Перспективы развития саморегулирования юридической профессии в Казахстане: проблемы и пути решения

Вы сейчас просматриваете Перспективы развития саморегулирования юридической профессии в Казахстане: проблемы и пути решения

Автор: Айгерим Джалдыбаева, и.о. Председателя Палаты юридических консультантов «Kazakhstan Bar Association»[1]

(Данная статья отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией «Kazakhstan Bar Association»)

Аннотация

В данной статье рассматриваются проблемы фрагментированного регулирования юридической профессии в Республике Казахстан и анализируются перспективы создания единой саморегулируемой организации. Автор исследует существующие модели регулирования, выявляет их недостатки и предлагает концептуальное видение оптимальной модели объединения юридического сообщества на основе демократических принципов. Особое внимание уделяется институциональным механизмам, обеспечивающим независимость, прозрачность и эффективность саморегулирования профессии. В заключении формулируются практические рекомендации по консолидации юридического сообщества и повышению качества юридических услуг.

Ключевые слова: юридическая профессия, саморегулирование, палаты юридических консультантов, профессиональная этика, Казахстан.

Введение

Вопрос эффективного регулирования юридической профессии имеет ключевое значение для обеспечения верховенства права и доступа граждан к квалифицированной юридической помощи. В Республике Казахстан система регулирования юридической деятельности характеризуется высокой степенью фрагментации и отсутствием единообразных стандартов. На сегодняшний день в стране функционирует 48 палат юридических консультантов и Республиканская коллегия адвокатов, действующих на основе различных правил и стандартов, что создает значительные сложности для потребителей юридических услуг и негативно влияет на качество оказываемой юридической помощи.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска оптимальной модели регулирования юридической профессии, которая обеспечит баланс между интересами юридического сообщества, потребителей юридических услуг и государства. Цель данной статьи – анализ существующих проблем регулирования юридической профессии в Казахстане и разработка концептуального видения единой саморегулируемой организации, основанной на демократических принципах.

Современное состояние регулирования юридической профессии в Казахстане

Проблемы фрагментированного регулирования

Юридическая профессия по своей природе предполагает ее функционирование как через регулирование со стороны государства, имеющего конституционную задачу обеспечения граждан квалифицированной юридической помощью и доступа к правосудию (статья 13 Конституции Республики Казахстан), так и через саморегулирование – как основы для подлинной независимости профессии.

С момента обретения Казахстаном независимости в стране урегулированными были только адвокаты, а возникшая с переходом к рыночной экономике новая профессия коммерческих юристов (называемая сейчас «юридические консультанты») никак не регулировалась и не была объединена в профессиональные организации.  В целях установления такого регулирования группой юристов было инициировано создание РОО Kazakhstan Bar Association (КазБар), в которое вошли представители ведущих юридических фирм страны, наиболее активные коммерческие юристы.  Как отметила Кенжебаева А.Т.: «Понимая важность установления единых стандартов профессионального поведения юристов, КазБар последовательно добивался введения регулирования коммерческих юристов на уровне страны. Государство, наконец, обратило внимание на эту проблему, и был принят Закон об адвокатской деятельности и юридической помощи»[2], которым в 2018 году впервые было введено государственное регулирование и саморегулирование юридических консультантов.  К сожалению, предлагавшаяся КазБаром модель регулирования не была в полной мере воспринята законодателем, реформа не была доведена до конца, и все недостатки установленной системы явственно проявились в настоящее время, что дискутируется рядом специалистов в многочисленных публикациях.[3]

Текущая модель регулирования юридической профессии в Казахстане характеризуется наличием множества саморегулируемых организаций, действующих параллельно и зачастую не согласованно. На рынке юридических услуг сосуществуют:

  1. Республиканская коллегия адвокатов (РКА);
  2. Республиканская коллегия юридических консультантов (РКЮК);
  3. Ассоциация «Қазақстан заң-кенес»;
  4. 48 палат юридических консультантов.

Подобная фрагментация порождает ряд системных проблем:

  • Отсутствие единых стандартов оказания юридической помощи;
  • Различия в требованиях к квалификации юристов;
  • Неравномерный доступ в профессию в разных регионах;
  • Неоднородность дисциплинарной практики;
  • Снижение общего качества юридических услуг.

Как отмечает А.Ж. Бикебаев: «Текущее положение со множеством палат юридических консультантов уже показывает, что эволюционное развитие ведет к фрагментации регуляторных функций среди десятков регуляторов и к нестабильности в осуществлении ими своих функций, что порождает создание различных правовых режимов и стандартов внутри одной и той же профессии.»[4] Множественность регуляторов приводит к размыванию профессиональных стандартов и затрудняет защиту прав потребителей юридических услуг.  Поэтому в настоящее время в профессиональных обсуждениях остро встал вопрос о необходимости создания единой организации практикующих юристов.

Варианты развития регулирования юридической профессии

На современном этапе можно выделить три основных сценария развития регулирования юридической профессии в Казахстане:

1. Добровольное объединение

Первый сценарий предполагает добровольное эволюционное объединение всех юридических консультантов в единую саморегулируемую организацию. Этот подход имеет ряд преимуществ, связанных с естественным процессом консолидации и отсутствием административного давления. Однако его реализация может занять длительное время и не гарантирует полного охвата всех участников рынка юридических услуг.  Добровольное объединение требует высокой степени осознанности всех юридических консультантов и адвокатов и консенсуса в необходимости поставить интересы профессии выше сиюминутных личных интересов руководителей палат и их членов.

2. Законодательное объединение

Второй сценарий основан на законодательном закреплении обязательного членства всех юристов в единой саморегулируемой организации судебных представителей. Такой подход обеспечивает быстрое достижение формального единства, но имеет существенный недостаток – он сужает стратегические цели объединения (подлинное и осознанное единство профессии) и может оставить часть юристов, не вовлеченных в судебное представительство, вне системы саморегулирования. Создание организации только для судебных представителей не решит проблему фрагментации рынка юридических услуг в целом, однако может служить переходным этапом на пути к полному объединению.

3. Сохранение статус-кво

Третий сценарий предполагает сохранение существующей модели с множеством независимых саморегулируемых организаций. Этот вариант наименее предпочтителен, поскольку не решает ни одной из перечисленных выше проблем и консервирует недостатки текущей системы регулирования.

Концептуальная модель единой саморегулируемой организации

Преимущества создания единой организации

Анализ международного опыта и специфики казахстанского рынка юридических услуг позволяет утверждать, что создание единой саморегулируемой организации позволит достичь следующих положительных результатов:

  1. Введение единого принципа «доступа в профессию» через обязательное членство;
  2. Принятие единого кодекса этики и правил профессионального поведения юристов с едиными подходами к ответственности юристов через единый дисциплинарный орган;
  3. Повышение репутации юридической профессии в обществе;
  4. Улучшение качества оказания квалифицированной юридической помощи на основе единых стандартов;
  5. Создание единого центра оказания комплексной социальной юридической помощи для граждан;
  6. Эффективное взаимодействие с государственными, квазигосударственными органами и международными организациями;
  7. Развитие прозрачного и конкурентного юридического рынка.

Институциональная структура и принципы функционирования

Предлагаемая модель единой саморегулируемой организации основывается на следующих фундаментальных принципах:

  • Демократичность;
  • Законность;
  • Справедливость;
  • Независимость;
  • Добросовестность;
  • Открытость и прозрачность;
  • Честность;
  • Соблюдение высоких этических норм.

Для практической реализации этих принципов необходимо внедрение следующих институциональных механизмов[5]:

  1. Ограничение полномочий Председателя организации. Это ключевой элемент предотвращения авторитарного стиля управления. Полномочия Председателя должны быть четко регламентированы уставом и не допускать возможности единоличного принятия стратегических решений.
  2. Передача стратегических вопросов в компетенцию Общего собрания. Общее собрание как высший орган управления должно обладать исключительными полномочиями по решению ключевых вопросов, определяющих развитие организации.
  3. Независимость Правления от Председателя. Правление не должно стать «нотариусом» Председателя, а должно действовать независимо и исключительно в интересах всех членов организации.
  4. Создание независимой Дисциплинарной комиссии. Данный орган должен обеспечивать единообразное применение дисциплинарных мер ко всем членам организации, включая руководящий состав, без каких-либо исключений.
  5. Механизм внеочередного созыва Общего собрания по инициативе значительной части членов организации (например, 3/4 от общего числа). Это обеспечит возможность оперативного реагирования на критические ситуации, в том числе связанные с превышением полномочий руководством.
  6. Представительство всех регионов в Правлении. В состав Правления должны входить профессиональные и авторитетные представители из всех регионов Казахстана, что обеспечит учет интересов юристов из различных частей страны.
  7. Самостоятельное лицензирование юридической деятельности с указанием специализации юриста. Это повысит профессионализм представителей юридической профессии и обеспечит более качественное оказание специализированной юридической помощи.
  8. Прозрачное управление бюджетом с обязательным независимым аудитом и контролем со стороны Ревизионной комиссии. Финансовая прозрачность – необходимое условие доверия членов к организации.

Стандарты регулирования юридической профессии

Независимо от выбранной модели объединения, регулирование юридической профессии должно соответствовать следующим базовым требованиям:

  1. Высокие этические стандарты. Соблюдение профессиональной этики должно стать обязательным требованием для всех юристов, что повысит доверие общества к юридической профессии.
  2. Профессиональная компетентность. Обеспечение высокого профессионализма юристов через систему непрерывного образования и повышения квалификации.
  3. Эффективный дисциплинарный механизм. Применение мер дисциплинарного воздействия к юристам, нарушающим профессиональные и этические стандарты.
  4. Защита интересов клиентов. Создание действенных механизмов защиты клиентов от непрофессиональных и недобросовестных действий юристов.
  5. Развитие органов юридического самоуправления. Усиление роли органов самоуправления в разработке и обеспечении исполнения стандартов деятельности.
  6. Объективная оценка знаний. Внедрение независимого тестирования на знание законодательства РК для обеспечения «честного входа» в профессию.

Роль Палаты KazBar в трансформации системы регулирования

Палата KazBar как одна из лидирующих палат юридических консультантов имеет потенциал стать катализатором позитивных изменений в системе регулирования юридической профессии. Для этого необходимо:

  1. Инициировать диалог между различными саморегулируемыми организациями по вопросам консолидации;
  2. Разработать и предложить проект концепции единой саморегулируемой организации;
  3. Организовать профессиональное обсуждение предлагаемых изменений с привлечением международных экспертов;
  4. Взаимодействовать с государственными органами для согласования позиций по реформированию системы регулирования.

Перспективы поэтапного объединения

Учитывая сложность задачи и возможное сопротивление отдельных участников рынка, целесообразно рассматривать поэтапное добровольное объединение профессионального сообщества. На первом этапе возможно создание координационного совета саморегулируемых организаций для выработки общих подходов и стандартов. Кроме того, необходимо проработать пути устранения некоторых законодательных положений, препятствующих объединению юристов с адвокатами (например, вопросы деятельности юридических консультантов в качестве предпринимательской деятельности, деятельности юридических фирм). В дальнейшем, по мере достижения консенсуса по ключевым вопросам, возможен переход к более глубокой интеграции.

Заключение

Анализ текущего состояния регулирования юридической профессии в Казахстане свидетельствует о необходимости системных изменений, направленных на консолидацию профессионального сообщества и повышение качества юридических услуг. Оптимальной моделью представляется создание в будущем единой саморегулируемой организации на основе демократических принципов, обеспечивающей независимость юридической профессии от неправомерного вмешательства государства и иных субъектов.

Важнейшим условием успешной трансформации системы регулирования является сохранение баланса между необходимостью консолидации и уважением к автономии профессионального сообщества. Реформа должна проводиться поэтапно с учетом интересов всех заинтересованных сторон и быть направлена на достижение главной цели – обеспечение доступа граждан к квалифицированной юридической помощи.

В конечном итоге, создание эффективной системы саморегулирования юридической профессии является необходимым условием формирования правового государства и защиты прав и законных интересов граждан и организаций.


[1] Дискуссионные идеи, выдвигаемые в настоящей статье, отражают личное мнение автора, основанное на опыте работы в сфере регулирования юридической профессии, изучении научно-практической литературы по данной теме и профессиональных обсуждениях в юридическом сообществе.

[2] Кенжебаева А.Т. Роль адвокатов и юридических консультантов в построении правового государства. https://online.zakon.kz

[3] Бикебаев А.Ж. Объединение профессиональных судебных представителей в составе адвокатуры: исправление ошибок реформы 2018 года. https://advokatura.kz.; Кенжебаева А.Т. Развитие Юридической Профессии и Кодекса Этики в Казахстане. https://online.zakon.kz; Ахпанов А.Н. Основные направления государственной политики в сфере оказания юридической помощи: Анализ и оценка предложений председателя Республиканской коллегии адвокатов по институциональной интеграции деятельности адвокатов и юридических консультантов. https://online.zakon.kz.

[4] Бикебаев А.Ж. Объединение профессиональных судебных представителей в составе адвокатуры: исправление ошибок реформы 2018 года. https://advokatura.kz.

[5] Достойные обсуждения идеи о конкретных механизмах построения такой организации высказал Елюбаев Ж.С. в статье «Видение по принципиальным вопросам развития юридической профессии в Казахстане». https://kazlawreview.kz.

Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: TelegramInstagramFacebook, YouTube