ОБРАЗ ЮРИСТА —   ПРОФЕССИОНАЛА БУДУЩЕГО

Вы сейчас просматриваете ОБРАЗ ЮРИСТА —   ПРОФЕССИОНАЛА БУДУЩЕГО

Айтпаева С.М.

Профессор кафедры  социально-гуманитарных дисциплин

Института послевузовского образования                                                 

Академии правоохранительных органов при  ГП РК

Государственный советник юстиции 3 класса

Астана, Казахстан

Будущее человечества невообразимо, оно невообразимо до такой степени, что даже самая пылкая фантазия не в состоянии представить этого будущего. Во всяком случае, оно за пределами Земли и даже за границами Солнечной системы. Будущее человечества — в Космосе!(1)

Циолковский К.Э.


Сегодня никто не может достоверно прогнозировать преимущества и последствия новейших технологий и искусственного интеллекта (ИИ) для экономик стран, для политики, общества и для каждого человека. Немецкий экономист, основатель Всемирного экономического форума Клаус Мартин Шваб отмечал, что «Мы стоим у истоков революции, которая фундаментально изменит нашу жизнь, наш труд и наше общение. По масштабу, объему и сложности – это явление, которое я считаю четвертой промышленной революцией, не имеет аналогов во всем предыдущем опыте человечества». (2)

 Немало и пессимистичных прогнозов. IT- технологии становятся уже сейчас инструментом тотального контроля, вмешательства в частную жизнь, распространения ложной информации, эксплуатации людей, уменьшение человеческой свободы, а также совершения правонарушений. Всё больше населения обращается в правоохранительные и судебные органы за защитой по поводу проникновения и распространения ложных сообщений через мессенджеры. Нарушение личного информационного пространства волнует уже многих казахстанцев. Негативными социальными факторами, неадекватными межнациональными отношениями разрушается цивилизационный образ жизни населения. Поэтому необходима защита нового мира, который строится Всевышним Создателем. Гармоничное развитие цивилизации предполагает правовой путь развития в Воле Создателя через наказы в законах.

Развитие нашей юридической профессии и технологий явно взаимосвязаны.  Для повышения правовой грамотности и оказания правовой помощи населению каким должен быть образ юриста-профессионала будущего? — Мы сами нуждаемся в развитии цифровых навыков. Поэтому:

Первое. В эпоху цифровизации права и управления глобальные цифровые права человека должны быть приняты в качестве образовательного стандарта. Глобальные цифровые права человека должны быть отражены на уровне кода, алгоритма и языка машинных процессов. Говоря термином программирования, цифровая оболочка для прав человека – это будет фундаментальный принцип эпохи цифровых рисков и условие достижения социальной справедливости в мире.

На международном научном конгрессе «Глобалистика-2020»  глобальные цифровые права человека были определены «как полученные каждым с рождения (не дарованные публично-правовыми институтами, но несущими обязанность их реализовать), существенные возможности человека, которые устанавливаются и обеспечиваются системой форм международного и внутригосударственного права, дающие доступ к социальных благам, вытекающим из цифровых технологий и не умаляющий прав закрепленных ранее в универсальных документах международного права. Глобальные цифровые права человека, как неуклонный базисный принцип цифровизации, раскрывающийся через систему принципов: технологии прав человека по замыслу, а не по умолчанию; первично формировать системы ориентированные на человека, а не технологии поддерживающие не вполне эффективные системы, склонные к цифровым диктатурам; расширять возможности инновациями, а не ограничивать их; приоритет прав человека и гуманистические ценности необходимо закладывать изначально на стадии разработки и проверять на всех этапах создания. Важной составляющей международно-правового регулирования новых цифровых технологий является глобальный запрет по использования технологий индустрии 4.0 (больших данных, искусственного интеллекта и интернета вещей) и биотехнологий против человека.»(3)

Второе. Какие цифровые навыки нам необходимы, и как мы определяем взаимосвязь между цифровыми навыками и другими показателями, влияющими на наши профессиональные качества в области юриспруденции. Ввиду этого необходима концептуальная теоретическая разработка новых принципов и норм, направленных на формирование глобального права и правопорядка в целях устойчивого развития. Поскольку технологии становятся все более неотъемлемой частью нашей повседневной жизни необходимо учесть, как это влияет на международное право и публично-правовые отношения, в частности на реализацию прав человека и каким должен быть юрист- профессионал. Чтобы придать правовым нормам более эффективную возможность реализации в интересах человека, необходимо основываться при создании глобального права на современных информационных технологиях (blockchain, big data, искусственный интеллект и другие) — это «позволит создать отложенную структуру, где право реально имеет силу, как нечто исполняемое неотвратимо, сродни объективного природного явления». Но при этом нужно учитывать, что в каждую технологию встроены определенные ценности, которые заложены в них с появления первоначальной идеи. Поэтому проводя цифровизацию и расширяя внедрение цифровых технологий без учета рисков для человека, мы лишь усиляем проблемы.

Третье. В каждой стране есть уровень подготовки Человека этой страны или компетенция возможностей, которая формируем ими профессионала. Основой философии страны, то есть с какой мудростью и любовью страна в пути к человеку,  это есть  философия Нации. Вот здесь, здесь «бродят» вот эти все категории: этика, эстетика, философия, логика, то есть, уровень и ценз людей этой страны. Не общества – высшее, низшее, а уровень ценза людей страны – это Нация. Так же важно делать постоянные изменения, улучшать. И это тоже влияет на формируемый образ. Когда человек становится профессионалом в своем творчестве, то он думает, что достиг совершенства и некуда стремиться. Это каждому взрослому знакомо. Когда студент думает о своей профессии, то он видит в идеале. И если постоянно совмещать новичка и опытного, то получится профессионал своего дела. Всегда приятно, когда ты человеку рассказываешь, что ты хочешь, а он тебя слушает и воспринимает твои идеи со свежим взглядом и добавляя немного опыта.

Заметьте, когда детям читают сказки, они начинают мечтать, допускать больше, чем видели и знают.

Поэтому актуальнейшая задача системы образования, в том числе юридического – совершить экстренный прорыв в юридической, гуманитарной, других наук в синтезе с технологическим прогрессом. Иначе какая новая парадигма Казахстана с застывшим багажом знаний и опыта. Человек обладает компетенциями, которыми не могут обладать роботы и ИИ: мыслить аналитически, критически, проявлять интуицию, делать выводы и самооценку, рефлексировать, уметь быстро адаптироваться к изменениям, сопереживать, понимать эмоции (свои и людей) и управлять ими ( проявлять эмоциональный интеллект), понимать и использовать новую информацию для решения проблем, с которыми сталкиваются впервые , решать новаторские, творческие задачи.

Четвертое. Человек Будущего — это гармоничная личность, основу которой составляет высокий интеллект, духовное богатство и физическое совершенство.

К этим характеристикам человека – профессионала дополняет целенаправленность деятельности, реализация  с пользой обществу, где индивидуальность духа диктует внутренний стиль и вкус. Чем образованнее дух, тем более развит Синтезированный образ Человека, и можно пробудиться  к чему-то новому, неизведанному новым делом.

Образ юриста- профессионала Будущего – это стратегически – ценностные концепты, такие как универсальность, целостность, фундаментальность, компетентность и профессионализм, гуманизм.

Юрист — профессионал — это Человек в целом, и как биологический индивид, личность и индивидуальность и как субъект деятельности и жизни в целом во взаимодействии с каждым человеком. Очень важным моментом является его гражданские, моральные качества, а также способности, навыки, знания, умения, опыт, культура и здоровье.

В формах глобального права юрист- профессионал должен иметь исходя из своих служебных полномочий возможности: 1) доступа к сети Интернет, средствам цифровой индивидуализации и хранения цифровых активов, а также к иным цифровым технологиям, защиты жизни, личных персональных, биометрических, биологических и пр. данных; 2) доступ к управлению делами общества (государственному, а в будущем к системе глобального управления) через цифровые технологические платформы (комплексы); 3) в сфере владения, пользования и распоряжения цифровым имуществом (активами), осуществления цифровой экономической деятельности (транзакций, цифровых сделок и пр.), доступа к системам цифровой безопасности; 4) получения социальных услуг на базе цифровых технологических платформ; 5) цифрового доступа к культурным ценностям и образованию. Подразумевается, что реализация упомянутых возможностей на основе верховенства закона  приведет к подлинной защите в интересах развития и самореализации личности, а итоге, к устойчивому развитию глобального общества. Кроме того, это послужит тому, что накопленный опыт профессиональной деятельности поможет создать систему мер антикоррупционного аспекта.  ограждающих всю систему прав человека от нарушений посредством.

Подлинный мастер своего дела должен быть по большому счету и своеобразным «практическим философом», то есть обладать определенной системой философских знаний и уметь применять их для анализа самых различных ситуаций − житейских, профессиональных, общественных. Поэтому в стиле его мышления должно быть «философское ядро» − комплекс философско-методологических предписаний, ориентирующих специалиста в его активной трудовой деятельности. Анализ профессионального мышления показывает, что в его различных типах можно выявить некоторые общие философские принципы и установки. Вот некоторые из них:

принцип объективности, требующий от специалиста умения непредвзято оценивать реальность, строить стратегию и тактику профессиональной деятельности в соответствии с истинным (объективным) положением вещей, отличать желаемое от действительного, избавляться от социальных и иных иллюзий;

принцип организованности, предполагающий стремление учитывать как можно больше свойств и связей объекта своей деятельности, умение выходить за рамки узкоспециализированных представлений, усваивать знания и опыт других профессий;

принцип историзма, ориентирующий на анализ и учет эволюции предмета деятельности его прошлого, настоящего и возможного будущего, на стремление увидеть в настоящем элементы будущего и наметить тенденции их развития, на умение отказываться от устаревших теоретических догм и практических методов, новаторски подходить к делу;

принцип антиномичности, нацеливающий профессионала на подход к предметам и явлениям как единству противоположных тенденций, свойств и отношений — например, учет сложного взаимодействия личных и общественных интересов в трудовом коллективе, двойственного влияния научно-технических новаций. Сегодня этот принцип должен быть дополнен своеобразным правилом общего дела, согласовывая действия, которые могут привести к более совершенным состояниям и качествам;

принцип «человечности», требующий гуманистического подхода к профессиональной деятельности — ее ориентации на посильное решение, прежде всего, человеческих проблем, на учет этических, эстетических, экологических факторов человеческого бытия. Иными словами, сегодня, в век небывалого научно-технического прогресса, особенно необходима гуманитарная экспертиза всех видов профессиональной деятельности − особенно инновационных.

Подчеркнём лишь главное, именно философская культура делает профессиональное мышление специалиста творческим, раскованным, критическим, придает ему дополнительные степени свободы и, в конечном счете, делает профессионала самобытной личностью, способной к самостоятельному выбору необходимых действий и неординарным решениям стоящих перед ним. Профессиональная деятельность будет успешна, если человек устремлён к формированию профессиональной подготовки. Отсюда появляется профессионализм как совокупность этих стандартов, законов и норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, к людям в Стране. У него начинает складываться кодекс определённой профессии при совокупности правил и принципов поведения людей определённой профессии, связанной с профессиональной деятельностью. Собирая все свои качества действенности в реализованности, переходя и входя в более новые или потенциальные качества необходимые для достижения успеха. Вот здесь идёт постановка целеполаганий и доработка планов в соответствии достижения успеха в профессии. Входя в профессиональное самоопределение, человек самостоятельно и осознано складывает смыслы для выполнения действия в конкретной социально- экономической ситуации, формируя факторы профессионального успеха.

Профессиональная состоятельность, это не врождённое качество человека. А формируемое в ходе профессиональной реализации, проходящего в определённых социально-экономических условиях. Со временем формируются отдельные функциональные системы и процессы (восприятие, память, мышление, движение), но и его индивидуальность. Складывается тип человека профессионала с определёнными ориентациями в окружающем пространстве, особенностями выражения себя как индивид. Нередко профессия накладывает свой отпечаток даже на образ жизни человека профессионала и его деятельности в обществе.

Профессиональную компетентность, где степень его подготовки даёт способность решать профессиональные задачи, использованием знаний, умений и профессионального опыта. А также личностных качеств позволяющих человеку эффективно осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром на благо всей страны.  

Так и профессионал, ему нужно новое, то, что ещё не видели, не знали и не допускали в привычную жизнь. Отсюда идёт устремление на последующие изменения, как внутреннего явления каждого человека, так и внешнего выражения профессионала. Где жизнь начинает играть многообразием красок и творческая деятельность становиться естеством жизни.

Для осуществления  общего дела в достижении правовой грамотности должно быть достигнуто профессиональное  единение людей и синтез юридической и технологичной культуры.

Использованная литература:

  1. Полтавская Л. «Будущее Человечества – Космос!» — Россазия, sibro.ru https://rossasia.sibro.ru
  2. VI Международный научный конгресс «Глобалистика 2020:
  3. Глобальные проблемы и будущее человечества», Москва, МГУ ФГП, 18-22 мая 2020 г., 20-24 октября 2020 г.
  4. Шорохов Вячеслав Евгеньевич СИУ РАНХиГС при Президенте РФ e-mail: v-shorohov@list.ru Цифровые права человека

Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: TelegramInstagramFacebook, YouTube