Как преобразовать Казахстан: независимый взгляд юриста

Вы сейчас просматриваете Как преобразовать Казахстан: независимый взгляд юриста

Елюбаев Жумагельды Сакенович, доктор юридических наук, академик Российской академии естественных наук (РАЕН РФ), академик Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург), почетный профессор Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева, Казахского гуманитарно-юридического университета им. М.С.Нарикбаева, Высшей школы права «Әділет» Каспийского общественного университета, юридического факультета Казахского национального университета им. аль-Фараби

Заявленная тема весьма актуальна в эти дни, когда протестное настроение граждан страны, начавшиеся как мирные митинги и демонстрации, переросло в бесчинства оголтелой толпы, криминальных личностей и террористов разных мастей. К сожалению, пролилась кровь, погибли люди, разгромлены объекты недвижимости, продолжаются акты мародерства, оскорбление граждан страны… При этом власть, в том числе армия, полиция, КНБ и другие структуры показали свою полную неспособность управлять такими процессами и на помощь были призваны силы ОДКБ… Остается только надежда на то, что в стране будет наведен конституционный порядок, но глубокий осадок от этих событий останется в сердцах многих поколений казахстанцев. А на мировом уровне наша страна еще долго будет сравниваться с неблагополучными государствами Азии и Ближнего Востока. Как говорится, «приехали» после 30-летнего независимого развития страны. Кто виноват в этом…? По моему глубокому убеждению, только бессменный тоталитарный режим, установленный первым Президентом РК и его молчаливым, а можно сказать и преступным, коррумпированным окружением. Наступило время больших и системных перемен во благо нашей большой страны и казахстанского общества, не путем точечных и ошибочных реформ, которые проводились все эти 30 лет, и главной целью которых были не только укрепление власти одного человека, но и стремление «усыпить» общество и отвлечь народ от существующих проблем в государственном управлении.

К этой тяжелой теме, я пришел, анализируя текущую ситуацию в стране. Трудно сидеть и молчать, поэтому, без претензии на истину в последней инстанции и основываясь на своем жизненном и профессиональном опыте, решил поделиться с соотечественниками своим видением выхода из тяжелейшего кризиса, в которую подвергли страну и общество наши горе-правители. Все, что я изложу в этой работе, это мое субъективное восприятие прошлого, настоящего и будущего… Как гражданин Казахстана, я думаю, что имею на это право, в конце концов, право на свободу слова мне гарантировано Конституцией нашей страны. За моей спиной более 40 лет профессиональной деятельности на судейских должностях в Российской Федерации и Республике Казахстан, в органах прокуратуры и юстиции, в сфере международного бизнеса. Не ради хвастовства, но скажу, что вершиной моей профессиональной карьеры были такие должности, как: судья Верховного Суда Казахской ССР и Республики Казахстан, заместитель Генерального прокурора Республики Казахстан, вице-министр юстиции Республики Казахстан. В течение 21 года возглавлял Департаменты правового обеспечения крупнейшего совместного казахстанско-американского предприятия «Тенгизшевройл» и Евразийского подразделения международной энергетической корпорации «Шеврон». Все эти годы занимался и занимаюсь научной, преподавательской и общественной деятельностью. Эти страницы своей биографии я привел не случайно, а для того, чтобы у читателя не сложилось мнение о том, что я пишу, не зная истинное положение дел в нашей стране и казахстанском обществе.

Какие же предпосылки, по-моему мнению, привели страну к событиям этих дней?

Очень кратко это можно охарактеризовать так: узурпация власти одним человеком; создание системы вертикального подчинения государственной власти без реальных систем сдержек и противовесов; ненадлежащая и зависимая деятельность трех ветвей власти (законодательной, судебной и исполнительной) от главного правителя страны; создание олигархического капитализма и формирование нуворишей-олигархов в близком окружении главы государства; воровская и хищническая приватизация государственной собственности, благодаря чему семья правителя, его близкие друзья и знакомые попали в список «Форбс», как люди, имеющие миллиардные состояния в долларах США; создание системной коррупции в стране снизу до верху, о чем свидетельствует криминальная статистика (за три десятилетия осуждены к длительным срокам лишения свободы — два премьер-министра, больше десятка министров, акимы областей и их заместители, а чиновников более низкого ранга и не счесть…); криминализация гражданского общества, подтверждением этому свидетельствуют факты «распила» и хищения бюджетных средств на сотни миллиардов тенге (пример, столичное ЛРТ и др.), многомиллиардные хищения в сфере бизнеса, готовность граждан решать свои проблемы путем дачи взятки; уничтожение малого и среднего бизнеса чрезмерным контролем и надзором со стороны государственных органов и чиновников; полное уничтожение аграрного сектора, что привело к урбанизации страны; уничтожение системы образования, высшей школы и науки; отсутствие демократических институтов управления и активного гражданского общества; отсутствие реальной и созидательной оппозиции (беглецы-олигархи, вещающие «из-за бугра» и выдающие себя за лидеров оппозиции, на эту роль не годятся); перекосы в создании и поддержке общественно-политических организаций, которые выразились в том, что власть имущая поддерживала только партию «Нур-Отан», членами которой являются все чиновники существующей власти (другие партии не являются оппозиционными, они провластные), что привело к полной деградации общества; отсутствие прямых выборов в представительные органы власти (маслихаты, Парламент РК), когда выборный процесс полностью контролируются властью и нет возможности достойным и высокопрофессиональным гражданам страны пробиться в представительные органы, все решает власть, через провластные партии, в первую очередь, «Нур-Отан», хотя Конституция РК провозглашает такое право гражданина; перекосы судебной системы и исполнительной власти, где подбор кадров на государственные должности осуществляется по надуманным, сложным и бюрократическим процедурам, в результате во власть попадают не самые лучшие, деятельность которых только дискредитирует страну и общество. Эти и другие причины привели к обнищанию народа, в неверие власти, способствовали росту протестного настроения в обществе, а итог — события этих дней в начале 2022 года. Перечень предпосылок нынешней общественно-политической ситуации можно бесконечно продолжать, я указал по своему определению только самые болезненные для страны и общества. Понимает ли все это нынешняя власть, это большой вопрос… К сожалению, около Президента К.К.Токаева все еще находятся люди, приближенные к ушедшему с политической арены бывшему президенту страны, которые всячески будут держаться за власть, чтобы не оторвали их от «кормушки». Он должен отказаться от «услуг» этих чиновников и закрыть перед ними «все двери во власть». Действующий Президент страны нуждается в новых людях, готовых служить стране и народу, а они в нашем обществе есть…

Что нужно сделать, на мой взгляд, Президенту страны, К.К.Токаеву, срочно и незамедлительно, чтобы найти понимание и поддержку народа:

1. В устной и письменной форме представить народу Программу действий без детализации, а по основным направлениям своей деятельности: что собирается делать по установлению в стране конституционной законности и правопорядка; каким он представляет страну в будущем и какие шаги он будет предпринимать.

2. Не формировать новое Правительство РК, поскольку сейчас во власти «рулят» представители бывшего главы страны, большинство из которых коррумпированы и не компетентны, то есть на данном этапе не из кого формировать высший исполнительный орган страны.

3. Вместо нового Правительства, необходимо сформировать «Временный исполнительный Совет переходного периода» с членами по количеству центральных министерств и ведомств, каждый член Совета будет курировать определенное министерство и ведомство. Штатные работники этих центральных органов власти будут исполнять свои обязанности до формирования нового Правительства РК. Члены этого Совета, возможно, именно они в будущем и займут должности министров и руководителей центральных министерств и ведомств, должны и обязаны обеспечить деятельность исполнительной власти и переход полномочий к новому Правительству РК. Необходимо определить срок полномочий этого Совета, не менее 6 месяцев. Надо уже сейчас заняться поиском кандидатов в состав этого Совета. Совет необходимо возглавить самому Президенту. Этот временный орган будет реальным механизмом формирования нового Правительства в этой кризисной ситуации, а также проверкой на деле их компетентности и преданности стране и обществу.

4. Необходимо срочно внести в действующий Парламент проекты конституционных и иных законов о признании утратившими силу нормативных правовых актов, определяющих статус и полномочия Ел басы. Необходимо полностью исключить институт двоевластия, каковое было до сегодняшнего дня.

5. Срочно создать Рабочую группу по разработке новой Конституции из числа авторитетных юристов-ученых и практиков, предоставив 6-ти месячный срок для подготовки Основного закона. В новой Конституции обязательно должны быть следующие положения: о признании Казахстана светским, правовым, демократическим, социальным и унитарным государством; об однопалатном Парламенте (двухпалатный Парламент — это атрибут федеративного государства, а Казахстан унитарное государство, нам не нужен Мажилис и Сенат); о праве граждан на прямые выборы депутатов Парламента РК и маслихата; о праве граждан на самовыдвижение в представительные органы власти; о праве партий и других общественных объединений на выдвижение кандидатов в представительные органы; о Правительстве РК, во главе которого должен быть Президент страны, тогда будет достигнута цель реального разделения власти на три независимые ветви власти — законодательную, судебную и исполнительную, без «бога», надзирающего сверху; об однопалатном Парламенте РК, с составом, не более 100 человек, 1/3 которого должны быть юристами, которым близка и понятна законотворческая деятельность; о создании Конституционного Суда вместо Конституционного Совета с более широкими полномочиями; о порядке внесения изменений и дополнений в Конституцию страны только через референдум и не чаще одного раза в 5 лет; о равной защите частной и государственной собственности; о запрете государственным служащим состоять в политических партиях, общественно-политических и иных общественных объединениях; о признании государственным языком — казахский язык, с гарантией свободного использования других языков в государственных органах, сфере бизнеса, образования, науки, культуры и других сферах деятельности граждан страны, при этом ущемление прав использования языков должно преследоваться по закону (пример, в маленькой Швейцарии, несколько языков, используемых в любой сфере жизни людей, в том числе в государственных органах); о запрете ограничений при реализации конституционных прав и свобод; о праве быть избранным Президентом РК только два срока (4 + 4) без всяких исключений; об одномандатном Парламенте РК, избираемом на 5 лет путем всеобщих и прямых выборов; об исчерпывающем перечне субъектов, имеющих право законодательной инициативы (Правительство РК, Верховный Суд РК, Конституционный Суд РК, депутаты Парламента, совместно 2/3 регионов страны через маслихаты); об адвокатах и юридических консультантах, обеспечивающих право граждан на судебную защиту ими своих прав и свобод.

6. Обеспечить принятие Конституции РК на всенародном референдуме, не позднее 1 июля 2022 года.

7. После принятия новой Конституции РК назначить и провести новые выборы однопалатного Парламента РК, после чего распустить действующий Парламент страны.

8. Создать Конституционный Суд РК путем избрания членов этого органа новым однопалатным Парламентом РК на пятилетний срок, с возможностью переизбрания на второй срок.

9. Необходимо значительно сократить число министерств и центральных ведомств, а также число чиновников (надо уходить от практики рулить «всем и вся»). гражданское общество, бизнес (экономика), культура, образование, наука, искусство и другие сферы должны развиваться в свободной и конкурентной среде.

10. Необходимо сократить перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию или прохождению разрешительной системы.

11. Центральные министерства и ведомства должны быть сокращены минимум на 1/3 от действующих в настоящее время с перераспределением компетенции и полномочий между остающимися государственными органами. Число чиновников должно сократиться не менее, чем наполовину, надо дать гражданскому обществу и бизнесу — «свободно дышать».

12. Необходимо срочно потребовать от чиновников прекратить свое членство в партиях, в частности, в партии «Нур-Отан».

13. Ликвидировать через суд партию «Нур-Отан», как дискредитировавшую себя политическую организацию, способствовавшую созданию авторитарной власти, препятствовавшую развитию демократических институтов власти, вмешивавшуюся в выборные процессы на протяжении более 20 лет, способствовавшую формированию системной коррупции. При этом все активы этой партии должны быть национализированы. Руководители этой партии должны быть отстранены от властных структур.

14. Объявить мораторий на проверку субъектов малого и среднего бизнеса на 5 лет с возможностью продления до 10 лет. Субъекты, злостно нарушающие законодательство и иные требования, или, если по их вине причинен вред государству и обществу, должны быть сняты с регистрации и прекратить свою деятельность. Такой подход позволит повысить ответственность субъектов бизнеса и снизить коррупционные риски. Для реализации этого предложения в профильных законах должны быть предусмотрены действенные инструменты и механизмы.

15. Пересмотреть имеющие Программы по развитию промышленности и экономики, Программы социального и иного характера, отказавшись от «прожектных» вариантов. Разработать новые конкретные и точечные планы/программы по строительству заводов и фабрик, не гигантов, а вполне разумных по масштабам, и которые бы начали работать на основе имеющейся сырьевой базы нашей страны. Это позволит открыть новые рабочие места. При этом эти новые объекты промышленности должны быть сосредоточены во всех регионах страны, в зависимости от специфики этих регионов.

16. Надо разработать Программу по учреждению в каждом регионе не менее 5-ти государственных сельскохозяйственных предприятий по типу советских совхозов, колхозов, потребительских кооперативов. Каждое предприятие должно специализироваться на одном из видов аграрной деятельности: растениеводство, животноводство, овцеводство, коневодство, птицеводство, пчеловодство, рисоводство и др. виды производства.

17. Надо разработать Программу по учреждению в каждом регионе не менее одного государственного предприятия по переработке сельхозпродуктов (злаковые культуры, шерсть, шкуры животных, овощи и фрукты и др.). Выполнение двух последних предложений поможет снизить процесс урбанизации, возродить аулы, сельские поселки, остановить миграцию населения, открыть рабочие места. При этом необходимо поощрять развитие частных сельскохозяйственных компаний путем установления системы государственной дотационной помощи, предоставления долгосрочных (10 — 15 лет) кредитов по низким ставкам (5 — 7%).

18. Необходимо национализировать активы незаконно переданные властью в ходе приватизации в собственность нынешних олигархов, по примеру КНР.

19. Необходимо предпринять меры по возврату незаконно выведенных денежных средств за пределы Казахстана, в частности, путем предоставления возможности легализовать их в Казахстане для финансирования государственных проектов по возрождению экономики страны.

20. Ввести обязательную декларацию доходов и расходов для всех государственных служащих и членов их семей, начиная от Президента страны до чиновника в сельском округе, с обязательной публикацией их в СМИ. Если чиновник не сможет объяснить основания возникновения у него какого-то имущества, он должен быть незамедлительно освобожден от должности с лишением права занимать государственные посты в будущем.

21. Президенту РК необходимо срочно создать консультативно-совещательный орган при Администрации Президента РК для обсуждения важных политических, экономических, социальных и других вопросов. Численность этого органа не должен превышать 50 человек (работа органа с большим числом членов, как показывает практика, не эффективна). При этом, в формировании этого органа не должен принимать участия ни один государственный орган, в том числе Администрация Президента РК. Кандидатов в этот орган будут представлять политические и общественные организации, профессиональные организации, в том числе саморегулируемые, научное сообщество, техническое сообщество, религиозные организации и др. субъекты гражданского сообщества. Этот орган будет вырабатывать для Президента страны рекомендации по важным вопросам государственного строительства и управления, экономики, образования, науки, культуры и другим актуальным вопросам, что будет способствовать принятию выверенных и правильных решений главой государства.

22. Обязать Национальный банк РК, как регулятора в сфере финансовой и банковской деятельности, разработать строгие правила деятельности банков второго уровня и других финансовых учреждений, в частности, в сфере кредитования, с целью защиты прав и законных интересов граждан, подпадающих в банковскую «кабалу». Необходимо повысить требования к предоставлению кредитов, банки должны тщательно проверять финансовое состояние юридического или физического лица до выдачи кредита. Необходимо запретить банкам самим участвовать в торгах залогового имущества, а также снижать размер реальной стоимости залогового имущества. Такие требования повысят ответственность обеих сторон и минимизируют риски социальных конфликтов, за примерами далеко ходить не нужно, достаточно вспомнить недавние события, когда должник совершил убийство другого человека при исполнении судебного решения, связанного с банковским кредитом.

23. Навести порядок в системе высшего образования, направленного на сокращение числа высших учебных заведений, деятельность которых не отвечает требованиям законодательства. Министерство образования и науки РК обязано заниматься на системной основе исследованием потребностей специалистов в государстве, только после этого выдавать лицензии на открытие учебных заведений. К примеру, в настоящее время, около 70 ВУЗов, подавляющее большинство из которых непрофильные (экономические, технические, технологические, педагогические и др.), готовят юристов. За последние 20 лет в стране выпущено более 400,000 юристов, которые не востребованы ни государственными органами, ни юридическим рынком. Во многих непрофильных ВУЗах, имеющих юридические факультеты, нет надлежащего, высокопрофессионального профессорско-преподавательского состава, что сказывается на качестве образования. Для сведения, сейчас на юридическом рынке Казахстана работают порядка 15 000 юристов и это предел. А куда должны идти оставшиеся с юридическим дипломом? Пишу об этом, потому что молодое поколение, получающие образование в ВУЗах — это будущее нашей страны, и обязанность Президента РК и всего нашего общества видеть и решать проблемы, связанные с образованием.

24. Необходимо решить вопрос о создании средне-специальных технических учебных заведений, по типу советских ПТУ. В стране не хватает квалифицированных технических работников.

25. Надо вернуть прежнюю систему подготовки научных кадров (докторов и кандидатов наук), не отказываясь от введенных новых правил подготовки по системе PhD, магистратур. Пусть работают обе системы, рынок и потребность общества решит сама, которая из них лучшая. Последние три предложения связаны с тем, что качественное образование предоставляет молодому поколению правильно выбирать свое место на рынке профессии, преодолевать конкуренцию, ценить свою профессию и место работы, удовлетворять свои потребности, что минимизирует их участие в протестных движениях.

Можно привести еще много предложений по глубокому и системному преобразованию нашей страны, но все приведенное, с моей точки зрения, весьма важны, если власть хочет сделать жизнь граждан Казахстана более стабильным, уверенным и самодостаточным. Президент страны и вся чиновничья рать должны помнить об основополагающих принципах деятельности Республики, закрепленных в пункте 2 статьи 1 Конституции РК, которые направлены на обеспечение общественного согласия и политической стабильности, экономическое развитие во благо всего народа, на решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическим методами. К сожалению, на протяжении 30 лет власть игнорировала эти принципы и подчинялась воле одного человека, приведшего страну и общество к коллапсу.

Публикуя эту свою работу, я обращаюсь к гражданам Казахстана, в нынешней тяжелой ситуации, поддержать действующего Президента РК, К.К.Токаева, чтобы не довести страну до революции или других тяжелых последствий. В эти дни именно К.К.Токаев своими решениями практически «похоронил» институт двоевластия, будем надеяться в этом вопросе поставлена точка, но нужны другие решительные, смелые и нестандартные шаги, чтобы вывести страну и общество из политического и общественного кризиса. В эти дни он предпринял ряд неординарных мер, отправил в отставку бесхребетное и непрофессиональное Правительство РК, освободил Председателя КНБ и его заместителей от занимаемых должностей, в связи с чем произвел новые назначения, трудно сказать достойные эти люди своих должностей или нет, слепо будем верить Президенту РК. Практически, он остался «один в поле» из высшего руководства страны, отвечая своими действиями на возникшую угрозу национальной безопасности. История рассудит, насколько они были правильными и достаточными.

Должен заметить, что все эти тяжелые для страны и общества дни молчал Ел басы, молчал Премьер-Министр РК, молчали профильные министры, отвечающие за безопасность страны, молчат депутаты Парламента РК, молчала Ассамблея народа Казахстан, молчат другие государственные мужи… Это явление можно назвать кризисом власти…

В заключение, хочу сказать, что написав все это, я не претендую на правильность своих выводов и предложений, но как гражданин этой страны и как человек, в портфеле которого годы служения государству, обществу, бизнесу, я не смог остаться в стороне и посчитал нужным публично высказаться о своем видении выхода из трудной кризисной ситуации и о необходимости глубоких и системных преобразований в стране, чтобы вывести Казахстан на новый виток цивилизованного и демократического развития, чтобы наша страна заняла свое достойное место на мировой арене.

Читайте также: 

Что нужно для развития юридической профессии в Казахстане?

Анализ некоторых спорных условий контрактов/договоров

Проблемы регулятивных подходов в закупках

Всегда ваш, KLR