Изменения в Налоговом кодексе Республики Казахстан

Вы сейчас просматриваете Изменения в Налоговом кодексе Республики Казахстан

13 декабря 2023 года был опубликован закон, вносящий изменения и дополнения в Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (далее – «Налоговый кодекс»)[1]. Ниже приведен краткий обзор наиболее значительных изменений и дополнений, внесенных данным законом. Указанные изменения и дополнения, за некоторыми исключениями, вступают в силу 1 января 2024 года.

  1. Изменение в части обязанностей налогоплательщика (пункт 5 статьи 13 Налогового кодекса).

Обязанность налогоплательщика по хранению в течение 5 лет отчетности по операциям с наличными деньгами и возвратами/аннулированиями не распространяется на налогоплательщиков, применяющих контрольно-кассовые машины с функцией фиксации и/или передачи данных.

  • Изменение в части сроков исполнения налогового обязательства (статья 51-2 Налогового кодекса).

Добавлено право на отсрочку уплаты государственной пошлины в суды до 1 года, если финансовое положение юридического лица (за исключением субъекта крупного предпринимательства) или физического лица не позволяет уплатить государственную пошлину при подаче иска, но имеются достаточные основания полагать, что такая возможность появится в течение одного года при наличии соответствующих оснований (причинение ущерба в результате стихийного бедствия, несвоевременная выплата заработной платы и т.д.).

  • Изменение в части налогового обследования (пункт 5 статьи 70 Налогового кодекса).

Отменено обязательство налогоплательщика предоставлять налоговому органу нотариально заверенные копии документов, подтверждающих его место нахождение, при предоставлении пояснения о причинах отсутствия в момент налогового обследования. Достаточно предоставить обычные копии документов вместе с оригиналом для сверки должностным лицом налогового органа.

  • Изменения в части камерального контроля (подпункт 2 пункта 2, пункт 2-1, пункт 4 и пункт 6 статьи 96, подпункт 7 пункта 1 статьи 118 Налогового кодекса)[2].
  • К пояснению на уведомление об устранении нарушений со средней степенью риска, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, прилагаются выписки из регистров налогового/бухгалтерского учета или документы, подтверждающие достоверность данных налоговой отчетности, а также иные документы по усмотрению налогоплательщика.
  • Если налоговый орган признает уведомление об устранении нарушений со средней степенью риска, выявленных по результатам камерального контроля, неисполненным, то он не выносит об этом письменное решение.
  • Истребование документов, не относящихся к описанным в уведомлении об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, не допускается.
  • Расходные операции по банковским счетам налогоплательщика ввиду неисполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, приостанавливаются по истечении 1 рабочего дня со дня истечения срока для исполнения такого уведомления.
  • Признание налоговым органом уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, неисполненным не является основанием для приостановления расходных операций по банковским счетам налогоплательщика (налогового агента).
  • Изменения в части корпоративного подоходного налога (подпункт 4 пункта 2 статьи 241, пункт 2 статьи 257, подпункт 1-1 статьи 264, подпункты 3 и 4 пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса).
  • Из совокупного годового дохода подлежат исключению дивиденды, полученные по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов в официальном списке KASE и AIX[3]. Условие об активных торгах ценными бумагами на бирже, по которым выплачиваются дивиденды, отменено.[4]
  • Из списка расходов, не подлежащих отнесению на вычеты, исключены расходы, понесенные в связи с получением/приобретением цифровых активов, которые реализованы вне биржи цифровых активов в МФЦА[5].
  • Профессиональные выплаты за счет средств работодателя в отношении работников, занятых на вредных условиях труда, могут быть отнесены работодателем на вычеты несмотря на то, что такие выплаты не признаются доходом таких работников.
  • Теперь ограничение на отнесение на вычеты расходов на управленческие, консультационные и другие подобные услуги, включая роялти, распространяется только на случаи приобретения таких услуг у взаимосвязанной стороны, зарегистрированной в юрисдикции со льготным налогообложением[6].
  • Исключены из списка видов доходов, подлежащих исключению из налогооблагаемого дохода, вознаграждение по государственным эмиссионным ценным бумагам и доходы от прироста стоимости при реализации государственных эмиссионных ценных бумаг[7] (за исключением вознаграждений, получаемых банками второго уровня по государственным эмиссионным ценным бумагам, выпущенным Национальным Банком Республики Казахстан).
  • Изменения в части индивидуального подоходного налога (пункт 2 статьи 319 Налогового кодекса).

В список выплат, не признающихся доходом физического лица, добавлены следующие выплаты:

  • профессиональные выплаты за счет средств работодателя в отношении работников, занятых на вредных условиях труда;
  • целевые накопления в ЕНПФ в рамках программы «Национальный фонд – детям»;
  • материальная выгода от экономии на стоимости товаров, работ, услуг при их приобретении за счет суммы, начисленной за ранее осуществленные покупки или полученные работы, услуги (кэшбек)[8].
  • Изменение в части акциза (подпункт 1 пункта 4 статьи 463 Налогового кодекса)[9].

Ставка акциза на пивоваренную продукцию будет повышена с 79 тенге за литр до 90 тенге за литр.

  • Изменения в части цифрового майнинга (пункт 4 статьи 227-1, пункт 4 статьи 397, статья 606-3 Налогового кодекса).
  • Теперь размер стоимости цифровых активов определяется на основании данных мировых криптобирж и криптобирж МФЦА[10].
  • Теперь оборот по реализации цифровых активов освобождается от налога на добавленную стоимость.
  • Уменьшен размер ставки платы за цифровой майнинг до 2 тенге за 1 киловатт-час потребленной электрической энергии. Ранее была предусмотрена прогрессивная шкала, где размер ставок варьировался от 1 до 24 тенге за 1 киловатт-час.
  • Если используется электроэнергия, произведенная из генерирующих установок, не подключенных к единой электроэнергетической системе, ставка составляет 1 тенге за 1 киловатт-час.
  • Изменения в части всеобщего декларирования (статья 632, подпункт 3 пункта 2 статьи и пункт 4 статьи 634, пункт 1 статьи 635 Налогового кодекса).
  • Установлен единый срок для подачи деклараций в рамках всеобщего декларирования – 15 сентября отчетного года.
  • Сделано уточнение, что в декларации о доходах и имуществе нужно отражать доходы, подлежащие налогообложению физическим лицом самостоятельно (ранее – доходы, полученные за календарный год).
  • Сделано уточнение, что в декларации о доходах и имуществе нужно отражать имущество, приобретенное или отчужденное за пределами Казахстана (ранее – имущество, приобретенное или отчужденное как в Казахстане, так и за его пределами). Данное положение не распространяется на физических лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции» возложена обязанность по представлению деклараций физических лиц, то есть данные лица должны отражать имущество, приобретенное или отчужденное как в Казахстане, так и за его пределами.
  • Сделано уточнение, что физические лица, на которых не распространяются положения Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции», не обязаны отражать в декларации о доходах и имуществе сведения об источниках покрытия расходов на приобретение отчетного имущества.
  1. Изменения в части налогообложения нерезидентов (подпункты 3 и 6 пункта 9 статья 645, подпункты 3 и 5 статьи 654 Налогового кодекса).
  2. Теперь вознаграждения, полученные нерезидентом по ценным бумагам, торгующимся на KASE и AIX[11], могут быть освобождены от налога, удерживаемого у источника выплаты, при соблюдении следующих условий за календарный год:
    1. объем сделок составляет не менее 25 миллионов тенге в календарный месяц;
    1. количество сделок составляет не менее 50 в календарный месяц.
  3. Вознаграждения и доход от прироста стоимости, полученные в связи с государственными эмиссионными ценными бумагами, исключены из списка доходов, подлежащих освобождению от обложения налогом, удерживаемым у источника выплаты[12].
  1. Изменения в части специальных налоговых режимов (подпункт 3 пункта 2 статьи 683, пункты 2 и 7 статьи 696-3 Налогового кодекса).
  2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса могут применять лица, осуществляющие сбор и прием стеклопосуды.
  3. Налогооблагаемый доход налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим розничного налога, определяется в порядке, аналогичном порядку определения доходов налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы патента или упрощенной декларации[13].
  4. Специальный налоговый режим розничного налога не вправе применять юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим (ранее – применяющее только специальный налоговый режим розничного налога)[14].
  1. Изменение в части специальных экономических зон (пункт 11 статьи 709 Налогового кодекса).

Срок применения налоговых льгот участниками специальных экономических зон будет определяться в следующем порядке:

  • 7 лет для категории А, то есть проектов стоимостью до 3 000 000 месячных расчетных показателей[15];
  • 15 лет для категории В, то есть проектов стоимостью от 3 000 000 до 14 500 000 месячных расчетных показателей[16];
  • 25 лет для категории С, то есть проектов стоимостью от 14 500 000 месячных расчетных показателей.

О GRATA International

GRATA International является крупнейшей казахстанской независимой юридической фирмой, предоставляющей широкий спектр юридических услуг, которая существует на рынке более 30 лет и является одной из ведущих юридических фирм в Центральной Азии и Каспийском регионе.

На протяжении всей своей деятельности Фирма успешно занимается налоговой практикой, в связи, с чем в 2005 году в структуре Фирмы был специально сформирован Департамент налогового права. В отличие от многих консалтинговых компаний налоговая команда GRATA в своем большинстве состоит из юристов и аудиторов, которые имеют опыт работы в органах налоговой службы. Указанное позволяет предоставлять нашим клиентам не только правильные, но и практически применимые консультации.

Наши услуги

  • Возврат налогов на прибыль, удерживаемых у источника выплаты, из бюджета;
  • Возврат НДС из бюджета;
  • Корпоративное налогообложение;
  • Налоговое сопровождение и структурирование при сделках M&A;
  • Налоговые инвестиционные преференции и налоговое планирование;
  • Налогообложение банковских и финансовых транзакций;
  • Налогообложение недропользователей;
  • Налогообложение нерезидентов;
  • Налогообложение физических лиц;
  • Правовая экспертиза налогового учета (налоговый аудит);
  • Представление и защита интересов в ходе налоговых споров.

Для более подробной информации вы можете просмотреть наш сайт www.gratanet.com либо обратиться по tax@gratanet.com

Настоящий обзор носит информативно-справочный характер и не является юридической консультацией. GRATA International не несет ответственности за последствия, возникшие ввиду использования информации, опубликованной в этом обзоре, без ее согласия.


[1] Закон Республики Казахстан от 12 декабря 2023 года № 45-VIII «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)».

[2] Вступят в силу с 12 февраля 2024 года.

[3] На данный момент нет корреспондирующего изменения в соответствующем акте МФЦА.

[4] Вступило в силу с 1 января 2023 года.

[5] Вступило в силу с 1 января 2023 года.

[6] Вступило в силу с 1 января 2023 года.

[7] Вступит в силу с 1 января 2030 года.

[8] Вступило в силу с 1 января 2018 года.

[9] Вступит в силу с 1 января 2025 года.

[10] Вступит в силу с 12 февраля 2024 года.

[11] На данный момент нет корреспондирующего изменения в соответствующем акте МФЦА.

[12] Вступит в силу с 1 января 2030 года.

[13] Вступит в силу с 12 февраля 2024 года.

[14] Вступит в силу с 12 февраля 2024 года.

[15] В 2024 году один месячный расчетный показатель равен 3 962 тенге или около 8 долларов США.

[16] Для проектов по производству продуктов питания, текстильных изделий, одежды, кожаной и относящейся к ней продукции, а также производству компьютеров, электронного и оптического оборудования, производству электрического оборудования категория B присваивается при стоимости проекта от 1 000 000 до 14 500 000 месячных расчетных показателей.

Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: TelegramInstagramFacebook, YouTube