Как международные организации содействуют антикоррупционным реформам в Казахстане?

Вы сейчас просматриваете Как международные организации содействуют антикоррупционным реформам в Казахстане?

Казахстан активно занимается антикоррупционными реформами, однако самый известный всемирный рейтинг – Индекс восприятия коррупции – не демонстрирует быстрого прогресса страны. Если по результатам 2020 года, страна подняла свой рейтинг до 38-ми баллов (из 100) и заняла 94-ое место из 180 государств, то по итогам 2021 и 2022 годов – потеряла баллы и находится за пределами ста государств в этом рейтинге. Отсутствие прогресса не останавливает антикоррупционные реформы, а, наоборот, мотивирует их ускорять и активизировать.  

Многие международные организации содействуют в этом процессе, обеспечивая качественный мониторинг антикоррупционных реформ в Казахстане, экспертную и методологическую помощь и помогая Казахстану выполнять обязательства в рамках ратифицированных или обязательных документов.

Наиболее заметна деятельность следующих организаций:

  1. UNODC (Управление ООН по наркотикам и преступности, УНП ООН) по выполнению обязательств по Конвенции ООН против коррупции.
  2. OECD (Антикоррупционная сеть ОЭСР для стран Восточной Европы и Центральной Азии) по выполнению Стамбульского плана действий.
  3. GRECO (Группа стран Совета Европы против коррупции) по выполнению Двадцати руководящих принципов Совета Европы по борьбе с коррупцией.
  4. ФАТФ, Financial Action Task Force) по выполнению Сорока рекомендаций FATF

Итак, каковы рекомендации этих организаций по борьбе с коррупцией для Казахстана?  

UNODC, Управление ООН по наркотикам и преступности (УПН ООН)

УПН ООН осуществляет мониторинг выполнения Конвенции ООН против коррупции. Далеко идущий подход Конвенции и обязательный характер многих ее положений делают ее уникальным инструментом для выработки всеобъемлющего ответа на глобальную проблему коррупции и отмывания денег. Подавляющее большинство государств-членов Организации Объединенных Наций являются участниками Конвенции. Казахстан не является исключением, конвенция была ратифицирована в 2008 году. Сейчас сторонами конвенции являются 189 государств. Конвенция охватывает пять основных областей: превентивные меры для предупреждения коррупции, криминализация и правоприменение, международное сотрудничество, возвращение активов, а также положения по технической помощи и обмену информацией стран-участниц Конвенции.

Рекомендации УПН ООН для Казахстана для активизации антикоррупционных реформ следующие:

  • ​Продолжить усилия по поиску путей криминализации обещания и предложения взятки с учетом особенностей уголовно-правовой доктрины Казахстана.
  • Продолжить усилия по поиску путей криминализации испрашивания взятки с учетом особенностей уголовно-правовой доктрины Казахстана.
  • Гармонизировать определения публичных должностных лиц в соответствии с требованиями статьи 2 Конвенции.
  • Продолжить усилия по установлению режима эффективной административной ответственности юридических лиц за совершение как минимум всех коррупционных преступлений, подлежащих криминализации в соответствии с Конвенцией, включая отмывание доходов от коррупционных преступлений.
  • Продолжить усилия по повышению специализации и профессиональной подготовки прокуроров, осуществляющих надзор по коррупционным делам, а также следователей правоохранительных органов, расследующих коррупционные дела и т.д.

Многие рекомендации УПН ООН в рамках мониторинга выполнения Конвенции против коррупции уже исполнены, например, усилена уголовная ответственность за совершение коррупционных преступлений.

OECD, Антикоррупционная сеть для стран Восточной Европы и Центральной Азии (АКС ОЭСР)

АКС ОЭСР является очень значимым партнером нашей страны по реализации антикоррупционных реформ. Это связано с желанием Казахстана вступить в ОЭСР в ближайшее время и привлекать как можно больше иностранных инвестиций в экономику. Также как УПН ООН, АКС ОЭСР проводит мониторинг реализации документа, принятого Казахстаном, — Стамбульского плана действий против коррупции. В рамках данного сотрудничества были реализованы следующие изменения:

  • Значительно усилен статус национального органа по предупреждению коррупции – Агентства РК по противодействию коррупции (Антикор).
  • Усилена уголовная ответственность за совершение коррупционных преступлений.
  • Внедрена новая система квалификации судей, решены вопросы финансирования судов и усилена ответственность судей за совершение коррупционных преступлений.
  • Внедрена система антикоррупционного комплаенса в квазигосударственном секторе.
  • Продолжается реформирование законодательства о государственных закупках и регулировании конфликта интересов.

Очередной раунд мониторинга казахстанских антикоррупционных реформ этой организацией пройдет в 2024 году по новой методологии. В связи с этим разрабатываются новые пакеты поправок в законы в сфере антикоррупции, которые либо уже приняты (как, например, закон о возврате незаконно приобретенных активов) либо будут рассмотрены в ближайшее время (например, пакет поправок по регулированию конфликта интересов и государственных закупок).

GRECO, Группа государств Совета Европы против коррупции

Казахстан стал членом GRECO c 1 февраля 2020 года. Мониторинговый механизм этой организации является одним из эффективных с точки зрения имплементации международных антикоррупционных стандартов. Статус члена этой авторитетной организации означает, что антикоррупционные реформы проходят в соответствии с высокими международными стандартами, принятыми Советом Европы.

GRECO предоставила Казахстану 27 рекомендаций, которые должны быть выполнены не позднее 30 сентября 2023 года. Вот некоторые из них:

  1. принять необходимые законодательные и практические меры для усиления независимости судебной власти и обеспечения функциональной автономии органов прокуратуры и правоохранительных органов, отвечающих за противодействие коррупции, и защиты этих органов от любого неправомерного влияния, в том числе со стороны высшей политической/исполнительной власти государств;
  2. (i) усилить и систематизировать координацию между правоохранительными органами для обеспечения эффективности финансовых расследований и (ii) обеспечить Агентству по противодействию коррупции и Агентству по финансовому мониторингу доступ к базе банковских счетов налоговых органов для более эффективного выявления и отслеживания преступных доходов;
  3. обеспечить систематическое применение на практике существующих правовых положений, касающихся юрисдикции по расследованию дел о коррупции между различными правоохранительными органами, которые отдают приоритет тем, кто специализируется на борьбе с коррупцией;
  4. усилить системы и средства контроля для отслеживания преступных доходов и выявления конечных бенефициарных владельцев; (ii) рассмотреть вопрос установления надлежащего распределения бремени доказывания, связанного с вынесением обвинительного приговора, для выявление компетентными органами доходов от коррупции, подлежащих конфискации;
  5. установить адекватную ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения и обеспечить эффективные, соразмерные и сдерживающие санкции и т.д.

Успеем ли мы вовремя выполнить рекомендации GRECO покажет время.

FATF (ФАТФ, Financial Action Task Force)

FATF является мировым законодателем стандартов в борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения. За последние двадцать лет FATF разработала, использовала и усовершенствовала строгие механизмы мониторинга, чтобы помочь обеспечить глобальное соответствие своим стандартам. Он оценивает соответствие с помощью строгого процесса оценки и мониторинга в стране.

По противодействию отмыванию денег Казахстану были предоставлены следующие рекомендации:

  • Изменить законодательство о противодействии отмыванию денег, в частности, исключить пороговое значение для возбуждения уголовного дела по отмыванию денег.
  • Распространить меры по конфискации на деньги и иное имущество, полученные в результате совершения уголовного правонарушения, и любые доходы от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.
  • Разработать и внедрить эффективные законы и процедуры для изучения и реализации, если уместно, мер, начатых в рамках  механизмов замораживания в других юрисдикциях и т.д.

Ожидается, что многие из этих рекомендаций будут реализованы в связи с принятием нового законодательства о возврате незаконно приобретенного имущества в Казахстане в 2023 году.

Татьяна Зинович,

Исполняющая обязанности директора

ОФ «Центр исследования правовой политики» (LPRC)

Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: TelegramInstagramFacebook