«Налоговый майнинг» государства в отношении участников Astana Hub

Вы сейчас просматриваете «Налоговый майнинг» государства в отношении участников Astana Hub

«Налоговый майнинг» государства в отношении участников Astana Hub

Равиль Кассильгов, партнер

Диас Туркенов, юрист

ТОО «Тукулов и Кассильгов Литигейшн»

За последний месяц в СМИ и социальных сетях не угасает активное обсуждение вокруг Международного технопарка IT-стартапов «Astana Hub» (далее – «Технопарк»). Причиной тому стал выход 32 компаний[1] из состава участников Технопарка, связанный с внесением изменений в законодательство[2] об исключении из перечня приоритетных видов деятельности Технопарка деятельности по предоставлению инфраструктуры цифровым майнерам.

Отмечаем, что в соответствии с пунктом 7 правил Технопарка[3], участниками Технопарка могут быть исключительно те компании, которые осуществляют один из приоритетных видов деятельности, указанных в перечне Технопарка[4]. Таким образом, при исключении того или иного вида деятельности из перечня Технопарка, компании, осуществлявшие такие виды деятельности не вправе более быть участниками Технопарка и получать предусмотренные законодательством налоговые льготы.

Так, одной из ключевых налоговых преференций, предоставляемой участникам Технопарка, является освобождение от НДС на импорт, которое может применяться участниками Технопарка при одновременном выполнении ими трех условий, указанных в пп. 17 п. 1 ст. 399 Налогового кодекса:

  1. импортируемые товары должны соответствовать переченю товаров Технопарка[5];
  2. ввоз товаров надлежащим образом оформляется документами в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан;
  3. товары ввозятся компанией исключительно в целях использования при осуществлении приоритетных видов деятельности, указанных в перечне деятельности Технопарка.

Используя данную льготу, IT-стартапы ввозили из иностранных государств различное оборудование, предназначенное для осуществления приоритетных видов деятельности, тем самым стремительно развивая в Казахстане IT-индустрию. Принимая во внимание, что импорт товаров зачастую осуществлялся в больших количествах, сумма освобождений от НДС на импорт, применяемых участниками Технопарка, достигает сотен миллионов, а в некоторых случаях и миллиардов тенге.

Очевидно, что органы государственных доходов не могли оставить без внимания упомянутые изменения в законодательство, а также огромные суммы, освобожденные от уплаты налогов. Таким образом, в отношении компаний, ранее оказывавших услуги третьим лицам по обеспечению комплексной вычислительной инфраструктурой и вышедших из состава участников Технопарка в текущем году, были начаты проверки, в части «неправомерного» применения налоговых льгот.

Как правило, в актах проверок органы государственных доходов приходят к трем обобщенным выводам:

  1. деятельность компаний по обеспечению третьих лиц комплексной вычислительной инфраструктурой приравнивается к непосредственному осуществлению указанными компаниями цифрового майнинга и, следовательно, не соответствует условиям применения льготы по освобождению от НДС на импорт;
  2. импортируемое оборудование предназначено исключительно для цифрового майнинга, в связи с чем ввозимые товары не соответствуют целям приоритетных видов деятельности Технопарка и не подлежат освобождению от НДС импорт;
  3. в связи с исключением из перечня приоритетных видов деятельности Технопарка деятельности по предоставлению инфраструктуры цифровым майнерам, сумма налогов, освобожденных при импорте бывшими участниками Технопарка, подлежит уплате в бюджет в ретроспективном порядке.

Вышеуказанные выводы органов государственных доходов, по нашему мнению, являются ошибочными по следующим существенным причинам:

1. Оказание услуг по обеспечению комплексной вычислительной инфраструктурой и непосредственное осуществление цифрового майнинга – это два совершенно разных вида деятельности.

В первом случае компании предоставляют третьим лицам/арендаторам центры обработки данных для осуществления вычислительных операций и обработки данных, а при цифровом майнинге компании непосредственно осуществляют процесс проведения вычислительных операций согласно заданным алгоритмам шифрования и обработки данных, обеспечивающий подтверждение целостности блоков данных в объектах информатизации посредством блокчейна[6].

2. Товары, используемые по мнению налоговых органов исключительно для цифрового майнинга, зачастую имеют коды ТН ВЭД, включенные в перечень товаров Технопарка, которые освобождаются от НДС. Это косвенно подтверждает очевидный факт — подобное оборудование, импортируемое компаниями, может использоваться не только в целях цифрового майнинга.

3. Внесенные изменения в законодательство не затрагивают ранее освобожденный НДС на импорт и распространяются только на импорт, осуществленный компаниями после вступления в силу указанных изменений.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 3 Налогового кодекса, положения законов Республики Казахстан, ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.

Таким образом, названные действия налоговых органов, направленные на пополнение государственного бюджета любыми способами, не имеют законного основания и являются фактическим произволом в отношении добросовестных налогоплательщиков. Полагаем, данная ситуация нивелирует попытки Технопарка привлечь больше новых участников и в целом негативно влияет на инвестиционную привлекательность Казахстана.

Практика подобных споров с налоговыми органами только формируется, и мы возлагаем надежды на Комитет государственных доходов и Апелляционную комиссию, которые довольно часто исправляют ошибки проверяющих органов. В данной связи, считаем, что в целях недопущения необоснованного вовлечения IT-компаний в затяжные налоговые споры, данный вопрос требует разъяснений со стороны Комитета государственных доходов.


[1] https://astanahub.com/article/sredi-uchastnikov-astana-hub-nikogda-ne-bylo-mainingovykh-kompanii

[2] Приказ Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 19 апреля 2022 года № 130/НҚ «О внесении изменений в приказ Министра цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 11 апреля 2019 года №37/НҚ «Об утверждении перечня приоритетных видов деятельности в области информационно-коммуникационных технологий и критериев собственного производства».

[3] Утвержденные приказом Министра информации и коммуникаций РК от 26 сентября 2018 года № 415.

[4] Утвержденный приказом Министра цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 11 апреля 2019 года № 37/НҚ.

[5] Утвержденный Приказом Министра цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 18 марта 2019 года № 10/НҚ.

[6] Подпункт 55-3) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 418-V «Об информатизации».

Читайте также: 

Некоторые аспекты законодательства о защите персональных данных

Права человека в контексте энергетической безопасности

«Вне права свобода превращается в иллюзию»

Всегда ваш, KLR