В начале сентября 2022 года генеральный прокурор РК выпустил указание, которым конкретизировал некоторые критерии для возбуждения уголовных дел в отношении предпринимателей.
Указание носит обязательный характер для правоохранительных органов. Мы решили проанализировать, что именно изменилось и как такое указание может повлиять на работу бизнеса.
Указание генерального прокурора запрещает возбуждать уголовные дела в отношении бизнеса в следующих пяти случаях.
Первое. При нарушениях, связанных с предпринимательской деятельностью, при наличии гражданско-правового спора в суде.
Суть этого положения сводится к тому, что нельзя возбуждать уголовное дело в отношении предпринимателя, если заявление о возбуждении уголовного дела касается коммерческого вопроса, который рассматривает соответствующий суд. К примеру, если ваш бывший партнер подал заявление о возбуждении уголовного дела вследствие неуплаты долга и если дело о взыскании такой задолженности рассматривает суд.
Это положение не является нововведением. Аналогичная норма существует с 2016 года в приказе генерального прокурора РК «Об утверждении правил приема и регистрации заявлений, сообщений или рапортов об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований («Правила»)». И с 2016 года это положение не препятствовало возбуждению уголовных дел в отношении предпринимателей несмотря на то, что спор рассматривается в суде.
Тем не менее, возможно, из-за объявленного курса на строительство «нового Казахстана» изменится практика применения данной нормы. Время покажет.
Второе. В отношении предпринимателя и в отношении его предпринимательской деятельности в период сроков обжалования актов проверки, ревизий или аудита.
Раньше правила запрещали возбуждать уголовные дела за нарушения налогового законодательства, если уведомление о результатах налоговой проверки обжаловано в вышестоящий орган или в суд. Такой запрет действовал до истечения сроков обжалования.
Генеральный прокурор расширил это ограничение. Теперь запрещается регистрировать уголовные дела в случае обжалования акта о результатах проверки не только по результатам налоговой проверки, но и в отношении вопросов, которые обжалуются по АППК. То есть фактически оспаривание в суде или в вышестоящем органе по любому вопросу предпринимательской деятельности исключает возбуждение уголовного дела на время рассмотрения такой жалобы или иска.
Теперь силовикам нужно ждать не только вынесения решения при досудебном или судебном порядке обжалования, но и ждать, когда пройдут установленные законом сроки на обжалование. Такое нововведение дает предпринимателям больше шансов на то, что вышестоящие органы или суд разберутся в ситуации, что, в свою очередь, снизит риск уголовной ответственности.
Третье. Если предприниматель получил доход в виде экономии денег, при условии что экономия предусмотрена договором и не повлияла на качество работы.
Такой нормы раньше не было, и мы позитивно оцениваем ее введение. Действительно, правоохранители зачастую возбуждали дела на заказчиков и подрядчиков, которые получали доход от экономии денег. По таким делам приходилось долго доказывать, что доход является законным и его получение никак не повлияло на качество стройки.
Теперь экономия не влечет уголовную ответственность, если она предусмотрена договором и если она не повлияла на качество работы. При заключении договоров подряда строителям стоит предусматривать соответствующие положения об экономии подрядчика.
Четвертое. Если в акте проверки, заключении уполномоченного органа о нарушении законодательства отсутствуют достаточные данные о наличии преступления.
Такой нормы тоже раньше не было. Получается, что впредь не каждый акт уполномоченного органа о допущенном нарушении может служить основанием для возбуждения уголовного дела. Основанием для этого может служить только акт проверки, в котором есть «достаточные данные» о наличии преступления. То есть орган уголовного преследования обязан выяснить, содержит ли акт достаточные данные или нет, и об этом можно спорить.
У нас в практике было дело, которое возбудили на основании аудиторского отчета ревизионной комиссии. Аудиторский отчет не содержал признаков преступления. Однако на его основании департамент экономических расследований возбудил уголовное дело, а для прекращения уголовного дела потребовалось несколько месяцев. Надеемся, что с учетом нового указания такие заявления не будут регистрировать.
Пятое. Если заключение специалиста правоохранительного или специального органа содержит формальные (неподтвержденные) признаки ущерба и незаконного дохода.
Этой нормы также не было. Суть ее в том, чтобы заставить следователя вникать в заключение специалиста и выяснять, достаточно ли его для возбуждения уголовного дела.
Зачастую силовики возбуждают уголовные дела на основании заключений подведомственных специалистов. Они имеют низкое качество, и их задача – послужить формальным основанием для возбуждения уголовного дела, чтобы в его рамках попытаться собрать доказательства преступления.
Указание генерального прокурора направлено на то, чтобы исключить использование фактически фиктивных заключений специалистов для возбуждения уголовных дел.
1. Выводы
Очевидно, что указания генерального прокурора преследуют позитивные задачи – минимизировать случаи необоснованного возбуждения уголовных дел в отношении предпринимателей. Между тем большинство из приведенных указаний достаточно субъективны, их правильное применение требует достаточной квалификации и честности со стороны правоохранительных органов. В связи с этим далеко не факт, что изменение правил окажет эффект — без изменения людей, которые эти правила применяют. В любом случае указания имеют очень позитивную для бизнеса направленность и могут снизить возможность использования правоохранительных органов как инструмента давления на бизнес.
Об авторах:
Назерке Ризабекова, адвокат
Бахыт Тукулов, партнер Tukulov & Kassilgov Litigation
Читайте также:
Неизменны требования и стремления к профессионализму и узкой специализации
В каких улучшениях нуждается правосудие в Казахстане?
Предложения по повышению ответственности судей Казахстана
Всегда ваш, KLR