Влияние профильного государственного органа (регулятора) на профессиональную деятельность юриста и деятельность их саморегулируемых организаций

Вы сейчас просматриваете Влияние профильного государственного органа (регулятора) на профессиональную деятельность юриста и деятельность их саморегулируемых организаций

Выступление Дингалиевой Маржан Есенжановны, заместителя директора Департамента регистрационной службы и организации юридических услуг на Международной конференции «Самоуправление юридической профессии: новые вызовы современности» 28 апреля 2023 года.

Уважаемые участники конференции!

Государственное регулирование это деятельность государственного органа по практической реализации государственной политики.

Она включает в себя комплекс мер и действий для их реализации.

Вместе с тем следует отметить, что влияние государства в деятельность саморегулируемых организаций выражается в создании безопасной и конкурентоспособной среды для всех участников, в том числе и самой организации.

Если исходить из устава саморегулируемых организаций палат юридических консультантов,  деятельность СРО  направлена на оказание юридической помощи в целях защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

Одним из ключевых задач механизма саморегулирования является развитие и организация контроля за деятельностью членов СРО. В этой связи следует уделить особое внимание развитию стандартов СРО, что в свою очередь позволит организовать профессиональную деятельность в соответствии с международными  стандартами.

В свою очередь, развитие и соблюдение стандартов СРО должны повышать качества оказываемой юридической помощи, активно включать профессиональное сообщество в процесс совершенствования деятельности.

Для создания эффективного механизма государственного регулирования закреплены критерии качества оказываемой юридической помощи юридическими консультантами.

Обеспечение права на получение квалифицированной юридической помощи гарантировано Конституцией Республики Казахстан.

Реализация конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи осуществляется профессиональным юридическим сообществом, среди которых особое место в системе правозащитных институтов и оказания юридической помощи занимают адвокаты и юридические консультанты.

Квалифицированная юридическая помощь является одной из важнейших составляющих современного гражданского общества.

         Одним из важных юридических сообществ является деятельность юридических консультантов.

В Казахстане деятельность юридических консультантов практически не регулировалась до принятия Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» 2018 года, которым были созданы условия для объединения юристов в саморегулируемые организации численностью не менее 200 членов.

 В лице Палат юридических консультантов в дополнение к адвокатуре появился институт, который показал свою способность существенно повысить уровень правовой защиты граждан, предлагающий им более широкий выбор профессиональных юридических услуг, создающий в обществе среду, как конкуренция.

Саморегулируемой  организацией признается некоммерческая организация в форме ассоциации, общественного объединения или иной организационно-правовой форме, основанная на добровольном либо обязательном членстве субъектов частного предпринимательства или субъектов профессиональной деятельности по принципу общности деятельности, отрасли, видов.

Основными принципами саморегулируемой организации являются повышение качества и конкурентоспособности предоставляемых услуг,  усиление ответственности участников рынка перед потребителями услуг, организация эффективного взаимодействия субъектов саморегулирования с регулирующими государственными органами, ответственность, как признак гарантирования имущественной ответственности перед третьими лицами за ущерб, причиненный действиями членов (участников) этих саморегулируемых организаций.

Кроме того, одним из не маловажных принципов является независимость, а именно  недопустимость вмешательства в деятельность саморегулируемых организаций со стороны государственных органов, иных организаций и должностных лиц, за исключением случаев, прямо предусмотренных законами Республики Казахстан.

Указанные нормы содержатся в профильном законе регулирующий деятельность юридических консультантов и палат, членом, которого является юридический консультант.

         Роль регулирующего государственного органа в лице Министерства юстиции в рамках своих компетенции отведена в  разработке и согласовании проектов нормативных правовых актов по вопросам саморегулирования, ведения реестра, согласования правил и стандартов саморегулируемых организаций, основанных на обязательном или добровольном их  членстве.

         Таким образом, влияние государственного органа в деятельность саморегулируемой организации минимальная.

Кроме того,  у регулятора отсутствуют меры воздействия в отношении членов саморегулируемых организаций,  это является  исключительным правом только самой палаты.

В свою очередь, профильным законом четко определены права и обязанности саморегулируемых организаций, так и их членов.

Определены гарантии прав юридических консультантов при осуществлении своих профессиональных обязанностей.

Права юридического консультанта не подлежат ограничениям, кроме случаев, прямо предусмотренных законами Республики Казахстан.

         Вмешательство, либо воспрепятствование законной деятельности юридического консультанта влечет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.

          Следует отметить, что при осуществлении своей деятельности, юридический консультант обязан соблюдать требования законодательства Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, а также требования правил и стандартов палаты юридических консультантов, соблюдать правила Кодекса профессиональной этики, установленные палатой юридических консультантов, членом которой он является, а также уплачивать взносы, установленные настоящим Законом, руководствоваться в профессиональной деятельности принципами оказания юридической помощи.

Стандарты и правила разрабатываются непосредственно саморегулируемой организацией.

Кроме того, палата осуществляет контроль  и рассмотрение вопроса о привлечении членов палаты юридических консультантов к ответственности за нарушение требований законодательства Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, правил и стандартов оказания юридической помощи, Кодекса профессиональной этики.

Порядок наложения взысканий на членов палаты юридических консультантов, их снятия и обжалования определяется уставом и правилами палаты.

Также, порядок вступления и исключения из членства палаты юридических консультантов регулируется непосредственно  палатами.

Следовательно, меры воздействия на членов палат юридических консультантов у государственного органа (регулятора) отсутствует.

Вместе с тем следует выделить  роль государственного органа при процедуре обжалования действия (бездействия) палаты юридических консультантов, решений ее органов управления как перед ее членами, так и в отношении граждан, права которых были нарушены вследствие предоставления некачественной юридической помощи ее члена.

Член палаты юридических консультантов в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) палаты юридических консультантов, решениями ее органов управления вправе оспорить такие действия решения в уполномоченном органе или в суде.

Палаты юридических консультантов, члены палат юридических консультантов, клиенты вправе обратиться в уполномоченный орган о нарушениях законодательства Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, правил и стандартов палаты юридических консультантов, Кодекса профессиональной этики.

Вместе с тем, следует отметить, что уполномоченный орган при поступлении жалобы направляет ее в соответствующую палату в случае, если жалоба не была ранее рассмотрена палатой юридических консультантов.

Рассмотрение жалобы уполномоченным органом осуществляется лишь в том случае, если обращение было предметом рассмотрения палатой.

Кроме того,     в случае подтверждения доводов изложенных в обращении  уполномоченный орган вправе применить к палате юридических консультантов меры воздействия в виде предписания, предупреждения.  

      В случае, если палатой юридических консультантов не приняты или приняты несвоевременно меры по предписанию, предупреждению уполномоченного органа, уполномоченный орган инициирует вопрос о применении к палате юридических консультантов меры воздействия в виде исключения из реестра палат юридических консультантов.

Кроме того, в случае наличия нарушений в действиях (бездействии) палаты юридических консультантов, решениях ее органов управления в отношении палаты юридических консультантов может применяться мера воздействия в виде исключения из реестра палат юридических консультантов в судебном порядке.

В свою очередь, контроль в сфере оказания юридической помощи за деятельностью палат юридических консультантов осуществляется путем проведения проверок и профилактического контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

         Таким образом, влияние уполномоченного органа  в деятельность саморегулируемой организацией оказано только в случае наличия на то основания, а именно  обращение непосредственно самого члена саморегулируемой организации, так и клиента в случае нарушения его прав.

Следует отметить, что  сама по себе жалоба  не является  основанием для применения мер  воздействия в отношении палаты, так как доводы заявителя  уполномоченным органом объективно и  тщательно проверяются.

Вместе с тем, стоит остановиться на качестве  предоставляемой юридической помощи.

Право на получение квалифицированной юридической помощи является одним из прав человека, предоставляемых Конституцией.

Таким образом, право предоставления квалифицированной юридической помощи гарантируется государством.

    Для реализации прав граждан государством созданы все необходимые условия для получения такой помощи на безвозмездной основе для определенной категории граждан и по определенной категории дел.

Право представлять интересы сторон в суде ГПК предоставляет за некоторым исключением только адвокатам и юридическим консультантам, состоящим в соответствующих профессиональных организациях.

Ввиду участия  юридических консультантов  по предоставлению гарантированной государством юридической помощи юридическая профессия не может быть оставлена государством без какого-либо регулирования. В этой связи, уполномоченным органом осуществляется контроль за качеством оказания гарантированной государством юридической помощи как адвокатами, так и юридическими консультантами.

Следует отметить, что не смотря на тот факт, что рассмотрение жалоб на действия юридических консультантов осуществляется самими палатами, за последние годы увеличилось количество жалоб, адресованных в уполномоченный орган на непринятия палатами, мер в отношении его членов.  Более того, имеет место подтверждения доводов, изложенных в жалобах.

Это свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны самой саморегулируемой организации. 

В этой связи считаем, что претенденты,  вступающие в палаты должны соответствовать высоким стандартам профессии юриста, главная задача которого защита  интересов клиента с обязательным  соблюдением принципов оказания юридической помощи.  

 Кроме того, имеет место предоставления не квалифицированной юридической помощи, тогда  как прием в членство и соблюдение повышения квалификации осуществляется самими палатами.    

Для соответствия международным стандартам, юридический консультант обязан иметь юридическое образование, при обязательном соблюдении профессиональных стандартов и этических норм, поддерживаемых профессиональным контролем.

Вместе с тем, следует особо уделить внимание не только  правам, но и обязанностям юридических консультантов, слабо урегулирован вопрос ответственности юристов за результаты своей деятельности.

Необходимо усилить профессиональную ответственность субъектов такой деятельности.

Таким образом, важно выполнять должным образом основные функции, в частности, контроль на входе в палату, качественное повышение квалификации, справедливой дисциплинарной практики.

Необходимо обеспечить качество проведения аттестации, повышение квалификации юридических консультантов на системной основе. В свою очередь квалификация юридического консультанта напрямую влияет на качество оказания юридической помощи населению.

Оказание юридической помощи должно базироваться на принципах законности, справедливости, добросовестности, честности и соблюдения высоких этических норм.

     Соблюдение юридическими консультантами  принципов  верховенства закона, независимость, уважение и защита прав и свобод клиента, предоставление юридической помощи в интересах клиента и предотвращение конфликта интересов, сохранение профессиональной тайны, конфиденциальной информации, соблюдение норм профессионального, нравственного и этического поведения, уважение к коллегам по профессии.

Следует отметить, что уровень предоставляемой юридической помощи во многом зависит от степени ответственности субъекта предоставления такой помощи.

Важно понимать, что юридический консультант при оказании юридической помощи лицу, с которым заключен договор об оказании такой помощи, обязан руководствоваться указанными принципами.

Учитывая тот факт, что организация гарантированной государством юридической помощи относится к ведению непосредственно самих палат, необходимо строго соблюдать эти принципы самими палатами при рассмотрении жалоб.

В свою очередь, следует отметить, в рамках поручений Главы государства, усилия Министерства юстиции направлены на обеспечение верховенства закона, совершенствование оказания юридической помощи и повышения ее эффективности.

С принятием Закона, из важных этапов совершенствования была автоматизация адвокатской деятельности и деятельности юридических консультантов.

 Законом предусмотрено функционирование единой информационной системы юридической помощи.

Основа данной системы была заложена в июне 2018 года, когда между Министерством юстиции, Республиканским общественным объединением «Палата юридических консультантов» и АО «Национальные информационные технологии» был заключен Меморандум о сотрудничестве по созданию информационной системы «Е-заң көмегі».

Позже, в феврале 2019 года к данной информационной системе присоединилось и адвокатское сообщество в лице Республиканской коллегии адвокатов.

Целью создания данной информационной системы является обеспечение населения квалифицированной юридической помощью в онлайн режиме, автоматизация адвокатской деятельности и деятельности юридических консультантов, в частности, обеспечения адвокатов и юридических консультантов современными инструментами проверки данных о физических и юридических лицах в рамках судебного процесса и ускорения рабочего процесса по сбору доказательств, а также обеспечение их информационным взаимодействием с государственными и с негосударственными органами Республики Казахстан.

С 30 декабря 2022 года информационная система передана на баланс Министерства юстиции, в настоящее время активно ведется работа по ее доработки. Уже сейчас кроме адвокатов, включены функционалы для участия в ГГЮП юридических консультантов посредством информационной системы, что в свою очередь позволит охватить широкий круг граждан, которые нуждаются в юридической помощи.  

Следует отметить, что доработки проводятся совместно с представителями заинтересованных государственных органов и непосредственно юридическим сообществом (адвокатами и юридическими консультантами).

Также не маловажен тот факт, что в настоящее время, ведется работа по реализации Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года. При этом, Министерством юстиции прорабатывается вопрос внесения поправок в статью 668 Кодекса об административных правонарушениях относительно предусмотрения административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности юридического консультанта.

Следует также отметить, что Главой государства в своей предвыборной программе «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда» поручено провести ревизию Уголовного Кодекса РК и Уголовно-процессуального кодекса.

В этой связи в целях реализации вышеуказанного поручения на базе Министерства юстиции создан Проектный офис, в состав которого вошли представители правоохранительных и специальных государственных органов, суда, научного и юридического сообщества.

В заключении своего выступления хотела отметить, что основной целью государства является создание благоприятных условий для жизнедеятельности граждан, и роль государства в развитии саморегулирования юридической деятельности непосредственно связано с гармонизацией механизма саморегулируемой организации с интересами потребителей юридических услуг, защита которых осуществляется государством.

Учитывая, что интересы государства и саморегулируемой организации в этом схожи, необходимо уделить особое внимание развитию здоровой, качественной конкурентно-способной среды, что в свою очередь благоприятно скажется на развитие СРО. 

Благодарю за внимание!