые 2 года из числа лиц, допущенных к рассмотрению кандидатур на конкурсной основе по рекомендации Высшего Судебного Совета.

  1. Подпункт 4 пункта 1 статьи 3 Закона Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете РК» 1. Совет:
    4) рассматривает кандидатуру на вакантную должность Председателя Верховного Суда:
    рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидата на вакантную должность Председателя Верховного Суда для представления в Сенат Парламента; 1. Совет:
    4) рассматривает на альтернативной основе кандидатуру на вакантную должность Председателя Верховного Суда после проведения процедуры выдвижения кандидатур в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»:
    рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидатуры на вакантную должность Председателя Верховного Суда для представления в Сенат Парламента; Обеспечить альтернативную основу как для проведения процедуры выдвижения кандидатов на должность Председателя Верховного Суда Высшему Судебному Совету, так и процедуры его избрания Сенатом. Этой процедуре должно предшествовать широкое обсуждение в гражданском обществе кандидатур юристов (в том числе, судей) с безупречной репутацией и высокой квалификацией. Правом выдвижения кандидатур должен быть наделен широкий круг организаций – саморегулируемых профессиональных организаций и самого судейского сообщества. Глава Верховного Суда должен пользоваться высоким уровнем доверия профессионального сообщества юристов. Он не должен быть чересчур лояльным и «обязанным» Президенту за выдвижение его кандидатуры для избрания Сенатом. Именно при условии его поддержки большинством юридического сообщества, включая судейское сообщество, у него будут моральные обязательства перед обществом в целом, а не персонально к Главе государства.
    Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года №377-V
  2. Статья 443 Гражданского процессуального кодекса РК Ходатайство о пересмотре судебного акта в кассационном порядке изучается судьей кассационной инстанции, который в десятидневный срок разрешает следующие вопросы:
    1) о наличии или отсутствии оснований к возврату ходатайства, предусмотренных частью первой статьи 442 настоящего Кодекса;
    2) о наличии или отсутствии оснований к истребованию судебного дела.
    Ходатайство рассматривается в течение тридцати рабочих дней со дня его поступления, а в случае истребования дела – в течение тридцати рабочих дней со дня поступления дела. Исключить Введение процедуры «сплошной кассации» позволит повысить объективность рассмотрения ходатайств о пересмотре судебного акта в кассационном порядке и минимизирует возможность влияния на решение касательно пересмотра.
  3. Создание окружных судов. Передать полномочия по пересмотру судебного акта в кассационном порядке окружным судам. Предлагается создать 5 судебных округов: Центральный (в городе Жезказган) Северный (в городе Кокшетау), Южный (в городе Туркестан), Восточный (в городе Семей) и Западный (в городе Актау).

Центральный: Улытауская область, Карагандинская область

Северный: Костанайская область, Северо-Казахстанская область, Акмолинская область, город Астана

Южный: Кызылординская область, Южно-Казахстанская область, Жамбылская область, Туркестанская область, город Шымкент

Восточный: Абайская область, Павлодарская область, Восточно-Казахстанская область, Жетысуская область, Алматинская область; город Алматы

Западный: Западно-Казахстанская область, Атырауская область, Мангистауская область, Актюбинская область.

В этой связи необходимо будет создать судебные округа, в которые войдут несколько регионов.

Предлагаемое определение: судебный округ — это определенная законом территория, в пределах которой действует соответствующий суд кассационной инстанции.

  1. Снижение загруженности судей и количества рассматриваемых дел на одного судью. Согласно приведенным статистическим данным на сайте Верховного Суда РК, за 12 месяцев 2020 года количество поступивших дел и заявлений составило 496 863, остаток неоконченных дел на конец 2020 года составил 41 299. В 2019 году этот показатель составил 699 804 поступивших дел, остаток – 47 380.

Поэтому мы предлагаем:
• увеличить количество судей, их помощников и секретарей, улучшить квалификацию помощников, секретарей и стажеров в судах
• автоматизировать составление несложных процессуальных документов

Читайте также:

Что нужно для развития юридической профессии в Казахстане?

Форс-мажор в страховании

НАЛОГИ И РЕЛОКАНТЫ

Всегда ваш, KLR