Автор: Айгерим Джалдыбаева, и.о. Председателя Палаты юридических консультантов «Kazakhstan Bar Association»[1]
(Данная статья отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией «Kazakhstan Bar Association»)
Аннотация
В данной статье рассматриваются проблемы фрагментированного регулирования юридической профессии в Республике Казахстан и анализируются перспективы создания единой саморегулируемой организации. Автор исследует существующие модели регулирования, выявляет их недостатки и предлагает концептуальное видение оптимальной модели объединения юридического сообщества на основе демократических принципов. Особое внимание уделяется институциональным механизмам, обеспечивающим независимость, прозрачность и эффективность саморегулирования профессии. В заключении формулируются практические рекомендации по консолидации юридического сообщества и повышению качества юридических услуг.
Ключевые слова: юридическая профессия, саморегулирование, палаты юридических консультантов, профессиональная этика, Казахстан.
Введение
Вопрос эффективного регулирования юридической профессии имеет ключевое значение для обеспечения верховенства права и доступа граждан к квалифицированной юридической помощи. В Республике Казахстан система регулирования юридической деятельности характеризуется высокой степенью фрагментации и отсутствием единообразных стандартов. На сегодняшний день в стране функционирует 48 палат юридических консультантов и Республиканская коллегия адвокатов, действующих на основе различных правил и стандартов, что создает значительные сложности для потребителей юридических услуг и негативно влияет на качество оказываемой юридической помощи.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска оптимальной модели регулирования юридической профессии, которая обеспечит баланс между интересами юридического сообщества, потребителей юридических услуг и государства. Цель данной статьи – анализ существующих проблем регулирования юридической профессии в Казахстане и разработка концептуального видения единой саморегулируемой организации, основанной на демократических принципах.
Современное состояние регулирования юридической профессии в Казахстане
Проблемы фрагментированного регулирования
Юридическая профессия по своей природе предполагает ее функционирование как через регулирование со стороны государства, имеющего конституционную задачу обеспечения граждан квалифицированной юридической помощью и доступа к правосудию (статья 13 Конституции Республики Казахстан), так и через саморегулирование – как основы для подлинной независимости профессии.
С момента обретения Казахстаном независимости в стране урегулированными были только адвокаты, а возникшая с переходом к рыночной экономике новая профессия коммерческих юристов (называемая сейчас «юридические консультанты») никак не регулировалась и не была объединена в профессиональные организации. В целях установления такого регулирования группой юристов было инициировано создание РОО Kazakhstan Bar Association (КазБар), в которое вошли представители ведущих юридических фирм страны, наиболее активные коммерческие юристы. Как отметила Кенжебаева А.Т.: «Понимая важность установления единых стандартов профессионального поведения юристов, КазБар последовательно добивался введения регулирования коммерческих юристов на уровне страны. Государство, наконец, обратило внимание на эту проблему, и был принят Закон об адвокатской деятельности и юридической помощи»[2], которым в 2018 году впервые было введено государственное регулирование и саморегулирование юридических консультантов. К сожалению, предлагавшаяся КазБаром модель регулирования не была в полной мере воспринята законодателем, реформа не была доведена до конца, и все недостатки установленной системы явственно проявились в настоящее время, что дискутируется рядом специалистов в многочисленных публикациях.[3]
Текущая модель регулирования юридической профессии в Казахстане характеризуется наличием множества саморегулируемых организаций, действующих параллельно и зачастую не согласованно. На рынке юридических услуг сосуществуют:
- Республиканская коллегия адвокатов (РКА);
- Республиканская коллегия юридических консультантов (РКЮК);
- Ассоциация «Қазақстан заң-кенес»;
- 48 палат юридических консультантов.
Подобная фрагментация порождает ряд системных проблем:
- Отсутствие единых стандартов оказания юридической помощи;
- Различия в требованиях к квалификации юристов;
- Неравномерный доступ в профессию в разных регионах;
- Неоднородность дисциплинарной практики;
- Снижение общего качества юридических услуг.
Как отмечает А.Ж. Бикебаев: «Текущее положение со множеством палат юридических консультантов уже показывает, что эволюционное развитие ведет к фрагментации регуляторных функций среди десятков регуляторов и к нестабильности в осуществлении ими своих функций, что порождает создание различных правовых режимов и стандартов внутри одной и той же профессии.»[4] Множественность регуляторов приводит к размыванию профессиональных стандартов и затрудняет защиту прав потребителей юридических услуг. Поэтому в настоящее время в профессиональных обсуждениях остро встал вопрос о необходимости создания единой организации практикующих юристов.
Варианты развития регулирования юридической профессии
На современном этапе можно выделить три основных сценария развития регулирования юридической профессии в Казахстане:
1. Добровольное объединение
Первый сценарий предполагает добровольное эволюционное объединение всех юридических консультантов в единую саморегулируемую организацию. Этот подход имеет ряд преимуществ, связанных с естественным процессом консолидации и отсутствием административного давления. Однако его реализация может занять длительное время и не гарантирует полного охвата всех участников рынка юридических услуг. Добровольное объединение требует высокой степени осознанности всех юридических консультантов и адвокатов и консенсуса в необходимости поставить интересы профессии выше сиюминутных личных интересов руководителей палат и их членов.
2. Законодательное объединение
Второй сценарий основан на законодательном закреплении обязательного членства всех юристов в единой саморегулируемой организации судебных представителей. Такой подход обеспечивает быстрое достижение формального единства, но имеет существенный недостаток – он сужает стратегические цели объединения (подлинное и осознанное единство профессии) и может оставить часть юристов, не вовлеченных в судебное представительство, вне системы саморегулирования. Создание организации только для судебных представителей не решит проблему фрагментации рынка юридических услуг в целом, однако может служить переходным этапом на пути к полному объединению.
3. Сохранение статус-кво
Третий сценарий предполагает сохранение существующей модели с множеством независимых саморегулируемых организаций. Этот вариант наименее предпочтителен, поскольку не решает ни одной из перечисленных выше проблем и консервирует недостатки текущей системы регулирования.
Концептуальная модель единой саморегулируемой организации
Преимущества создания единой организации
Анализ международного опыта и специфики казахстанского рынка юридических услуг позволяет утверждать, что создание единой саморегулируемой организации позволит достичь следующих положительных результатов:
- Введение единого принципа «доступа в профессию» через обязательное членство;
- Принятие единого кодекса этики и правил профессионального поведения юристов с едиными подходами к ответственности юристов через единый дисциплинарный орган;
- Повышение репутации юридической профессии в обществе;
- Улучшение качества оказания квалифицированной юридической помощи на основе единых стандартов;
- Создание единого центра оказания комплексной социальной юридической помощи для граждан;
- Эффективное взаимодействие с государственными, квазигосударственными органами и международными организациями;
- Развитие прозрачного и конкурентного юридического рынка.
Институциональная структура и принципы функционирования
Предлагаемая модель единой саморегулируемой организации основывается на следующих фундаментальных принципах:
- Демократичность;
- Законность;
- Справедливость;
- Независимость;
- Добросовестность;
- Открытость и прозрачность;
- Честность;
- Соблюдение высоких этических норм.
Для практической реализации этих принципов необходимо внедрение следующих институциональных механизмов[5]:
- Ограничение полномочий Председателя организации. Это ключевой элемент предотвращения авторитарного стиля управления. Полномочия Председателя должны быть четко регламентированы уставом и не допускать возможности единоличного принятия стратегических решений.
- Передача стратегических вопросов в компетенцию Общего собрания. Общее собрание как высший орган управления должно обладать исключительными полномочиями по решению ключевых вопросов, определяющих развитие организации.
- Независимость Правления от Председателя. Правление не должно стать «нотариусом» Председателя, а должно действовать независимо и исключительно в интересах всех членов организации.
- Создание независимой Дисциплинарной комиссии. Данный орган должен обеспечивать единообразное применение дисциплинарных мер ко всем членам организации, включая руководящий состав, без каких-либо исключений.
- Механизм внеочередного созыва Общего собрания по инициативе значительной части членов организации (например, 3/4 от общего числа). Это обеспечит возможность оперативного реагирования на критические ситуации, в том числе связанные с превышением полномочий руководством.
- Представительство всех регионов в Правлении. В состав Правления должны входить профессиональные и авторитетные представители из всех регионов Казахстана, что обеспечит учет интересов юристов из различных частей страны.
- Самостоятельное лицензирование юридической деятельности с указанием специализации юриста. Это повысит профессионализм представителей юридической профессии и обеспечит более качественное оказание специализированной юридической помощи.
- Прозрачное управление бюджетом с обязательным независимым аудитом и контролем со стороны Ревизионной комиссии. Финансовая прозрачность – необходимое условие доверия членов к организации.
Стандарты регулирования юридической профессии
Независимо от выбранной модели объединения, регулирование юридической профессии должно соответствовать следующим базовым требованиям:
- Высокие этические стандарты. Соблюдение профессиональной этики должно стать обязательным требованием для всех юристов, что повысит доверие общества к юридической профессии.
- Профессиональная компетентность. Обеспечение высокого профессионализма юристов через систему непрерывного образования и повышения квалификации.
- Эффективный дисциплинарный механизм. Применение мер дисциплинарного воздействия к юристам, нарушающим профессиональные и этические стандарты.
- Защита интересов клиентов. Создание действенных механизмов защиты клиентов от непрофессиональных и недобросовестных действий юристов.
- Развитие органов юридического самоуправления. Усиление роли органов самоуправления в разработке и обеспечении исполнения стандартов деятельности.
- Объективная оценка знаний. Внедрение независимого тестирования на знание законодательства РК для обеспечения «честного входа» в профессию.
Роль Палаты KazBar в трансформации системы регулирования
Палата KazBar как одна из лидирующих палат юридических консультантов имеет потенциал стать катализатором позитивных изменений в системе регулирования юридической профессии. Для этого необходимо:
- Инициировать диалог между различными саморегулируемыми организациями по вопросам консолидации;
- Разработать и предложить проект концепции единой саморегулируемой организации;
- Организовать профессиональное обсуждение предлагаемых изменений с привлечением международных экспертов;
- Взаимодействовать с государственными органами для согласования позиций по реформированию системы регулирования.
Перспективы поэтапного объединения
Учитывая сложность задачи и возможное сопротивление отдельных участников рынка, целесообразно рассматривать поэтапное добровольное объединение профессионального сообщества. На первом этапе возможно создание координационного совета саморегулируемых организаций для выработки общих подходов и стандартов. Кроме того, необходимо проработать пути устранения некоторых законодательных положений, препятствующих объединению юристов с адвокатами (например, вопросы деятельности юридических консультантов в качестве предпринимательской деятельности, деятельности юридических фирм). В дальнейшем, по мере достижения консенсуса по ключевым вопросам, возможен переход к более глубокой интеграции.
Заключение
Анализ текущего состояния регулирования юридической профессии в Казахстане свидетельствует о необходимости системных изменений, направленных на консолидацию профессионального сообщества и повышение качества юридических услуг. Оптимальной моделью представляется создание в будущем единой саморегулируемой организации на основе демократических принципов, обеспечивающей независимость юридической профессии от неправомерного вмешательства государства и иных субъектов.
Важнейшим условием успешной трансформации системы регулирования является сохранение баланса между необходимостью консолидации и уважением к автономии профессионального сообщества. Реформа должна проводиться поэтапно с учетом интересов всех заинтересованных сторон и быть направлена на достижение главной цели – обеспечение доступа граждан к квалифицированной юридической помощи.
В конечном итоге, создание эффективной системы саморегулирования юридической профессии является необходимым условием формирования правового государства и защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
[1] Дискуссионные идеи, выдвигаемые в настоящей статье, отражают личное мнение автора, основанное на опыте работы в сфере регулирования юридической профессии, изучении научно-практической литературы по данной теме и профессиональных обсуждениях в юридическом сообществе.
[2] Кенжебаева А.Т. Роль адвокатов и юридических консультантов в построении правового государства. https://online.zakon.kz
[3] Бикебаев А.Ж. Объединение профессиональных судебных представителей в составе адвокатуры: исправление ошибок реформы 2018 года. https://advokatura.kz.; Кенжебаева А.Т. Развитие Юридической Профессии и Кодекса Этики в Казахстане. https://online.zakon.kz; Ахпанов А.Н. Основные направления государственной политики в сфере оказания юридической помощи: Анализ и оценка предложений председателя Республиканской коллегии адвокатов по институциональной интеграции деятельности адвокатов и юридических консультантов. https://online.zakon.kz.
[4] Бикебаев А.Ж. Объединение профессиональных судебных представителей в составе адвокатуры: исправление ошибок реформы 2018 года. https://advokatura.kz.
[5] Достойные обсуждения идеи о конкретных механизмах построения такой организации высказал Елюбаев Ж.С. в статье «Видение по принципиальным вопросам развития юридической профессии в Казахстане». https://kazlawreview.kz.
Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: Telegram, Instagram, Facebook, YouTube