Ошақ — как орган местного самоуправления

Вы сейчас просматриваете Ошақ — как орган местного самоуправления

Государство и право

Молдабаев Саркытбек Сарсембаевич, доктор юридических наук, профессор, руководитель Общественного объединения «Центр устойчивого развития Ochaq», Ошақ — как орган местного самоуправления

Опыт зарубежных стран демонстрирует, что государство не может самостоятельно строить структуру самоуправления. Эта структура должна быть построена снизу и по инициативе местных сообществ и самих жителей. Именно поэтому, нами в качестве пилотного проекта было создано Общественное объединение «Центр устойчивого развития Ochaq». Под указанное объединение специально было построено здание в ауле Муканшы, Жарлыозекского сельского округа Коксуского района Жетысуской области.

По результатам формирования и деятельности Общественного объединения «Центр устойчивого развития Ochaq» в Жарлыозекском сельском округе Коксуского района Алматинской области, мы пришли к выводу, что акимы и акиматы без указания сверху никогда не будут содействовать формированию самоуправления среди населения. Они под разными предлогами, к сожалению, больше всего препятствуют к организации самоуправления населения.

В этой связи, мы полагаем, что основной задачей по проблемам самоуправления у государства является создание правовой базы и организационных условий, благоприятной социально-политической атмосферы, установление в обществе первой ступени самоуправления для развития широкого и повседневного местного самоуправления.

И вот 18 августа 2021 года Президент Республики Казахстан Токаев К-Ж.К. издал Указ за № 639 «Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года» (далее – Концепция).

Вместе с тем, вся Концепция ориентирована на западные страны, но где западные страны, а где — Казахстан. Ведь в вопросах местного самоуправления все зависит от менталитета народа, и здесь по сравнению с западными странами у Казахстана совершенно другая культура, быт, обычаи, традиции и т.д. Ни в одном из них мы не схожи, наша разница – как небо и земля. Тогда как самоуправление населения любого государства полностью зависит и основывается от ее национальной культуры, быта, обычаев и традиций.

Но, несмотря на это, в Концепции широко представлен опыт только западных стран: Польши, Франции, Германии, Финляндии, Канады и Австралий и исходя из этого, предлагается применить ряд инструментов западных стран для развития местного самоуправления Казахстана. Но насколько они приемлемы в нашей стране? Такие заимствования, как правило, являются имитацией, в мире она давно известна и называют ее «культ карго».

Политолог Екатерина Шульман вводит понятие «обратный карго-культ» – оно употребляется в отношении общественных институтов, структура которых скопирована у других стран, но которые устроены как поверхностная имитация и работают значительно хуже оригинала. При этом ответственными за их работу чиновниками часто совершается логическая подмена понятий – принципы работы передовых общественных институтов объявляются ложными, потому что плохо работает их имитация[1]..

Действительно, Казахстан, все эти постсоветские годы догоняя Запад, тем и занимается, что копирует какие-то структуры общественных институтов зарубежных стран, а на этот раз пытается внедрить формирование и деятельность местного самоуправления Запада. Хотя модель «догоняющей» модернизации уже давно обнаружила свою ограниченность. И сегодня попытка имитировать, тем более имитировать предшествующие фазы развития Запада, не способна вывести страну на путь адекватного развития.

Кроме того, крайне непродуктивно и опасно проводить реформу местного самоуправления путем простой пересадки чужих нововведений в свою культуру. От этого мы потеряем свою традиционную культуру без обретения новой, а потерять свою историю местного самоуправления, которой насчитывается много столетий, мы никак не можем.

Как до колонизации Россией, так и после казахские органы местного самоуправления были настолько влиятельными, что с их руководителями – аға-султанами – были вынуждены считаться даже царские чиновники. Выборы в самоуправление были чрезвычайно важными, победа в них считалась настолько принципиальным делом, что предвыборные баталии переходили порой в конфликты и порождали нездоровые страсти, столь красочно описанные, к примеру, в романе М. Ауэзова «Путь Абая».

Однако, несмотря на вполне понятный недостаток цивилизованных методов политической борьбы среди кочевников-скотоводов, степное самоуправление сформировало именно демократический тип политической культуры, нашедший позднее свое яркое отражение в программных документах «Алаш-Орды»[2].

Его основы зародились в эпоху возникновения родовых и племенных общин, когда складывался кочевой уклад жизни. Родовые старшины и племенные вожди выбирались на курултаях и сходах кочевников. Они наделялись полномочиями разбирать споры, формировать и командовать подразделениями воинов. При этом родовые общины обладали широкой автономией и значительным весом[3]. Поэтому нельзя говорить, что казахский менталитет исторически не готов к местному самоуправлению – исторические предпосылки к нему как раз есть.

У других народов Средней Азий, исторически сложились совсем иные общины, основанные по религиозному, ремесленному и территориальному принципу, но все они имеют одно название и называется – махалля. История формирования махалли как уникального социального организма, и как части городского конгломерата уходит в древность и глубину веков.

Еще Аль Фараби (870-950 гг.)  в своем произведении «Раздумья о населении идеального города»[4], писал: «…каждый человек от природы устроен так, что на пути к стремлению жить и совершенствоваться он нуждается во многих вещах, однако он один не в силах ими овладеть, чтобы этого достичь появляется потребность в людской общине <…> Единая совместная деятельность членов данной общины предоставляет им возможность достижения и овладения теми вещами, которые им необходимы для их жизни и совершенства».

«В связи с этим человек, прежде всего, сближается с соседом. А еще он с этим же соседом живет на одной улице, в одной махалле, в одном городе и, наконец, в одной стране, которая создала этот город»[5].

Махаллями в период СССР было принято называть части города, застроенные частными или так называемыми плановыми домами. Множество многоэтажек, появившихся в период индустриализации, в махалли не входили. Махаллинские комитеты стояли на страже советского строя.

Новая история махалли и возрождение махалли началось после обретения независимости Республикой Узбекистан. Возрождение национальных традиций и обычаев, истории, рост национального самосознания затронул и процесс возрождения махалли. Махалля получила официальный юридический статус, закрепленный в Конституции. Махалля стала органом местного самоуправления граждан и была наделена властными полномочиями, получила возможность решать социальные проблемы на местах. Был принят «Закон о местном самоуправлении» и «О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников». Указ Президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему совершенствованию института махалли» от 3 февраля 2017 года ознаменовал начало нового этапа в развитии деятельности данной системы, институт махалли успешно совершенствуется в соответствии с требованиями времени.

Таким образом, результаты нашего исследования показывают, что опыт махалли в качестве уникального института для построения демократического государства и формирования сильного гражданского общества намного ближе нам и может быть эффективно использован Казахстаном, чем опыт самоуправления западных стран. Поскольку историко-культурное взаимодействие казахского и узбекского народов уходит своими корнями вглубь веков, и оно подкреплено общим прошлым и богатым духовным наследием. Нас объединяет общность языков, религии, культуры и традиций. Это живая нить, соединяющая прошлое, настоящее и будущее, залог вечной дружбы.

Подводя итог, следует сказать, что, как и вся политическая система Казахстана, институт местного самоуправления на протяжении всего времени существования вбирает положительный опыт функционирования самостоятельного института публичной политики, и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования.

В этой связи нами предлагается во исполнение Указа от 18 августа 2021 года № 639 «Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года», (далее-Концепция) запустить пилотный проект «Ошақ», как органа местного самоуправления.

Данный пилотный проект разработан ОО «Центр устойчивого развития Ochaq» (далее – Ошақ) совместно с ОО «Международная академия информатизации» (далее – МАИН), а также неоднократно был обсужден (совещания, конференции и круглые столы) на площадке «Ошақ» с точки зрения внедрения пилотного проекта на отдельно взятой территории Казахстана.

В мае 2021 года на территории Жарлыозекского сельского округа Коксуского района Алматинской области запустили пилотный проект «Ошақ». За год своей деятельности «Ошақ» провел различные мероприятия: консультации, обучение, встречи с населением сельского округа и совместные мероприятия (субботник, празднование «Наурыза», «День учителя» и т.д.). И на сегодня жизнеспособность и перспективность данного проекта подтверждены результатами наших исследований (анкетирование, опросы и интервьюирование).

Основная задача реализации Концепции – это, прежде всего, объединение сельских жителей и для этого необходимо запустить пилотный проект «Ошақ» и в других регионах страны, как будущего органа местного самоуправления Казахстана. По оценкам зарубежных и отечественных экспертов, внедрение пилотного проекта окажет совокупный мультипликативный эффект не только на развитие государственных органов, но и местного самоуправления Казахстана.

Вся предыдущая история местного самоуправления, ранее строилась по модели развития этих отношений сверху. Сейчас наступил период, когда нужно развивать новое качество отношений – это отношения снизу, как инициативы населения, так и поддержка неправительственных организации Казахстана.

[1] Екатерина Шульман: Практический Нострадамус, или 12 умственных привычек, которые мешают нам предвидеть будущее // Ведомости, 24.12.2014

2 Жизнь и смерть лидера Алаш Орды / [Электронный ресурс]: http://www.elimai.kz/zhizn-i-smert-lidera-alash-ordy.html

3 Жумадилова А. «Сущность и природа местного самоуправления в Республике Казахстан» // Правовая реформа в Казахстане. № 3, 2003.

4 Маънавият юлдузлари (Звезды духовности). Тошкент, 1999. Б. 67-68.

5 Абу Наср Форобий. Фозил одамлар шахри (Раздумья о населении идеального города). Тошкент: Узбекистон миллий энциклопедия-си, 2004. Б. 56.


 

Читайте также: 

НАЛОГИ И РЕЛОКАНТЫ

Форс-мажор в страховании

LEGAL ALERT: Восстановлен и расширен перечень импортируемых товаров с уплатой НДС методом зачета

Всегда ваш, KLR