Автор: Алия Аристанбаева, старший юрист ТОО «Тенгизшевройл», член KPLA
На сегодняшний день практически все понимают значимость инвестиций для развития и становления экономики нашей страны. Большие надежды возлагаются на привлечение иностранных инвестиций и по этой причине государство предпринимает значительные усилия для создания благоприятного инвестиционного климата.
Считаю, что на данный момент очень важно создавать условия не только для привлечения иностранных инвесторов, но и для удержания существующих. Любой инвестор, который вкладывает свои собственные средства в экономику государства, создает рабочие места, развивает социальные проекты и т.д. должен быть уверен, что инвестиционный климат Республики Казахстан будет привлекательным[1].
Очевидно, что различные экономические, политические и социальные факторы могут оказывать влияние на инвестиционный климат страны и на желание и склонность инвесторов инвестировать[2]. Таких факторов очень много, но я бы хотела остановиться лишь, на некоторых из них, которые по моему мнению напрямую воздействуют на инвестиционную привлекательность нашей страны.
Во-первых, это стабильная нормативная и законодательная база.
Хотелось бы отметить, что в целом государство уделяет огромное внимание усовершенствованию действующего законодательства Республики Казахстан, а именно приняты меры по модернизации казахстанской правовой системы, позволившие усовершенствовать модель государственного управления, направленную на улучшение благосостояния населения, наращивание экономического роста и решение ряда вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства.[3]
Однако, несмотря на вышеуказанные меры принимаемые государством, для Казахстана до сих пор одним из основных сдерживающих факторов является недостаточно стабильная правовая база. Постоянные изменения в законодательстве и многочисленные подзаконные акты в значительной степени затрудняют деятельность инвесторов и бизнеса в целом.
Ниже я хочу поделиться некоторыми вопросами из личной практики, которые, на мой взгляд, подтверждают необходимость в установлении стабильной законодательной базы Республики Казахстан и искоренению дискриминационного подхода:
- Стабильность контрактов это принцип защиты для инвестора от ужесточения национального законодательства, подразумевающий сохранение правового и экономического режимов инвестирования в случае изменения законодательства в неблагоприятную сторону для инвестора[4].
На сегодняшний день, для разрешений, лицензий и контрактов, выданных и заключенных до введения в действие Кодекса о недрах и недропользовании[5] (далее — Ранние контракты) применяется норма Закона о недрах и недропользовании[6] (далее – Закон о недрах), в соответствии с которой недропользователю гарантируется защита его прав за исключением изменений законодательства в области обеспечения национальной безопасности, обороноспособности, в сферах экологической безопасности, здравоохранения, налогообложения и таможенного регулирования.
Вместе с тем, Кодекс о недрах и недропользовании (далее – Кодекс) содержит особые положения, согласно которым действия отдельных его статей распространяются на Ранние контракты. Данный перечень статей и глав Кодекса и Закона о недрах весьма широк, и включает в себя в общей сложности более 130 статей касающихся различных аспектов недропользования.
В этой связи, я бы порекомендовала для создания более благоприятных условий для иностранных инвесторов реанимировать вышеуказанную оговорку и указать, что изменения и дополнения в законодательстве Республики Казахстан, ухудшающие результаты предпринимательской деятельности недропользователя не применяются к Ранним контрактам.
- Дискриминация по ставкам платы за эмиссии в окружающую среду. Данный вопрос является очень актуальным, так как наличие дискриминационного подхода в законодательстве Республики Казахстан оказывает негативное влияние на инвестиционный климат страны в целом.
Важно отметить, что государство уже устранило дискриминационный подход при расчете административного штрафа за сверхнормативные выбросы в результате сжигания газа на факелах.
Однако, на сегодняшний день дискриминационный подход по ставкам платы до сих пор существует в действующем законодательстве Республики Казахстан. Например, ставки платы за выбросы сероводорода от стационарных источников составляет 62 МРП за 1 тонну, а ставки платы за выбросы того же сероводорода от сжигания попутного и (или) природного газа в факелах составляет 1 240 МРП за 1 тонну[7]. Очевидно, что разница ставок платы колоссальна при том, что выделяется одно и тоже загрязняющее вещество сероводород.
Считаю, что необходимо унифицировать ставки платы за выбросы стационарных и факельных источников, как это было сделано в Российскй Федерации, Азербайджанской Республике и в Республике Узбекистан. В целом не имеет значения с какого источника загрязняется окружающая среда, а имеет значение каким веществом и в каком объеме загрязняется атмосферный воздух.
Во-вторых, независимая, самостоятельная и справедливая судебная система. Наличие независимой, самостоятельной и справедливой судебной системы будет благоприятно влиять на инвестиционный климат страны, так как любой инвестор хочет быть уверенным, что в случае необходимости, его нарушенные права и интересы будут справедливо восстановлены[8].
С момента обретения независимости государство предпринимает значительные усилия по усовершенствованию судебной системы нашей страны. В частности, Верховным Судом Республики Казахстан принимаются меры для того, чтобы казахстанская судебная система соответствовала мировым стандартам. Принимаются определенные меры по проведению системной работы по улучшению качества правосудия.
При этом, на мой взгляд, судебная система нашей страны все еще не совершенна. Как отметил один из бывших Председателей Верховного суда РК[9]: «Никто не будет инвестировать в страну, где нет доверия судам. Мы признаем, наши суды не идеальны. Есть мнения, что суды зависимы и не все компетентны. Но в этом мы не уникальны. Эти проблемы почти во всех странах с развивающейся экономикой».
В продолжении этой темы хочу поделиться с Вами следующим примером несовершенства судебной системы, который может негативно повлиять на инвестиционную привлекательность страны:
- Арбитражная оговорка. В соответствии с законом Республики Казахстан «Об арбитраже»[10] арбитражное соглашение это письменное соглашение сторон о передаче на рассмотрение в арбитраж спора, который возник или может возникнуть из гражданско-правовых отношений. Данная оговорка является одним из принципов международного коммерческого права. Наличие альтернативных способов разрешения споров крайне важный фактор инвестиционной привлекательности.[11] Однако, у нас имеется опыт, когда судами общей юрисдикции не признавалась арбитражная оговорка в отношении арбитража ad-hoc и суды признавали такую арбитражную оговорку недействительной только на основании того, что не находили в ней конкретного наименования и местоположения арбитража для разрешения спора. При этом суды не давали свою оценку доводам о том, что адрес и наименование арбитража отсутствуют по причине того, что стороны договорились о создании специального арбитража для разрешения спора.
Такая судебная практика подрывает доверие иностранных инвесторов к судебной системе в целом, так как она противоречит принципу свободы договора. Получается, что одна из сторон по каким-либо причинам может отказаться от исполнения условий договора, а именно отказаться от разрешения споров в арбитраже и обратиться за поддержкой в суд общей юрисдикции. И суд вместо того, чтобы содействовать исполнению воли сторон, указанной в договоре, будет искать любые основания, в том числе и не обоснованные, для того, чтобы признать арбитражную оговорку не действительной.
Указанная судебная практика создала негативный прецедент и на данный момент имеется ряд компаний, которые хотят воспользоваться сложившейся ситуацией и незаконно обойти арбитражную оговорку. Необходимо обратить внимание нашей судебной системы на важность соблюдения арбитражной оговорки для укрепления доверия со стороны иностранных инвесторов.
В-третьих, это процесс коммуникации между властью и бизнесом, включая инвесторов. Для улучшения взаимодействия государства и бизнеса внедряются принципы регулирования «с чистого листа», которые позволят снизить нагрузку на бизнес, сократить неэффективные и устаревшие требования. Параллельно с этим госорганы ведут отмену и пересмотр требований в рамках подзаконных актов.[12]
Очень отрадно, что государство понимает важность соблюдения баланса интересов потребителей, субъектов предпринимательства и государства и предпринимает усилия для снижения нагрузки на инвесторов.
Как указал Глава государства в послании народу Казахстана между властью и бизнесом должен быть конструктивный диалог. Известно, что сегодня, в переходный период, государственные органы допускают в своей работе определенные недочеты и перегибы [13].
Далее, хочу поделиться следующими трудностями, которые возникают у бизнеса при коммуникации с властью:
- Нарушение требований законодательства при проведении государственного контроля. Уполномоченные органы при проведении государственного контроля зачастую требуют от субъектов предпринимательства предоставлять большой объем информации, тем самым выходят за рамки предмета проверки/профилактического контроля, что нарушает требования действующего законодательства. Более того, иногда складывается впечатление, что проверяющие проводят государственный контроль с целью обнаружить хоть-какие нарушения и относятся к субъектам предпринимательства как к злостным правонарушителям. Однако, такой подход нарушает принцип Предпринимательского кодекса приоритета предупреждения правонарушения согласно которому профилактика правонарушений и мотивация субъекта предпринимательства исполнять требования, установленные законами Республики Казахстан, имеют приоритет перед применением мер государственного принуждения в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Считаю, что при проведении государственного контроля необходимо соблюдать прозрачность его проведения и обеспечить равное применение такого контроля в отношении всех предпринимателей.
2. Отсутствие или нестабильность существующих «правил игры». На протяжении нескольких лет, проходили горячие дискуссии касательно необходимости использования косвенного метода экономической оценки ущерба окружающей среде и многие экологи высказывались касательно неэффективности данного метода. В конце концов, на мой взгляд, было принято правильное решение об отказе от такого метода оценки ущерба окружающей среде, так как данный метод применяется даже при отсутствии ущерба окружающей среде, здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государству, лишь основываясь на факте наличия сверхнормативных и самовольных эмиссий.
Также, государство приняло правильное решение отказаться от и законодательного требования по проведению обязательного экологического аудита, так как такой аудит дублирует функции институтов оценки воздействия на окружающую среду и государственного экологического контроля.
Однако, в данный момент уполномоченные органы планируют вернуть вышеуказанные требования о проведении обязательного экологического аудита и косвенный метод экономической оценки ущерба окружающей среды.Считаю, что такого рода нестабильный подход по изменению требований к бизнесу существенно усложняет их деятельность, поскольку им приходится сталкиваться с тем, что «правила игры» меняются в одностороннем порядке со стороны власти.
В заключении хочу отметить, что процесс привлечения и удержания инвестиций очень сложный и трудоемкий. Здесь должны быть задействованы все механизмы государства. Для инвесторов очень важно, чтобы государство было слышащим и чтобы оно понимало их проблемы и потребности, чтобы мнения инвесторов учитывались при принятии решений и чтобы власть не относилась к инвесторам как к злостным нарушителям.
Более того, необходимо соблюдать баланс, с одной стороны, мотивируя, а с другой стороны, устанавливая четкие, ясные, рациональные и обоснованные требования, которые должны быть обязательными для всех инвесторов без исключения.
Так как именно сейчас, учитывая текущее экономическое положение в Республике, необходимо делать упор на создание благоприятного климата для удержания существующих инвестиций и привлечение новых инвесторов, к чему призывает руководство страны[14].
Cписок использованной литературы:
- Сайт www.inform.kz , «Инвестиции в экономику: почему они важны для Казахстана», 9 июня 2023 года.
- Общедоступная универсальная интернет-энциклопедия со свободным контентом – Википедия.
- Анализ текущей ситуации в концепции правовой политики Республики Казахстан на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674;
- Статья Е.В.Нестеровой «Государственная гарантия стабильности контрактов на недропользование в Республике Казахстан» опубликованная в информационной системе «Параграф»;
- Кодекс о недрах и недропользовании от 27 декабря 2017 г.;
- Закон о недрах и недропользовании от 24 июня 2010 г.;
- Налоговый кодекс от 25 декабря 2017 года № 121-VI 3РК;
- Сайт www.zakon.kz «Инвестиционный климат, совершенствование судебной системы и верховенство закона», Елюбаев Ж. С. и Булович В. Н.
- 31-е пленарное заседание Совета иностранных инвесторов при президенте/www.forbes.kz от 06.07.2018 г.
- Закон Республики Казахстан «Об арбитраже» от 8 апреля 2016 г.
- Сайт www.zakon.kz , «Арбитраж как альтернативный способ разрешения спора», Плотникова К. и Гунина Д.
- Официальный сайт Премьер-Министра РК. Совещание под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова, проведенное 17 июня 2023 года.
- Послание Главы государства народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» от 1сентября 2023 года.
- Сайт www.atameken.kz; «Инвесторам необходимо создать условия» от 1 марта 2024 года.
[1] Сайт www.inform.kz , «Инвестиции в экономику: почему они важны для Казахстана», 9 июня 2023 года.
[2] Общедоступная универсальная интернет-энциклопедия со свободным контентом – Википедия.
[3] Анализ текущей ситуации в концепции правовой политики Республики Казахстан на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674.
[4] Статья Е.В.Нестеровой «Государственная гарантия стабильности контрактов на недропользование в Республике Казахстан» опубликованная в информационной системе «Параграф».
[5] Кодекс о недрах и недропользовании от 27 декабря 2017 г.
[6] Закон о недрах и недропользовании от 24 июня 2010 г.
[7] Налоговый кодекс от 25 декабря 2017 года № 121-VI 3РК;
[8] Сайт www.zakon.kz «Инвестиционный климат, совершенствование судебной системы и верховенство закона», Елюбаев Ж. С. и Булович В. Н.
[9] 31-е пленарное заседание Совета иностранных инвесторов при президенте/www.forbes.kz от 06.07.2018 г.
[10] Закон Республики Казахстан «Об арбитраже» от 8 апреля 2016 г.
[11] Сайт www.zakon.kz , «Арбитраж как альтернативный способ разрешения спора», Плотникова К. и Гунина Д.
[12] Официальный сайт Премьер-Министра РК. Совещание под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова, проведенное 17 июня 2023 года.
[13] Послание Главы государства народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» от 1сентября 2023 года.
[14] Сайт www.atameken.kz; «Инвесторам необходимо создать условия» от 1 марта 2024 года.