Налогообложение юридических консультантов.
Проблемы и способы их решения
Айдарбеков Асылбек Ермекович, юридический консультант, член ПЮК «Эксперт Права 2018».
Выражаю благодарность директору ТОО «ФСБ» Ибраевой Олесе Нурболатовне, за оказанную помощь при подготовке данного материала.
Предпринимательский кодекс РК выделяет следующие категории субъектов предпринимательства – «субъекты малого предпринимательства, в том числе субъекты микропредпринимательства; субъекты среднего предпринимательства; субъекты крупного предпринимательства» (п. 1 ст. 24). Декларируемая в п. 2 той же статьи необходимость в такой категоризации субъектов не выделяет среди прочего налогообложение.
Действующий Налоговый кодекс РК не содержит понятий «малое предпринимательство» и/или «микропредпринимательство». Вместо этого применяется термин «субъекты малого бизнеса», который нигде в Налоговом кодексе не раскрыт. Таким образом, с точки зрения налогового законодательства, по нашему мнению, имеется существенный пробел, выражающийся в отсутствии критериев для определения субъекта малого бизнеса. Кроме того, разночтение терминологическое. В одном случае термин «предпринимательство» — который использует не только Предпринимательский кодекс РК, но и Гражданский кодекс РК, Уголовный кодекс РК. С другой стороны, термин «бизнес», не используемый в законодательстве Казахстана нигде, кроме собственно Налогового кодекса.
Помимо терминологического разночтения, существует также и методологическое разночтение для определения субъектов предпринимательской деятельности. Так Предпринимательский кодекс РК устанавливает два критерия: 1) среднегодовую численность работников; 2) среднегодовой дохода. Для того, чтобы являться субъектом малого предпринимательства, среднегодовая численность работников не должна превышать 100 человек, а годовой доход не свыше 300 000 МРП, что в 2023 году составит 1 035 000 000 тенге. Для микропредпринимательства численность работников не должна превышать 15 человек, а доход за год не должен превышать 30 000 МРП, что в 2023 году составит 103 500 000 тенге. Отметим, что Предпринимательский кодекс РК определяет виды субъектов предпринимательской деятельности для «целей оказания государственной поддержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан». Так же, при определении видов субъектов не имеет значения наличие или отсутствие филиалов или представительств.
Налоговый кодекс РК предоставляя возможность установления специального налогового режима в каждом конкретном случае использует четыре критерия.
Так для осуществления деятельности по патенту применяется три критерия: 1) отсутствие наемных работников; 2) сумма дохода (не свыше 3 528 МРП в год, что составляет 12 171 600 тенге в 2023 году). Для осуществления деятельности на основе упрощенной декларации необходимо советовать следующим критериям: 1) количество работников не должно превышать 30 человек; 2) полугодовой доход не должен превышать 24 038 МРП в год, что в 2023 году составит 82 931 100 тенге. В случае осуществления деятельности с использованием фиксированного вычета количество работников не должно превышать 50 человек, а сумма дохода не должна превышать 497 434 800 тенге в год. Общим критерием для всех вышеперечисленных видов налогообложения является критерий видов деятельности. Здесь законодатель исключил право состоять на специальном налоговом режиме целому ряду лиц занятых видами деятельности предусмотренных в пп. 3, п. 2, ст. 683 Налогового кодекса, куда вошла помимо прочих «деятельность в области права, юстиции и правосудия».
Так же налоговое законодательство позволяет осуществлять деятельность по упрощенному порядку регистрации в налоговых органах деятельности неформально занятых лиц. Критерием для осуществления деятельности по данному виду налогообложения является не превышение дохода свыше 1 175 МРП в год, что в 2023 году составит 4 053 750 тенге. По видам деятельности так же имеются ограничения, изложенные в ст. 774 Налогового кодекса РК, к сожалению, с 01 января 2023 года в указанный перечень попал наш вид деятельности «в области права, юстиции и правосудия».
Предварительно можно сделать вывод, что критерии субъектов малого предпринимательства, изложенные в Предпринимательском кодексе менее «требовательны», чем критерии, излагаемые для субъектов малого бизнеса, изложенные в Налоговом кодексе. Мы считаем, что для всемерной поддержки предпринимательства в нашей стране, необходимо устранение всех вышеуказанных противоречий между двумя Кодексами, причем учитывая то, что Предпринимательский кодекс РК собственно регулирует предпринимательскую деятельность, то за основу необходимо принять критерии, изложенные в нем. В Налоговом кодексе РК необходимо устранить понятие «малого бизнеса», а применять понятие «малого предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан». Так же полагаем неуместными с точки зрения фискальной политики ограничения по видам деятельности для постановки на специальный налоговый учет. Критерии по количеству работников и сумме дохода являются достаточными, о чем мы укажем ниже на примере деятельности юридических консультантов.
Мы вынуждены сделать столь пространное введение в проблематику в связи с тем, что, по нашему мнению, невозможно отразить проблему, не углубившись в вопросы налогообложения и определения вида субъекта предпринимательства.
Деятельность юридических консультантов регулируется профильным законом РК, в частности, в нем сказано: «Юридический консультант может оказывать юридическую помощь самостоятельно, занимаясь частной практикой в виде индивидуального предпринимательства, либо без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также на основании трудового договора с юридическим лицом». Уже в этом определении мы видим прямое противоречие Налоговому кодексу, который исключил возможность для юридических консультантов заниматься своей деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. По подсчетам автора, около 70% юридических консультантов, состоящих в ПЮК «Эксперт Права 2018», заняты предпринимательской деятельностью путем участия в юридических лицах (как правило, это ТОО), другая часть оформляет свои деятельность в качестве индивидуального предпринимательства.
Профильный закон не позволяет (да и необходимости в этом нет) установить средний уровень доходов юридического консультанта. Палаты юридических консультантов обязаны размещать на своем сайте «среднюю стоимость оказываемых членами палаты юридических услуг за предыдущий период». Так, согласно сведениям размещенным на сайте ПЮК «Эксперт Права 2018», средняя стоимость услуг за 2019 год составила – 44 531 тенге; за 2020 год – 38 985 тенге; за 2021 год – 40 214 тенге (читатель должен понимать, что в данном случае средняя стоимость, как и средняя температура больных по палате, абсолютно не определяет объективного положения по каждому юридическому консультанту в отдельности). Исходя из этой цифры и приблизительной возможной нагрузки на юриста можно сделать однозначный вывод: уровень дохода юридического консультанта не подходит под критерий субъекта малого предпринимательства, а является ярким примером микропредпринимательства. Если брать критерий наемных работников, то сама специфика деятельности юридического консультанта предполагает в лучшем случае штат из 2 человек.
И тут появляется большое НО! Мы не даром выше так подробно сравнивали налоговое и предпринимательское законодательство в части определения к субъектам предпринимательства (бизнеса). Так юридические консультанты, получающие относительно невысокий доход по значимости для налогового законодательства стоят в равных позициях с нефтяной компанией.
В связи с тем, что налоговое законодательство вынуждает юридических консультантов находиться на общеустановленном режиме, вырастают расходы. В частности, объем налоговой отчетности вынуждает пользоваться программой 1С, стоимость которой составляет приблизительно 70 000 тенге, обновления для нее составят 3000 тенге в месяц, за год это составит 36 000 тенге, сопровождение программы обойдется как минимум в 54 000 тенге, так же не забываем что необходимо иметь онлайн кассовый аппарат, за который необходимо оплатить ОФД 1500 тенге в месяц, что в год составит 18 000 тенге. Плюс оплата услуг бухгалтера примерно 60 000 тенге в месяц, что в год составит 720 000 тенге. Итого за год расходы составят 898 000 тенге. И это еще не посчитаны расходы на банковское обслуживание и т.д.
Для нормального функционирования деятельности юридического консультанта необходимо арендовать офис, закупать бумагу, заправлять оргтехнику, иметь постоянный выход в интернет. Все эти расходы ложатся бременем на юридического консультанта, при этом рынок перенасыщен предложением, а как видно из вышеприведенных цифр, в 2021 году рынок юридических услуг еще не вышел из шока 2020 года с его ограничениями связанными с Covid19.
Все вышеприведенные проблемы (а по сути одна проблема – вынужденная постановка на общеустановленный учет в связи с видом деятельности) вынуждает юридических консультантов отказываться от участия в гарантированной государственной юридической помощи. Постановлением Правительства РК от 13 декабря 2018 года № 834 (с изменениями от 15.08.2022 года) установлены размеры оплаты гарантированной государством юридической помощи, оказанной адвокатом, юридическим консультантом, и возмещения расходов, связанных с правовым консультированием, защитой и представительством, а также проведением примирительных процедур. Согласно п. 2 указанного постановления, 1 час работы юридического консультанта оплачивается в размере 0,56 МРП, утвержденного на соответствующий период. Что в 2023 году составит 1932 тенге. Итак, представим себе ситуацию, что юридический консультант всецело занимается гарантированной государством юридической помощью. За один 8 часовой рабочий день он сможет заработать – 15 456 тенге. В 2023 году предполагается общее количество рабочих дней 246 при пятидневной рабочей неделе (https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34880138&pos=83;-54#pos=83;-54). 15 456 * 246 = 3 802 176 тенге. Из них около одного миллиона необходимо будет израсходовать для правильности отчетов и выплаты налогов. Остаток 2 802 176 разделим на 12 месяцев и получим 233 514 тенге, при этом средняя заработная плата в Казахстане за первый квартал 2022 года составила 275 478 тенге (https://bizmedia.kz/2022/05/09/srednyaya-zarplata-v-kazahstane-v-2022-godu/). Из них необходимо будет оплатить налоги и другие обязательные платежи 23 351 тенге пенсионные взносы, 4200 обязательное медицинское страхование, социальный налог 8 173 тенге (итого 35 724 тенге), арендовать помещение, обслуживать оргтехнику, оплачивать услуги интернета, закупать канцелярские товары, да и просто презентабельно выглядеть. Какая сумма останется в остатке?
Но это еще не все. Администратором программы гарантированной государством юридической помощи являются территориальные подразделения юстиции. Для оказания гарантированной государством юридической помощи необходимо заключить соглашение с департаментом Юстиции. После оказанной помощи сдать отчет с актами выполненных работ. После чего территориальное подразделение юстиции перечисляет денежные средства на счет юридического консультанта. С точки зрения гражданских правоотношений все просто и понятно. Но с точки зрения налоговых правоотношений все не так однозначно и есть нюансы.
Если юридический консультант – индивидуальный предприниматель, то выше мы изложили расчеты его расходов. Денег не много, но они есть. Но если юридический консультант осуществляет предпринимательскую деятельность путем образования юридического лица и/или является работником юридического лица, то возникает казус. Доход получен от оказания услуги физическим лицом. Следовательно, это предпринимательская деятельность, ни под один из специальных налоговых режимов мы, юридические консультанты, не попадаем. Статус самозанятых для нас тоже закрыт. С другой стороны, бухгалтерия территориальных подразделений юстиции не имеет возможности удерживать у источника выплаты налоги и другие обязательные платежи. Таким образом, налоговое законодательство становится тормозом в реализации государственной программы по оказанию гарантированной юридической помощи населению.
Мы считаем, что для уменьшения административных барьеров, уменьшения нагрузки на юридических консультантов, что как следствие повлечет за собою большую доступность юридических услуг и эффективную реализацию государственной программы гарантированной государством юридической помощи, необходимо следующее:
1) Гармонизация и унификация в законодательстве РК понятий «субъект малого предпринимательства» и «субъект малого бизнеса». Причем за основу необходимо взять нормы Предпринимательского кодекса, изложив абз. 3 п. 2 ст. 24 Предпринимательского кодекса в следующей редакции – «Для целей оказания государственной поддержки и применения налоговых а также иных норм законодательства Республики Казахстан используются два критерия: среднегодовая численность работников и среднегодовой доход».
2) Исходя из этого определения необходимо будет провести ревизию норм Налогового кодекса РК, устранив критерий определения налогового режима по видам деятельности.
3) Пп. 17, п. 1, ст. 341 Налогового кодекса дополнить абзацем: «платежи, полученные юридическими консультантами в рамках исполнения программы гарантированной государством юридической помощи».
Читайте также:
Некоторые аспекты законодательства о защите персональных данных
Как преобразовать Казахстан: независимый взгляд юриста
Анонс о выходе комментариев к Кодексу РК «О недрах и недропользовании»
Всегда ваш, KLR