В данной статье мы предлагаем вам передовые идеи казахского движения «Алаш», зародившегося в годы первой русской революции и прекратившего организованное существование в 1920 году.
1. 21 ноября 1917 г. в газете «Казах» был опубликован проект программы движения «Алаш». Элементом демократичности судопроизводства является установление рассмотрения тяжких преступлении судом присяжных, что имеет место не во всех постсоветских конституциях.
2. Правоведы движения «Алаш» сумели высоко поднять статус юристов. Несмотря на небольшую численность, юридическое сообщество в те времена имело высокий авторитет у народа и в годы Советской власти, и была обусловлена актуальностью правовой защиты населения.
3. Опыт «Алаша» поучителен еще и тем, что она вывела на первый план интеллигенцию. В этом отношении лидеры казахской интеллигенции стали своего рода ядром новой генерации политиков, стремившихся соединить традиции казахского общества с началами западной демократии и передовой общечеловеческой культуры. «Новое поколение казахской интеллигенции как социальная общность сложилось из выпускников профессиональных учебных заведений России, национальных окраин, в том числе Казахстана, а также дальнего зарубежья. Ее отличали такие качества и свойства, как мобильность, открытость ко всем инновационным веяниям, широта кругозора, жажда знаний, хорошая осведомленность о событиях и процессах в мире», — пишет профессор Х.М. Абжанов в своих исследованиях.
4. Ж. Досмухамедов, Ж. Акпаев, М. Тынышпаев, А. Букейханов и многие другие деятели движения «Алаш»строили правовую среду, опираясь на обычаи и традиции народа. Для этого они исследовалигосударственно-правовые проблемы казахского общества с древнейших времен. В центре внимания исследований были вопросы возникновения казахской государственности, формирования правовой системы, правовых понятий и терминов. Известно, что казахское общество до присоединения к России имело свою государственную организацию, систему права, которые формировались и развивались веками. Поэтому правоведы движения «Алаш» старались строить новые законы на имеющемся историческом фундаменте.
5. Лидеры партии отмечали необходимость образования органов местного управления, то есть говорили о децентрализации управления, считая, что передача многих функций земским и городским управлениям была бы правильной. Это говорит о том, что более 100 лет назад вопрос о самоуправлении был уже актуальным. Власть должна доверять своему народу, который на местах больше знает все о насущныхпроблемах, а значит может лучше их решать.
6. Большое внимание «Алаш» уделял формированию гражданского общества. Следует отметить вклад Ж. Досмухамедова в анализ и эволюцию понятия «гражданское общество». Мыслитель приходит к мнению, что признание ценности личности как таковой, приоритет ее прав и свобод неразрывно связаны с ответственностью этой личности перед обществом в целом и отдельными его индивидами в частности.
7. С первых дней борьбы за национальное освобождение и интеллектуального поиска путей вхождения в число передовых народов мира лидеры движения «Алаш»приветствовали плюрализм мнений. Так, по словам профессора Х.М. Абжанова, уже в годы первой буржуазно-демократической революции в России общественно-политическая жизнь казахского социума знала панисламистов и западников. Позже жаркие дискуссии развернулись вокруг инициативы Б. Каратаева по переводу казахов к оседло – урбанистической культуре. Не всегда совпадали позиции журнала «Айкап», газет «Казах», «Тиршилик», «Бирлик туы», «Уш жуз», «Сарыарка». За аналогичными фактами следует усматривать напряженную интеллектуальную и практическую деятельность как движения «Алаш», так и других отрядов и групп национальной интеллигенции, нежели их противостояние и разобщенность. Алашовцы, говоря словами А. Байтурсынова, придерживались принципа – не быть похожими на лебедя, рака да щуку. «Дело надо делать без суеты, обдуманно», — писал он в 1912 году.
8. Современный Казахстан до сих пор не может четко сформулировать национальную идею. Тогда как алашовцам это удалось. Вот что пишет Х.М. Абжанов: «Движение «Алаш» велико потому, что предложило единственно верную национальную идею начала XX века. Поскольку суть и миссия национальной идеи состоит в определении этносоконсолидирующей цели, движущего фактора прогресса, центрального вопроса повестки дня, то все черты и свойства этой фундаментальной и глобальной мысли выражены формулой «Оян, казах!» («Проснись, казах!»). Это не лозунг и даже не сборник стихов М.Дулатова. «Оян, казах!» – объективный итог, миг пророчества и озарения, эффективно раскрывающий потенциал народа, координаты времени, пространства и действия во имя прогресса и самосохранения». Коротко говоря, национальная идея «Оян, казах!» призвана разбудитьгордость и ответственность каждого за настоящее и будущее, за родной язык и культуру, за воспитание и обучение молодежи.
Резюмируя вышесказанное, стоит сказать, что больше ста лет назад алашовцы поднимали вопросы, столь актуальные для наших дней: национальная идея, независимость Казахстана, роль интеллигенции, самоуправление, гражданское общество, справедливое правосудие и другие. Да, были споры и разногласия. Тем не менее, лидеры «Алаша» вошли в историю, как истинные патриоты, всей душой переживавшие за судьбу своей страны и родного народа.
Читайте также:
Юрист. Ученый. Гражданин. (посвящается светлой памяти Юрия Григорьевича Басина)
Страницы из истории юридической профессии в Казахстане
Как создать эффективную комплаенс службу
Всегда ваш, KLR