Заключение сделок с российскими партнерами в условиях антироссийских санкций

Вы сейчас просматриваете Заключение сделок с российскими партнерами в условиях антироссийских санкций

Заключение сделок с российскими партнерами в условиях антироссийских санкций

Главный юридический советник

ТОО «Аврора Минералс Групп»

Нариман Омаров

Трудно припомнить времена, когда Российская Федерация (РФ) жила без международных санкций. Одним из значительных санкционных явлений нового времени был Закон Магнитского, который США приняли в ответ на нарушения прав человека со стороны российских правоохранителей.

С 2014 года в связи с резким обострением политических отношений Между РФ и Украиной количество санкций против РФ увеличилось значительно. Соответственно, с февраля 2022 Россия уверено вышла на первое место в мире по наложенным на страну международным санкциям.

В первую очередь, речь идет о международных санкциях политического характера, которые страны или международные организации применяют с целью принудить подсанкционные страны и их граждан отказаться от совершения определенных действий или лишить их возможности осуществлять противоправные действия.

Естественно, что с учетом сложившейся региональной торговли Казахстан непосредственно затрагивают санкции против РФ.

При этом, в условиях относительного равнодушия к происходящим событиям в Украине со стороны международных организаций, основными чемпионами по санкциям выступили страны Европейского союза, США и Великобритании. Их санкции являются наиболее чувствительными для РФ и заметными на мировой арене.

Соединенные Штаты Америки

В США основной законодательной базой для санкций являются федеральный закон о противодействии противникам Америки через введение санкций (CAATSA) от 2 августа 2017 года и федеральный закон о поддержке свободы Украины от 18 декабря 2014 года. Управление санкциями в США в основном осуществляет Office of Foreign Assets Control (OFAC) — Офис по контролю за иностранными активами (ОКИА) Казначейства США. Другие государственные органы США время от времени также принимают акты, связанные с санкциями.

ОКИА осуществляет управления финансовыми санкциями. Главной миссией ОКИА является администрирование и приведение в действие экономических санкций против иностранных государств и режимов, террористов и террористических организаций, распространителей оружия массового поражения, контрабанды наркотиков и прочих являющихся объектом санкций США. ОКИА действует в рамках чрезвычайных полномочий Президента США и соответствующих нормативных правовых актов, устанавливает запреты и блокирует (замораживает) активы, которые входят в пределы юрисдикции США.

Европейский союз

Основным санкционным органом Европейского союза (ЕС) является Европейский Совет. Администрирование санкционного процесса осуществляет Генеральный Директорат по вопросам финансовой стабильности, финансовых сервисов и рынков капитала (англ. Directorate-General Financial Stability, financial services and capital markets union (FISMA).

В Европейском Союзев отношении РФ действуют следующий основной нормативный правовой акт: Решение Европейского союза №833/2014 от 31.07.2014, касающееся ограничительных мер в связи с действиями России, дестабилизирующими ситуацию в Украине. Решениями Европейского совета данный законодательный акт постоянно дополняется. Крупные пакеты поправок, как правило, в ЕС называются по номерам их принятия, соответственно, в настоящее время действует 8 пакетов санкций ЕС.

Великобритания

Органом Великобритании, отвечающим за применение санкций, является Офис применения финансовых санкций, который является частью Казначейства. (англ. Office of Financial Sanctions Implementation (OFSI).

Здесь базовым законом, регулирующим санкции против РФ, является Закон от 2019 г. №855, Закон о санкциях против России (в связи с выходом из Европейского Союза).

Швейцария

Хотя она и не является частью Европейского Союза, но в вопросах санкций практически полностью его копирует. В Швейцарии действуют все 8 пакетов санкций ЕС.

Каждый из перечисленных санкционирующих органов США, ЕС и Великобритании, как правило, открыт для коммуникаций с поставщиками и заказчиками, в том числе из зарубежных стран. К ним можно обратиться за разъяснениями той или иной информацией через их веб-сайты или по электронной почте.

Как использовать знания о санкционном законодательстве?

При работе с контрагентами мы должны понимать концептуальную разницу между санкционным регулированием США и Европейского Союза.

Европейские санкции, как и санкции Великобритании носят территориальный внутриевропейский характер. И выражаются в виде запретов на импорт, экспорт или транзит, на вход в порты и проведение финансовых операций. Большинство европейских, в том числе британских санкций в целом можно называть секторальными санкциями, то есть, они выражаются в виде запретов осуществлять ту или иную деятельность в определенных секторах их экономики. По субъектности санкции ЕС и Великобритании направлены на запреты их гражданам совершать те или иные действия в связи с санкциями. Следует отметить, что в восьмом пакете санкций в ЕС сделана попытка расширить определенные ограничения и на лиц, которые способствуют обходу санкций ЕС. Однако, полные критерии определения таких лиц и конкретные санкции пока еще не ясны, поскольку не опубликованы соответствующие законодательные акты. Также в ЕС и Великобритании есть определенные санкции персонального характера, выражающиеся в запрете на въезд определенным лицам и в заморозке их активов на территории соответствующих стран.

Санкции США носят экстерриториальный характер в связи с подходом законодателей и судов США к пониманию пределов юрисдикции США. Другими словами, это означает, что суд США может посчитать любую компанию или гражданина любой страны нарушителем санкционных законов или уголовным преступником, если они нарушат закон США в какой бы точке мира они не находились.

При взаимодействии с подсанкционными с точки зрения США лицами могут возникнуть так называемые вторичные санкции. Вторичными санкциями по-простому можно назвать такие санкции, которые налагаются за нарушение ранее установленных секторальных санкций США, либо за взаимодействие с лицами, входящими в SDN список. Европейский союз и Великобритания, как указывалось выше не наказывают за нарушения своих санкций за пределами своей территориальной юрисдикции.

Уголовное наказание за нарушение санкций

В Европейском союзе в настоящее время рассматриваются единые подходы по применению уголовного наказания за нарушение санкций.

В Великобритании граждане и компании этой страны могут быть подвергнуты уголовному наказанию за нарушение санкций. Наказания за нарушение санкций варьируются от штрафов до лишения свободы до 7 лет.

В связи с риском уголовных наказаний для граждан США, ЕС и Великобритании, а также стран, входящих в Британское содружество, компаниям в Казахстане, которые вступают во взаимоотношения с партнерами, находящимися в зоне риска, и имеют в составе своих органов управления граждан, указанных выше стран, необходимо оградить этих граждан от уголовного преследования. Общее понимание таково, что граждане США, ЕС и Великобритании должны воздержаться при исполнении должностных обязанностей от принятия решений, нарушающих санкции, установленные их государствами.

Одна из рекомендаций некоторых иностранных юридических консультантов — это подписание Уведомления об отказе (анг. “Recusal note”). Как правило, уведомление об отказе в странах англо-американской правовой системы подписывается в случае наличия у должностного лица или органа управления конфликта интересов при принятии того или иного решения. В случае подписания подобного уведомления должностное лицо в компании не участвует даже в обсуждениях того или иного вопроса.

            Но в рамках казахстанской правовой практики такое уведомление выглядит спорно, так как ни в законодательной, ни в корпоративной практике пока нет такой формы отказа. В результате, если компании будут довольно часто сталкиваться с отказами их независимых директоров или членов исполнительного органа участвовать в обсуждении вопросов, то они вправе ставить вопрос о замене таких работников.

            Соответственно, в Казахстане иностранные граждане – должностные лица, как один из вариантов избегания уголовной ответственности у себя на родине, могли бы голосовать против, либо воздерживаться от голосования, если они голосуют по рискованному санкционному вопросу в рамках полномочий коллегиальных органов. Если иностранные граждане действуют в качестве единоличного органа управления Компании, то они могли бы делегировать свои полномочия.

Вместе с тем, в целом предложенные варианты не гарантируют защиту иностранцев от уголовного преследования или иных неприятных последствий у них на родине, поскольку они не прошли проверку на практике.

Нельзя исключать сценарий, при котором сам факт нахождения в составе органов юридического лица, нарушающего санкции ЕС, может явиться основанием для уголовного преследования.

Казахстан

Казахстан с РФ связывает самая протяженная сухопутная граница. Именно поэтому предпринимателям весьма затруднительно полностью отказаться от торговли или сотрудничества с российскими партнерами. При этом, объем санкций в отношении РФ, ее граждан и компаний довольно непредсказуем.

Также при взаимодействии с РФ следует учитывать риски того, что ваши товары могут оказаться в регионах, в отношении которых наложены особые санкции. Если у вас есть планы на развитие вашего бизнес в международном масштабе, то следует строго контролировать, чтобы ваши товары не оказались в таких регионах, как Крым, Донбасс, Луганск и других аннексированных регионах.

В свою очередь, Правительство Казахстана может предпринимать определенные действия, направленные на соблюдение международных санкций. При этом, это может выражаться в форме действия исполнительных органов, без выпуска какого-либо нормативного правового акта. В этой связи, важно следить за новостями Казахстана.

Возникает логичный вопрос: как казахстанским предпринимателям можно обезопасить себя от санкционных рисков при взаимодействии с российскими партнерами, которые в любой момент в будущем могут попасть под санкции США, Европейского союза или Великобритании?

Как снизить риски

В первую очередь, за счет санкционной проверки или так называемого санкционного комплаенса. Для этого необязательно покупать дорогостоящие услуги по санкционной проверки, либо услуги иностранных консультантов.

  1. Санкции Европейского союза можно проверить на сайте https://www.sanctionsmap.eu.
  2. Санкции Великобритании на сайте https://sanctionssearchapp.ofsi.hmtreasury.gov.uk/.
  3. санкции США соответственно на сайте https://sanctionssearch.ofac.treas.gov/.

Другой способ сократить санкционные риски является включение в договоры так называемой санкционной оговорки. Как правило, санкционная оговорка включает в себя заверение сторон о том, что ни одна из сторон, их аффилированные лица, участники или акционеры, бенефициары не находятся под какими-либо международными санкциями на дату заключения договора. Кроме того, в санкционной оговорке устанавливаются механизмы расторжения договора, выхода стороны из совместного предприятия и иные механизмы прекращения сотрудничества сторон в случае введения против одной из сторон санкций, которые сделают невозможным дальнейшее сотрудничество с ней.

Для проверки заверений стороны, которая находится под риском санкций, юристам следует изучить корпоративную структуру контрагента. Нужно проверить на предмет санкций не только самого партнера, но и контролирующего его лиц, а также их конечных бенефициаров.

Для более полного понимания рисков, вытекающих из сделок, юристам следует запрашивать всю логистическую цепь, связанную с исполнением сделки. В частности, перевалочные порты или одно из транспортных звеньев могут быть заблокированными санкциями, либо из-за санкций страховые компании не смогут предоставить страховое покрытие.

Добровольные санкционные ограничения

При планировании долгосрочного международного сотрудничества следует принимать во внимание фактор добровольного соблюдения или даже добровольного наложения санкций отдельными зарубежными компаниями.

Это может выражаться в требовании зарубежными партнерами предоставления сертификата конечного пользователя, контроля с их стороны уровня продаж тех или иных товаров, а также требования исключения из органов управления, состава участников или акционеров компании граждан РФ, либо запрет на предоставление любой информации о товаре, услугах или технологиях гражданам подсанкционных стран.

Банки, логистические компании и другие важные в цепи поставок звенья могут отказывать в сотрудничестве без обоснования причин только на основании подозрения, что они участвуют в подсанкционной операции.

Резюме

При юридической экспертизе сделок с российскими партнерами казахстанским юристам необходимо исходить не только из правовых принципов материального и коллизионного права Казахстан, но в целом следует изучать контекст, в котором та или иная сделка заключается.

Важной вашей ценностью становится широкий кругозор, любознательность и умение разбираться в межотраслевых вопросах, связанных с санкциями.

Вы должны не только взаимодействовать с юристами и правовой средой, но и со всеми участниками сделки и стейкхолдерами вашей организации или соответствующего заказчика.

Обязательно нужно постоянно читать новости, затрагивающие предмет вашей сделки, а также следить за заявлениями и действиями Правительства Казахстана.

Читайте также: 

«Налоговый майнинг» государства в отношении участников Astana Hub

В каких улучшениях нуждаются права бизнеса в Казахстане?

LEGAL ALERT: Восстановлен и расширен перечень импортируемых товаров с уплатой НДС методом зачета

Всегда ваш, KLR