ФОРМИРОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ ЮРИДИЧЕСКИХ КАДРОВ

Демичев Д.М. – доктор юридических наук, профессор, Сопредседатель Научно-консультативного совета при Конституционном Суде Республики Беларусь

На современном этапе становления Республики Беларусь как суверенного, правового, демократического и  социального государства особое значение  придается  научному  исследованию широкого круга юридических  проблем с учетом отечественного и зарубежного опыта. В этой связи  неимоверно возрастает роль юридической науки  как составной и неразрывной части  в системе социальных наук.

Юридическая наука  современной Беларуси, как,  впрочем,  и аналогичная наука Российской Федерации, других суверенных государств, ранее входивших в состав СССР,  является составной частью общественных наук.  Основы ее либо их элементы  были заложены мыслителями древности, в период Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, в дореволюционный период  во времена вхождения белорусских земель в состав Российской Империи, и, естественно, в советское время.

Наука о государстве и праве возникла еще в Древней Греции. В трудах просветителей и философов прошлого – Сократа, Платона, Аристотеля, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Г. Гроция, Н. Макиавелли, Ж. Бодена, Ш. Монтескье, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, В. Гегеля и др. – разрабатывались теоретические проблемы явлений политики на основе опыта полиса[1], исследовались вопросы  происхождения и сущности  государства[2],  прав и свобод человека,  разделения властей, народного, государственного, национального суверенитета и многие другие.

В процессе развития древнегреческой политико-правовой мысли ранние, мифологические представления о происхождении государства и права постепенно стали уступать место формировавшемуся логико-понятийному анализу и обоснованию нравственной природы государства и права  в учении  Сократа (470/469–399  до н.э.),   а затем и Платона.

Править государством, по Сократу, должны знающие. Его идеальные представления о разумно-справедливых началах государства и права относятся ко всем политическим формам: «Цари и правители не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править»[3].

Конструируя идеальное справедливое государство, Платон исходил из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом, государством и отдельной человеческой душой. Он выступал против крайностей богатства и бедности, за умеренность и средний достаток. Идеальное государство Платона – справедливое правление лучших и благородных.

Зачаточные формы эмпирико-научного исследования государства и права наблюдаются в трудах древнегреческого  философа  Аристотеля (384-322 до н. э.), ученика Платона. Его сочинения охватывают все отрасли знания того периода. Наилучшими формами государства Аристотель считал монархию, аристократию, «политику» (умеренную демократию), наихудшими – тиранию, олигархию, охлократию.

Важное место в системе юридических наук занимает наука конституционного (государственного) права. Данная наука в ее современном понимании сформировалась по существу во второй половине  XIX-начале ХХ вв. Господствовавшее в ней направление получило название «юридическая школа», которую называли еще и  классической школой. В зарубежных странах ее  представителями были  немецкий юрист, государствовед Г. Еллинек,  английский юрист, профессор Оксфордского университета А. Дайси, немецкий юрист,  профессор государственного права в Кенигсберге и Страсбурге П. Лабанд, итальянский политик и юрист В. Орландо, французский юрист в области  государственного права  А. Эсмен,  в трудах которых была разработана классическая теория конституционного права, обоснованы конституционно-правовые доктрины правового и демократического государства, парламентаризма и др. Представители данной школы  разработали основные понятия и категории конституционного (государственного) права.

Ведущими представителями социологического направления в юридической науке, сложившегося  в первой половине ХХ в.,  стали  польский социолог  и юрист, профессор университета в Граце  Л. Гумплович, французский классик теории конституционного  права Л. Дюги, один из классиков французской юридической мысли М. Ориу  и др., в трудах которых нашли обоснование учение о господстве права и подзаконности самого законодателя,  идеи социального права и социальной солидарности.

Дальнейшее развитие теории юридической науки, обусловленной современным состоянием  развития государства и общества, в ХХ в. осуществлено такими известными государствоведами, как французский учёный-правовед и общественный деятель  Ж. Ведель, французский конституционалист  М. Прело, австрийский теоретик права Г. Кельзен, немецкий юрист  К. Хессе и др.

В целом же в развитии юридической науки как Республики Беларусь, так и всех республик, входивших в состав СССР, можно выделить три периода: дореволюционный; советский; современный.

Для дореволюционного периода было характерным разнообразие подходов к исследованию юридико-правовой действительности. Развиваясь во взаимодействии с наукой зарубежных стран, российская юридическая школа  второй половины ХIХ-начала ХХ вв. была представлена выдающимися учеными-правоведами    Б.Н. Чичериным, Н.М. Коркуновым, А.С. Алексеевым, М.М Ковалевским, В.В. Ивановским, В.М. Гессеном, М.И. Свешниковым и др. Для российской юридической школы  были характерны три основных направления в науке: либерализм[4], позитивизм[5] и социологический позитивизм.

Как представитель либерального направления,  стоящий на позициях естественного права,  Б.Н. Чичерин (1828-1904) стремился применить к российским условиям западную модель государственной власти – конституционную монархию, двухпалатный представительный орган сословного характера с широкими полномочиями, правовое государство, разделение властей, независимость суда. Государство, по Б.Н. Чичерину, предстает в истории союзом народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага.

Представителем юридического позитивизма являлся  Н.М. Коркунов (1853-1904). Он отрицал  естественное право, но видел в государстве общественный союз, представляющий собой принудительное властвование  над свободными людьми[6]. Еще до издания Манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка»[7],  установившего  власть монарха как самодержавную, но изъявшего  слово «неограниченная»,  Н.М. Коркунов отмечал, что власти неограниченного монарха не может быть противопоставлена никакая другая ограничивающая ее власть[8].

Сторонниками социологического позитивизма  в этот период выступали:  профессор государственного права Московского университета, декан юридического факультета А.С. Алексеев (1851-1916), внесший существенный вклад в разработку теории правого государства с его правлением через закон, М.М. Ковалевский (1851-1916), обосновавший необходимость  правового государства по английскому типу, уделивший  в своих трудах большое внимание принципу разделения властей, народному суверенитету и народному представительству. Он развил сравнительно-правовые исследования в духе Г. Мэна, сочетая изучение права с анализом его взаимосвязей с учреждениями государственной власти.

Крупным представителем социологического позитивизма в российской юридической науке  был также В.В. Ивановский, который считал, что государственное право – есть не чисто юридическая наука, а часть обществоведения. Ее предметом является не только форма государства, но и государство в целом[9].

Для советского  периода развития юридической науки  исходными концептуальными положениями были: диктатура пролетариата (на первоначальном этапе развития советского государства); руководящая роль одной политической партии; признание Советов депутатов трудящихся (впоследствии народных депутатов) в качестве единственной и наиболее эффективной формой народовластия; признание приоритета государственной и колхозно-кооперативной форм собственности; приоритет коллективных интересов над частными.

В этот период белорусские ученые- правоведы совместно с учеными других республик, входящих в состав СССР, в своих исследованиях большое внимание уделяли  проблемам дальнейшего развития демократии, прав человека,  совершенствованию народовластия через Советы депутатов, организации власти и управления, правовому статусу  Беларуси в составе Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой  и  Российской империи. 

В послеоктябрьский период юридическая наука в Белорусской ССР руководствовалась идеями марксистско-ленинской теории как основного инструмента реализации политических и социально-экономических задач. 

Крупный вклад в дело развития юридической науки, а также подготовки научных кадров в этот период внес  первый ректор Белорусского государственного университета (1921-1929), академик АН БССР (с 1928 г.), заслуженный профессор БССР, член-корреспондент АН СССР (с 1939 г.), академик АН СССР (с 1946 г.) профессор В. И. Пичета. С его именем связано становление белорусской советской исторической науки, а в научных работах ученого нашли отражение проблемы этногенеза белорусского народа, археологии и краеведения, истории аграрных отношений, положения крестьянства в эпоху феодализма и капитализма, истории белорусских городов, крестьянского, рабочего движения и культуры. Из 516 научных работ учёного более 130 посвящены истории права, экономики, культуры и политической истории Беларуси. Именно благодаря В.И. Пичету  история государства и права была выделена  в самостоятельную научную дисциплину в белорусской исторической науке[10].

Большую роль в деле подготовки юридических кадров, в том числе научных, сыграло открытие в 1921 г. Белорусского государственного университета, в  составе которого стал функционировать  факультет общественных наук с отделением права.  В 1925 г. на базе этого отделения был создан факультет права и хозяйства в составе двух отделений − правового и экономического. В 1930 г. факультет права и хозяйства реорганизован в факультет советского строительства и права.

Одновременно с открытием в 1921 г. Белорусского государственного университета и факультета общественных наук с отделением права в его структуре была создана кафедра государственного права. Первым ее  заведующим был прибывший из Российской Федерации в числе группы известных ученых профессор В.Н. Дурденевский, который возглавлял кафедру до 1927 г.[11] Область его научных интересов впечатляет: это проблемы государственного (конституционного) права   и советского строительства,  административного права, государственного права зарубежных государств,  международного  права. Профессор В.Н. Дурденевский – автор более 160 научных работ, в их числе: «Наука и государственное строительство» / Речь проф. В.Н. Дурденевского, произнес. в открытом заседании совета 1 окт. 1917 г. − Пермь : Электротип. губ. земства, 1918; «Совет Народных Комиссаров» //   Советское право. – 1922. – № 1. – С. 36 – 67; «Послевоенные конституции Запада». − Л. : Гос. изд-во, 1924; «Конституционное строительство ССР Белоруссии»  // Советское право. –  1924. – № 1. – С. 95 – 110;  «Автономные республики и области в системе советского федерализма». − М.: Госиздат, 1925;  «Иностранное конституционное право в избранных образцах: (с прил. текстов конституций)». − Л. : Гос. изд-во, 1925; «Конституции Востока : Египет. Турция. Персия. Афганистан. Индия. Китай. Монголия. Япония». − Л. : Гос. изд-во, 1926; «Макиавелли и государственная наука   (к четырехсотлетию со дня смерти)» // Советское право. – 1927. – № 3. – С. 68 – 85.

Заслуги профессора В.Н. Дурденевского были отмечены государственными  наградами СССР − орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», многочисленными   медалями.

В первые послеоктябрьские годы белорусскими правоведами исследуются насущные вопросы  конституционного права, правового статуса республик в составе советской федерации, национально-государственного строительства в Белорусской ССР, проблемы внешнеэкономических отношений Беларуси с другими странами. Так, в 1922 г. была опубликована  работа уроженца Пуховичского района Минской области,  белорусского правоведа, работавшего в Полномочном представительстве Белорусской ССР при Правительстве РСФСР,   Г.Е. Поречина «Советские республики в их взаимоотношениях», в которой было проанализировано  правовое положение автономных республик, входящих в состав РСФСР, и союзных республик (в т. ч. БССР), находящихся  с РФ в договорных отношениях[12]. В этой работе  исследованы   особенности взаимоотношений автономных образований с центральной властью, вскрыты   сложности в организационно-правовой деятельности центра и автономных частей, предложены   пути совершенствования управленческой деятельности центра и регионов,  повышения роли в этом структурных составляющих  центра,  «договорых»  республик и автономных единиц. Кроме того, автор  подверг  критике  позиции некоторых известных ученых (в частности, профессора Я.М. Магазинера[13] и П.И. Стучки[14]), которые в своих работах  не в полной мере разобрались в структуре такого сложного с государственно-правовой точки зрения образования, каким была в то время Российская Федерация, в состав которой на момент выхода в свет работы Г.Е. Поречина входили 8 автономных республик, 8 автономных областей и две  Трудовые Коммуны. Помимо этого Г.Е. Поречин, исходя из имеющихся к тому времени наработок в конституционно-правовой теории,  сформулировал  авторское определение понятию «государство»  не только с социологической, но и с формально-юридической точки зрения. Он четко очертил   признаки федерации (в отличие от конфедерации).  Обосновывая  необходимость принятия федеральной Конституции,  автор показал,  что во взаимоотношениях советских республик «существует весьма большое многообразие»,  «правовое положение автономных  республик сильно отличается от союзных советских республик», а «взаимоотношения советских республик в некоторых областях государственной жизни урегулированы весьма слабо или даже совершенно не урегулированы». В целях совершенствования отношений центра и субъектов Г. Е. Поречин предложил образовать высший союзный центр, в котором были бы представлены все советские республики, как государства[15]

Вопросам истории создания первой Советской Конституции,  деятельности Конституционной комиссии ВЦИК, анализу проектов и иных подготовительных материалов была посвящена работа «История Советской Конституции», подготовленная   прибывшем  в республику вместе с профессором В.Н. Дурденевским доктором  юридических наук, профессором  Г.С. Гурвичем[16].  В ней    последовательно и весьма скрупулезно прослеживался  ход работы над проектом Основного Закона.  Автор исследовал  дискуссии,  которыми сопровождалось составление проекта первой Конституции РСФСР. Как показал автор,  это было противоборство между теми, кто пытался ослабить власть государства, и теми, кто пытался ее усилить; между теми, кто желал рассредоточения власти и развития инициативы местных властей, и теми, кто желал концентрации власти и системы подчинения единому центру; между теми, кто добивался федерализма действенного, и теми, кто под любым прикрытием стремился установить «единую и неделимую» республику. Так, по свидетельству Г.С. Гурвича, один из проектов  Конституции, поступивший в январе 1918 г. от Народного комиссариата юстиции, был чистейшим образцом синдикализма. В нем предлагалась республика, состоящая из пяти профессиональных федераций – «земледельцев; промышленных рабочих; служащих торговых предприятий; служащих у государства (чиновники); служащих у частных лиц (прислуга)»[17]. Тем не менее данный проект вместе с проектом  Комиссии ВЦИК был рассмотрен на  заседании Комиссии ЦК РКП(б) под председательством В.И. Ленина[18].

Существенное  внимание в указанной работе Г.С. Гурвича  было  уделено  деятельности Конституционной комиссии ВЦИК. Главную  ценность книге придает тот факт, что ее автор являлся членом указанной Комиссии,  а также опубликование в ней подготовительных материалов и приведенных в приложении  проектов Конституции, которые и в  настоящее время  представляют практический интерес для историков и правоведов.

Заслуживает внимания также изданная в 1924 г. работа профессора Г.С. Гурвича «Принцип автономизма и федерализма в советской системе», в которой рассматривается содержание и сущность советского федерализма,  а также государственно-правовой природы и происхождения советской национальной государственности[19]. С исследованиями Г. С. Гурвича связано  формирование научных представлений о советском федерализме и автономии как о практическом претворении в жизнь идеи советов. Ему же принадлежит и определение советской национальной автономии, которую он понимал как «местную советскую власть в руках национальных низов»[20].

Важную роль  юридическая наука Белорусской ССР сыграла в период разработки  проекта второй Конституции БССР, принятой в 1927 г.  Создание нового Основного Закона республики требовало переосмысления закономерностей развития государственной и общественной жизни, тенденций государственного строительства. За период, прошедший после 1919 г.  –  года  принятия первой Конституции ССРБ,   –  в жизни и Советского государства, и белорусской  республики произошли значительные изменения: образование СССР; принятие первой Конституции СССР  1924 г.; вхождение БССР в единое Союзное государство.

Во второй   Конституции  БССР  юридически закреплялись достижения белорусского народа в строительстве социализма. Она  провозгласила БССР социалистическим государством диктатуры пролетариата, осуществляющим свои задачи на основе союза рабочих  и крестьян, и установила, что власть в республике принадлежит Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Конституция законодательно закрепила основные принципы Советской федерации и суверенитета БССР. В ней были закреплены  избирательные и иные основные гражданские права трудящихся. Конституция закрепила факт вхождения БССР в состав Союза ССР с правом свободного выхода, определила суверенные права республики – самостоятельно принимать конституцию, вносить в нее изменения, создавать высшие органы государственной власти и управления, определять административно-территориальное деление и др.

В вышедшей в 1928 г. монографии   Г.Е. Поречина  «Наша Конституция» с научной точки зрения были изложены  важнейшие этапы развития государственного строя республики,  раскрыто содержание, основные черты  и значение новой Конституции БССР 1927 г.[21] 

В этот же период  вышли в свет  и другие  научные работы, посвященные новой Конституции БССР. В частности, И.И. Крыльцов опубликовал статью «Новая Конституция Белорусской СС Республики»[22].

В 1930 г.  факультет права и хозяйства БГУ был реорганизован в факультет советского строительства и права, который в следующем году  был преобразован в  Институт советского строительства и права с непосредственным подчинением Центральному Исполнительному Комитету БССР. А в 1932 г.  это учебное заведение под названием «Минский юридический институт (МЮИ)»   было передано   в подчинение Министерства юстиции БССР.

Существенный вклад внесли белорусские ученые-юристы  в период разработки и принятия третьей Конституции Белорусской ССР, принятой 19 февраля 1937 г. Чрезвычайным XII Всебелорусским съездом Советов,  которая законодательно закрепила победу социализма, завоеванную белорусским народом совместно с народами СССР[23].  Конституция провозгласила БССР социалистическим государством рабочих и крестьян, в котором вся власть принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. В ней закреплялись две формы социалистической собственности – государственная (всенародное достояние) и кооперативно-колхозная. Кроме того, Конституция провозгласила социалистический принцип распределения «от каждого по его способностям, каждому –  по его труду», а также подтвердила добровольность объединения БССР в Союз ССР на равных правах с другими социалистическими республиками, закрепила важнейшие суверенные права БССР и их гарантии,  определила полномочия республики в лице ее высших органов государственной власти и государственного управления. Конституция закрепила социально-экономические, политические и личные права и свободы граждан и их обязанности. В ней  нашли отражение основные принципы избирательной системы,  отменялись  ограничения избирательных прав не трудящихся,  закреплялось  равенство граждан, значительно расширялся перечень  прав и свобод граждан.  В частности, были предусмотре­ны нормы об обеспечении неприкосновенности личности, жили­ща, личной переписки и др. Высшим органом государственной власти становился Верховный Совет БССР, который для постоянной работы избирал Президиум Верховного Совета БССР и формировал Правительство БССР – Совет Народных Комиссаров.

В целом же  разработанная с участием ученых страны и республики Конституция  Конституция  БССР 1937 г. на тот период закрепляла достаточно широкий комплекс основных прав и свобод человека и гражданина  и на период принятия была, как и Констиуцияя СССР 1936 г., одной из самых  демократических  конституций  в мире.

В годы  Великой Отечественной войны значительная часть  представителей  юридической науки, в том числе и государственного (конституционного) права, находились на фронте, проявляли мужество и героизм при защите Отечества.  Многие представители юридической науки Белорусской ССР  отдали свои жизни в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.

Достойно выполнил свой воинский долг В.И. Семенков (впоследствии профессор, член-корреспондент НАН Беларуси), о чем свидетельствуют высокие государственные  награды  – ордена: Отечественной войны II степени, «Знак Почета»;  медали «За отвагу», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За Победу над Германией». Первое боевое крещение рядовой В.И. Семенков принял в августе  1944 г. в районе Сандомирского оперативного  плацдарма  на левом берегу реки Висла в районе г. Сандомир[24]. Затем Виктор Иванович в качестве командира противотанкового расчета   принимал участие в Висло-Одерской операции, в составе 1-го Украинского фронта штурмовал город-крепость Вроцлав. Огненными верстами войны В.И. Семенков   прошел до победного дня – 9 мая 1945 г.

Орденом Красной Звезды, Отечественной войны 1 степени и другими государственными наградами был  удостоен  участник Великой Отечественной войны, будущий  доктор юридических наук, профессор И.А. Юхо  (1921-2004),  основатель научной историко-правовой школы Беларуси. Он участвовал в обороне Москвы в 1941 г., будучи  командиром огневого взвода. Затем служил в качестве заместителя командира зенитной пушки и начальника  артиллерии стрелкового полка на Южном и Западном фронтах. Был дважды тяжело ранен. В составе  3-его  Белорусского фронта принимал участие в освобождении  Витебска,  Полоцка и   Восточной Пруссии.

Будущий профессор и заведующий кафедрой государственного права и советского строительства Белорусского государственного  университета  А.А. Головко проходил воинскую службу в качестве командира взвода разведки 1100-го стрелкового полка 331-й стрелковой дивизии 71-го стрелкового корпуса, который принимал участие в освобождении гг. Дубровно и   Орши Витебской области, а также  столицы БССР г. Минска.  Награжден тремя боевыми орденами, медалью «За отвагу». За освобождение от немецко-фашистских захватчиков г. Минска был удостоен  ордена  Красной Звезды. Участвовал в Кенигсбергской операции и освобождении Вены. Анатолий Александрович −  участник  Парада  Победы в Москве 24 июня 1945 г.

Всю Великую Отечественную войну от первого до последнего дня (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.) прошел будущий профессор кафедры государственного права и советского строительства (в последствии конституционного права)  Белорусского государственного университета  А. Т. Лейзеров.  Он −  участник обороны Ленинграда в  составе 2-й роты  2-го зенитного  пулемётного  полка  2-го корпуса ПВО г.  Ленинграда с  22 июня 1941 г. по 1944 г. Окончил войну в Вене. Награждён орденом Отечественной войны второй степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и другими государственными наградами. С  1963 г. и до последних дней жизни (2007 г.) он проработал доцентом, а затем профессором на  юридическом  факультете БГУ.  А. Т. Лейзеров −  автор 300 научных и публицистических трудов, в том числе четырёх монографий.

 Огромные потери, которые понесла юридическая наука Белорусской ССР в годы Великой Отечественной войны,  не могли не отразиться на уровень научных разработок в области юриспруденции.

Вместе с тем развитие правовой науки в Белорусской ССР в послевоенное время  связано с возобновлением работы Сектора теории и истории государства и права Академии наук  БССР в  составе Института философии АН БССР, переросшего в последствии  в Отдел правовых наук  как самостоятельное подразделение Академии наук БССР. Практически одновременно  возобновляет  свою деятельность Минский юридический институт, преобразованный в 1954 г. в юридический факультет БГУ. 

В это время начинают появляться научные работы, посвященные исследованию государственно-правовых проблем  периода  создания Белорусской ССР, а также  истории государ­ства и права БССР первых лет Советской власти. Среди них  работа    Маргунского  С.П. «Государственное строительство Белорусской ССР на первом этапе ее развития» (1953)[25].

Путем слияния Отдела правовых наук и Института философии в 1965 г. был образован Институт философии и права АН БССР. В нем зарождались и прошли этапы становления многие отрасли белорусского права, включая историю и теорию государства и права, государственного (конституционного) права, проводились исследования по  гражданскому праву, плодотворно развивалось трудовое и семейное право, осуществлялись диссертационные и монографические исследования по уголовному и процессуальному праву, криминалистике, правовым вопросам организации сельскохозяйственного производства, землепользования, охраны природы  и  по иным направлениям юридической науки.

К началу 60-х годов прошлого века началось  существенное  возрождение юридической науки в целом, в том числе и государственного (конституционного) права: были опубликованы научные труды С.Р. Вихарева, А.А. Головко, В.А. Дорогина, А.Т. Лейзерова, Л.А. Рудзицкого и др. Так, белорусский ученый А.А. Головко (1925-2014) , около 30 лет проработавший в должности заведующего сначала кафедрой государственного права и советского строительства, а затем конституционного права Белорусского государственного университета и подготовивший более 10 докторов юридических наук и около 50 кандидатов наук, вместе с коллегами издал в 1957 г. монографию  «Местные Советы –  организаторы колхозного производства». Несколько позже выходят его работы  «Местные Советы Белоруссии в борьбе за социальное переустройство сельского хозяйства (1929-1935 гг.)»,  «Деятельность Советов Белоруссии по осуществлению экономической политики в деревне в 1927-1936 гг.». В 1979 г. вышло в  свет первое в республике учебное пособие «Советское строительство» под редакцией профессора А.А. Головко.  Затем были опубликованы его труды   «Конституция подлинного народовластия» (1979); «Человек, личность, гражданин» (1982); «Теоретические основы демократии» (2003) и др. Профессор А.А. Головко − автор свыше 300 научных работ, опубликованных на многих языках мира по проблемам конституционного права, государственного строительства, суверенитета, демократии, научных основ законотворчества, правового положении человека и гражданина, в т. ч.  16 монографий, 2 учебника (в соавторстве), 19 брошюр и 263 научных статьи. Ученый участвовал в рабочих группах по подготовке проектов трех  конституций: Конституции СССР 1977 г., Конституции БССР 1978 г., Конституции Республики Беларусь 1994 г.; возглавлял делегацию БССР на конференции ООН в Женеве в 1975 г.; являлся  членом  Постоянной палаты Международного третейского суда в Гааге от Белорусской ССР с  1985 г. по  1991 г.  За успехи в науке профессор А.А. Головко был внесен Международным биографическим центром Кембриджа (Англия) в специальное издание (1994 г.).

Профессором  А.Т. Лейзеровым, также долгое время работавшим на кафедре конституционного права БГУ,  были опубликованы работы:  «Местные Советы: формирование и деятельность (опыт конкретно-социологического исследования)» (1964); «Советская избирательная система» (1977); «Демократические формы деятельности местных Советов» (1977); «Конституционный принцип гласности работы Советов народных депутатов» (1981).

В конце ХХ в. белорусскими учеными-конституционалистами были развиты  идеи общенародного (социалистического)  государства, принципы организации и деятельности представительных органов, органов территориального общественного самоуправления, правового статуса граждан.

Современный период развития правовой науки  Республики Беларусь связан, прежде всего,  с августовскими событиями 1991 г, последовавшим вслед за ними распадом СССР, становлением   страны  как суверенного, правового, демократического и  социального государства. При этом  особое значение  придается  научному  исследованию широкого круга правовых проблем с учетом отечественного и зарубежного опыта. В этой связи  неимоверно возрастает роль юриспруденции   как важнейшей составной    части  социальной  науки.

В постсоциалистический период  юридическая наука  Республики Беларусь базируется на наработках мирового конституционно-правового опыта,  на накопленном собственном опыте государственно-правового строительства, на  главных ценностях конституционализма. Научные исследования и разработки ученых-правоведов  направлены на: дальнейшее совершенствование  политической системы белорусского общества; укрепление конституционного строя; формирование гражданского общества;  повышение уровня правового статуса личности; развитие   народовластия; упрочение   суверенитета; признание человека, его  прав, свобод  и гарантий их реализации  высшей ценностью и целью общества и государства; разделение властей; развитие правового государства; признание многообразия политических институтов, идеологий и мнений;  развитие местного самоуправления;  равной  защиты и равных  условий  для развития всех форм  собственности.

Анализируя современное состояние юридической науки в Республике  Беларусь, других странах СНГ нельзя не отметить огромный вклад в ее развитие в целом, который внесли и вносят  выдающиеся ученые-юристы   советского и современного периода – С.А. Авакьян,  И.И. Азовкин,  С. С. Алексеев, С.Н. Бабурин, М.В. Баглай, Г.В.  Барабашев, Б.Н. Габричидзе, Ж.С. Елибаев,   В.Д. Зорькин, А.Е. Козлов, О.Е.  Кутафин,   В.В  Лазарев, А.И. Лепешкин,  В.В. Основин, М.С. Саликов, Ю.Н. Тодыка,  А.И.  Щиглик, К.Ф.  Шеремет, В.Е. Чиркин  и многие другие.

Существенный вклад внесла юридическая наука в период подготовки и принятия Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г., разработки внесения в нее изменений и дополнений в 1996 г. и 2004 г. Достижения юридической  науки, основанные на исследовании конституционализма и конституционной практики зарубежных стран, позволили подготовить уникальный проект Основного Закона страны, учитывающий накопленный мировой опыт,  демократические тенденции развития конституционного права – принцип разделения властей, систему сдержек и противовесов, народовластие, идеологическое многообразие, различные формы собственности и др. В Конституции Республики Беларусь    нашли отражение такие ее свойства как верховенство, особые способы охраны, особый порядок принятия и внесения изменений либо дополнений  и особая роль в правовой системе страны.

В современный  период существенно повышается  роль  и потенциала юридической науки для решения принципиально новых проблем построения демократического правового социального  государства,  назревших проблем государственного строительства на основе общечеловеческих ценностей, демократической направленности развития общественных отношений.

Проблемам  самоопределения Беларуси в начале XX в., образованию БНР и БССР посвятил свои труды профессор В.А. Круталевич: «Гісторыя Беларусі: станаўленне нацыянальнай дзяржаўнасці»;  «История Беларуси: становление национальной державности (1917-1922 гг.);   «Очерки истории государства и права Беларуси   и др. За цикл работ «Рождение Белорусской Советской Республики» (книга первая  − 1975 г., книга вторая  − 1979 г. ), «На путях национального самоопределения», «Становление национальной державности» ученый  был удостоен Государственной премии Республики Беларусь за 2000 г.

Заслуженным уважением в научной среде Республики Беларусь, Российской Федерации и других стран пользовался признанный авторитет и ярчайший ученый  в области права член-корреспондент НАН Беларуси, профессор В.И. Семенков (1925-2015)  – автор более  300 научных трудов, разработчик многочисленных проектов нормативных правовых актов, в том числе и  Конституции Республики Беларусь 1994 г., творческое наследие которого  не утратило актуальности и представляет ценность для современной науки отечественного, в том числе конституционного права.

           В опубликованных членом-корреспондентом  НАН Беларуси, профессором  В.И. Шабайловым   более чем 300 научных работах  исследуются организационно-правовые  вопросы  государственного и социально-культурного  строительства, суверенитета Республики Беларусь, становления, развития и функционирования правового социального государства, формирования гражданского общества Беларуси, местного управления и самоуправления, повышения эффективности деятельности государственного аппарата управления, проблемам развития Союзного государства, организационно-правовым вопросам энерго- и ресурсосбережения, вопросам правового мониторинга и программно-целевого управления Республики Беларусь. Среди его основных трудов:  «Суверенитет и гарантии его реализации» (2000);  «Рыночная экономика: к парадигме государственного регулирования и управления в Республике Беларусь» (2001);  «Местное самоуправление в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития» (2002);  «Внутренняя политика. Социально-политическая система построения индустриального общества» (2004); «Оптимизация структуры и уровня полномочий органов государственного управления» (2004); «Республиканские надведомственные государственные органы управления (руководства): функции и полномочия» (2004); «Совет Министров Республики Беларусь в системе государственных органов»  (2006);  «Союзное государство: организационно-правовые проблемы становления и развития» (2014) и др.

В своих научных трудах член-корреспондент НАН Беларуси, бывший  Министр юстиции и первый  Председатель  Конституционного Суда суверенной  Беларуси   профессор  В.Г. Тихиня исследует проблемы  развития науки конституционного права, конституционной практики,  строительства  и развития демократического правового государства, становления гражданского общества в Республике Беларусь:  «Тернистый путь к правовому государству» (1995); «Правовые основы научной деятельности в Республике Беларусь» (2008); «Защита прав личности в белорусском гражданском процессе» (2008); «Республика Беларусь − Европейский Союз: проблемы, перспективы партнерства» (2013), «Правовой статус иностранцев в Республике Беларусь» (2013), «Конституции зарубежных государств» (2014) и др.

 Огромный вклад в развитие отечественной правовой науки внес профессор И.А. Юхо, с 1963 г. и до последних дней своей жизни (2004) проработавший на юридическом факультете Белорусского государственного университета. В его многочисленных монографиях, учебных пособиях, научных статьях исследовались проблемы истории становления и развития белорусского государства и права, в том числе периода Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой, возникновения государственности у народов Восточной Европы, особенности отечественного государственно-правового развития, местного  самоуправления, проблемы  правовой преемственности,  историко-правового наследия белорусского народа. Анализу  источников отечественного права непосредственно была посвящена вышедшая в 1991 г. монография  профессора И.А. Юхо  «Крыніцы беларуска-літоўскага права», в которой исследуется богатое правовое наследие белорусского народа эпохи феодализма, содержащееся в правовых актах Великого Княжества Литовского.  Важным научным событием стало также издание в 1999 г. его  монографии «Гістарыяграфія гісторыі дзяржавы і права феадальнай Беларусі». Многие  научные публикации профессора И. А. Юхо были посвящены истории советского государственного строительства. Отдельным направлением его исследований были вопросы, связанные с нахождением Западной Беларуси в составе Польши и ее воссоединением с БССР. Профессор И. А. Юхо  являлся ответственным редактором и соавтором книги «Очерки истории государства и права БССР» (1969), в которой с позиций советской юридической науки рассматривались вопросы становления и развития государства и права Беларуси в  1936 — 1968  гг. Активное участие профессор И. А. Юхо принимал в подготовке двухтомного академического издания «История государства и права Белорусской ССР» (1970, 1976). Значительное внимание в девяностые годы XX в.  ученый уделял теоретическим основам и практике совершенствования государственного аппарата и законодательства Республики Беларусь. В качестве члена конституционной комиссии он принимал непосредственное участие в разработке  проекта Конституции Республики Беларусь 1994 г. По его инициативе переиздавались памятники права. В  соавторстве с профессором Г. А. Василевичем и профессором Т.И. Довнар было издано учебное пособие  «Гісторыя  канстытуцыйнага  права  Беларусі» (2001), в котором   на основе анализа исторического документально-правового материала исследованы  вопросы зарождения и развития конституционного права в Беларуси. Книга явилась первой попыткой изложить в хронологическом порядке историю становления и развития науки  конституционного права Республики Беларусь  и конституционной практики.

Проблемам  особенностей  функционирования органов государственной власти Республики Беларусь в постсоциалистический период посвящены многочисленные научные труды профессора Г.А. Василевича, ведущего ученого страны в области конституционного права, избранного в 2017 г. членом-корреспондентом Национальной академии наук Беларуси: «Парламент Республики Беларусь: конституционно-правовой аспект» (1995); «Органы государственной власти Республики Беларусь: конституционно-правовой статус» (1999); «Правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства» (1999); «Конституция. Человек. Государство» в 7 кн. (2000-2010); «Конституция Республики Беларусь. Научно- практический комментарий» (2005); «Источники белорусского права» (2005); «Белорусское государство на рубеже веков» (2006); «Контрольная функция Парламента и местных Советов депутатов Республики Беларусь» (2008); «Конституция − основа национальной правовой системы» (2009); «Проекты Конституции Республики Беларусь (1990-1994): поиск оптимальной модели» (2014), «Конституционное правосудие» (2019)  и др. Кроме того, профессор Г.А. Василевич является автором многочисленных научных работ  в области теории государства и права, уголовного права, трудового права, международного права, прав человека, истории белорусского государства и права. Он участвовал в подготовке большинства законодательных актов, принятых Верховным Советом БССР (Республики Беларусь) в 1989-1994 гг. , в том числе  проекта Конституции 1994 г., изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, принятых на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г.

Научные разработки профессора Т.И. Довнар,  одного  из основателей научной историко-правовой школы Беларуси, автора почти 300 печатных работ (в т.ч.  четырех монографий, более 10  учебников и учебных пособий)  объединены единым циклом – история государства и права Беларуси. В них исследуются вопросы поэтапного развития белорусской государственности, выявляются особенности и тенденции  развития  права в целом. Особое внимание в ее работах уделяется  реформам ХVІ ст. в Великом Княжестве Литовском, вопросам систематизации права и разработке Статутов 1529, 1566, 1588 гг.  Значительное внимание в научных исследованиях профессора Т.И. Довнар  уделяется  вопросам пределов заимствования иностранного права, истории  магдебурского права в Беларуси, развитию органов власти, самоуправления, парламентаризма,  взаимосвязи  развития правовых институтов на белорусских землях  с общеевропейским процессом эволюции права. Многие  публикации профессора  Т.И. Довнар посвящены истории государства и права советского периода: «История государства и права Беларуси (1917-1996 гг.)» (1996, в соавт.); «Краткие очерки истории государства и права Республики Беларусь» (1997). В данных работах исследуются процессы  развития государства и права Белорусской ССР,  особенности  развития конституционного и иных отраслей права. В работах  «Гісторыя дзяржавы і права Беларусі» (2007, 2011, 2014)  изложены характерные черты и особенности поэтапного исторического развития белорусской государственности.

Заметным явлением в белорусской правовой науке стало возрождение научной школы хозяйственного права, созданной в Белорусском государственном университете  под руководством доктора юридических наук, профессора Бондаренко Н.Л., целью создания которой является производство актуального научного знания и дальнейшая интеграции науки, практики и юридического образования. Усилия данной  научной  школы   сосредоточены на решении задачи совершенствования хозяйственно-правовой науки и формировании на ее основе производных и актуальных для общества и государства направлений научного знания – национальной экономической безопасности и фискалистики. Представители научной школы вырабатывают новые методологические основы хозяйственного права как самостоятельной отрасли права, исследуют специфику его предмета, метода, принципов, правового статуса  субъектов и объектов, правовых режимов осуществления различных видов хозяйственной деятельности. Указанной научной школой  заложены доктринальные основы фискалистики как отрасли правовой науки междисциплинарного характера, предметом исследования которой являются закономерности и принципы функционирования казны, а также ее правовое регулирование. В рамках разработки доктрины национальной экономической безопасности удалось сформировать научное представление о пруденциальном праве (праве национальной экономической безопасности) как самостоятельной отрасли права, регулирующей минимальные стандарты национальной экономической безопасности, актуальные для осуществления хозяйственной деятельности на уровне макроэкономики, мезоэкономики и на микроэкономическом уровне, включая вопросы обеспечения финансовой безопасности. Научная школа хозяйственного права Белорусского государственного университета  является пионером в области разработки доктрины странового маркетинга, как специфической методологии мягкой силы при продвижении национальных экономических интересов.  Авторским коллективом под научным руководством профессора Бондаренко Н.Л. была подготовлена и вышла в свет в 2022 г. первая в Республике Беларусь коллективная монография «Страновой маркетинг».

Проблемам и  особенностям функционирования государственных органов в области минимизации последствий Чернобыльской катастрофы, совершенствования их деятельности в условиях обширного радиоактивного загрязнения территории Республики Беларусь посвящены научные труды и автора этих строк как непосредственного участника и организатора ликвидации в 1986-87 гг. последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции  в пределах её 30-километровой зоны: впервые в СНГ защищена докторская диссертация, в которой исследованы государственно-правовые проблемы преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС;  разработана теория государственно-правового механизма преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС; сформулированы теоретические положения о возникновении, становлении и развитии новой самостоятельной (основной)  функции  государства – функции минимизации последствий Чернобыльской катастрофы[26];  опубликовано около 320 научных работ, в большинстве из которых исследуются конституционно-правовые аспекты и проблемы конституционализма; создана научная школа «Правовые проблемы совершенствования деятельности органов государственной власти в Республике Беларусь».

          Научная школа в области экологического, природоресурсного и аграрного права в Республике Беларусь стала формироваться  на основе созданной в 1991 г. единственной в тот период в стране  кафедре экологического и аграрного права Белорусского государственного университета. Научным коллективом данной кафедры были изданы  первые учебные пособия по столь важному направлению научной и практической деятельности:  «Вопросы общей теории экологического права» (1991, авторы Балашенко С.А. и  Бобылев А.И.);  «Правовой режим использования и охраны природных объектов и природных ресурсов» (1992,  авторы Бобылев А.И., Демичев Д.М., Шингель Н.А.).  В 1999 г. был издан и неоднократно в последствии переиздававшийся первый в стране  классический  фундаментальный  учебник «Экологическое право», автором которого являются профессоры  С.А. Балашенко и Д.М. Демичев, а учебное пособие «Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека». Изд-во Word Wide Printing, ООН/ПРООН (1999, авторы Балашенко С.А, Макарова Т.И.)  являлось первым и долгие годы базовым на постсоветском пространстве. Эколого-правовые проблемы исследованы в монографиях:  профессора Д. М. Демичева –  «Чернобыльская катастрофа: Государственно-правовые проблемы преодоления последствий» (1997); профессора С. А. Балашенко – «Государственное управление в области охраны окружающей среды» (2000); профессора  Т. И. Макаровой –  «Эколого-правовой статус гражданина Республики Беларусь» (2004); профессора  Н. А. Карпович – «Экологическая функция государства» (2011) и др. За время работы кафедры подготовлены 4 доктора и 17  кандидатов юридических наук. Члены научной школы   в области экологического, природоресурсного и аграрного права БГУ  участвуют в различных исследованиях, в том числе в международных и национальных программах и проектах в области охраны окружающей среды совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Республики Беларусь и иными органами государственного управления (проекты ПРООН-ГЭФ, ОБСЕ, ПРООН-ЕС, TEMPUS и др.). Особое внимание уделяется подготовке научной и учебной литературы, изданию научно-практических комментариев к нормативным правовым актам Республики Беларусь (Закону об охране окружающей среды,  Кодексу Республики Беларусь о земле,  Положению о садоводческом товариществе  и др.).

          Таким образом, созданная в советское время и получившая дальнейшее развитие в постсоциалистический период школа юридических кадров высшей квалификации Республики Беларусь позволяет обеспечить качественную подготовку специалистов в данной области для государства и общества.

          Исходя из задач, поставленных перед наукой Вторым   съездом ученых Республики Беларусь, состоявшимся 12-13 декабря 2017 г., юридической науке  в ближайшей перспективе в качестве стратегических задач необходимо осуществить комплекс исследований по совершенствованию белорусской модели социально-экономического развития страны, идеологии белорусской государственности, дальнейшему углубленному изучению проблем права и государства, а также подготовки квалифицированных юридических кадров.

 Система юридического образования в Республике Беларусь представляет собой совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на формирование профессиональных юридических компетенций, а также достижение иных целей образования, определенных Кодексом Республики Беларусь об образовании[27]. Функционирование национальной системы юридического образования и взаимодействие ее компонентов осуществляется в соответствии с указанным Кодексом  и  иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Государственная политика Республики Беларусь в области подготовки юридических кадров на современном этапе направлена на создание условий по обеспечению эффективного функционирования и устойчивого развития национальной правовой системы. Данный этап начинает отсчет  с принятия  13 июня 2006 г. совместного   постановления Министерства образования и Министерства юстиции  №61/30 «О мерах по совершенствованию системы подготовки юридических кадров в Республике Беларусь», которым была утверждена Концепция развития юридического образования в стране  на 2006-2010 гг.[28] В указанном правовом акте  были определены  основные направления развития юридического образования с учетом необходимости модернизации и формирования новой модели подготовки юридических кадров, отвечающих требованиям политического, экономического и социального развития республики в тот период.

Новым важным  этапом, повлиявшим на развитие всей системы образования в Республике Беларусь, стало завершение процесса кодификации законодательства в данной области и  вступление в силу 1 сентября 2011 г. Кодекса Республики Беларусь об образовании.

Исходя из  вектора направленности реализации заложенных в данном Кодексе установлений,   развитие высшего образования в республике  в целом и юридического, в  частности, потребовало выработки  новых подходов к его совершенствованию. В этих целях была разработана новая Концепция развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2025 г. (далее – Концепция),  утвержденная Министром образования 31 августа 2017 г.[29] Необходимость разработки указанной Концепции была определена  особой значимостью юридической профессии для защиты прав и свобод человека, для обеспечения эффективного функционирования органов государственной власти и управления, для поддержания баланса социальной справедливости и надлежащей безопасности государства и общества в целом. В условиях растущей в мире конкуренции на рынке высшего профессионального образования развитие системы юридического образования в Республике Беларусь    определяется  ее способностью к подготовке специалистов, готовых к профессиональной деятельности в условиях интенсивного экономического роста, основанного на инициативе и предприимчивости бизнеса, применения инновационных и информационных технологий в базовых отраслях, современных системах управления.

В Концепции впервые даны  дефиниции таким понятиям, как «качество юридического образования» и «эффективность юридического образования». Качество юридического образования рассматривается как мера соответствия результатов образования на конкретном уровне государственному и социальному заказу, учитывающему современные требования политических, экономических и иных общественных отношений. Эффективность юридического образования рассматривается в Концепции  в качестве показателя достижения конкретного результата в ходе образовательного процесса и представляет собой зависимость между полученным результатом и затраченными на достижение данного результата усилиями. Как отмечается в базисной  рекомендации  «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры», утвержденной на Всемирной конференции по высшему образованию 9 октября 1998 г. в Париже, «качество образования – это его соответствие поставленным целям»[30].

Концепция развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2025 г. определяет основные направления совершенствования юридического образования в условиях развивающейся политической и социально-экономической системы государства и прогнозирует возможности повышения его социальной эффективности. Концепция содержит оценку текущего состояния и тенденций развития юридического образования, определяет систему приоритетов, направлений и организационный механизм дальнейшего совершенствования юридического образования в республике с учетом накопленного в данной сфере потенциала.

Концепция предусматривает меры по усилению научного, кадрового, нормативного, организационного и материально-технического обеспечения юридического образования. Целью Концепции является создание условий для повышения качества и эффективности подготовки юридических кадров, способных к профессиональной деятельности в условиях процесса глобализации и интенсивного экономического роста, для удовлетворения потребности в них органов государственной власти и управления, судов, органов прокуратуры и иных правоохранительных органов; максимальной эффективности использования на различных уровнях образования как научного и педагогического потенциала отечественной юридической школы, так и высокопрофессиональных специалистов, представителей заказчиков кадров.

Принципы государственной политики в сфере подготовки юридических кадров согласуются с принципами государственной политики в сфере образования, закрепленными в Кодексе Республики Беларусь об образовании.

Реализация Концепции призвана обеспечить устранение имеющихся проблем и создание научно обоснованной системы подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых к профессиональной деятельности в условиях процесса глобализации, растущей в мире конкуренции, интенсивного экономического роста, инновационности базовых отраслей и новых производств, современных системах управления.

В настоящее время подготовка юридических кадров в Республике Беларусь осуществляется  учреждениями среднего специального образования (далее – УССО) и учреждениями высшего образования (УВО).

Подготовка специалистов в области юриспруденции со средним специальным образованием ведется в УССО на основе общего базового и общего среднего образования. Срок получения образования для очной формы обучения составляет 3 года (на основе общего базового образования) и 2 года (на основе общего среднего образования), а для заочной – 3 года (на основе общего среднего образования). Подготовка юридических кадров, получающих квалификацию «Юрист», осуществляется по специальности Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» (далее – ОКРБ 011-2009) 2-24 01 02 «Правоведение».

Образовательные программы среднего специального юридического образования реализуются 16 УССО, из которых 9 УССО являются государственными (4 находятся в подчинении Министерства образования Республики Беларусь, 5 подчинены областным исполнительным комитетам) и 7 – частными.

Общее количество обучающихся по юридическим специальностям в УССО составляет около 4 тыс. человек. В государственных УССО среднее специальное юридическое образование получают около 50 % учащихся. За счет средств бюджета получают образование 27 % учащихся государственных УССО. В заочной форме образование получают 40 % учащихся, при этом в государственных УССО, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, количество учащихся, получающих образование в заочной форме, составляет 23 %.

 Выпуск специалистов по юридической специальности 2-24 01 02 «Правоведение» в УССО составляет ежегодно от 1,2 до  1,6 тыс. человек.

Подготовка юридических кадров с высшим образованием осуществляется в учреждениях высшего образования (УВО ) в рамках целевой подготовки для государственных органов на основании заключенных с ними договоров о взаимодействии на основании контрольных цифр приема, по государственному заказу —  в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, а также на платной основе.

Общее количество обучающихся по юридическим специальностям в УВО составляет около 27 тыс. человек. Из них более 90  %  составляют студенты, получающие высшее образование по направлению образования 24 «Право». По направлению образования 26 «Управление» юридическое образование получают около 2  тыс. человек. Более 50 % студентов обучаются в заочной форме.

Подготовку кадров по юридическим специальностям в УВО обеспечивают в 18 вузов, в том числе 13 государственных и 5 частных. В них работает 36 докторов юридических наук и 366 кандидатов юридических наук.

В Концепции правовой политики, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь  от 28 июня 2023 г., определены базовые требования, предъявляемые к юридическому образованию:

  1. обеспечение сочетания в образовательном процессе глубокой теоретической подготовки и практикоориентированности;
  2. формирование у будущих юристов гражданственности, корпоративной культуры и ответственности за результаты профессиональной деятельности[31].

В документе подчеркивается, что в сфере юридического образования необходимо создать и апробировать на практике систему прогнозирования и планирования потребности в юридических кадрах. Необходимо усилить требования к качеству подготовки обучающихся, педагогам, а также к содержанию образовательных программ. Практикоориентированность подготовки юристов должна обеспечиваться привлечением обучающихся и преподавателей учреждений образования к проведению правового мониторинга, направленного на оценку эффективности норм законодательства, выявление и анализ недостатков правового регулирования общественных отношений, их причин, а также последствий, которые возникли в процессе применения нормативного правового акта, выработку предложений о совершенствовании законодательства и практики правоприменения, мерах по надлежащей реализации нормативных правовых актов. Предусматривается  оптимизация  количества тем, разделов, учебных предметов, учебных дисциплин, направленных на формирование у обучающихся компетенций в области нормотворческой деятельности, с обеспечением образовательного процесса качественными учебно-методическими материалами;  разработка  и внедрение  новых учебных дисциплин правового цикла с учетом динамики развития общественных отношений, в том числе в сферах информационных технологий, робототехники, биотехнологий, современных технологий в энергетической области, нанотехнологий и других.

В соответствии с данной Концепцией, во всех учреждениях высшего и среднего специального образования будет  сохранено  изучение дисциплины «Основы права», а также в зависимости от профиля образования предусмотрено изучение иных правовых дисциплин, что позволит повысить уровень юридической грамотности обучающихся. С учетом заявленных требований и запросов практики  на системной основе будет осуществлен  пересмотр и обновление положений Концепции развития юридического образования в Республике Беларусь.

новые технологические достижения, меняющие систему и формы человеческих взаимосвязей, а также подходы к самому понятию работы в XXI в., актуализируют вопросы реформирования высшего образования. Технологический прогресс привел к появлению тенденций, которые невозможно не учитывать в правовом регулировании общественных отношений и юридической практике:  смартизация, смарт-окружение: «умные» элементы жизни общества (машины, дома, инструменты, инфраструктура, гаджеты и т.д.);  сетевизация общества;  устойчивое развитие общества и экологизация всех процессов, переход к «чистой энергии», «зеленому строительству», инфраструктуре, дружественной природе и человеку;  автоматизация и роботизация;  виртуальная реальность (киберспорт, музеи, игры, дизайн);  стремительное развитие и интенсивное внедрение IК-технологий во все сферы жизни общества;  изменение форм коммуникации и социализации людей; развитие государственно-частного партнерства, возникновение новых бизнес-моделей и ряд других.

Следствием этих тенденций cтановится  расширение сферы юридической деятельности на стыке гражданского, финансового, строительного, экологического, информационного, уголовного и других областей права. Появляются новые направления, связанные с работой юриста в интернет-пространстве, виртуальной реальности, в условиях масштабной цифровизации всех процессов, современной бизнес-среды и т.д. Все чаще можно слышать о таких профессиях, как медиатор, семейный юрист, оценщик интеллектуальной собственности, кредитный адвокат, сетевой юрист, виртуальный адвокат, киберследователь, медиаполицейский и др. Указанные тенденции непрерывно ставят перед юридической профессией новые требования: узкопрофильность, непрерывное самообразование, кросс-функциональность, нацеленность на клиента, адаптивность.

Современное юридическое образование в Республике Беларусь  учитывает  уровень развития нано-, био-, инфо- и когнитивных технологий и их конвергенцию, внимательно отслеживает  технологические прогнозы,  с помощью которых как правовое регулирование, так и юридическая практика практически  безболезненно адаптируются  к постоянным изменениям, происходящим в обществе,  и используют  их для эффективного решения стоящих  задач. Адаптивность, гибкость, креативность, оперативность, кросс-функциональность, аналитические и прогностическое мышление в процессе создания и реализации права выходят на передний план наряду с классическими профессиональными навыками юриста.

Перед  юридическим образованием в Республике Беларусь в настоящее время стоят  сложные задачи, от решения которых будет зависеть, станет ли оно современным, конкурентоспособным и востребованным. Для этого в стране  постоянно отслеживаются  глобальные тенденции, способствующие противостоять вызовам, успешно реагировать и преодолевать их, адекватно и быстро воспринимать и использовать прорывные технологии и изменения в социальных процессах. От этого зависит, будет ли юридическое образование той движущей силой, которая обеспечит высокий уровень в развитии правовой системы и подготовке квалифицированных юристов.

Таким образом,  анализ результатов деятельности представителей белорусской юридической  науки за период, прошедший с момента обретения ею государственной независимости и по настоящее время, показывает, что ей удалось сохранить и приумножить достижения советского научного правового наследия и, кроме этого, сгенерировать новые научные правовые знания, которые были положены в основу построения национальной правовой системы Республики Беларусь и совершенствования подготовки юридических кадров в стране.


[1] Полис – форма самостоятельных и независимых  городов-государств в Древней Греции, возникших  в начале первого тысячелетия до н.э., включающих наряду с городской территорией прилегающие сельские поселения.

[2] Термин «государство» вошел в научный оборот во времена Н. Макиавелли.

[3] Цит. по: Нерсесянц, В.С. Политические и правовые учения в Древней Греции // История политических и правовых учений. Учебник для вузов / под общ. ред. члена-корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. – М. : ИНФРА•М,  1996. – С. 50.

[4] Либерализм – идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, буржуазных свобод, свободы предпринимательства.

[5] Позитивизм  (от лат. positivus – положительный) – направление в философии, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание – это совокупный результат специальных наук. Главные  черты позитивизма – феноменализм (сведение задачи науки лишь к описанию явлений) и субъективный идеализм. Основан как течение в 30-х гг. XIX в. О. Контом. Выделяются три этапа развития позитивизма: классический позитивизм (Э. Литре, И. Тэн, Э. Ренан (Франция), Дж. С. Милль, Г. Спенсер (Великобритания), В.В. Лесевич, М.М. Троицкий (Россия); эмпириокритицизм (махизм); современная форма – неопозитивизм. Позитивизм оказал существенное влияние на методологию естественных и общественных наук, особенно во второй половине XIX в.

[6] Коркунов,  Н.М. Русское государственное право / Н.М. Коркунов. – С.-Пб., 1893. – Т.1. – С. 3–4.

[7] Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X век-1917 год) / Сост. В.А. Томсинов. – М.: Зерцало-М, 2001. – С. 309 –310.

[8] Коркунов,  Н.М. Русское государственное право / Н.М. Коркунов – С.-Пб., 1908. – Т. 1. – С. 131.

[9] Ивановский, В.В. Русское государственное право / В.В. Ивановский. – Казань, 1895. – Вып. 1.-С. 3.

[10] С 1993 г. в Белорусском государственном университете проводится конкурс на соискание премии им. В. И. Пичеты в области социальных и гуманитарных наук. Премия присуждается только учёным из БГУ.

[11] В  1927-1937 гг.  кафедру возглавлял профессор Н.А. Коноплин, а с 1938 по 1941 год и с 1945 по 1954 г. – доцент Л.А. Рудзицкий.

[12] Поречин, Г.Е. Советские республики в их взаимоотношениях  / Г. Е. Поречин. − Минск : Гос. изд-во Белоруссии, 1922. − 156 с.

[13] Магазинер, Я.М. Общее учение о государстве: Курс лекций, читанных в Петроградском университете в 1918-1922 гг.  / Я.М. Магазинер. –   Пг.: Кооперация, 1922. – 491 с. 

[14] Стучка,  П.И.  Учение о государстве и Конституции РСФСР / П.И. Стучка. – М.: Красная новь, 1922. – 292 с.

[15] Поречин, Г.Е. Советские республики в их взаимоотношениях  / Г. Е. Поречин. − Минск: Гос. изд-во Белоруссии, 1922. − С. 29.

[16] Гурвич, Г.С. История Советской Конституции / Г.С. Гурвич.  – М.: Изд. Соц. Академии, 1923.− 216 с.  

[17] Гурвич, Г.С. История Советской Конституции / Г.С. Гурвич.  – М.: Изд-во  Соц. Академии, 1923. –  С. 102 – 107.

[18] Гурвич,  Г. С. История Советской Конституции / Г.С. Гурвич.  – М.: Изд-во  Соц. Академии, 1923. –  С. 89 – 91.

[19] Гурвич, Г.С. Принципы автономизма и федерализма в советской системе / Г. С. Гурвич. – М.: Изд-во  Соц. Академии, 1924. – 76 с.

[20] Гурвич, Г.С. Принципы автономизма и федерализма в советской системе / Г. С. Гурвич. – М.: Изд-во  Соц. Академии, 1924. – С. 64.

[21] Поречин, Г.Е. Наша Конституция / Г.Е. Поречин. – Минск, 1928.

[22] Крыльцов, И.И. Новая Конституция Белорусской СС Республики / И.И. Крыльцов //  Советское право. – 1928. – № 3. – С. 20 – 40.

[23] Сборник законов Белорусской ССР и указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР. 1938-1955 гг. – Минск: Изд-е Президиума Верхов. Совета БССР, 1956. – С. 21 – 40.

[24] Сандоми́рский плацдарм — оперативный плацдарм советских войск на левом берегу реки Висла в районе города Сандомир, захваченный войсками 1-го Украинского фронта под командованием  Маршала Советского Союза И.Конева в ходе Львовско-Сандомирской операции 1944 г. Захват плацдарма позволил развить в январе 1945 г. наступление, приведшее к освобождению Польши и вступлению на территорию Германии.

[25] Несколько позже публикуются две работы С.П. Моргунского:   «Создание и упрочение белорусской государственности. 1917-1922». – Минск:  Изд-во Акад. наук БССР, 1958;  «Государственное строительство БССР в годы восстановления народного хозяйства (1921-1925). – Минск: Наука и техника,  1966. 

[26] См., например:  Чернобыльская катастрофа: государственно-правовые проблемы преодоления последствий. Монография. – Минск:  Экоинформ, 1997. – 270 с.; Органы государственного управления в минимизации последствий Чернобыльской катастрофы (по материалам Республики Беларусь, Украины и Российской Федерации). Монография.  – Минск: ИООО «Право и экономика», 2006. – 215 с.

[27] Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 13. – 2/1795; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. –  21.07.2016. –  2/2402.

[28] Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –  2006. – № 169. – 8/15138. 

[29] Концепция развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2025 года /М-во образования Респ. Беларусь. – Минск, 2018. – 23 с.

[30] Цит. по: Юридическое образование: поиск новых стандартов качества.– М. : Ин-т «Право общественных интересов» (PILnet), 2013. – С. 169.

[31] Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. –  30.06.2023. – 1/20916.