Как создать эффективную комплаенс службу

Вы сейчас просматриваете Как создать эффективную комплаенс службу

И как в ее организации могут помочь юристы, обсудили на Форуме по комплаенс и безопасности (Compliance& Security Forum).

Прошел он 23 сентября 2022 года в г. Астана. Организатором выступила Ассоциация комплаенс и деловой этики.

В пленарном обсуждении на тему «Юристы и Комплаенс – конфронтация или кооперация» участвовали эксперты Палаты KazBar и LPRC, которые работают в рамках проекта «Реализация системной, структурированной и эффективной политики повышения деловой добропорядочности и развития корпоративного управления в Казахстане в соответствии со стандартами ОЭСР» (далее – «Проект»), реализуемого в рамках Соглашения о финансировании, заключенного 5 февраля 2020 года между Siemens Aktiengesellschaft и Палатой юридических консультантов «Kazakhstan Bar Association» в рамках Третьего раунда финансирования Siemens Integrity Initiative.

Выступили следующие спикеры проекта со следующими темами для обсуждения:

1. Ольга Сафонова, к.ю.н., Председатель комитета по комплаенс Палаты юридических консультантов «Kazakhstan Bar Association», независимый консультант по вопросам комплаенса в частном секторе выступила с темой «Плюсы и минусы «юристы + комплаенс служба» и «юристы vs комплаенс службa».

2. Каншаим БЕРКУМБАЕВА, Специалист комплайнс сертифицированный International Compliance Association (2017 with distinction), Глава комплайенс службы Samsung Electronics Central Eurasia выступила с темой «Формирование кадров комплаенс службы».

3. Денис Примаков, к.ю.н., доцент Академии Внешней Торговли (ВАВТ), автор книги «Специальные виды комплаенса: антикоррупционный, банковский и санкционный комплаенс, розыск активов (форензик)» выступил с продолжением раскрытия темы «Формирование кадров комплаенс службы».

Ольга Сафонова в рамках обсуждений высказала следующий вывод: комплаенс-офицер — это отдельная профессия и при должном развитии комплаенс в РК у них будут свои подразделения и своя профессиональная среда. Исходя из теории трех линий защиты на предприятии, комплаенс, как и юристы, HR, риск-менеджеры и служба безопасности относятся ко второй линии защиты, где размещены функции внутреннего контроля и надзора. Ключевая роль функций второй линии защиты — фокусировка на таких объектах как: соответствие требованиям законов и регуляторов, приемлемое этическое поведение, внутренний контроль, информационная и технологическая безопасность, устойчивость и обеспечение качества. Именно здесь юристы и комплаенс-офицеры в первую очередь ответственны за соответствие требованиям законодательства и других регуляторных правил, а также за приемлемое этическое поведение. Большую роль в том, как сложатся их отношения и не перерастет ли это в борьбу престолов играет идеология менеджмента и организационная структура.

Реализация всех функций второй линии защиты осуществляется через оказание консультаций и экспертной поддержки, мониторинга и эскалации выявленных рисков в первую очередь менеджменту и бизнесу для принятия операционных мер, направленных на минимизацию рисков. И эта общая основа действий позволяет наладить успешное сотрудничество юристов и комплаенс-офицеров.

Канашим Беркумбаева высказала мнение, что комплаенс-офицер должен выполнять 3 важные функции:

1. Комплаенс-офицер должен уметь наладить и поддерживать бизнес-процессы;

2. Оказывать помощь бизнесу своими консультациями, что может быть допустимым по международным стандартам по комплаенс и объяснять их так, чтобы каждый сотрудник понял;

3. Эффективно сотрудничать с юристами, чтобы предусмотреть все риски для бизнеса.

Денис Примаков остановился на вопросе ресурсов и компетенции Антикоррупционных служб. На примере диагностики компаний из квазигоссектора (проект ведется совместно KazBar и LPRC) и из проведенных интервью с комплаенс-офицерами, мы видим, что сейчас у служб не хватает человеческих ресурсов на эффективную комплаенс программу. Эксперт привел пример, когда в одной компании, где более 4 000 сотрудников, всего один комплаенс-офицер.

В связи с этим эксперт предложил следующее: ранжировать количество сотрудников антикоррупционной службы в компаниях в зависимости от количества сотрудников. Например, до 1 000 сотрудников — один сотрудник, если больше 1 000, то должно быть больше сотрудников и ресурсов. Также эксперт привел примеры, когда в комплаенс службу набирают людей без опыта, что тоже отражается на эффективности.