Обзор планируемых изменений в Правила возврата суммы превышения НДС в 2024 году

Вы сейчас просматриваете Обзор планируемых изменений в Правила возврата суммы превышения НДС в 2024 году

Юридическая Фирма GRATA представляет Вашему вниманию обзор основных изменений и дополнений на проект приказа Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 391 «Об утверждении Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска» (далее – «Правила»). Проект приказа затрагивает следующие вопросы:

  • Уточняющая поправка в части установления определения результатов формирования отчета «Пирамида»

Предлагается установить определение результатам формирования отчета Пирамида, согласно которому результатом формирования отчета является многоуровневая схема взаиморасчетов между услугополучателем с поставщиками различных уровней за каждый налоговый период.

  • Расширение перечня ограничений по формированию отчета «Пирамида»

Предлагается расширить перечень ограничений по формированию отчет «Пирамида». Планируемое дополнение обязывает налоговые органы прекратить дальнейшее формирование отчета «Пирамида» в следующих случаях:

  • установления поставщика, у которого общая сумма НДС, по выписанным счет-фактурам за налоговый период не превышает 300-кратного размера МРП;
  • установления на различных уровнях поставщиков самого услугополучателя, подавшего требование о возврате суммы превышения НДС.
  • Установление запрета на дальнейшее формирование отчета Пирамида при установлении налоговым органом риска неисполнения (неполного исполнения) налоговых обязательств  

Предлагается при обнаружении рисков неисполнения или неполного исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств налоговым органам формировать отчет Пирамида только по непосредственным поставщикам услугополучателя. При этом, для целей применения данного пункта установлено определение непосредственным поставщикам услугополучателя. Такими поставщиками являются:

  • поставщики, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившие товары, выполнившие работы или оказавшие услуги проверяемому услугополучателю;
  • поставщики, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившие товары, выполнившие работы или оказавшие услуги через взаимосвязанные стороны.

Данная поправка улучшает положение налогоплательщиков и исключает вменение налоговыми органами в качестве обоснования отказа в возврате суммы превышения НДС при обнаружении нарушений по поставщикам 2-го и более уровней. Отказ будет считаться обоснованным только при установлении нарушений исполнения налоговых обязательств по непосредственным поставщикам услугополучателя. 

  • Уточнение в части установления риска применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов  

Предлагается установить определение риска применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов, а также установить ограниченный перечень признаков, указывающих на наличие данного риска. Согласно планируемым поправкам, риск применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов будет вменяться при обнаружении следующих категорий поставщиков на различных уровнях:

  • по которым ограничена выписка ЭСФ в информационной системе;
  • государственная регистрация (перерегистрация) которых на основании вступившего в законную силу решения суда признана недействительной;
  • в отношении которых имеется факт регистрации в Едином реестре досудебного расследования уголовного дела по статье 216 Уголовного кодекса Республика Казахстан;
  • по которым имеются решения судов о признании сделок недействительными.   
  • Изменения в части порядка расчета суммы превышения НДС, подлежащей возврату, по рискам неисполнения налоговых обязательств по НДС      

Предлагается установить, что при определении суммы НДС, подлежащей возврату, не учитываются нарушения исполнения налоговых обязательств по следующим поставщикам:

  • которые изменили сроки исполнения налоговых обязательств по НДС;
  • по которым выставлены извещения о нарушениях с низкой степенью риска, выявленных по результатам камерального контроля;
  • по которым нарушения налогового законодательства, не подтверждены по результатам встречных налоговых проверок;
  • по которым нарушения налогового законодательства, выявленные по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» не подтверждены по полученным ответам на запросы о принятии мер по их устранению поставщиками товаров, работ, услуг.

В данном случае налоговый орган производит возврат суммы превышения НДС с учетом нарушений, выявленных по результатам отчета Пирамида.

  • Изменения в части порядка расчета суммы превышения НДС, подлежащей возврату, по рискам применения схем уклонения от уплаты налогов   

Предлагается дополнить Правила новым пунктом с установлением порядка определения суммы НДС, подлежащей возврату, при обнаружении рисков применения услугополучателем схем уклонения от уплаты налогов. Согласно данному пункту при определении суммы НДС, подлежащей возврату, не учитывается как признак применения схем уклонения от уплаты налогов (за исключением наличия взаимосвязанности) по следующим поставщикам:

  • устранившего нарушения в цепочке поставки товаров, работ, услуг, в том числе признания сделки действительной на основании вступившего в законную силу решения суда;
  • осуществляющего поставку электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, за исключением электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, которые в дальнейшем экспортированы их покупателем;
  • осуществляющего поставку услуг связи;
  • являющейся национальной компанией, входящей в состав национального фонда благосостояния;
  • являющегося недропользователем, осуществляющим деятельность на основании соглашения (контракта) о разделе продукции, заключенном с Правительством Республики Казахстан или компетентным органом;
  • состоящим на налоговом мониторинге;
  • являющимся производителем товаров собственного производства.

В данном случае налоговый орган производит возврат суммы превышения НДС с учетом нарушений, выявленных по результатам отчета Пирамида.

  • Изменения в части порядка назначения и проведения встречных налоговых проверок

Согласно предлагаемым поправкам расширен перечень категорий непосредственных поставщиков услугополучателя, при обнаружении которых налоговый орган обязан назначить и провести встречную налоговую проверку по подтверждению взаиморасчетов между сторонами. Так, встречные налоговые проверки назначаются также при обнаружении следующих поставщиков:

  • посредника (агента, комиссионера или поверенного);
  • экспедитора;
  • поставщиком товаров собственного производства.

О Юридической Фирме «GRATA»

Юридическая Фирма «GRATA» является крупнейшей казахстанской независимой юридической фирмой, предоставляющей широкий спектр юридических услуг, которая существует на рынке более 20 лет и является одной из ведущих юридических фирм в Центральной Азии и Каспийском регионе.

На протяжении всей своей деятельности Фирма успешно занимается налоговой практикой, в связи, с чем в 2005 году в структуре Фирмы был специально сформирован Департамент налогового права. В отличие от многих консалтинговых компаний налоговая команда GRATA в своем большинстве состоит из юристов и аудиторов, которые имеют опыт работы в органах налоговой службы. Указанное позволяет предоставлять нашим клиентам не только правильные, но и практически применимые консультации.

Наши услуги

  • Представление и защита интересов в ходе налогового спора;
  • Возврат НДС из бюджета;
  • Сопровождение в ходе налоговых проверок;
  • Налогообложение недропользователей;
  • Международное налогообложение;
  • Налогообложение при финансировании (ценные бумаги, финансовые инструменты, договора займа);
  • Корпоративное налогообложение и налоговое планирование;
  • Налогообложение индивидуальных лиц;
  • Налоговое сопровождение и структурирование при сделках M&A;
  • Правовая экспертиза налогового учета (налоговый аудит);
  • Налоговое администрирование.

Для более подробной информации вы можете просмотреть наш сайт www.gratanet.com либо обратиться к:

Асель Ильясова

Партнер

Руководитель Департамента налоговое право

+7 (701) 763-07-14

ailyassova@gratanet.com

Канат Адилбеков

Партнер

+7 (701) 223-92-46

kadilbekov@gratanet.com

Настоящий обзор носит информативно-справочный характер и не является юридической консультацией. ТОО «Юридическая фирма «Grata» не несет ответственности за последствия, возникшие ввиду использования информации, опубликованной в этом обзоре, без его согласия.

Следите за свежими материалами, подписывайтесь здесь: TelegramInstagramFacebook, YouTube